Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило восьмое: старайтесь использовать полученную инфор­мацию в своей практической деятельности. 1 страница




Правило седьмое: чередуйте заучивание с отдыхом или переме­ной вида деятельности.

Благодаря многократной циркуляции импульсов по нейрон­ным цепям кратковременная память переходит в долговременную. Этот период закрепления, или, как говорят ученые, консолида­ции, длится 15—30 минут. Поэтому лучше всего после интенсивно­го запоминания отдохнуть, чтобы дать мозгу спокойно завершить свою работу по закреплению материала. Полезно отдыхать через каждые 40—45 минут, чтобы информация уложилась в голове. Да и внимание дольше этого времени удержать очень трудно.

Не забывайте и о перемене видов деятельности, чтобы не было так называемого ретроактивного торможения. Опытным путем ус­тановлено, что запоминание тем лучше, чем меньше последую­щая деятельность похожа на предыдущую. Например, после заучи­вания прилагательных лучше усваивалась информация по запоми­нанию чисел, а хуже всего, если предлагалось заучивать другой ряд прилагательных.

Ретроактивное торможение бывает меньше и в том случае, если последующая деятельности легче предыдущей. Иными словами, после работы по запоминанию трудного материала нужно отдох­нуть на чем-то легком. Вряд ли логично после освоения сложного теоретического курса учить иностранный язык. Если вы будете сле­довать этим правилам, скоро заметите их полезность для освоения учебного материала. Но главное правило, которое наилучшим об­разом закрепляет информацию, — следующее.

Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно и на­долго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы

на этом языке.

Сложные теоретические понятия об особенностях и аспектах информации старайтесь применять в своей журналистской прак­тике. Например, понятия семантического аспекта информации прекрасно укладываются в памяти, если вы проанализируете не­сколько газетных или телевизионных текстов на предмет присут-


ствия в них дескриптивной (описательной), волюативной ^ ночной), прескриптивной (предписывающей) и нормативи| информации, а основные характеристики прагматического асщ та (новизна, небанальность и релевантность, т.е. соответствие ] тересам аудитории) оцените по пятибалльной системе. Еще ше, если вы проанализируете таким образом не только чужие, и свои тексты.

Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться емами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при. нании имен, дат и т.п. Но о приемах мнемоники поговорим дельно.

Приемы мнемотехники

Мнемотехника, или мнемоника (от греч. тпете — памя techne — искусство, мастерство, mnemonikon — искусство запох нания) — это система различных приемов, облегчающих запол нание и увеличивающих объем памяти, основанная главным i зом на использовании закона ассоциаций.

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) в мнемотехни* психологии означает соединение, связь, образующуюся при ог деленных условиях между двумя или более психическими обр ваниями (ощущения, восприятия, представления, идеи и т.г Актуализация одного из них влечет за собой появление (прояв ние, вспоминание) другого.

Богиней памяти и наименования в Древней Греции считал^ Мнемозина, дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса 9 муз. Лейбодейской пещеры в Беотии было два источника: Леты — гини забвения и Мнемозины — богини памяти.

Искусство запоминания — очень древнее искусство*. В Грег искусство памяти было весьма важным, престижным, потому' позволяло блистать в качестве ораторов, выделяться знаниями! аристократическом обществе, поражать своей ученостью и де ствительно очень помогало в учебных и научных занятиях.

Есть сведения, что Пифагор (VI в. до н.э.) более двадцати учился у древнеегипетских жрецов искусству запоминания. По др гим источникам, изобретение мнемотехники как специальной тодики для развития памяти приписывается древнегреческому i эту Симониду, который преподавал мнемонику еще в V в. до н.'

* См., например: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1972; Как ул шить свою память. Тольятти, 1995 и др.


Однажды, как гласит легенда, его пригласили на пир. Но неожи­данно вызвали из зала по какому-то неотложному делу. В это время потолок рухнул и придавил всех, кто был за столом. Но Симонид помнил, кто где сидел, и это помогло опознать погибших.

