КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Генезис и история журналистской профессии
Тема 1. Предмет и задачи курса. Ориентация в профессии Введение в Программа раздела курса «Основы журналистики» Потребности подготовки журналистов в условиях новой социально-политической, экономической, информационной ситуации в стране. Рынок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изданий различной политической, социальной, аудиторно-функциональной, тематической направленности и задачи подготовки высококвалифицированных журналистов. Ориентация в профессии. Изменение мотивов выбора профессии в последние годы в связи с новыми социально-политическими и экономическими условиями Предмет курса: специфика журналистской профессии (журнализма), модель личности журналиста и способы обучения профессии, саморазвития творческой личности. Задачи курса 1. Познакомить студентов с журналистской профессией, тенденция 2. Дать представление о структуре творческой личности, модели жур 3. Познакомить с историей и системой журналистского образования, Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сирены; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, устные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы — составители гипсовых газет Цезаря. Шпильманы — бродячие музыканты в Германии, глашатаи на Руси, кэдди — выкрикиватели новостей в Англии, нувеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе.
Посольские дьяки — составители рукописных «Вестовых писем» «Курантов» для царей. Петр I — основатель и редактор газеты «Ведомост Первые профессиональные русские журналисты: официальный ред «Ведомостей» Федор Поликарпов, репортер Яков Синявич, переводчиц' Борис Волков. Положение журналистов и литераторов при дворе. Специфика журналистской профессии в XVIII в. Персональный журнализм. Литераторы- журналисты. Моножурнализм XIX в. Массовый журнализм после отмены крепостного права. Правовое и материальное положение журналистов. Нравы пореформенной журналистики. Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплектования редакций профессиональными журналистами. Уровень образования, профессиональные и социально-демографические характеристики' журналистов. Условия их труда и быта в 20—30-е годы. Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Маст тера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоуменов. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъективности, соседство качественного и желтого журнализма и т.п. Новые формы зависимости журналистов. Прагматиза-ция и коммерциализация журналистского дела.
Тема 3. Специфика журнализма как профессии Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии. Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек — знаковая система), социономичес-кий (человек — человек) и артономический (человек — художественный образ). Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п. Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Интернет-журнализм. Своеобразие журналистской профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии. Тема 4. Журналистская профессия в обществе Место и роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Особенности современных функций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке. Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые механизмы различных направлений функционирования журнализма в обществе. Сложность и динамичность процесса функционирования журналиЗ' ма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимо- действия различных социальных субъектов. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте журналиста в обществе, его статусе. Журналистские организации и профессиональные издания. Тема 5. Профессиограмма журналистской профессии Профессиограмма — как модель профессии: функции, задачи, предмет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельности, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (внимания, памяти, мышления, творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профессиональным и личностным качествам специалиста в области журналистики.
Тип деятельности: творческая литературно-информационная с большой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивидуального творчества с коллективным характером редактирования и прохождения в эфир. Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, планирование и организация, участие в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации. Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаич-ность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессовости, открытость профессии. Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии. Тема 6. Личность журналиста Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических гражданских и нравственных качеств,
необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиоъ ных обязанностей. Социально-демографические признаки: уровень и тип образован* опыт работы, пол, возраст. Требования к психологическим качествам. Тип личности. Темперамент, Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип способностей. Креативность личности журналиста. Социально-гражданские и морально-этические качества, высокая стеа Требования к профессиональным качествам: отчетливо выраженнаЦ Модификация общей модели для различных специализаций (репор^ ■ Социологические исследования журналистской профессии и личнос Соотнесенность личности студента с моделью журналиста и выбран^ ной специализацией. Роль самовоспитания в развитии личности. Самсь познание. Адекватная самооценка особенностей личности, интеллекту? * альных и творческих способностей к журналистике. Тестирование и само-» тестирование. Программа самовоспитания. Тема 7. Журналистское образование ' ' История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США. Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая сие* темы подготовки. Первые курсы для журналистов в России (1904). Курсы газетных тех» ников при РОСТА (1919). Создание институтов журналистики (1921). Друт гие формы обучения в 20-е годы. Система подготовки журналистов в 30-е годы. Постановление «О кад* pax газетных работников» (1930) о задачах и системе дифференцирован* ной подготовки журналистов разных профилей в институтах журналиста* ки, техникумах и школах газетного ученичества (газетучах). Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии» Высшей школе профдвижения. Курсовое обучение журналистов в годы войны. Создание университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки в сочетании с про*, фессионально-творческой. Современная система подготовки кадров, 222 ■ fti журналистов в стране и за рубежом. Государф!Ьенные и коммерческие формы подготовки журналистов. Основные направления и проблемы обучения журналистов. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки журналистов. Тема 8. Культура умственного труда студентов Сложность адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Потребность в освоении культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения. Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как формирование личности через качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами. Правила рациональной организации умственной деятельности: целе-полагание, планирование, использование установки на интерес и полезность труда, создание нормальных условий для работы, использование полезных стереотипов в труде, соблюдение этапов работы, перемена видов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов. Определение особенностей умственных процессов. Развитие внимания и наблюдательности, мышления и воображения. Основные правила развития памяти. Мнемотехника. Развитие творческих способностей. Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активизации умственных процессов, повышения работоспособности человека и его творческих потенций. Рациональное использование методик психотренинга. Стресс и дистресс. Тема 9. Формы учебной работы Виды и формы учебной деятельности. Роль самостоятельной работы в процессе обучения. Специфика учебной лекции и ее роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лекций. Подготовка к семинарам. Источники информации. Работа с понятиями. Работа на семинарах. Искусство публичного выступления. Требования к выступлению в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий. Лабораторно-практические занятия, тренинги, творческие мастерские. Условия для журналистского творчества. Цели, сроки, длительность особенности прохождения производственной практики в редакциях. Формы отчетности. Учебная газета, телерадиопередача. Виды письменных учебных работ: контрольная работа, доклад, реферат, курсовое, дипломное сочинение и т.п. Общие правила исследовательского труда, этапы исследовательской работы. Источники для пись- менных работ. Интернет и компьютерные банки данных в учебной ра студента. Изучение литературы, сбор эмпирического материала. План рац боты и процесс написания. Структура письменной работы и правила ее, оформления. Библиография. Специфика теоретической и творческой дип-ломной работы. Работа с литературой, культура чтения. Динамическое чтение, скорочтение. Правила конспектирования, типы и виды конспектов. Журналистское и учебное досье. Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к зачетам и экзаменам. Самоконтроль. Экзамен как квалификационный акт, дающий мандат на право заниматься профессией журналиста. Приложение 2
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |