Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт 1 страница




Сухопутный транспорт

 

Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем

 

технической оснащенности существуют в большинстве стран мира,

 

но имеется ряд стран, где железных дорог нет.

 

В настоящее время автомобильный и авиационный транспорт

 

является более популярным по сравнению с железнодорожным. А

 

для поднятия популярности использования железнодорожного

 

транспорта создаются сети высокоскоростных магистралей.

 

Например на маршруте Париж — Лион (скорость поезда — 260

 

км/час) после начала его эксплуатации авиакомпании понесли

 

потери, так как от билетов отказались 18% пассажиров; туннель под

 

Ла-Маншем - данный маршрут позволяет добраться из Лондона до

 

Парижа за 3 ч, а до Брюсселя за 3 ч 15 мин.

 

Тур железнодорожный — путешествие организованных туристов с

 

использованием железнодорожного транспорта. Этот вид туризма

 

подразделяется на использование для путешествия части мест в

 

поездах, следующих по расписанию, и путешествие в специальных

 

туристских поездах, арендованных составах, предназначенных для

 

организации путешествия с использованием спальных мест как

 

средств размещения, а вагонов-ресторанов — как точек питания. 187

 

На железнодорожном транспорте перевозки пассажиров

 

подразделяются на следующие виды сообщений:

 

• дальнее — перевозки пассажиров осуществляются в пределах

 

двух и более дорог;

 

• местное — в пределах одной железной дороги;

 

• пригородное — на расстояние не более 150 км.

 

Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.

 

Категории поездов: пригородные, пассажирские, скорые,

 

скоростные. Категории вагонов: плацкартные, сидячие, купейные,

 

спальные, вагоны-рестораны, почтовые.

 

В настоящее время большое количество турфирм,

 

специализирующихся на въездном туризме, работают с

 

железнодорожными компаниями для обслуживания иностранных

 

туристов по различным маршрутам внутри России (например, тур

 

«Москва — Санкт-Петербург — Москва»), Многие руководители

 

турфирм в числе первоочередных проблем, возникающих в процессе

 

работы с железнодорожными компаниями, называют

 

несовершенство системы бронирования билетов (46%), высокую

 

стоимость железнодорожных билетов (27%) при низком уровне

 

сервиса в поездах (рис. 4.2).

 

Рис, 4.2. Основные проблемы, возникающие у турфирм при

 

сотрудничестве с железнодорожными компаниями

 

Железнодорожные путешествия на поездах (поездах общего

 

пользования), следующих по расписанию, часто организуются в виде

 

групповых путешествий, т.е. поездок туристов специально

 

сформированными группами. На таких маршрутах пассажирские

 

поездаишоль-зуют для транспортировки туристов к месту отдыха

 

или обратно. Осуществление туров с транспортировкой туристов на

 

поездах общего пользования требует от туристской организации

 

предварительного резервирования мест на пассажирские поезда. 188

 

Прием заявок от турфирм на резервирование мест производится за 45

 

суток до отправления поезда, а оформление проездных документов

 

— в срок, указанный представителем железной дороги.

 

При подаче заявки с каждого заявленного места независимо от того,

 

какое количество билетов будет фактически приобретено,

 

выплачивается один раз комиссионный сбор в установленном

 

размере.

 

С 1991 г. МПС России ввело автоматизированную систему

 

резервирования билетов на железнодорожном транспорте «Экспресс-

 

2». Особенности такой информационной системы заключаются в

 

следующем:

 

• туристские организации два раза в год подают заявки на

 

бронирование билетов в МПС России на полугодие;

 

• при планировании перевозок групп туристов турфирма в заяв -

 

ках должна предусмотреть замену поезда из пяти вариантов (при

 

этом первый из указанных поездов считается основным, а

 

четыре остальных — вариантными);

 

• допускается подсадка групп туристов по линии следования

 

поезда, так как терминалы системы имеются во многих крупных

 

городах России.

 

Обслуживание групп на маршруте производится на основании

 

договора, заключенного между отправляющей и принимающей

 

туристскими организациями и графика заезда групп туристов,

 

прилагаемого к договору.

 

Обязанности направляющей турорганизаций:

 

• подтвердить телеграммой или факсом заезд группы в

 

установленные сроки за 10 дней с указанием количества

 

туристов, даты, времени прибытия, номеров поезда и вагона;

 

• обеспечить руководителя группы списками туристов;

 

• снабдить группу обратными билетами либо иметь

 

подтверждение принимающей организации об обеспечении

 

туристов обратными билетами на месте.