Отдал дань мнемонике и великий Аристотель, который назвал четыре правила построения ассоциаций:

♦ по сходству;

♦ по контрасту;

♦ по соотнесенности в пространстве;

♦ по соотнесенности во времени.

Знаменитый римский оратор Цицерон пользовался методом ассоциаций по соотнесенности в пространстве. Учитель мнемотех­ники Метродор соотносил то, что хотел запомнить, со знаками зодиака, с созвездиями.

И в средние века искусство запоминания не умирало. Еще в XIII в. Роджер Бэкон написал сочинение об искусстве запомина­ния, которое сейчас хранится в Оксфорде. В 1491 г. в Венеции был даже издан учебник по мнемотехнике «Образец совершенства», написанный Питером из Равенны и переведенный на многие язы­ки. С применением правил мнемоники была издана знаменитая «Грамматика» Ромберга в картинках. А Джулио Камилло в XVI в. построил Театр Памяти, который был расположен на семи уров­нях, долженствующих символизировать семь мер мирового уст­ройства. Они разделялись семью проходами с воротами, на кото­рых были изображены различные образы.

В Европе в XIX в. мнемотехнику преподавали в учебных заведе­ниях. Широко она была распространена и в России, а в Санкт-Петербурге был даже открыт специальный мнемотехнический ин­ститут. Однако после революции мнемонику объявили реакционной, и только в последние десятилетия интерес к искусству запомина­ния возник снова.

Сейчас много литературы на эту тему, и вы можете найти ее

на книжных прилавках.

Итак, перечислим методы мнемотехники (см. подробнее в книге «Как улучшить свою память», о которой уже шла речь).

1. Метод связующих звеньев применяется при запоминании не связанных между собой слов, понятий.

Составляя такие ассоциации, важно знать, что лучше запоми­наются те, которые построены с применением следующих правил:

♦ можно искажать пропорции, делать их необычными, очень

большими;


♦ активизировать их действия, представлять в движении;

♦ изменять функции предметов (например, зонт можно упс
ребить в качестве тарелки);

♦ множить предметы;

♦ озвучивать неодушевленные предметы и т.п.

эфр

Если, например, вам нужно запомнить ряд слов: компьюте звезда, мыло, снег, фигура, зонт, вы можете просто составить paccj с этими словами, и они запомнятся. Можно запоминать их в порядке, в каком они следуют, представив их в ярком, красоч ном, необычном виде, в функциях, ролях, им несвойственш Например, летящий во вселенной рядом с оранжевой звездой ромный смеющийся компьютер; мыло в виде вселенского дворщ ка, подметающего Млечный Путь; снег, из которого сварена кс мическая каша для участников этого путешествия, и фигуру ос цианта, приносящего им снежную кашу в белом зонте*.

2. Структурирование, переструктурирование, поиск закономс ностей.

Этот способ предполагает нахождение какой-то закономернс сти в расположении, содержании, форме запоминаемого. Структурировать можно по нескольким основаниям:

♦ в алфавитном порядке;

♦ по родовым, видовым признакам (например, люди, живс
ные, предметы и т.п.);

♦ по упорядоченной шкале, величине, интенсивности призна
ка и т.п.;

♦ образованием фраз из начальных букв слов;

♦ ритмизацией;

♦ рифмованием.

Например, телефон 987-65-43 легко запомнить, потому что _.г,. убывающий натуральный ряд чисел. Как и год французской револю-1 ции 1789, где цифры идут по возрастающей. Годы жизни М. Ю. Лер-/ монтова сами врезываются в память, потому что последние Д1 цифры меняются местами: 1814—1841.

Можно составить фразу из количества букв, которые входят в названия цифр. Например, для запоминания года издания первой книги в России Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г."1, можно составить фразу: И (1 буква) КНИГА (5 букв); ПЕРВАЯ | (6 букв); БЫЛА (4 буквы), добавив название этой книги — «Апо-

* См. подробнее об этом методе в кн.: Гарибян С. Школа памяти. М., 1992.


стол». Таким образом, на всю жизнь запомните эту дату, важную для истории книгопечатания и журналистики, «Икнига первая была

"Апостол "».

