Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные перспективы развития Северного района 3 страница




В 1931 г. было принято решение о выделении Ленинграда из Ленинградской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр. С этого времени единая в историческом и экономическом отношении территория (город и тяготеющие к нему земли области) оказалась разобщенной. Таким образом, были снижены возможности эффективного управления регионом. От подобного искусственного административного расчленения стали страдать как экономика города, так и области.

В отношении развития Петрограда, а позже – Ленинграда политика советских властей была сдержанной. Формируя и развивая новый государственный строй, а вместе с ним и столицу страны, власти, видимо, боялись сравнения новых результатов с величием достижений имперского Санкт-Петербурга. Отсюда недополучение средств на развитие Ленинграда, приведение к руководству городом в большинстве случаев людей безынициативных, малоталантливых, полностью подчиняющихся «указаниям центра».

Предвоенный Ленинград стал научно-технической базой индустриализации страны.

Подвиг горожан, защищавших свой город в условиях фашистской блокады в течение 900 дней, принес Ленинграду всемирную славу и уважение.

8 сентября 1941 г. немцы захватили г. Шлиссельбург и замкнули блокадное кольцо вокруг Ленинграда. С юга линия фронта проходила практически в границах города: передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского, Кировского, Московского районов. На северо-западе и северо-востоке линией фронта стала старая советско-финляндская граница (г. Сестрорецк). Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены. Начался голод. В самый тяжелый голодный период зимы 1941-42 гг. по продовольственным карточкам рабочие получали 250 гр. хлеба в сутки, остальные жители – по 125 гр. хлеба. Фашисты постоянно проводили артобстрелы. Из-за сильных холодов вышли из строя центральное отопление, водопровод и канализация. Ни один город в истории Земли не испытал такого горя, которое довелось испытать Ленинграду. От голода, болезней, бомбёжек и обстрелов погибло более миллиона жителей и бойцов, защищавших город. Только на одном Пискаревском кладбище в братских могилах похоронено 470 тыс. человек.

Единственной спасительной возможностью связи Ленинграда с «большой землей» стала акватория Ладожского озера. Здесь с сентября 1941 г. по март 1943 г. проходила знаменитая «Дорога Жизни». Под постоянным прицелом немцев, под бомбами по трассе двигались суда летом, а знаменитые грузовики «полуторки» - зимой. В город везли продовольствие, боеприпасы, из города вывозили ослабленных людей.

Героический труд ленинградцев позволил наладить в городе выпуск оборонной продукции: самолетов, танков, бронемашин, бронепоездов, артиллерийских орудий, минометов, снарядов.

18 января – большой городской праздник: день прорыва блокады. Так горожане вспоминают как в эту дату 1943 г. в результате проведения военной операции «Искра» произошло соединение наступавших навстречу друг другу Ленинградского и Волховского фронтов в районе г. Шлиссельбурга. Салют в честь полного снятия блокады прогремел над Ленинградом 27 января 1944 г.

Война и послевоенная разруха подорвали силы Ленинграда (даже в 1959 г. он еще не достиг предвоенной численности населения). В послевоенный период промышленность города стала выполнять в масштабах страны функцию генератора НТП. Специализируясь на производстве наиболее сложных видов продукции, требующих квалифицированного труда и отличающихся повышенной наукоемкостью, предприятия Петербурга выпускают новейшие средства механизации и автоматизации производственных процессов, энергетическое оборудование, оптику, наиболее сложные виды транспортных средств. Около трети всей промышленной продукции города производят машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия.

В 1991 г. городу было возвращено его название – Санкт-Петербург.

XX век вошел в историю в первую очередь чередой политических событий, войнами, а также и результатами динамичного развития науки, техники и производства. Однако и в культурном плане, в том числе благодаря архитектурному искусству, останется память об этом временном этапе.

В начале ХХ в. в искусстве, в том числе и в архитектуре, особо четко проявились принципы стилевого направления, которое в России принято именовать «модерном». Здания, выстроенные в Петербурге в соответствии с канонами этого стиля, имеют следующие черты: большая свобода планового и объемного решения, подчеркнутость линейного изгиба, пластическая текучесть форм, богатство декора (изображение фигур юношей и девушек в истомленных позах, болотная трава, ирисы, для петербургского, северного модерна – многообразие представителей местного таежного животного мира, особенно характерны изображения сов, филинов и т.д.). Строения выделяются разнообразием использованных облицовочных материалов – «дикий камень», рельефная штукатурка пастельных тонов, разноцветная керамическая плитка. Широко использовалась мозаика, витражи, художественное литье.

