Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-географический обзор




Территория Ленинградской, Новгородской и Псковской областей издавна принадлежала к русским, новгородским землям. Древний Новгород имел ряд селений в дельте Невы и по берегам Финского залива. У истоков Невы новгородцами была построена крепость Орешек. Через устье Невы пролегал торговый путь Запада с Востоком. Обладание им давало огромные преимущества в посреднической торговле.

Новгород в упорной борьбе отстаивал свое право на эти ключевые владения.

Место, на котором построен СПб., в течение тысячелетия служило яблоком раздора для финнов: шведов и русских.

Положение Новгорода особенно упрочилось после поражения шведов войсками Александра Невского в Невской битве 1240 г. и разгрома тевтонских "псов-рыцарей" в Ледовом побоище 1242 г.

Основу хозяйства древнего Новгорода составляло земледелия, высокоразвитое ремесленное производство и обширная посредническая торговля. Великий Новгород, не пострадавший от монгольско-татарского нашествия, был выдающимся центром и хранителем русской культуры.

С вхождением Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478 г.) он утратил свое былое значение, но все же был относительно крупным торгово-промышленным центром и служил опорой в борьбе России со Швецией, захватившей Финское побережье.

 

Исконные и древние обитатели К о л ь с к о г о п-ва - саами (лопари) представляют незначительное меньшинство населения. Русские появились здесь в давние времена, в период Новгородской колонизации Севера. Район рассматривался долгое время как место ссылки, Кольский п-в заселялся случайными людьми - ссыльными, раскольниками, скрывавшимися от преследований правительства и церкви, отдельными смелыми предпринимателями, рыбопромышленниками-поморами, приходившими сюда на летний сезон (например перед революцией население п-ва не превышало 10 тыс человек, в летнее время возрастало в 2 раза). Русское население жило по берегам морей и занималось рыболовством и охотой, саами - оленеводством.

 

На территории современной Р е с п у б л и к и К а р е л и и издавна проживали Приладожские племена; главными из них были сложившиеся к 9 в. племена "корел" и "весь".

Как свидетельствует Калевала - замечательное творение карельского эпоса, карелы издавна занимались рыболовством, охотой, земледелием, животноводством и выплавкой металла.

С 12 по 15 вв Карелия входит в состав новгородских земель, а затем вместе с Новгородом присоединяется к Москве.

Наиболее тяжелыми временами для населения были 16-17 вв. Нападения Шведов были особенно ожесточенными и разорительными. По Столбовскому миру (1617 г.) часть земель Карелии отошла к Швеции. Десятки тысяч карел переселились после этого на новгородские и тверские земли.

В 60-х гг. 17 в. в Карелии усиливается выплавка железа и меди, изделия из которых имели широкий сбыт. С конца 17 в. плавка организуется в заводском масштабе. Первые заводы строились в Шуньге и в Кижах.

 

Территория С е в е р а сравнительно рано вошла в состав Русского гос-ва. Еще в 10-11 вв началась колонизация ее новгородцами. Они называли край "Заволочьем", поскольку он находился за волоками, отделяющими бассейн Невы от бассейнов северных рек.

Новгородские бояре посылали сюда дружины ушкуйников, устраивали здесь свои торговые фактории и редкие еще тогда заимки по берегам рек - главных в те времена путей сообщения.

Приток населения в эти земли усилился в период образования Московского централизованного государства, когда желающие сохранить свою независимость удельные князья образовали на Севере ряд мелких княжеств (Белозерское, Кубенское и др.), в которые они переводили крестьян из утрачиваемых ими центральнорусских вотчин.

Видную роль в колонизации Севера сыграли монастыри, занимавшие земли, удобные для запашки, организовывающие "рыбные ловли".

Русские крестьяне-землепашцы уходили на Север от помещиков, устраивали здесь заимки - маленькие деревушки около раскорчеванных участков по берегам рек, или селились на монастырских землях.

Заселившие Север крестьяне являлись черносошными, т.е. считались крепостными не помещика, а самого государства. Крепостные крестьяне здесь были только у монастырей, но в 18 в. земельные владения северных монастырей тоже перешли к казне.

Свободолюбие и предприимчивость - черты северян, занимавшихся не столько землепашеством, сколько промыслами, торговлей, рыбной ловлей, мореходством.

Заселялись в первую очередь речные долины - поскольку река это дорога, а почвы (лугово-аллювиальные) наиболее плодородны и не требовали особых усилий по раскорчевке.

Коренное население самого Севера было редким - немногочисленные племенные группы - предки современных коми и ненцев. Ненцы, кочевавшие по тундре, куда русские проникали редко, столетиями свой оленеводческий родовой уклад жизни.

Коми испытали гораздо более значительное влияние русского населения.