Еще в дореволюционной гимназии придумали фразу для запо­минания по числу букв в названиях цифр числа ПИ, правда, в виде фразы в старом правописании: «Кто и шутя и скоро пожела­ешь пи узнать, число ужъ знаетъ»: 3,1415926536.

Со школьных лет мы знаем, что запомнить цвета спектра (крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый) нам помогала фраза из начальных букв этих цветов: «Каж­дый охотник желает знать, где сидит фазан».

Можно расположить запоминаемые слова в алфавитном по­рядке или образовать из первых букв какое-то слово. При помощи этого способа (с применением образного мышления) легко при­помнить имена всех девяти греческих муз (от греч. musa — мысля­щая), дочерей Мнемозины.

Каллиопа — муза эпической поэзии, изображалась с грифелем

и свитком.

Клио — муза истории, изображалась со свитком и палочкой

для письма.

Мельпомена — муза трагедии, изображалась с трагической мас­кой в руке и венком из плюща.

Талия — муза комедии, изображалась с комической маской в

руке.

Терпсихора — муза танца, изображалась с лирой и плектром,

специальной пластинкой для игры на лире.

Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии (гимн — himnos в Древней Греции означал торжественную хвалебную песнь в честь богов и героев), изображалась со свитком в руках.

Урания — муза астрономии, изображалась с глобусом и цирку­лем.

Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической песни, музыки, изоб­ражалась с флейтой в руках.

Эрато — муза лирической, любовной поэзии, изображалась с

лирой в руках.

Структурируем имена муз по начальным буквам и количеству одинаковых начальных букв. Образуем из них два имени — мужс­кое ПУМ (Полигимния, Урания и Мельпомена, начальные буквы которых встречаются по одному разу) и КЭТ (остальные музы, начальные буквы которых встречаются по два раза: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Эрато, Талия, Терпсихора). И запоминаем выразитель-


ную картинку: по саду гуляют две прелестные дамы по имени и кавалер ПУМ, который их сопровождает.

Но лучше всего запоминаются имена муз, если вы по ме связующих звеньев сочините стихотворение, в котором все действуют в соответствии со своими основными функциями, хотворение не обязательно должно быть шедевром поэзии, в, ном случае оно играет подсобную роль для создания прочных i социаций в памяти.

3. Метод ключевых слов или цифро-буквенных кодов. Он пр

полагает, что для запоминания одних слов или цифр необхол их связать с другими буквами, цифрами или словами, котор| являются постоянными, ключевыми и которые нужно знать зусть.

Психологи предлагают мнемоническую таблицу соотнеси цифр и букв*.

1 — Л (единица похожа на букву)

2 — ЖН (ЖеНы)

3 — Ш, Щ (в этих буквах по 3 столбика)

4 _ ЧР (ЧетыРе)

5 — ПБ (Пять, Б — парная)

6 — ВФ (В — похоже, Ф — парная)

7 — СМ (СеМь)

8 — ГКХ (X — похоже, ГК — парные)

9 - ДТ (ДевяТь)

10 — оставшиеся ЦЗ

Теперь, если вы хотите запомнить при помощи этих букв кую-то дату, например 1703-й — год создания первой русско! газеты петровских «Ведомостей», вы можете составить фразу букв, соответствующих этим цифрам: «Любил создавать царь ш девры».

В книге «Как улучшить память» предлагается другой цифр буквенный код. Несколько цифр обозначаются при помощи пс ледних согласных в словах, обозначающих эти цифры:

0 — Л (ноЛь)

1 _ Н (одиН)

2 - В (дВа)

3 — Р (тРи)

8 — 8 (восеМь)

Остальные буквы будут соответствовать согласным, с которь начинаются слова, обозначающие эти цифры:

* См.: Лекелис В. Твои способности, человек. М., 1972.


 

4 — Ч (Четыре)

5 — П (Пять)

6 — Ш (Шесть)

7 — С (Семь)
9 — Д (Девять)

Предлагается мнемоническая фраза для запоминания этого кода: ЛеНиВый РифМаЧ, ПиШи СиДя (важно запомнить ряд соглас­ных букв, кроме ф, которую нужно опустить).

