Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий трансакционный анализ общения




Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами,

может развивается в русле так называемого трансакционного анализа,

представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

На физическом уровне личности существуют простые трансакции, чаще

всего дополнительные. Одновременно с ними функционируют трансакции и на

психологическом уровне, но уже с позиции других состоянии “Я”.

Следует отметить, что трансакционный анализ является одной из наиболее

продуктивных теорий, объясняющих человеческое общение. Ее положения

сохраняют свою актуальность и в условиях управленческого общения. Она

объясняет и дает пути разрешения некоторых конфликтов, дает ключ к

углублению взаимопонимания между руководителем и подчиненным, повышает

эффективность их взаимодействия. Важной задачей является разработка на

основе трансакционного анализа тренинговых методик, деловых игр для

обучения руководителей эффективному взаимодействию и управленческому

общению в целом.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная

Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и

трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил

на следующие категории:

состояния Я, сходные с образами родителей;

состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве

и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия Родитель,

Взрослый и Ребенок. Состояния Я — это нормальные психологические феномены.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок — это

источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря

Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает

сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и

учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником

между ними.

Позиции партеров в общении определяются теми состояниями “Я”, которые

в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы,

сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по

психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом

и Л. Ланг в их работе "Руководитель без конфликтов".

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на

контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать,

управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с

желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и

поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и

избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и

необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет

выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и

"пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой

план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они

действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия "нанимателя" — адаптация к партнеру. Показательно, что

разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так,

"контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и

доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на

понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например,

человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в

большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение

обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного

предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или

закрытостью предметной позиции.

Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле

способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть

позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или

нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и

смешанные типы.

- Одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не

раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!".

- Общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои

"обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями

другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение

осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства:

степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И

вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования,

максимальная эффективность делового общения достигается при открытом

характере.

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.