Частично они смешались с переселенцами, частично, там, где находилась основная область их обитания, сохранились в виде компактного этнического большинства.

Начиная с середины 16 в., когда в устье Северной Двины возникла русская заморская торговля сначала с английскими, затем с голландскими, гамбургскими и другими купцами, реки Севера приобретают значение важных торговых артерий государственного значения. В этот период возрастает роль Вологды, ставшей как бы воротами всего северного края.

Путь от Москвы в Вологду шел по сравнительно короткому сухопутному тракту через Ярославль и продолжался далее по Сухоне мимо Устюга и вниз по Северной Двине. Конечным пунктом сперва были Холмогоры. В 1584 г. центр тяжести заморской торговли был перенесен непосредственно в устье Северной Двины, где около старинного монастыря Архангела Михаила был основан торговый город Новохолмогоры, принявший затем название от монастыря - Архангельск.

В период первоначального проникновения русских в Сибирь в конце 16 - начале 17 в. движение туда шло в значительной степени через территорию Севера ("в обход Казани": после падения Казанского ханства 1552 г. путь через этот город еще долго не станет "привычным" для торговцев).

 

Выход к Балтике был жизненно необходим России. Отсутствие его не только задерживало экономическое развитие новгородских земель, но и всей страны.

При Иване IV Россия ведет упорную борьбу за восстановление своих прав на Балтийское побережье (Ливонские войны), но решить эту задачу удалось лишь ПетруI.

Построенный Петром на первом завоеванном участке Балтийского побережья город становится столицей Русского государства и ее промышленным и культурным центром.

Строительство СПб началось заложением Петропавловской крепости в 1703 г., а в 1712 г. город уже провозглашен новой столицей России. Сюда стягивались со всей страны многие тысячи строительных рабочих. В СПб были перенесены почти все внешнеторговые операции. Вместе с городом создавалась промышленность.

Необходимым условием быстрого строительства было изыскание на месте строительных материалов, создание флота и вооружения. Для обслуживания потребностей растущего населения столицы возникла легкая и пищевая промышленность.

Предприятия первоначально в большей части были казенными, с "приписными"

рабочими и ручной техникой. В отличие от других районов страны, здесь не было стадии "домашней промышленности", предприятия сразу строили как крупные, особенно с помощью иностранного капитала, или быстро перерастали из мелких в крупные.

 

По указанию Петра I были построены в Карелии заводы Петровский (1703 г.), положивший начало г.Петрозаводску, Повенецкий, Кончезерский и др. Карельская металлургия сыграла важнейшую роль в перевооружении русской армии того времени. На Петровском заводе производили ружья, пушки, холодное оружие, плавили сталь и делали белую жесть.

В течении 18 в. в Карелии было построено несколько металлургических заводов. С эпохи Петра в Карелии развивается судостроение, лесопиление и добыча строительных материалов. Карельские граниты, мраморы и песчаники идут на постройку Петербурга, его дворцов и набережных, а также пригородных дворцовых усадеб. На ярмарку в Шуньгу съезжались ежегодно купцы из СПб., Москвы, Архангельска, Вологды, Новгорода.

 

В 17 в. значение Севера в хозяйстве России снижается. После создания СПб путь для заморской торговли через Архангельск оказался более кружным, чем короткий путь через устье Невы. Для развития СПб-порта Петр I ввел ряд ограничений для заморской торговли в Архангельске. (Интересно, что роль Архангельска резко возрастала в периоды международных осложнений, затруднявших внешнюю торговлю России через Балтику. Так, во время установленной Наполеоном I "континентальной блокады" в Архангельск в 1811 г. пришло 452 корабля, против 88 в 1808 г. Аналогичная ситуация повторялась и в периоды первой и второй мировых войн, когда Архангельск становился как бы "запасным выходом" для связей с миром по морям.

 

Металлом СПб обеспечивался с металлургических заводов южной Карелии и в дальнейшем с Урала. Лес и каменные строительные материалы доставлялись по Неве из окрестностей города с побережий Ладожского и Онежского озер. Часть сырья доставлялась дешевым морским путем из-за границы. Для связи с внутренним рынком в 1703-1709 гг. был построен Вышневолоцкий канал и в 1718-1731 гг. обводный Ладожский.

К середине 18 в. население СПб достигает почти 100 тыс чел, а на рубеже 18-19 вв. оно уже превышает население Москвы.

В промышленности СПб во второй половине 18 в. завершается строительство ряда крупных металлозаводов (нового Адмиралтейства, Ижорского в Колпино) и получают широкое развитие текстильный мануфактуры, кожевенные и другие предприятия.

В первой половине 19 в. СПб становится крупнейшим центром промышленности России. Появляются ряд крупных новых металлообрабатывающих, судостроительных, текстильных и др. предприятий. В 1862 г. в СПб насчитывалось более 300 фабрик и заводов.