 

Обязанности принимающей турорганизации:

 

• организовать встречу и доставку туристов автотранспортом к

 

месту размещения и питания;

 

• подготовить места размещения в соответствии с указанным

 

количеством прибывающих туристов;

 

• заключить договор на обслуживание с предприятием питания с

 

последующим контролем его своевременного предоставления и

 

качества;

 

• обеспечить предоставление экскурсионной программы

 

обслуживания в полном объеме, а также дополнительных услуг

 

за наличный расчет;

 

• организовать проводы туристов до железнодорожной станции.

 

Встреча и проводы туристов должны осуществляться в

 

соответствии с графиком прибытия и отправления поездов в

 

любое время суток.

 

 

Железнодорожные путешествия на специализированных

 

туристских поездах. Специализированные туристские поезда

 

подразделяются на два основных типа:

 

1) составы для коротких (однодневных) маршрутов без сна в

 

пути. Такие поезда формируются из вагонов электропоездов

 

пригородного сообщения (электричек);

 

2) составы для дальних поездок (длительностью несколько суток

 

и более).

 

Туристская организация заключает договор с отделением

 

(управлением) дороги о выделении состава на определенный срок.

 

В договор на аренду специального туристско-экскурсионного поезда

 

включается следующее:

 

• маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;

 

• стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;

 

• сроки путешествия с указанием дат, продолжительности

 

остановок в каждом пункте маршрута;

 

• количество вагонов и мест в них, стоимость аренды вагонов;

 

• количество вагонов-ресторанов;

 

• количество смен постельного белья на одного человека;

 

• расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;

 

• сроки отказа от путешествия (не позже чем за 20 суток до

 

отправления);

 

• услуги в поезде (чай, завтраки в купе и т.д.).

 

После осуществления платежей, предусмотренных договором, но не

 

позднее чем за 20 дней до отправления поезда, головная дорога дает

 

адресную телеграмму всем дорогам следования и ее копии:

 

турфирме, управлениям МПС России (пассажирскому, движения,

 

врачеб-но-санитарному, предприятиям питания). В телеграмме

 

указываются схема и расписание следования поезда с указанием

 

времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время

 

подачи состава в пункт посадки и приписки, а также пунктов

 

дополнительного снабжения топливом и водой в пути следования.

 

Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования

 

и времени отправления не допускаются.

 

Железная дорога передает туристской организации два экземпляра

 

договора и две квитанции формы ГУ-57 (одна на проезд «туда», а

 

вторая на проезд «обратно»), в которых указаны: маршрут

 

следования поезда; пункты остановки; стоимость одного билета;

 

общее количество пассажиров и сумма, полученная за проезд. 190

 

Один экземпляр договора с отметкой железной дороги о получении

 

ею всех причитающихся платежей и квитанции (форма ГУ-57)

 

передаются турфирмой руководителю маршрута. По окончании

 

маршрута руководитель маршрута сдает эти документы в

 

бухгалтерию туристской организации.

 

После заключения договора и оплаты причитающихся платежей

 

производится назначение поездов. Поезда в пригородном сообщении

 

назначаются начальником отделения дороги. Туристско-экскурсион-

 

ные поезда местного сообщения в пределах одной дороги

 

назначаются начальником этой дороги. Назначение туристско-

 

экскурсионных специализированных поездов, следующих в пределах

 

двух и более дорог, осуществляется начальником железной дороги

 

отправления.

 

При назначении специального турпоезда ему присваивается

 

название, соответствующее начальному пункту отправления, которое

 

сохраняется на всем пути следования.

 

Оплата турпоездов. При заключении договора на перевозку в

 

туристско-экскурсионном поезде для дальних поездок с

 

турорганиза-ции взыскиваются:

 

• арендная плата за все пассажирские вагоны, включаемые в поезд

 

на время фактического пользования (оплата аренды вагонов-

 

ресторанов в договор не включается). За аренду вагонов-

 

ресторанов платят предприятия вагонов-ресторанов и включают

 

в стоимость питания туристов по статье «издержки»;

 

• плата за пользование постельным бельем;

 

• стоимость проезда в соответствии с расстоянием и родом

 

вагонов по тарифу пассажирского поезда (определяет

 

финансовая служба управления железной дороги), кроме платы

 

за места, используемые поездной бригадой для отдыха, и 8 мест

 

для работников одного вагона-ресторана. Выделяемые

 

работникам вагона-ресторана места сверх указанной нормы

 

оплачивает арендатор на общих основаниях;

 

• плата за пересылку с одной железной дороги на другую

 

арендованного пассажирского состава в порожнем состоянии от

 

пункта его приписки (формирования) к месту посадки туристов,

 

а также за пробег к пункту приписки от места освобождения его

 

туристами.