Теперь, если вам нужно запомнить номер телефона 439-26-20, вы составляете фразу из трех слов, с буквами, которые заменяют вам цифры, например: «Че РНь ВыШе ВоЛи» или «ЧеРеН ВаШ

ВоЛ».

Этот же метод используется и при запоминании и последую­щем использовании списка слов, соответствующих определенным цифрам, например: 10 — Ил, 1 — Ной, 2 — Вой, 3 — Ария, 4 — Очи, 5 — Па, 6 — Уши, 7 — Ус, 8 — Яма, 9 — Ад, 10 — Нил. Эти списки могут быть большими, до 100 слов*.

4. Топологичекий метод (метод Цицерона). Он состоит в том, чтобы топологически (от греч. topos — место), т.е. пространствен­но, связать то, что нужно запомнить, с чем-то хорошо знакомым, например с разными уголками в своей квартире**.

Московский репортер Шерешевский, о котором уже шла речь, часто, запоминая слова, мысленно прогуливался по Москве от Пуш­кинской площади по улице Горького (Тверской) к центру и рас­ставлял по пути все, что нужно было запомнить. И если редко у него и случались ошибки, то это было связано не с дефектом памяти, а с дефектом видения: например, он не заметил при мысленном при­поминании белое яйцо, поскольку поставил его у белой стены.

Очень удобно расположить, например, даты по истории в то­пологическом пространстве таблицы, которая разделена на несколь­ко квадратов-веков, каждый из которых в свою очередь расчерчен на десять квадратиков по горизонтали и вертикали. Каждый квад­ратик означает один год. Поместив таким образом различные даты по их местам (обозначив разными цветовыми символами: война — красным, начало и конец царствований — фиолетовым, восста­ния, революции — оранжевым, научные открытия — синим и т.п.), вы, по крайней мере, запомните, в каком веке произошло то или иное событие и в какое примерно время (в начале, середине или конце столетия).

* См.: Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

** См. об этом подробно в кн.: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.,

1993.


5. Построение искусственных ассоциаций. Тот же Шерешевс* очень умело пользовался при запоминании абсолютно бессл ленного набора слогов системой ассоциаций, когда соединял1! по созвучию или по смыслу с известными ему людьми, noj ми или предметами. Например, ему предложили запомнить аб кадабру МАВАНАСАНАВА. Он составляет следующий ассоциа ный образный ряд: «Моя квартирная хозяйка (МАВА), у кс я жил в Варшаве на Слизкой улице, высунулась в окно, выхс щее во двор, левой рукой она указывает внутрь комнаты (НАС правой делает отрицательный жест (НАВА) еврею-старьеви стоящему во дворе с мешком на правом плече, дескать, m для продажи нет. "Муви" по-польски значит "говорить". "На условно по-русски "наша", я запомнил, что заменил "ш" на ис кроме того, когда хозяйка поизнесла "наса", передо мной нул оранжевый луч, характерный для звука "с". "Нава" по-лат ски значит "нет". Различные гласные не имели значения, — знал, что между всеми согласными есть только "а"»*.

Однажды Шерешевскому прочли несколько строф по-* ски из «Божественной комедии» Данте. И каково же было удивле* психологов, когда он повторил стихи слово в слово через 15 Процесс выстраивания ассоциаций с незнакомым языком пора ет изобретательностью: «Nel — я платил членские взносы и там| коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) — я скрипач; поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке, дом папиросы "Дели" — это del, рядом тут же я ставлю кам| (camin); di — это рука показывает дверь; nos — это нос, челов который попал носом в дверь и прищемил его... На углу Cyxapei стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (ипа). Рядо)* ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сильва (selva), но она не была Сильва — под ней ломаются подмостки, это звук и т.п.»**.

Впрочем, приведенные здесь правила, конечно, не исчерг вают всего их богатства. Кроме того, у каждого есть свои приемы! секреты, как быстрее и прочнее запомнить то, что поможет в: ни и в будущей профессии.