Выдающимся петербургскими архитекторами, работавшим в стиле модерн, являются А.И.Гоген, С.А.Бржозовский, С.И.Минаш, В.В.Шауб, К.К.Шмидт, Р.Ф.Мельцер, Ф.И.Лидваль, Н.В.Васильев, Н.В.Дмитриев, В.А.Федоров.

Одновременно с модерном на стыке веков продолжала развиваться архитектура, обращавшаяся к основам стилей прошлого (так называемый ретроспективизм). Использование ретро канонов сочеталось с выполнением новых для того периода планировочных задач. Строительные приемы обогащались возможностями использования новых технологий. Особо часто архитекторы Петербурга, а позже Петрограда, обращались к идеям классицизма, а также барокко и русского зодчества. Это такие мастера архитектуры как И.А.Фомин, Л.А.Ильин, А.Н.Дмитриев, Н.Е.Лансере, В.А.Щуко, А.Е.Белогруд, М.М.Перетяткович, М.С.Лялевич, Г.Д.Гримм, С.С.Кричинский и др.

С конца 20-х гг. прошлого века в Европе и Ленинграде особо популярным стал архитектурный конструктивизм. В зданиях, созданных в этот период архитекторами А.С.Никольским, Н.А.Троцким, А.И.Гегелло, Г.А.Симоновым, А.К.Барутчевым, в наибольшей степени проявились черты этого стиля: геометрическая четкость и внушительность объемов, резкая композиционная динамика, большая площадь остекления, функциональная целесообразность. В 30-ые годы в связи с потребностями расширяющейся жилищной застройки город прибегнул к типовой застройке (подобно тому, как это было в петровское время, когда использовались типовые проекты домов). Некоторые архитекторы (И.И.Фомин, Е.А.Левинсон и др.) создавали здания и по специальным проектам. Выбор стилевых традиций вновь возвращал город к канонам классической архитектуры. Произведения того времени отличались монументальностью и образной выразительностью. Таковы были основные черты зданий, строившихся в Ленинграде в до- и пост военное время, до конца 50-х гг. (часто этот этап «неоклассики» в архитектуре именуют «сталинским»). Порой эти сооружения были перегружены декоративными деталями, за что не раз подвергались критике знатоками архитектуры.

60-90-ые года ХХ в. не привнесли в облик Петербурга зданий, выдающихся в архитектурном отношении. В этот период город продолжал решать проблему массовой застройки так называемых «спальных» районов. Типовые здания (сначала печально знаменитые «хрущебы», затем «брежневские корабли») возводились методами крупноблочного и крупнопанельного монтажа элементов. В городе практически отсутствуют районы застройки этого времени, которые не отличались бы безликим однообразием форм и планировок. Архитектурные удачи в рассматриваемый период были крайне редки. Определенный интерес в этом отношении представляют здания общественного назначения: вокзалы, гостиницы, спортивные сооружения.

На современном этапе город пытается возродить традиции архитектурного своеобразия. Архитекторы нашего времени, осуществляя замыслы возведения зданий в центральной части Петербурга, стараются «вписать» новые строения в архитектурную ткань района, учитывают общий стилевой облик данного, уже сложившегося, участка городской среды.

К наиболее примечательным сооружениям, появившимся на территории города в ХХ в., можно отнести следующие: Иоанновский женский монастырь (1902 г., Н.Н.Никонов), Торговый дом братьев Елисеевых (1903 г., Г.В.Барановский), Витебский вокзал (1904 г., С.А.Бржозовский, С.И.Минаш), Дом компании «Зингер» (1904 г., П.Ю.Сюзор), Музей А.В.Суворова (1904 г., А.И.Гоген, Г.Д.Гримм), Особняк Кшесинской (1906 г., А.И.Гоген), Храм Воскресения Христова (1907 г., А.А.Парланд, И.В.Макаров), Великокняжеская усыпальница (1908 г., Д.И.Гримм и др.), Дворец великого князя Николая Николаевича (1910 г., А.С.Хренов), здание гостиницы «Астория» (1912 г., Ф.И.Лидваль), Городской училищный дом им.Петра Великого (1912 г., А.И.Дмитриев), Морской собор в Кронштадте (1913 г., В.А.Косяков), Соборная мечеть (1914 г., Н.В.Васильев, С.С.Кричинский и др.), Буддийский храм (1915 г., Г.В.Барановский), «Дом Советов» на Московской площади (1941 г., Н.А.Троцкий и др.), здание нового аэропорта «Пулково» (1973 г., А.В.Жук, Ж.М.Вержбицкий), Гостиница «Прибалтийская» (1978 г., Н.Н.Баранов, С.И.Евдокимов и др.), Свято-Троицкая часовня (2003 г., А.Кицула)