 

При заключении договора на перевозку туристов в турпоезде

 

пригородного сообщения с турорганизации взыскиваются:

 

• плата за время аренды, но не менее чем за одни сутки;

 

• стоимость проезда в пригородных поездах по фактическому

 

числу туристов, но не менее числа мест для сидения в поезде по

 

пригородному тарифу, действующему на участке курсирования

 

поезда.

 

 

В случае отказа турфирмы от аренды специализированного поезда

 

после подписания договора менее чем за 20 дней до его отправления

 

по причинам, зависящим от нее, туристская организация уплачивает

 

железной дороге неустойку в размере 20% суммы аренды по

 

договору. Данная неустойка удерживается железной дорогой при

 

возврате туристской организации внесенных ею платежей.

 

В таком же размере и в тот же срок железная дорога уплачивает

 

турфирме неустойку при отказе в предоставлении поезда после

 

заключения договора на аренду.

 

Питание туристов, путешествующих в туристско-экскурсион-ных

 

поездах, осуществляется в пути следования или на стоянках в

 

вагонах-ресторанах, а также в предприятиях питания города

 

пребывания.

 

Организация железнодорожного обслуживания за рубежом. На

 

билетах за рубежом отсутствуют дата поездки и номер места, так как

 

в странах Европы продажа билетов на конкретную дату и конкретное

 

место считаются отдельными услугами железной дороги. Кроме

 

того, поезда редко бывают заполнены даже наполовину, поэтому

 

бронировать заранее дату и место не принято. На билетах, как

 

правило, ставится дата приобретения. Пассажир может

 

воспользоваться данным билетом, пока не истек срок его действия

 

(обычно 2 месяца).

 

Спецификой путешествий по железной дороге за рубежом является

 

разграничение вагонов на классы (первый, второй, туристский), а

 

купе делятся на мужские, женские, семейные, для курящих,

 

некурящих, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и туристские

 

(до 6 мест).

 

В Европе принята следующая классификация поездов:

 

TD — межконтинентальный экспресс;

 

1С - международный экспресс;

 

ICL — скоростной суперэкспресс;

 

TEE — фирменный экспресс;

 

ЕС — скоростной экспресс;

 

Е — скорый поезд;

 

RSB — пригородный поезд и др.

 

Помимо разовых билетов в Европе широко распространены

 

различные «проездные» билеты, предоставляющие право

 

неограниченного передвижения в течение определенного времени в

 

указанном регионе. Билеты бывают самые разные по сроку действия

 

и широте географического охвата. Рассмотрим некоторые системы

 

льготных билетов. 192

 

Система льготных билетов «Eurailpass» действует в 17 странах

 

Европы при следовании по железным дорогам:

 

• билет без лимита расстояния (для первого класса) действует до

 

15 дней или до 3 месяцев;

 

• билет для молодежи (при наличии удостоверения

 

международной студенческой организации) без лимита

 

расстояния действует до -15 дней, один месяц или два месяца;

 

• для пассажиров, следующих вдвоем (или в большем количестве)

 

и др.

 

Такая система действует при проезде по территории Австрии,

 

Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции,

 

Нидерландов и ряде других европейских стран.

 

Система «Inter Rail» — это согласованные льготные тарифы на

 

железнодорожном транспорте, действующие на территории 27 стран

 

Европы и Африки. Билеты подразделяются по возрастным

 

категориям пассажиров и по сферам действия. В зависимости от

 

возраста пассажира билеты делятся на «Inter Rail under 26» (для тех,

 

кто моложе 26 лет) и «Inter Rail 26+» (для всех остальных).

 

Для пассажиров с билетами «Inter Rail under 26» нижнего

 

возрастного предела не существует. Обычно такими билетами

 

пользуется молодежь в возрасте 18—25 лет. Для них сфера действия

 

билета «Inter Rail under 26» разбита на 7 зон. Можно купить билет на

 

одну, две и более зон. Билет на одну зону действителен 15 дней, а на

 

большее количество зон — 30 дней.