Говоря о значении памяти для будущего журналиста, следует сказать, что нужно тренироваться в запоминании имен* фамилий. В этом вам поможет знание этимологии имен и фа лий, их генезиса и значений. Достаточно обратиться к словаря Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993; Суслова А.

* Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. С. 32. ** Там же. С. 28-29.


Суперанская А. В. О русских именах. Л., 1997; Словарь фамилий. Л. Новгород, 1997; Словарь современных русских фамилий. М., 2001; Флоренский П., Минцлов С, Руже П., Величко Ф., Попов С, Хи-гир Б. Тайна имени. Харьков, 1994; Справочник личных имен наро­дов РСФСР. М, 1989; Матюгин И., Чекаберия Е. Запоминание лиц

й имен. М., 1994 и др.

Полезно для эффективного запоминания знать этимологию наиболее распространенных имен (см. Приложение 7).

Развитие внимания и наблюдательности

К. Ушинский говорил, что внимание — это та дверь, через которую проходит все, что входит в сознание человека из внешне­го мира. Короче, если вы невнимательны, то дверь закрыта или полуоткрыта. А одним из условий продуктивности учебы является умение сосредоточить свое внимание на предмете изучения или наблюдения. Психологи опытным путем обнаружили, что если че­ловек внимателен, то производительность его труда может повы­ситься в 10 раз.

Вам, конечно, известно, что внимание — это сосредоточен­ность мыслей, зрения, слуха на каком-либо объекте, направлен­ность на что-либо. При отсутствии внимания вообще невозможна никакая целенаправленная умственная деятельность.

Внимание бывает непроизвольным, непреднамеренным, когда вы реагируете невольно на яркую картину, свет, цвет, громкий звук, необычную форму, интересный сюжет и т.п. При произволь­ном, волевом внимании предполагается целенаправленный вы­бор объекта внимания, когда приходится концентрироваться на восприятии, может быть, даже скучного по форме, но важного материала. Воспитанием такого произвольного внимания и следу­ет заняться прежде всего. Для этого полезно проанализировать свой­ства своего внимания и научиться управлять им. Каковы же эти

свойства?

Прежде всего, устойчивость внимания, т.е. способность удер­живать объект деятельности в поле своего сознания на определен­ный срок, умение сосредоточиться. В. Пекелис в книге «Твои спо­собности, человек» приводит случай, который произошел с Со­кратом. Он решил пойти вместе с колонной воинов в поход. Однако в пути его заинтересовало решение какой-то философской про­блемы, и он в задумчивости простоял посреди дороги несколько часов, отстав от колонны.

Устойчивости внимания и не хватает студентам на лекциях, семинарах, при работе с литературой. Первокурсники факультета


журналистики оценивают эту свою способность в 3,5 балла по тибалльной системе, следовательно, существует необходимо тренировать столь важное для учебы и будущей профессии каче­ство. Устойчивость внимания тренируется разными способами. Са» мый простой: зачеркивать в газетном тексте некоторые буквьц например а, р, ж, ю. Последите, как долго вы будете делать это без?! ошибок. Установлено, что при однообразии раздражителей устой-; | чивое внимание держится от 5 до 20 минут, при разнообразии до 40 минут

Следующее важное свойство внимания — его объем, т.е. коли-, J чество объектов, которые человек может воспринять за относи-» тельно короткое время. Этот объем обычно не превышает 6—7 еди-,| ниц (изображений, слов, букв, чисел), если смысловая связь pa-J зорвана. Если смысловая связь есть, объем внимания больше. Л

Проверить объем своего внимания несложно. Можно попро-.f сить кого-то показать вам на одну секунду картинку с изображе-J нием 6—8 самых разных предметов или прочитать такое же количе-*| ство слов, чисел, букв. Попытайтесь воспроизвести их. Если вы, назовете 6—7 объектов, объем памяти отличный, если 4—5 — хоро-Д ший, если меньше, то, безусловно, нужно заниматься трениров- I кой внимания. В опыте, проведенном с первокурсниками факуль-.| тета журналистики, таких оказалось около 30%.