На территории Санкт-Петербурга расположены памятники истории и культуры не только местного и республиканского значения, но и мирового. В Список наследия в Петербурге и окрестностях включены:

*Исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей: главного городского пространства, Невского проспекта, Литейной части. Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны, островов.

*Историческая часть Кронштадта, включая ансамбли Адмиралтейства, Военно-морского госпиталя, городской крепости, гавани. Кронштадская крепость, форты в акватории Финского залива, форты «Ино», «Серая Лошадь», «Красная Горка», искусственные подводные преграды и другие инженерные сооружения; исторический центр Шлиссельбурга; крепость «Орешек».

*Дворцово-парковые ансамбли и исторические центры Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца (а также петергофский водовод), Ломоносова. Дворцово-парковые ансамбли «Михайловка», «Знаменка», «Собственная дача», «Тайцы» (а также Таицкий водовод), Ропши, Гостилиц, Стрельны, Сергиевки. Ансамбли усадьбы Зиновьевых (Невский лесопарк), усадьбы Шувалова, усадьбы Вяземских «Осиновая роща». Ансамбли Пулковской обсерватории, Троице-Сергиевой пустыни. Дача Репина «Пенаты» и кладбище в пос. Комарово.

*Река Нева с набережными и берегами; Ижорский уступ (глинт); Сестрорецкий Разлив, оружейный завод и парк «Дубки», Колтушская возвышенность и пос. Павлово; Дудергофские высоты; Киргофская и Юкковская возвышенности, а также заказник Линдуловская Роща и Зеленый пояс Славы.

*Дороги: Московское шоссе, Киевское шоссе, железная дорога «Петербург-Павловск», шоссе Пушкин-Павловск, Волхонское шоссе, Таллинское шоссе, Петергофское шоссе, Ропшинское шоссе, Гостилицкое шоссе, Приморское шоссе, Колтушское шоссе.

*Фарватеры: Морской канал, Петровский фарватер, Кронштадский фарватер, Зеленогорский фарватер.

Из всего перечисленного особо следует остановиться на дворцово-пакрвых ансамблях Петродворца, Ламоносова, Пушкина, Павловска и Гатчины, Стрельны как бы окружающих Петербург кольцом.

 

Туристы, приезжающие в Петербург всего на несколько дней, стремятся посетить город Петродворец, полюбоваться фонтанами парка у дворца над Финским заливом. Город расположен в 29 км к западу от Петербурга. По замыслу Петра Великого строящийся Петергоф своей роскошью должен был превзойти знаменитый дворец короля Франции в Версале. Петр решил «иметь огород (то есть сад) лучше, чем у французского короля».

Знатока мирового искусства А.Бенуа писал, что Петергоф «часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению... Совершенно особый характер Петергофу придает море. Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя... Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водяного царства...». Синева моря, легкий ветер, заставляющий тихо шелестеть зелень деревьев, неутомимое шуршание фонтанных струй, зеленые с белым цвета морской волны и ее пены, стены дворца на фоне голубого неба, сверкающая на солнце позолота резных украшений - все сливается в единый ансамбль, исполненный величия и гармонии.

