Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством подготовки учителей иностранного языка




И.И. Бурлакова,

зав. кафедрой Одинцовского

гуманитарного института,

канд. пед. наук

(Московская обл.)

О рганизационная работа

Системный подход

Стандарт ИСО 9001:2000 подразумевает системный

подход к управлению качеством подготовки специа(

листов. В этой связи должны быть учтены процессы

формирования содержания основной образовательной

профессиональной программы, процессы создания

технологий его реализации, а также мониторинга и

коррекции.

Постоянное совершенствование

Реализация данного принципа в контексте настоя(

щего исследования ориентирована на развитие методо(

логической культуры учителя ИЯ. Методологическая

культура рассматривается нами как целостная харак(

теристика личности, обладающей фундаментальным

общенаучным и методологическим знанием, системой

ценностных ориентаций на творческое саморазвитие в

профессиональной деятельности.

Принятие решений на основании фактов

Данный принцип ориентирован на последователь(

ный и непрерывный мониторинг функционирования

системы подготовки учителя ИЯ. Мониторинг рассма(

тривается как один из этапов управления качеством под(

готовки учителя к профессиональной деятельности.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Содержание этого принципа включает выработку еди(

ной политики по формированию контингента обучаю(

щихся; научно(исследовательское взаимодействие со

школами и учреждениями СПО; анализ качества обучен(

ности и воспитанности абитуриентов, поступающих на

филологические факультеты вузов; формирование сети

базовых образовательных учреждений для проведения

профориентационной работы и педагогической практики.

Проведенное исследование показало, что научно

обоснованное управление качеством подготовки учителя

ИЯ будет наиболее совершенным, если оно будет осу(

ществляться с максимальным учетом требований меж(

дународного стандарта ИСО 9001:2000. Созданная на его

основе система управления качеством подготовки учи(

теля ИЯ – это теоретически обоснованная педагогиче(

ская система, состоящая из компонентов, находящихся

в отношениях и связях друг с другом и образующих

единство. В число компонентов входят цель, процессы

разработки содержания основной образовательной про(

граммы, процессы создания технологий реализации

основной образовательной программы, процессы мони(

торинга качества подготовки и коррекции основной об(

разовательной программы.

Функционирование системы управления качеством

подготовки учителя ИЯ обеспечивается педагогически(

ми условиями, к которым мы относим:

❖наличие нормативно(методической документации,

фиксирующей все процессы по достижению тре(

буемого уровня качества;

❖ методическое обеспечение мониторинга качест(

ва подготовленности учителя ИЯ;

❖создание комплекса диагностических материалов

по оценке качества подготовки учителя ИЯ;

❖ расширение инновационной деятельности в ас(

пекте поиска и внедрения технологий, приводя(

щих к совершенствованию качества;

❖включение преподавателей в инновационную дея(

тельность по проблемам управления качеством

подготовки будущих специалистов.

Используя методологию системного подхода, мы оп(

ределили принципы, являющиеся основой для развития

системы управления качеством подготовки учителя ИЯ.

Принцип ориентации учителя ИЯ на развитие методо_

логической культуры. Методологическая культура рас(

сматривается как личностное образование, входящее в

любой аспект профессиональной деятельности, и как

фактор совершенствования качества подготовки буду(

щего учителя ИЯ.

Принцип интеграции методической подготовки и

профессионально_практической, учебной и научно_иссле_

довательской деятельности студентов ориентирует на

пересмотр организационно(методических основ учеб(

ного процесса. Важный резерв решения этой задачи со(

стоит в создании и применении в учебном процессе

учебно(методических пособий, содействующих органи(

зации эффективной самостоятельной работы студентов.

Другим направлением реализации рассматриваемого

принципа интеграции является внедрение в учебный

процесс по дисциплине «Теория и методика препода(

вания ИЯ» инновационных технологий.

Принцип мониторинга рассматривается как одно из

важнейших условий для успешного функционирования

системы подготовки учителя ИЯ и как один из этапов

управления качеством его подготовки к профессиональ(

ной деятельности. Наличие мониторинга делает систе(

му способной к саморегуляции и развитию. При этом

информация, получаемая в процессе мониторинга, ис(

пользуется не только для выявления, устранения и пре(

дупреждения несоответствий показателям качества, но

и для постоянного совершенствования системы подго(

товки учителя.