Очень важно для учебы и журналистской профессии такое свой-.> ство, как рапределяемость внимания, т.е. способность удерживать •* в поле сознания сразу несколько объектов или заниматься разны-j! ми видами деятельности. Короче, важно знать, какое количество* действий вы можете выполнять одновременно, например, слушать^ собеседника и записывать, что он говорит, при этом, наблюдая его реакциями и поведением, задавать очередные вопросы, к это и бывает обычно в журналистской практике. Студенты факуль-,^ тета журналистики ниже всего оценивают наличие этого свойства^ у себя — в 3,3 балла.

Распределяемость внимания проверяется и тренируется разны- | ми путями. Можно, например, писать цифры от 1 до 20 и одновре­менно вслух считать в обратном порядке от 20 до 1. Или попытай­тесь запомнить фразу, которую вам читают, и одновременно по--считать, сколько раз читающей при этом постучал карандашом.. Можно поместить цифры в различные геометрические фигуры: 3 в круг, 5 в треугольник, 7 в квадрат — и сосчитать их сумму, а> затем вспомнить, в каких фигурах какие цифры были помещены.

В оперативной и многоплановой работе журналиста часто тре­буется быстро переключить свое внимание с одного объекта на другой, т.е. обладать свойством переключаемости внимания. Пер-


вокурсники оценили наличие этого свойства у себя в 4 балла, оче­видно, нередко ассоциируя его с рассеянностью, неспособностью сосредоточиться. Однако переключаемость внимания предполагает быстрое и полноценное включение в новый вид деятельности, спо­собность быть в ней таким же продуктивным, как в предыдущей. Найти упражнения по тренировке внимания можно в разных психологических практикумах, например, «Практикуме по общей психологии», в книге К. К. Платонова «Занимательная психоло­гия» и др.

Развитие наблюдательности

Развитое восприятие и наблюдательность — еще одно, весьма важное для студента факультета журналистики качество. Восприя­тие — это система отражения, приема и преобразования инфор­мации об окружающем мире, необходимое условие познания и мышления. Для того чтобы восприятие было эффективным, нуж­но знать достоинства и недостатки органов восприятия, своего слуха и зрения. Полезно проверить их у врача, выписать соответствую­щие очки, если они требуются, подлечить уши, если неважный слух. На лекции рекомендуется сидеть на том месте, откуда хоро­шо слышно лектора, видно, что он пишет на доске.

Быстроту и правильность восприятия можно проверить при помощи различных упражнений.

Для того чтобы развивать наблюдательность, организовать про­цесс восприятия целенаправленно, важно следовать некоторым правилам, рекомендуемым психологами:

♦ изучите и старайтесь пользоваться особенностями своего вос­
приятия, его сильными и слабыми сторонами (быстрота, точность,
глубина, широта и пр.);

♦ воспринимайте наблюдаемую ситуацию, предмет целена­
правленно, с установкой на четкость и полноту восприятия;

♦ расчлените интересущий вас объект мысленно на составляю­
щие части, особенно нуждающиеся в точном восприятии;

♦ выделенные части соотносите друг с другом, учитывая цело­
стный контекст.

Процессы восприятия тесно связаны с процессом понимания, т.е. способностью осмыслять, постигать содержание и смысл восприни­маемого и наблюдаемого. Понимание характеризуется такими свой­ствами, как быстрота, отчетливость, полнота и глубина. Процесс понимания в первую очередь связан со знаниями в данной области. Чем шире эти знания, тем отчетливее понимание смысла.

12-927


Если восприятие становится целенаправленным, планомер* мы говорим о наблюдательности, т.е. способности подмечать су ственные, в том числе и малозаметные, особенности предметов! явлений, видеть то, что ускользает от поверхностного взгляда. Св способность к точному наблюдению будущие журналисты опрел лили невысоко — в 3,5 балла.