 

Билеты «Inter Rail 26+» предназначены для пассажиров старше 26

 

лет, и их можно купить на 15 или 30 дней без разбивки на зоны.

 

В каждой стране существуют также свои национальные тарифы,

 

предусматривающие дополнительные льготы. Так, в Великобритании

 

можно купить льготный именной билет с крупной скидкой на проезд

 

без ограничения расстояния в отдельные периоды времени (система

 

^British Rail System»). Кроме того, на английских железных дорогах

 

можно приобрести проездной билет {«British pass») для туристов и

 

гостей, а также для молодежи со значительными скидками,

 

действующими только в вагонах второго класса. Здесь же установлен

 

самый льготный лимит перевозки багажа без дополнительный

 

оплаты: в первом классе — 70 кг, во втором — 50 кг (в других

 

европейских странах такой лимит составляет 20—35 кг). На

 

железных дорогах Великобритании можно провозить бесплатно

 

четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей с 5 до 16 лет действует

 

50%-ная скидка.

 

В Германии дети до 4 лет следуют бесплатно, с 4 до 11 лет — за 50%.

 

Молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или

 

студенческим билетам в вагоне второго класса.

 

Для туристов в Германии продаются льготные билеты на 5, 10, 15

 

дней и на один месяц. Такие билеты, кроме железнодорожного

 

транспорта, действительны на некоторых автобусных и речных

 

маршрутах. 193

 

Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города

 

(например, Лондон, Стокгольм) продаются льготные билеты на все

 

виды городского транспорта («Common carrier»).

 

Значительные льготы туристам предоставляются на железных

 

дорогах Австрии. Здесь продается открытый билет, действующий 15,

 

30 и 60 дней, стоимостью на 20% ниже, чем с фиксированной датой.

 

Вышеперечисленные льготы для туристов за рубежом являются

 

важным стимулом развития путешествий на железнодорожном

 

транспорте.

 

В России в настоящее время не существует аналогичных программ

 

по повышению заинтересованности потребителей в более активном

 

использовании железнодорожного транспорта. Несмотря на то что

 

Россия обладает самой протяженной и густой сетью железных дорог,

 

особенно в европейской части, железнодорожные путешествия и

 

разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты

 

железнодорожных туров не являются популярными у туристов, что

 

связано с низким качеством обслуживания туристов в пути и

 

высокими тарифами.

 

Автомобильные перевозки

 

Автобусный туризм. Автобусные путешествия — сравнительно

 

молодой вид туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м

 

годам XX в. В 1975 г. была основана первая международная линия

 

автобусного обслуживания Лондон — Дублин — Голуэй,

 

организатором которой выступила ирландская фирма «CIE». Период

 

1984—1986 гг. стал важным этапом в истории развития европейского

 

автобусного туризма, так как это было время подготовки и создания

 

общеевропейской автобусной структуры. В 1986 г. был сформирован

 

Совет Евролиний, который в настоящее время является одной из

 

ведущих компаний на рынке, которая обслуживает 250 маршрутов по

 

всей Европе.

 

К преимуществам автобусного туризма относится:

 

• в первую очередь дешевизна, затем качество обслуживания,

 

репутация турфирмы, затраты времени и др.;

 

• обилие впечатлений и возможность за короткий промежуток

 

времени увидеть максимальное количество новых мест.

 

 

В зависимости от целей перевозки пассажиров весь автобусный парк

 

можно разделить на семь групп:

 

1. Городские и пригородные автобусы для перевозки

 

пассажиров. В небольших населенных пунктах и многих городах,

 

где отсутствуют такие средства передвижения, как метро и трамвай,

 

автобус является единственным средством городского

 

общественного транспорта. Во многих крупных городах на улицах,

 

особенно в районах исторической застройки и центрах, возникают

 

проблемы с организацией дорожного движения и для автобусов

 

выделяются специальные полосы движения. Туристы активно

 

используют городской транспорт для индивидуальных путешествий

 

при посещении крупных туристских центров. В целях облегчения

 

расчетов для туристов выпускаются специальные туристские

 

проездные билеты, например, в Лондоне, Париже, Милане. Кроме

 

проезда в общественном транспорте такие проездные билеты

 

предусматривают возможность посещения музеев.