Качество подготовки учителя ИЯ должно опреде(

ляться в соответствии с требованиями ИСО как совокуп(

ность приобретенных профессиональных и личностных

качеств, обусловливающих способность удовлетворять

требованиям стандартов высшего или среднего профес(

сионального образования, ожидаемым потребностям са(

мого обучающегося и всего общества.

Литература

1. ISO 9000:2000, Quality Management systems –

Fundamentals and vocabulary = Международный стандарт:

Система менеджмента качества. Осн. положения (Текст),

пер. и науч.(техн. ред. ВНИИ Сертификации Госстандар(

та России. М., 2001.

2. ISO 9000:2000, Quality Management systems –

Requirements = Международный стандарт: Система ме(

неджмента качества. Требования (Текст), пер. и науч.(

техн. ред. ВНИИ Сертификации Госстандарта России.

М., 2001.

58 СПО 6’2009

В опросы воспитания

Профессиональный колледж как инновационное

учреждение работает над созданием перспективных

траекторий профессионального и творческого роста

студентов, социальной адаптацией личности в посто(

янно меняющихся условиях жизни. Принципы Копен(

гагенской конвенции 2002 г. нацеливают коллективы

учреждений профессионального образования на созда(

ние системы непрерывного образования. Важность по(

ставленной задачи объясняется тем, что благодаря

образованию и повышению квалификации можно ни(

велировать социальное расслоение общества, в кото(

ром с каждым годом растет безработица и обостряются

миграционные проблемы.

Профессиональный колледж – новый тип образова(

тельного учреждения, интегрирующий начальное, сред(

нее и, как теперь уже бывает, первую ступень высшего

профессионального образования. Сегодня его выпу(

скник должен быть творческой, инициативной личнос(

тью, уметь настойчиво работать над собой. Добиться

этого возможно, если сформируется нацеленная на ре(

шение данной задачи педагогическая система – гармо_

ничный комплекс, синтезирующий содержание, средства,

формы и методы деятельности, межличностные отно_

шения.

Системный подход вооружает исследователей и ор(

ганизаторов воспитательного процесса ключевым поня(

тием «система», которое определяется как совокупность

элементов, находящихся во взаимосвязях и образующих в

силу этого целостность, единство. Особое место занимают

системы социальные, в частности, затрагивающие моло(

дежную среду. Так или иначе они всегда связаны с осново(

полагающим процессом – социализацией. Понимаемая

первоначально как приспособление к социуму, в настоя(

щее время социализация рассматривается как процесс вза_

имодействия индивида с обществом, ведущий к обретению

им субъектной позиции в системе общественных отноше_

ний. Постепенно достигается индивидуальный «баланс»

ценностных ориентаций, а на этой базе – устойчиво

доминирующая система мотивов поведения – направ(

ленность личности. При этом складывается главное от(

ношение индивида – к принятым в обществе ценностям:

позитивное, негативное или индифферентное. Воспи(

тание – «управляемая социализация», воспитательная

система – ее наиболее оптимальная организационная

форма. Педагогическая система обеспечения позитивной

социализации студентов профессионального колледжа в кон_

тексте нашей исследовательской проблемы – разновид_

ность воспитательной системы, доминантой которой

является профессиональная воспитывающая деятельность

педагогов. Это связано со спецификой контингента

студентов НПО–СПО, особенностями их семей и окру(

жения.

Определяя концептуальные подходы к разработке

педагогической системы обеспечения позитивной со(

циализации студентов профессионального колледжа, мы

опирались на ключевые положения общей теории сис(

тем и системный подход в образовании. Анализ различ(

ной научно(педагогической и социальной литературы

показал, что в целом на сегодняшний день социализи(

рующие возможности учебных заведений системы

НПО–СПО в меняющихся социокультурных условиях

изучены недостаточно. Налицо потребность в разработ(

ке современных критериев социализации, соответствую(

щих диагностических методик. Эта реалия и обусловила

тематику и направленность исследования.