Парк самой природой разбит на две части. Одна располагается на самом берегу залива и называется Нижним парком. Другая - Верхний парк - на высокой ступени, расположенной дальше от моря. Здесь расположен Большой дворец. Высота естественной ступени 16 метров, это береговой уступ древнего Балтийского моря. По обилию воды, разнообразию форм и продолжительности действия фонтаны Петродворца занимают первое место в мире. За одну секунду при действии всех фонтанов, выливается более 30 тысяч литров воды

История создания Петргофа началась почти одновременно с историей строительства Петербурга. Однако еще задолго до победы России над Швецией здесь располагались славянские селения. Впервые наименование Петергоф упомянуто в Походном журнале Петра I 13 сентября 1705 г. Идея создания здесь парка и возведения загородного дворца принадлежит царю. При строительстве крепости на острове Котлин Петр часто отдыхал в этих местах на берегу моря. Для него и был построен здесь заезжий дом - «Петергоф». Это немецкое слово переводится как Петров двор. Здесь в 1710 г. был построен небольшой деревянный дворец.

Покоренный красотой природы этой местности Петр решает возвести здесь целый дворцово-парковый комплекс в честь победы России. Создать изумительный по красоте парк в условиях северной природы можно было проведя широкомасштабные работы: осушить территорию, снять пласты глины, подвезти на баржах землю и удобрения, высадить доставленные из более южных мест России десятки тысяч кленовых, липовых, каштановых и фруктовых деревьев и кустарников. Сюда были доставлены статуи, картины, дорогие ткани и строительные материалы, части фонтанных сооружений. Сам Петр продумывал сюжеты фонтанных групп, планировку аллей. Но, конечно, главная роль в сооружении Петергофа сыграли талантливые знаменитые архитекторы и часто безызвестные простые русские мастера.

Весной 1714 г. по распоряжению Петра I почти одновременно стали стоить на берегу моря дворец Монплезир ("Мое удовольствие"), или Малые палаты, а на краю естественного уступа, в некотором отдалении от моря, - Верхие, или Большие, палаты. Так началось создание дворцово-паркового ансамбля, одного из самых грандиозных дворцово-парковых комплексов XVII-XIX вв.

Первым исполнителем замыслов Петра I был архитектор И.-Ф.Браунштейн. Под его наблюдением в 1714-1716 гг, кроме строительства «палат» (дворцов), Большого каскада и канала, прорублены просеки для аллей, насыпана земляная дамба для защиты Нижнего парка от наводнений, укреплен гранитными валунами мыс перед Монплезиром.

Второй этап строительства Петергофа, начавшийся в 1716 г. и длившийся два с половиной года, связан с именем Ж.-Б. Леблона. По его чертежам укрепили фундамент Верхних палат, изменили их фасады, планировку и отделку интерьеров, придав им более парадный вид. Он построил вокруг палат подземный акведук для отвода грунтовых вод, расширил канал и ковш, укрепил конструкцию Большого каскада, устроил в нем средние водопадные ступени, пяти-арочный Большой грот и запроектировал водометы. Во дворце Монплезир он руководил декоративной отделкой и увеличил ширину ведущей к нему аллеи.

Вслед за Леблоном главным архитектором Петергофа стал Н.Микетти. С его деятельность. Связан третий период строительства Петергофа, длившийся с марта 1719 по октябрь 1723 г. Микетти стал одним из основных создателей петергофского ансамбля, прежде всего его фонтанной декорации. По чертежам этого архитектора сооружались Марлинский и Руинный (Драконов) каскады, десятки фонтанов разных форм и типов, беседки и трельяжи. Он обогатил архитектурное и скульптурное убранство Большого каскада, возвел по сторонам Верхних палат два симметричных флигеля с галереями.

Первый русский инженер-гидравлик В.Туволков спроектировал устройство самотечного водовода протяженностью 24 км. Летом 1721 г для испытания напора воды впервые пустили водометы Большого каскада и один фонтан в цветниках перед Большим дворцом.

После смерти Петра Великого работы по созданию дворцово-паркового ансамбля продолжались. В 1725-1726 гг. закончились работы в Эрмитаже, при участии Т.Н.Усова.

В 1730 г. начался новый подъем строительства, связанный с деятельность. М.Г.Земцова. Планировка Нижнего парка была значительно усовершенствована, верхнюю террасу вблизи Большого дворца связали с Нижним парком двумя двойными пандусами и лестницами с балюстрадами, площадь перед каскадом Драконов украсилась двумя Римскими фонтанами.

Двадцатилетие со дня победы под Полтавой было ознаменовано устройством в 1735 г. грандиозного фонтана с монументальной группой «Самсон, раздирающий пасть льва» (скульптор Б.-К. Растрелли).