Развивать наблюдательность можно в любое время, практиче ки всегда и везде. В транспорте, например следя за пассажира* манерой их поведения, внешним видом, тем, что и как они ч ют, и т.п. Идете по улице, обратите внимание на ее особеннс архитектуру, прохожих и т.п. На лекции можно понаблюдать (ц отвлекаясь, естественно, от рассуждений лектора) за поведение сокурсников, кто и как слушает лекции. Присмотритесь к сое попытайтесь обнаружить то, что вы раньше не замечали в его внеи нем облике и одежде. Можно мысленно как бы сфотографиров своего товарища и затем проделать мысленно те же операции, и с пленкой: проявляем ее, печатаем, рассматриваем фотограф* Наблюдаете человека на телеэкране, выключите звук, пот тесь представить род его занятий, характер и т.д. по внешнему т

Можно просто внимательно рассмотреть какой-нибудь щ мет, старясь обнаружить в нем как можно больше различных свой и особенностей. Если вы делаете это вдвоем, полезно потом ср нить результаты своих наблюдений. Присмотритесь к вещам, кс рые лежат на столе, как бы сфотографируйте их взглядом. Пс закройте глаза и попытайтесь описать их.

Будущему журналисту очень важно развивать наблюдательнс потому что порой ему будет доступна только невербальная, разительная информация. Но даже если он сумеет совместить блюдение с беседой или анализом документов, все равно знако| ство с некоторыми изобразительными, символическими значе* ями, которые можно использовать при наблюдении челове* интерьера, природной среды, очень помогут ему в работе. И нам как нельзя кстати пригодится опыт, накопленный некоторь ми традиционными и нетрадиционными областями знания: зи ковой символикой, кинесикой, физиогномикой, хирологией, пс хографологией и др.

Что может быть предметом развития наблюдательности и полезно знать при этом?

При наблюдении естественного природного пейзажа приг дятся знания по ботанике, зоологии, т.е. сведения о флоре и не, растительном и животном мире. О символических значения растений и животных известно с языческих времен, когда прир считалась одушевленной, живой. У племени друидов есть


специальный гороскоп, где типы деревьев соотносятся с типами личности. Есть своя символика и у цветов. В дореволюционной Рос­сии даже играли в цветочное лото и каждый цветок обозначал определенные чувства: василек — простоту, нежность; гвоздика — чистую любовь; жасмин — уверенность в дружбе; колокольчик — признательность; левкой — мир; тюльпан — любовь; фиалка — дружбу; цинния — исполнение желаний.

В Японии развито искусство составления букетов (икебана). Каждый цветок и их сочетания — это особая азбука, которую япон­цы умеют читать. Вообще у этого народа очень развиты невербаль­ные символы. Например, в театре кабуки каждая поза актера зна­чима, и даже взмах ресниц символичен и может быть прочитан знающей эти символы публикой.

Не менее интересна и символика животных, она существует у всех народов. Широко распространенные сейчас восточные горо­скопы построены именно на символике животных.

Для понимания символов, распространенных в культурах раз­ных стран, можно воспользоваться специальными словарями, на­пример, двухтомником «Мифы народов мира», «Словарем симво­лов» Джека Тресиддера и др.

Интересные закономерности можно открыть и в архитектур­ном убранстве городов. Можете ли вы определить архитектурный стиль здания, памятника культуры? В каком стиле, например, по­строено Казаковым старое здание Московского университета? Чем отличается от него то здание, в котором сейчас находится факуль­тет журналистики МГУ? Это тоже стиль классицизма, но поздне­го, который называется ампир (от слова «империя»). Характерные признаки — колоннада, портик, парадный второй этаж, более высокий, чем другие. На так называемых «замковых камнях» над окнами голова льва — символ власти. На стенах венки из цветов и оружия — тоже признаки ампира. Здание начал строить знамени­тый архитектор Василий Иванович Баженов для богатой семьи Пашковых (вспомните прекрасное здание Ленинской библиоте­ки, возведенное им для этой же семьи). Достроил здание для уни­верситета в 1832-1835 гг. архитектор Е. Тюрин, а в 1904 г. оно пере­строено по проекту Д. Быковского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.