Поставив перед собой цель разработать педагогиче(

скую систему обеспечения позитивной социализации сту(

дентов профессионального колледжа, мы создали ее

теоретическую модель. Отображая и воспроизводя в схе(

матичной форме объект исследования, она позволила

увидеть особенности воспитания студентов в системных

условиях. Все виды задач, решаемых в рамках системы,

оказываются тесно связанными, а совокупность отноше(

ний, возникающих между субъектами системы в процес(

се их решения, формирует ее функциональную структуру.

Для решения общесистемных задач формируются целе(

вые подсистемы. С развертыванием таких подсистем бы(

ла связана экспериментальная фаза исследования, в ходе

которой в практику экспериментальных колледжей бы(

ли внедрены различные программы профессиональной

подготовки и творческого развития студентов.

В целом системный подход к воспитанию студентов

очевидно способствовал росту их творческой активнос(

ти (рис. 1).

Рис. 1

Реальные разработки, совместная деятельность по

их воплощению в жизнь сближают преподавателей и

студентов, способствуют сохранению добрых отноше(

ний и после окончания колледжа. На базе колледжа

создан участок(полигон «Свияжск», где студентам пре(

доставляется возможность проектировать и воплощать

в материале свои проекты – малые архитектурные фор(

мы, изделия из дерева. Созданные на основе тради(

СПО 6’2009 59

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

С.К. Ягуфарова,

зам. директора Строительного колледжа № 26

г. Москвы

В опросы воспитания

ционной технологии обработки дерева с использова(

нием традиций русской северной архитектуры, изде(

лия ребят неизменно пользуются популярностью и

находят сбыт в детских садах, школах, парках. Участие

в проектировании, создании и реализации востребо(

ванной продукции позволяет учащимся подгото(

виться к работе в современных условиях, оценить свои

знания, умения, развить профессиональные и предпри(

нимательские качества и в конечном итоге адаптиро(

ваться к условиям реального производства. Глубокий

и стойкий интерес к профессии – это один из главных

побудительных мотивов, превращающих учебный

труд в творчество.

В ходе «пилотного» исследования студентов разных

курсов была получена интересная информация. На во(

прос «Хотелось бы вам стать мастером своего дела?»

утвердительно ответили 64% опрошенных, 20% отве(

тили «скорее да», 11% не уверены в своем выборе, лишь

2% ответили «скорее нет» и 3% – утвердительно «нет».

Чувство гордости вызывает принадлежность к избран(

ной профессии у 66% опрошенных, 16% респонден(

тов находятся в сомнениях, 18% – не гордятся

избранной профессией. 79% респондентов уверены,

что для овладения профессией необходимо больше

практики, склоняются к такому же ответу еще 13%, 4%

не уверены в своем ответе, лишь 4% студентов отве(

тили отрицательно. На вопрос «Интересна ли ваша про_

фессия?» 57% опрошенных дали утвердительный ответ,

26% – ответили «скорее да», 8% – не знали, что отве(

тить, лишь 9% респондентов не интересует сделанный

выбор. На рисунке 2 хорошо видна положительная тен(

денция в области приобретаемой профессии.

Рис. 2

Для развития и поддержания интереса к профессии

колледж проводит целенаправленные и разнообразные

учебно(воспитательные мероприятия: научно(техниче(

ские конференции по различным профессиям, экскур(

сии на базовые предприятия и выставки современных

технологий, встречи с выпускниками колледжа, успеш(

но реализовавшимися в профессии, выставки техниче(

ского и декоративно(прикладного творчества, конкурсы

профессионального мастерства (в рамках колледжа –

«Лучший по профессии», в рамках города – «Москов(

ские мастера»), мастер(классы, конкурс предпринима(

тельских бизнес(проектов.

