Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечение внимания к сообщению




Таким образом, любопытство - это начальный этап и условие формирования

интереса. Результатом начального этапа алгоритма формирования интереса

является привлечение и сохранение внимания собеседника к предлагаемой

деловой информации. Любопытство возбуждается новизной и необычностью

формы, которую нужно трактовать широко, т.е. это может быть и

привлекательный внешний вид собеседника, и своеобразная форма высказывания

(голос, интонация, темп), и форма поступка, действия. Известный чешский

социолог Иржи Томан в книге “Искусство говорить” приводит ряд способов

привлечения внимания собеседника.

Остановимся на некоторых из них.

1. Сообщение нового. Всем людям свойственно любопытство, желание узнать

что-то новое. При этом все стремятся получить новую информацию как можно

скорее и с наименьшей затратой труда. Сообщение новой информации,

касающейся профессии или увлечения слушателя также вызывает интерес.

Внимание слушателя можно привлечь, предложив ему новые аспекты дела или

новые аргументы, которых он до того не знал.

2. Рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление. Люди

любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники,

об интересных случаях из жизни людей, и вообще обо всем, что отличается от

повседневной жизни.

3. Привлечение внимания путем организации дискуссии или спора с третьим

лицом. Такой способ содержит в себе определенную долю риска. Если полемика

приобретет слишком острый характер, присутствующие могут проявлять

осторожность в интересе и внимании к вам. Нельзя превращать дискуссию в

конфликт.

4. Использование оригинального и своеобразного стиля высказывания,

усиление его образности. При этом необходимо помнить, что краткие и

простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные.

5. Сообщение ярких и интересных сравнений и примеров в начале рассказа. Не

нужно утруждать слушателя длинными вступлениями.

6. Выразительное интонирование речи: изменение в нужных местах темпа речи,

тона и силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз.

7. Сопровождение речи иллюстрациями и наглядностью, демонстрация

фотографий, картин, приборов и т.п.

Говоря о привлечении внимания в публичном выступлении, американский

специалист по ораторскому искусству Френк Снелл отмечает чрезвычайную

важность начала речи. Очень часто уже после первых слов слушателю

становится скучно и привлечь его внимание в дальнейшем очень трудно. Это

положение справедливо и для межличностных форм общения. “Первое

впечатление слушателей должно быть положительным, вселять уверенность, что

время не будет потеряно зря”, - говорил Снелл. В самом начале нужно

показать, что информация будет оригинальна и нова, и что она будет

отличаться свежестью и образностью. С целью привлечения внимания партнера

Снелл рекомендует использовать.

- цитаты знаменитых людей;

- предложения, поражающие своей необычностью;

- истории, немедленно вызывающие сочувствие слушателей;

- ссылки на библию,

- рассказ о собственной жизни,

- ссылки на недавно появившиеся и известные большинства произведения,

- риторические вопросы,

- исторические эпизоды, занимательные приключения из прошлого или

настоящего.

Универсальным средством привлечения внимания партнера является юмор.

Чувство юмора является наиболее ярким качеством, вызывающим у нас интерес

и симпатию к собеседнику. Поэтому общепризнанным считается эффект юмора

при установлении межличностных контактов. При этом остроумная шутка

действует безотказно и почти мгновенно Она снимает возможную неловкость,

излишнюю напряженность в общении, создает необходимую атмосферу открытости

и доверия Л.Н. Толстой отмечал, что юмор представляет собой большую силу.

Ничто, по его мнению, так не сближает людей как хороший, безобидный смех

Зачастую даже отрицательное мнение, ранее сложившееся о человеке,

сглаживается, если ему присуще чувство юмора. Обычно люди общительные,

наделенные чувством юмора, являются “душой компании” и, естественно,

внимание присутствующих принадлежит им.

При решении сложных вопросов непродолжительный смех снимает напряжение

и усталость, способствует мыслительной деятельности. По мнению К.

Паустовского, самая напряженная деятельность человека может и даже должна

сопровождаться юмором. Поэтому целесообразно периодическое использование

юмора в педагогическом общении для повышения интереса и умственной

деятельности учащихся. Он широко используется в массовых видах

коммуникации как средство установления контакта. Опытный оратор или лектор

в выступлении периодически использует шутки, анекдоты с целью возбуждения

интереса и поддержания контакта. Важную роль в общении отводил шутке

Аристотель Он считал, что шуткой можно противостоять серьезности

оппонента, снизить накал спора, полемики, дискуссии

Интересен и другой аспект юмора, связанный с возможностью влиять на

свои чувства. Я. Райнис отмечал. “Улыбнитесь над своими горестями - горечь

их исчезнет. Улыбнитесь над своим противником - исчезнет озлобление.

Улыбнитесь и над своим озлоблением - не станет и его”.

Как уже отмечалось выше, в психологии известен эффект Йеркса -

Додсона, который состоит в том, что чрезмерно сильная мотивация

препятствует успеху деятельности, особенно сильно это проявляется в

общении, в том числе и деловом. Одним из средств выхода из этой тупиковой

ситуации можно предложить юмор. В данном случае он становится мостиком

между мотивацией и успехом. Нужно самому уметь шутить над собой и

позволять делать это другим

Таким образом, юмор является незаменимым средством преодоления

коммуникативных барьеров, в частности, связанных с отсутствием у партнера

интереса к сообщению. Однако использование шутки, юмора в деловом общении

должно соответствовать ряду требований

- юмор должен быть нейтрален по смыслу, или хотя бы не направлен на

партнера;

- шутка должна быть понятна и доступна собеседнику,

- юмор не должен затрагивать моральные и другие ценности партнера;

- юмор должен быть уместным

Несоответствие юмора этим требованиям может привести к противоположному

результату.

С целью привлечения внимания может использоваться комплимент. Он

затрагивает чувство гордости собеседника, располагает его к теме общения

Завуалированной разновидностью комплимента является ссылка на

компетентность партнера в данном вопросе, его профессионализм, авторитет.

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.