Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический анализ расходов на реализацию товаров организаций торговли по общему уровню и отдельным статьям




 

Целью проведения экономического анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Для достижения указанной цели необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:

1. оценка общей суммы и уровня расходов на реализацию торговых организаций за отчетный период, в динамике, а также в сравнении с организациями-конкурентами и со среднерыночными отраслевыми показателями этих расходов;

2. изучение расходов на реализацию в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и по уровню (в процентах к обороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчетный период и в динамике;

3. выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров;

4. оценка эффективности затрат и ее влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций;

5. поиск и расчет резервов экономии расходов на реализацию товаров, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.

Основным информационным источником для проведения анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию является бухгалтерский баланс торговых организаций и формы к нему, в частности, Ф №3 к балансу «Отчет о расходах, доходах и финансовых результатах от реализации товаров», как ведомственная форма отчетности для системы потребительской кооперации Республики Беларусь. Заполнение этой формы осуществляется в разрезе основных отраслей деятельности: розничная торговля, оптовая торговля, в целом по торговле, общепит, заготовки. Кроме того, при проведении экономического анализа расходов на реализацию используются данные статистической отчетности, оперативная документация, действующие нормативные документы (ставки арендной платы, нормы амортизационных отчислений, тарифы на перевозку грузов, лимиты и др.).

По ходу практической реализации поставленных задач рассчитываются следующие аналитические показатели расходов на реализацию:

1. Уровень расходов по общему уровню и отдельным статьям за отчетный (1) и базисный (0) периоды:

       
 
 
   

 


где ∑Р0, ∑Р1 — общая сумма расходов соответственно за базисный и отчетный периоды, р.; РТО0, РТО1 — объем товарооборота соответственно за базисный и отчетный периоды, р.; УР0, УР1 — уровень расходов в процентах к товарообороту соответственно за базисный и отчетный периоды, %.

2. Размер изменения общего уровня и уровня отдельных статей расходов на реализацию товаров:

 
 

 


Знак «-» означает экономию уровня расходов, знак «+» — его перерасход.

3. Темп изменения общего уровня и уровня отдельных статей расходов на реализацию товаров:

 
 

 

 


4. Относительная сумма экономии (перерасхода) расходов на реализацию товаров:

 
 

 

 


Для проведения анализа расходов на реализацию по общему уровню и отдельным статьям можно использовать показатели таблицы.

Таблица – Расходы на реализацию по торговой деятельности райпо за отчетный год

млн р.

Показатели Предшествующий год Отчетный год Показатели динамики:
размер изменения уровня (%) темп изменения уровня (%) сумма экономии, перерасход
1.Розничный товарооборот, всего в действующих ценах в сопоставимых ценах 7641,3 7641,3 10850,4 7862,6 Х Х X X X X
2.Расходы на реализацию товаров: сумма в % к обороту 1245,5 16,3 1746,9 16,1 X -0,2 X -1,23 +501,4 -21,7
В том числе: - транспортные расходы, сумма в % к обороту 225,4 2,95 291,9 2,69 X -0,26 X -8,81 — -28,2
- расходы на оплату труда, сумма в % к обороту 413,4 5,41 591,3 5,45 X +0,04 X +0,74 +4,3
3. Расходы по уплате процентов за кредит сумма в % к обороту     123,8 ?     169,3 ?   -0,06 -3,7 +45,5

 

Большинство торговых организаций потребительской кооперации Республики Беларусь осуществляют оптовую и розничную продажу товаров. В связи с этим необходимо рассчитывать и анализировать уровни расходов в целом по торговой организации, а также по ее розничному и оптовым звеньям.

Уровень расходов на реализацию по розничному звену рассчитывается путем отношения суммы расходов этого звена к розничному товарообороту, выраженному в процентах. Оптовое звено определяет указанный уровень путем отношения суммы расходов на реализацию в опте к оптовому товарообороту, включая оборот собственной розницы (если этими видами продаж занимается данная оптовая организация), и умножением на 100 процентов. В целом по торговой системе при определении уровня расходов принимают во внимание сумму расходов на реализацию розничного и оптового звеньев и весь розничный товарооборот, включая розничный товарооборот торговой сети и оптовых баз.

Проводится анализ показателей эффективности расходов на реализацию торговых организаций.

Ресурсы организаций торговли (материальные, финансовые и трудовые) в ходе хозяйственной деятельности трансформируются и находят свое отражение в различных статьях затрат. Поэтому кроме традиционно рассчитываемых показателей эффективности расходов на реализацию предлагается также оценивать структуру затрат по наиболее весомым статьям расходов и динамику их доли в доходе торговых организаций.

Экономический анализ расходов на реализацию торговых организаций обязательно увязывается с расчетом экономических границ их деятельности, а именно, объемами безубыточной и минимально-рентабельной торговой деятельности (при расчетах используются суммы расходов на реализацию с делением их на условно-постоянные и условно-переменные расходы).

Анализ расходов на реализацию необходимо проводить как по общему уровню, так и в разрезе отдельных статей. Это позволяет выявить колебания их динамики, установить перечень статей, по которым наблюдается перерасход или экономия; выявить и использовать возможности и резервы снижения расходов по отдельным статьям. В первую очередь, должны изучаться статьи расходов, которые занимают основное место в общем их объеме. Это расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, расходы на аренду и содержание зданий, транспортные расходы, проценты за кредит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.