Великий В.В.Растрелли расширил петровские Верхние палаты и превратил их в блистающий золочеными главами Большой дворец с амфиладами пышных залов и гостиных.

В конце XIX в. Нижний парк обогатился сооружениями архитектора А.Н.Воронихина. По сторонам партеров он возвел каменные павильоны с фонтанами на крыше.

В 1799-1806 гг. лучшие русские скульпторы М.И.Козловский, Ф.И.Шубин и другие выполнили для Большого каскада бронзовые статуи взамен свинцовых. В Петергофе в разные периоды трудились великие архитекторы России Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, А.И.Штакеншнейдер, И.И.Шарлемань и многие другие.

Петергоф являлся официальной летней императорской резиденцией - местом важнейших торжеств и приемов глав иностранных государств.

В 1918 г. Декретом Совета народных комиссаров царская резиденция была превращена в музейный комплекс.

Наиболее известными достопримечательностями данного дворцово-паркового комплекса, которые включены в обязательную программу показа для туристов, являются фонтаны Большого Каскада. Каскад устроен в виде гигантских лестниц, украшенных статуями, вазами и чашами из которых бьют фонтаны. У подножья каскада - самый мощный и высоким фонтан парка - «Самсон». Каскад, как короной, увенчан Большим дворцом. Главная идея комплекса - победное ликование России. Фонтанный и скульптурный ансамбль Большого каскада продуман: представляет сочетание 17 водопадных ступеней, 75 фонтанов, 255 скульптур и декоративных деталей. Наблюдая, как спадает с вершины вода, как она то затихает, то взмывает вверх, посетители, как бы становятся зрителями театральной постановки. Главным героем представления можно считать Самсона. Трехметровое скульптурное изображение легендарного богатыря предстает у подножия Большого каскада. Великан шагнут навстречу хищнику, присевшему на задние лапы и могучими руками разрывает пасть зверю. В бессильной ярости лев вонзил когти в ногу героя, из пасти укрощенного животного бьет двадцатиметровый фонтан. Восемь дельфинов резвятся у ног побеждающего Самсона. Львы, олицетворяющие страны света, выглядывают из скал и напряженно ждут исхода борьбы. Понять смысл изображенных Самсона и льва можно, вспомнив, что лев - символ Швеции, поскольку этот зверь изображен на гербе этого государства. Главным сражением, в котором русская армия разгромила шведов была Полтавская битва. Состоялась она 27 июня -в день святого Сампсония. Отсюда и образ Самсона - победителя. На победу славного героя взирают с горы боги и герои Древнего мира. Они как бы явились в Петергоф, чтобы поприветствовать победителя. Вот повелители волн - тритоны. Они трубят в витые раковины. Им вторят раковины сирен - мифологических морских дев, наяд - нимф, хранительниц воды. Это как бы оркестр в водном театре. Нельзя не заметить статую храброго героя - Персея. Он предстал перед нами в ожидании битвы, с мечом в одной руке и отрубленной головой Медузы-Горгоны в другой. Рядом с Персеем - Пондора - первая женщина Земли. Перед нею сосуд. По преданию любопытная женщина открыла крышку такого сосуда и оттуда вырвались все беды и горести человечества. Вот скульптуры двух бойцов - гладиаторов. У каждого в руке зажаты змеи, испускающие струи воды, и опущенные вниз огненные факелы. Обращают на себя внимание две фигуры, изображающие русские реки Волхов и Неву. Волхов предстал перед нами в виде бородатого старца с веслом в левой руке. Нева - в образе молодой женщины, сдавливающей рукой извивающуюся змею. Брызги фонтана Самсона кажется долетают до самого верха, до дворца.

Самым значительным архитектурным сооружением всего петергофского ансамбля является Большой дворец. Фасад дворца развернут к морю. Строение хорошо видно со стороны залива. Создатель первоначального проекта Большого дворца Петергофа неизвестен. Считается, что в основе первого варианта лежали рисунки самого Петра. За время строительства дворца сменилось несколько его архитекторов. Руководить строительством дворца на завершающем этапе пришлось гению русского барокко В.В.Растрелли. Зодчий в основном сохранил внешний облик здания, характерный для архитектуры петровского времени. Внутри здания он создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев. Все помещения были богато украшены деревянной золоченой резьбой, зеркалами. живописными полотнами, наборным паркетом. Позже некоторые помещения дворца были переделаны в соответствии с требованиями нового архитектурного стиля - классицизма. Золоченый декор уступил место лепке. Над изысканно элегантным зданием возвышается дворцовая церковь. Она была освещена во имя святых апостолов Петра и Павла. Это трехэтажное здание имеет крышу в виде четырехстороннего купола, увенчанного российским гербом.