 

2. Автобусы для перевозки туристов к крупным

 

транспортным узлам (в международные аэропорты,

 

железнодорожные вокзалы, морские порты и т.д.). Такая

 

транспортная ориентация в туризме называется «трансфер» и

 

предназначена для организованной доставки туристов при прибытии

 

от аэропорта в туристский центр или к отелю и обратно. Это

 

исключает пользованиетуристами городским транспортом.

 

Трансферы от международных аэропортов в центр ближайшего

 

города или столицы имеют свои коды и обычно приводятся во всех

 

бортовых журналах авиакомпаний, каталогах, расписаниях типа

 

«Time Table*. Для трансферов используются автобусы туристской

 

комплектации с мягкими сиденьями и большим багажным

 

отделением. Поскольку трансферы на расстояния более 50 км не

 

практикуются, то требование наличия особых удобств

 

(радиотрансляции, телевизора, кухни, туалета) не предъявляется.

 

3. Специальные, единичного изготовления автобусы

 

вместимостью до 200 человек. Используются в международных

 

аэропортах для перевозки пассажиров и туристов от терминала к

 

самолету по летному полю. Поскольку этап перевозки исчисляется

 

минутами, то никакого комфорта не предусматривается, однако

 

десяток сидячих мест для престарелых и инвалидов обычно имеется.

 

Для облегчения входа пассажиров пол при входе в салон плавно

 

опускается до земли, что делает посадку большого количества

 

пассажиров весьма оперативной.

 

4. Автобусы для экскурсионных целей. Наибольшая часть

 

экскурсий по туристским центрам организуется именно на автобусах.

 

Часть объектов экскурсионного показа туристы обозревают

 

непосредственно из автобуса по ходу движения, например при

 

обзорной экскурсии по крупному городу. Если климат позволяет

 

(например, в Лондоне и Берлине), то автобусы делаются открытыми

 

и двухуровневыми. Обычно экскурсионные автобусы отличаются

 

повышенной комфортностью, мягкими сиденьями, большими

 

панорамными окнами для отличного обзора, наличием

 

радиоусилителя с микрофоном для экскурсовода. В некоторых

 

автобусах имеется возможность регулировать угол установки кресла

 

относительно окна для лучшего обзора. 195

 

Использование автобусов для экскурсий связано с необходимостью

 

согласования маршрутов со службой дорожного движения, так как

 

обычно в местах туристского интереса запрещена стоянка

 

автотранспорта, а для экскурсионных автобусов делается

 

исключение. Также следует согласовать порядок и маршрут выхода и

 

посадки туристов, поскольку именно в этот момент наиболее часто

 

бывают случаи наездов на них транспортных средств.

 

5. Автобусы для дальних регулярных рейсов и перевозки

 

туристов (рейсовые и чартерные). Рейсовые маршруты

 

распространены повсеместно, так как их отличает неизменность

 

установленного маршрута, точность расписания, остановки в строго

 

определенных и обозначенных местах. Как правило, автобусы

 

отправляются с автобусных станций, устраиваемых около

 

аэропортов, морских и речных вокзалов, железнодорожных станций,

 

конечных станций метро. Часто отправление рейсов согласовано с

 

прибытием или отправлением других средств перевозок. Так, в

 

Бирмингеме (Великобритания) от автобусного вокзала ежедневно

 

отправляется во все части страны до 600 автобусов. В Афинах на

 

автобусном вокзале находятся автобусы, следующие в Париж,

 

Лондон, Будапешт и другие столицы Европы. В США самый дальний

 

автобусный регулярный маршрут из Чикаго в Сан-Франциско

 

составляет 2395 мили и занимает 52 ч.

 

Автобусы для чартеров арендуются турфирмами с водителем и без

 

водителя. Аренда комфортабельного автобуса обходится до 600 дол.

 

США в сутки. Сроки аренды могут составлять от 8 часов до

 

нескольких месяцев. При перевозке туристов в один конец

 

необходимо учитывать пустой прогон автобуса назад в место

 

проката. Салоны чартерных автобусов для дальних рейсов должны

 

быть приспособлены для длительного пребывания в них туристов.

 

Такие автобусы снабжены мягкими регулируемыми креслами с

 

подголовниками, индивидуальным освещением каждого места и

 

вентилятором. В салоне должен быть кондиционер, безопасные

 

стекла повышенной прочности, иногда затемненные, с занавесками,

 

верхние полки для легкой ручной клади и одежды. Автобус должен

 

быть оборудован гардеробом для верхней одежды, туалетом,

 

мусорными бачками, кухней с холодильником, специальным




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.344 сек.