Население города к середине 19 в. превышало 500 тыс чел.

Важное значение в развитии города имело усовершенствование путей

сообщения и транспорта: создание в начале 19 в. Мариинской и Тихвинской водных систем, открытие пароходных сообщений, сооружение шоссейной дороги между СПб и Москвой, постройка железных дорог, а особенности Николаевской (ныне Октябрьской) в 1851 г. (построенная ранее в 1837 г. Царскосельская железная дорога не имела большого хозяйственного значения).

 

Промышленный подъем, начавшийся в К а р е л и и в петровскую эпоху, не получил дальнейшего развития. С ростом металлургии на Урале приходят в упадок металлургические заводы Карелии: в 19 в. из них сохранились лишь два казенных завода - Петрозаводский и Кончезерский.

В связи с широким использованием в строительстве СПб дешевых облицовочных материалов (известковой плиты, штукатурки и лепных украшений), падает добыча декоративного камня в Карелии.

На первое место в хозяйстве Карелии в 19 в. (особенно во второй его половине) выходит лесная промышленность. Лесное хозяйство велось хищнически. Леса вырубались лишь вблизи сплавных озерно-речных путей (на юге Карелии и по Беломорскому побережью).

Крестьяне Карелии жили в нищете. Выражение "карел кору ел" как бы подтверждает, что нередко бедный люд питался хлебом, смешанным с мякиной и сосновой корой.

К началу 20 в. были освоены только южная часть Карелии и узкое побережье Белого моря. На свей остальной территории царили бездорожье и безлюдье. Там, где кончались водные пути, кончалась и жизнь. Например про город Повенец, расположенный на самой северной оконечности озерно-речных путей южной Карелии, в тот период сложилась поговорка: "Повенец - миру конец". Карелия была "страной непуганых птиц" (Пришвин).

 

Положение более южных путей в Сибирь лишает С е в е р транзитного значения в связях между центральными районами страны и восточными. В результате потери своей торгово-транзитной роли некоторые старые города Севера приходят в упадок, другие отходят на задний план в общероссийской торговле. По мере закрепления России на южных рубежах, у берегов Черного моря, заселения и земледельческого освоения лесостепи и степи, падает сельскохозяйственное значение Севера.

Север в 19 веке оставался глухой окраиной. Только в южной его части стало развиваться молочное животноводство торгового типа (с производством масла на продажу) и товарное льноводство. Одновременно усиливается эксплуатация главных богатств севера - лесов. Заготовляемая древесина сплавляется в низовья рек для экспорта через их устья, выводящие на морские пути. Главную рот в лесоэкспортной торговле приобретает Архангельск, который за счет вывоза леса отчасти восстанавливает свою роль важного порта для внешней торговли (но уже с узкой лесной специализацией).

Большое значение для Архангельска имело постройка к нему железной дороги от Вологды в 1898 г., связавшей через Ярославль северный порт с Москвой. Дорога была построена как узкоколейная. На широкую колею она была переведена только во время первой мировой войны, когда по ней пошел значительный поток военных грузов вглубь страны.

Экспорт древесины стал осуществляться и через устья других рек Севера:

Онеги, Мезени и даже Печоры. Большая часть леса вывозилась в необработанном виде. Покупатели предъявляли спрос на крупные сортаменты. Это обусловило хищническую вырубку лишь наиболее крупных строевых или мачтовых деревьев. Небольшая часть леса вывозилась в виде досок (для распиловки бревен лесопромышленники выстроили в Архангельске несколько лесозаводов).

 

СПб становится одним из самых больших городов мира. Растут масштабы производства. Продукция промышленности за вторую половину 19 в. увеличивается более чем в 10 раз.

Банки СПб тесно связаны с иностранным капиталом, распространяют свое влияние на всю Россию.

Быстрое развитие СПб было связано и с его преимуществом в отношении возможности получения дешевым морским путем из-за границы всего необходимого для крупной промышленности: машин, топлива, разнообразного сырья.

Большое значение для развития экономики СПб имело и то, что он был столицей. Близость правительственных учреждений облегчала получение казенных заказов в военной промышленности, сильно развитой в городе. Столица имела и свой особый "столичный" спрос, вызывавший к жизни производство предметов роскоши и более высоких по качеству предметов широкого потребления.

В СПб формировались свои кадры квалифицированных рабочих, свои инженерные кадры, что позволило развивать здесь сложные в техническом отношении производства - электротехническую промышленность, точное машиностроение. Огромное значение имело и развитие науки, часто опережавшей открытия зарубежных ученых.

Для удовлетворения собственных потребностей большого города создавались производства предметов коммунального оборудования, строительных материалов, пищевая и др.