Эксперимент показал, что наиболее адекватная из(

бранному подходу педагогическая технология – орга(

низация творческих объединений, как в процессе обу(

чения, так и во внеучебной сфере. Такие объединения

способствуют личностному росту студентов (закрепле(

нию потребности в творчестве, развитию новаторской

позиции, побуждающей к интеграции со сверстника(

ми), а также переходу от спонтанных объединений по

интересам к стабильным коллективам, сплоченным зна(

чимой творческой деятельностью.

В процессе эксперимента была выявлена пози(

тивная динамика социализированности студентов по

таким характеристикам, как профессиональная ком(

петентность, самостоятельность, творческая направ(

ленность личности, потребность в самореализации.

Они были сопоставлены нами с условиями, влияю(

щими на развитие воспитания в профессиональном

колледже. В результате были выявлены два неразрыв(

но связанных фактора развития педагогической систе_

мы обеспечения позитивной социализации студентов:

наставническая позиция педагогов и развитие твор_

ческой направленности студентов. Исследование

показало, что профессиональное образование и вос(

питательный процесс в рамках педагогической систе(

мы обеспечения позитивной социализации студентов

можно рассматривать только как единое целое.

Наши выводы наряду с системным анализом про(

цесса социализации студентов привели к определению

принципов функционирования педагогической систе(

мы обеспечения позитивной социализации студентов

профессионального колледжа.

К ним мы отнесли:

– приоритет гуманистических ценностей, опреде(

ляющий характер отношений участников воспи(

тательного процесса;

– наставническую позицию педагогов профессио(

нальных колледжей;

– принцип системности, предполагающий целост(

ность, последовательность и преемственность

воспитательного процесса;

– принцип единства профессионализации и социа(

лизации студентов;

– деятельностный подход к воспитанию, нацеливаю(

щий на развитие общественной активности, ком(

муникативных и лидерских черт студентов;

– творческий характер воспитания в колледже;

– личностно ориентированный характер воспитания

в сочетании с коллективными формами, связан(

ными с общественно полезной деятельностью;

– обеспечение единства нравственного и физичес(

кого здоровья воспитанников.

– современное научно(методическое обеспечение

воспитательного процесса.

Задача педагога состоит в том, чтобы насытить

жизнь студентов социализирующей деятельностью –

познавательной, творческой, общественно полезной,

обеспечивающей гармонию интересов ребенка и об(

щества. Именно в такой деятельности достигаются наи(

лучшие результаты – развиваются навыки общения,

лидерские качества, усваивается важный жизненный

опыт, растет культурный уровень, формируются твор(

ческая направленность личности, гражданская пози(

60 СПО 6’2009

В опросы воспитания

ция. Этому должна служить специальная педагогиче(

ская система обеспечения позитивной социализации

студентов профессионального колледжа, стимулиру(

ющая проявление новаторской позиции, работу сту(

дентов над собой как важный показатель позитивной

социализированности.

СПО 6’2009 61

Важнейшим элементом процесса социально(эко(

лоического образования студентов выступает его

цель. Известно, что категория цели рассматривается

различными науками. Философы, например, цель

определяют как предвосхищение в сознании резуль(

тата, на достижение которого направлено действие;

цель в качестве мотива направляет и регулирует дей(

ствие, пронизывает практику как внутренний закон,

которому человек подчиняет свою волю. Цель, опре(

деляя активную сторону человеческого сознания,

должна соответствовать объективным законам, реаль(

ным возможностям окружающего мира и самого субъ(

екта (И.Т. Фролов).

Цели социально(экологического образования

студентов определялись в контексте деятельностного

подхода с учетом выделенных нами общих, главных со(

циальных и личностных ценностей: природы, техники,

человека и общества. При этом учитывались следующие

факторы: связи целей с мотивами социально(экологи(

ческой деятельности и образованием в этой области, их

разноуровневый характер, ориентация на конечный ре(

зультат; сложность педагогического процесса, обеспе(

чивающего единство обучения, воспитания, развития

обучающихся при специфичности каждого из этих про(

цессов; связи с целями профессионального образова(

ния; общие задачи вуза, закрепленные в федеральном

законе «О высшем и послевузовском профессиональ(

ном образовании».

С учетом выделенных обязательных условий разно(

уровневые цели социально_экологического образования

студентов формулируются следующим образом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.