В Нижнем парке располагается дворец Монплезир. Он расположился на самом берегу моря. Место для постройки дворца указал сам Петр I. Это строение являет собой удивительное сочетание простоты и в то же время - представительности, уюта и изящества.

Парк готовит много сюрпризов для туристов. Наиболее известны фонтаны-шутихи. Есть такие фонтанчики у дворца Монплезир: стоят два садовых диванчика с решетчатыми сидениями и спинками. Того, что сядет на них обольет фонтан-шутиха. Есть в парке и другие подобные шутки. Например, «Дубок» или «Зонтик». На аллеи, идущей от Монплезира можно увидеть бронзовую статую Петра Великого. Аллея выводит посетителей на площадь с двумя Римскими фонтанами перед Каскадом Драконов (или каскадом «Шахматная горка»). В солнечные дни стекающая вода, как будто тонким покрывалом закрывает скаты. Они блестят как зеркала, отражая небо над заливом. Три крылатых дракона стерегут дверь верхнего грота. Недалеко от Каскада Драконов можно увидеть фонтан - изображение еще одной схватки. Здесь мужественный повелитель волн - Тритон борется с морским чудовищем. Из зубастой пасти сказочного зверя вырывается столб воды, высотой 8 метров. Четыре черепахи в страхе расползаются от места битвы.

Великая Отечественная война 1941-45 гг. стала для Петродворца периодом тяжелейших испытаний. Двадцать восемь месяцев (с 21 сентября 1941 по 19 января 1944 года) Петергоф находился в зоне оккупации. Захватчики разрушили дворцы, фонтаны, каскады, вывезли музейные ценности, вырубили 14 тысяч деревьев. То, что петербуржцы не успели эвакуировать в тыл, немцы отправили в Германию. Страшная картина варварского разрушения предстала перед глазами воинов-освободителей после изгнания неприятеля из Петергофа. Скульптуру Нептуна из Верхнего парка обнаружили в Германии спустя два года после окончания войны. Владыка морей вернулся на свое законное место. Скульптуры Самсона, Петра Великого обнаружены не были, их создавали заново по старинным чертежам и рисункам. После войны Петергоф был переименован в Петродворец. 17 июня 1945 г. Нижний парк открылся для посетителей.14 сентября 1947 г. поднялся водяной столб над группой «Самсона», воссозданный скульптором В.Л.Симоновым. Талант и безупречное мастерство потребовало от скульпторов, лепщиков, резчиков, столяров, паркетчиков и живописцев воссоздание дворцов и их интерьеров. Восставший из руин, Петродворец восхищает туристов праздничностью облика, синтезом архитектуры и скульптуры, гармоничностью слияния творений искусства и природы.

Город Ломоносов расположен в 40 км к западу от Петербурга на южном берегу Финского залива. Здесь находится один из первых по времени постройки дворцово-парковых ансамблей XVIII в., известный своими архитектурными памятниками высокой художественной и исторической ценности.

С 1948 г. Ораниенбаум (в переводе - "апельсиновое дерево", его изображение до сих пор украшает герб города) стал называться Ломоносовом в память о том, что поблизости находилось имение Усть-Рудцы. Здесь М.В.Ломоносов организовал экспериментальные смальтоварочные мастерские, которые, в частности, снабжали смальтой и строившийся в Ораниенбауме Китайский дворец. Ораниенбаум возник почти одновременно с Петергофом.

В конце XVII в. на месте современного города существовала мыза Теирис. В начале XVIII в. прилегающая территория была подарена князю А. Д. Меншикову, при котором с 1710 г. начал формироваться слобода Ораниенбаум – один из наиболее значительных русских дворцово-парковых ансамблей XVIII в.