Как развитый культурный центр СПб имел свое книгоиздательство, производство предметов культурного обихода (например, производство музыкальных инструментов).

Промышленная специализация СПб менялась, но стратегические направления производства оставались:

1. все, что связано с портом и обслуживанием внешней торговли: судостроение, дизелестроение, обработка "заморского" сырья (резиновая, хлопчатобумажная, шерстяная, джутовая промышленность);

2. военная промышленность;

3. отрасли, требующие высокой квалификации кадров: более сложное и вместе с тем не столь металлоемкое машиностроение, электротехническая промышленность, точное машиностроение;

4. отрасли легкой промышленности. рассчитанные на столичный спрос: текстиль, одежда, обувь;

5. полиграфическая промышленность;

6. промышленность по обслуживанию населения большого города предметами широкого потребления (в том числе пищевая промышленность).

До середины 19 века преобладало производство предметов потребления, но с конца 19 столетия на первое место вышли отрасли тяжелой промышленности: металлическая, электротехническая, химическая.

Перед революцией СПб давал 12% промышленного производства России.

Город занимал первое место по металлообработке, электротехнической и химической промышленности.

Возрастало значение СПб как транспортного узла. Железнодорожное строительство, развернувшееся широкими темпами в 60-х гг 19 в., связало СПб со всеми основными районами страны. Объемы железнодорожных перевозок превосходили перевозки речным путем.

Через СПб-порт проходило около 8% экспорта и 15%(по стоимости) импорта России. В импорте значительную долю составляли английский уголь, машины, хлопок, каучук; в экспорте: лес, хлеб, лен, масло, жмыхи, свинина. Большая часть импортируемых товаров потреблялась самим СПб. Английский уголь был главным источником в его топливоснабжении.

Подавляющая часть промышленности концентрировалась в самом СПб., не ухода за десяток км от города. Под давлением конкуренции столицы слабо развивались другие, в том числе старейшие города региона - Новгород и Псков. За пределами СПб промышленность ограничивалась по преимуществу деревообработкой, заготовкой строительных материалов, отдельными предприятиями легкой промышленности и переработкой сельскохозяйственной продукции (маслоделие, спирто-водочные заводы, первичная обработка льна).

Крупный столичный рынок стимулировал рост товарного сельского хозяйства - огородничества, молочного животноводства, льноводства, но в целом с/х было развито слабо. Несмотря на преобладание зерновых культур в общей посевной площади района, хлеба не хватало даже для своего сельского населения.

В районах более удаленных от СПб (Псковщина, Новгородчина) быстро развивалось льноводство. Но оно основывалось на примитивной технике. Бессменные постоянные посевы льна приводили к истощению почв, снижению урожайности. Большая часть льняного сырья вывозилась за границу.

Перед революцией население СПб. достигло 2400 тыс жителей.

 

На незамерзающее побережье Баренцева моря правительство обратило внимание в первую мировую войну, когда путь через Балтику был закрыт Германией. К концу 1916 г. была наспех подведена к устью залива железная дорога и положено основание Мурманску как порту. В 1918-1920 гг. Мурманск подвергся интервенции.

С 1920 г. начинается геологическое исследование Кольского п-ва под руководством акад. А.Е.Ферсмана, ознаменовавшееся открытием в Хибинах апатитов.

Активное освоение Кольского п-ва началось с 1923 г., когда приступили

к реконструкции Мурманской (Кировской) железной дороги

 

Хозяйству С е в е р а был нанесен большой ущерб в период интервенции, продолжавшейся до начала 1920 г. В период гражданской войны, когда государства Антанты - Англия, США и Франция - предприняли крупномасштабную интервенцию на Севере, их интересы в первую очередь определялись наличием лесных богатств этой территории. Некоторые архангельские лесозаводы были умышленно подожжены их владельцами при бегстве за границу для получения страховых премий от заграничных страховых обществ.

 

После революции Ленинград - научно-техническая база индустриализации страны.

Война и послевоенная разруха подорвали силы Ленинграда (даже в 1959г. он еще не достиг предвоенной численности населения).

Большой ущерб был нанесен и экономике Мурманской области вражескими налетами с воздуха. Наполовину был разрушен жилищный фонд городов. Но уже к1948 г. хозяйство было восстановлено в масштабах довоенного и началось его дальнейшее развитие.

Однако восстановление его экономики шло довольно быстро.

Промышленность города стала выполнять в масштабах страны функцию генератора НТП. Специализируясь на производстве наиболее сложных видов продукции, требующих квалифицированного труда и отличающихся повышенной наукоемкостью, предприятия Петербурга выпускают новейшие средства механизации и автоматизации производственных процессов, энергетическое оборудование, оптику, наиболее сложные виды транспортных средств.

Около трети всей промышленной продукции города производят машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.