Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каучука




Показатели специализации производителей на рынке синтетического

 

Производство каучука в России сосредоточено, согласно данным Госком­стата, на 13 предприятиях и объединениях.

Для того чтобы иметь возможность отождествить подотрасль, где сосредо­точены предприятия-производители синтетического каучука, с рынком син­тетического каучука, проанализируем показатели специализации производи­телей синтетического каучука. Для крупнейших производителей каучука индексы специализации представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 Индексы специализации производства

Предприятие   Индекс специализации  
АООТ «Воронежсинтезкаучук»   0.8375  
Стерлитамакское АО «Каучук»   0.8417  
Тольяттинское АООТ «Синтезкаучук»   0.9226  
АООТ «Ефремовский завод синтетического каучука»   0.9712  
АООТ «Волжский каучук»   0.9554  
АООТ «Омский каучук»   0.4369  
АООТ «Красноярский завод синтетического каучука»   0.9881  
КП «Стерлитамакский нефтехимический завод»   0.9991  
АО «СК-премьер»   0.4487  

 

Анализ показателей специализации демонстрирует, что подотрасль может быть отождествлена с рынком. Это важно не только и не столько для определения показателей концентрации производства, сколько для углубленного исследования, и в особенности для факторного анализа экономического поло­жения и конкурентных преимуществ предприятий на рынке каучука. При­веденные данные позволяют сделать заключение, что для подавляющего боль­шинства предприятий в подотрасли экономическое положение зависит от цен и объемов реализации на рынке синтетического каучука.

Вопрос 2. Определение показателя размера фирмы

 

Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставле­ния размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на атом рынке.

Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существуют четыре основных показа­теля, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

— доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

— доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;

— доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

— доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавлен­ной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по стоимости акти­вов, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости. На уровень концент­рации, выраженный через добавленную стоимость, будет влиять вертикальная интеграция. Если крупные фирмы интегрированы в большей степени, чем средние и мелкие, то использование добавлен­ной стоимости в качестве показателя размера фирмы даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того, существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает в разных подотраслях и на разных рынках, трудно выде­лить занятость, объем продаж или величину добавленной стоимости, которые приходятся на данный рынок.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристи­кой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения в России (признаком доми­нирования служит контроль не менее 35% рынка), в Великобрита­нии (соответственно не менее 25% рынка).[2]

Вопрос 3. Показатели концентрации Индекс концентрации

Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

CR k =S Yi

где Yi, — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < п, где п — число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (О < Yi < 1). При k = п очевидно, что Yk = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании. Рассмотрим пример, в котором сравнительный анализ концентрации продавцов на отраслевых рын­ках А и В приведет к разным результатам в зависимости от выбо­ра числа фирм, для которых измеряется индекс концентрации (табл. 2).

Если рассматривать индекс концентрации трех фирм, то более высокий уровень концентрации мы обнаружим на рынке А. Анализ индекса концентрации четырех фирм покажет одинаковую концентрацию на рынках А и В. Судя по индексу концентра­ции пяти фирм, более высокая концентрация окажется на рын­ке В.

Таблица 2 Индекс концентрации для разного числа фирм

Рынок А   Рынок В  
Номер фирмы (k) (по убыванию долей)   рыночная доля k-той фирмы   индекс концентра­ции (CRk)   Номер фирмы (k) (по убыванию долей)   рыночная доля k -той фирмы   индекс концентра­ции (CR k)  
  0.30   0.30     0.22   0.22  
  0.20   0.50     0.20   0.42  
  0.15   0.65     0.18   0.60  
  0.10   0.75     0.15   0.75  
  0.10   0.85     0.15   0.90  
  0.075   0.925     0.10   1.00  
  0.075   1.00              

 

Недостаточность индекса концентрации для характеристики по­тенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отража­ет распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Для решения этой проблемы в странах Европейского экономического сообщества активно используется индекс Линда,[3] характеризующий соотноше­ние долей крупнейших фирм на рынке. Кроме того, дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.