Для своей загородной резиденции Меншиков выбрал прибрежный участок как раз напротив острова Котлин. С тех пор Ораниенбаум стал как бы станцией на пути между Петербургом и Кронштадтом. При Меншикове, за 15 лет его владения этой местностью, Ораниенбаум превратился в нарядную вельможную резиденцию. Дворец, построенный здесь для князя, был крупнейшим архитектурным сооружением того времени. Перед фасадом дворца открывается величественная перспектива на море. По указу владельца был разбит парк с газонами и фонтанами, оранжереями и зверинцем. В оранжереях выращивались померанцевые деревья - из семейства цитрусовых (отсюда, как полагают, и название Ораниенбаум). На широких террасах и площадках открытых лестниц меншиковского дворца выставлялись в кадках выращенные в местных оранжереях южные растений, в том числе и апельсиновые деревья.

На высокой береговой террасе в 1710-27 гг. Архитекторы Д.М.Фонтана и Г.-И.Шедель возвели двухэтажный дом, получивший позднее названиеБольшого дворца. Как и в столице, дом Меншикова первоначально выглядел значительно богаче, чем дворец императора. Большой ораниенбаумский дворец возводили, постепенно увеличивая его размеры. Сначала был задуман и выстроен только главный корпус, потом к нему пристроили галереи и, наконец, увенчанные куполами боковые павильоны (в западном помещалась церковь, в восточном - Японский зал). В парадных помещениях дворца стены обтягивались шелками и ткаными шпалерами, а иногда кожаными обоями, расписанными золотом, серебром и «разными красками». Для облицовки использовались натуральный мрамор и цветные изразцы. Живописные плафоны и наборные паркеты довершали отделку комнат.

После свержения Меншикова, все его имения и имущество были конфискованы и перешли в государственную казну. С тех пор Большой дворец в Ораниенбауме неоднократно менял владельцев, не раз перестраивались и переделывались интерьеры. До настоящего времени от старой внутренней отделки осталось немного, представление о ней могут дать вестибюль с лестницей, центральный зал, с примыкающими к нему комнатами в главном корпусе, Золотой кабинет и интерьер Японского павильона.

Одновременно со строительством Большого дворца перед его главным фасадом был разбит один из первых в России регулярных садов - Нижний парк. Он занимал пространство от дворца до залива и был распланирован симметрично, с пестрыми партерами сложного геометрического узора, со стриженными боскетами, прямыми дорожками, фонтанами и деревянными резными статуями,

Позднее (в 1780-х гг.) Нижний сад украсился привезенными из Италии мраморными фигурами: среди них исполненные известным скульптором А.Бонацца изображения Зефира, Флоры, Помоны и Вертумна. В 1935 году скульптуры Нижнего парка переданы в Петергофские парки.

От центрального входа в Нижний сад по топкому берегу в сторону залива в 1712 г. прорыт канал длиной более километра (предание гласит, что он был выкопан за три дня крепостными). По свидетельству современника «По каналу и его продолжению, идущему далеко в море, суда могут проходить беспрепятственно».

В ХХ в. утратилась связь Нижнего сада с Финским заливом - их разделили шоссе и линия железной дороги. Однако в композиции Большого дворца роль Морского канала, расположенного по центральной оси ансамбля, остается весьма значительной.

К юго-востоку от Большого дворца находится Нижний пруд, который в XVIII в. называли «малым увеселительным морем». Этот водоем был искусственно создан при Меншикове путем устройства специальных запруд на мелководной речке Карость. Аналогичным образом в середине XVIII в. выше по течению этой же речки был создан Верхний, или Красный пруд. Протекая по восточной границе дворцово-паркового комплекса к Финскому заливу, речка то тихо журчит среди камней, то бурлит гремящими каскадами, устроенными сложной системой деревянных шлюзов.

Новый этап развития дворцового комплекса в Ораниенбауме был начат при царствовании Петра III. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему племяннику, наследнику престола Петру Федоровичу (будущему Петру III). В связи с этим ремонтируются отдельные помещения Большого дворца, одновременно строиться новые здания, например, возводят «Каменное зало» для концертов. Любимым времяпровождением будущего императора были военные забавы. По указанию Петра Федоровича в 1746 г. южнее парадного двора Большого дворца для великого князя строят маленькую потешную крепость. Она состояла из нескольких деревянных казарм, размещенных на ровной площадке, обнесенной низким земляным валом и окруженной рвом с водой. Впоследствии полуразрушенные временем остатки крепости были полностью снесены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.