Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные перспективы развития Северного района 4 страница




Более внушительной была другая крепость, расположенная на высоком берегу реки Карость, известная под названием Петерштадт. Она возводилась под руководством каменных дел мастера М.Гофмана в 1756-1762 гг. в соответствии с требованиями фортификационной науки того времени и представляла плане двенадцати конечную звезду.

В 1756-1762 гг. был выстроен дворец Петра III - небольшое, почти кубической формы, двухэтажное строение. Построен дворец по проекту А.Ринальди. Это одно из ранних произведений архитектора. Центральное помещение дворца - Картинный зал. Открытые для посетителей помещения второго этажа сохранили уникальные интерьеры, лаковые росписи, картины.

Большие работы по созданию царской дачи в Ораниенбауме были проведены по указанию Екатерины Великой. Для царицы были построены «Собственная дача» со знаменитым «Китайским дворцом» и «Катальной горкой». Для их возведения Екатерина II пригласила многих русских и иностранных зодчих, скульпторов, художников. В устройстве Собственной дачи ведущая роль принадлежит А.Ринальди, здесь окончательно сформировался его талант мастера. В разбивке Верхнего парка также отражалось характерное для этого времени стремление отказаться от свойственной середине века регулярности; появились аллеи криволинейных очертаний, а наиболее парадная перспектива - Тройная липовая аллея оказалась сдвинутой в сторону по отношению к центру Китайского дворца. Все это свидетельствовало об изменении художественных вкусов.

В Верхнем парке сохранились остатки фигурных прудов, вода к которым подведена из запруженной реки Карости. В XVIII в. здесь существовал водный лабиринт с шестнадцатью островками, соединенными между собой семнадцатью «разноманерными» подъемными мостиками.

Парк распланирован таким образом, что далеких перспектив на Китайский дворец не возникает. Дворец предстает почти неожиданно и хорошо обозревается с северной стороны. Перед ним расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном являются вековые дубы. Здание дворца невысокое, растянуто по горизонтали, несмотря на сдержанность внешней отделки, производит сильное впечатление. Особенно хорош его северный фасад, сохранившийся без последующих перестроек. Каменное здание дворца поставлено на гранитный цоколь. Центральная часть увенчана невысоким куполом. Туристов, заходящих во дворец, поражает тонкость и совершенство декоративного убранства помещений. Изумляет стенная роспись, живописные панно, ажурная лепка, наборные полы из дорогих пород деревьев (дуба, розового и красного дерева, самшита, лиственницы). Все эти замечательные по своей художественной отделке работы были выполнены русскими и иностранными мастерами. Со вкусом подобраны детали убранства дворцовых покоев. Из различных стран Европы и Азии доставлены были во дворец изделия прикладного искусства: китайский фарфор, французская мебель и многое другое. Одной из достопримечательностей дворца времени Екатерины был Стеклярусный кабинет.

Уникальным памятником архитектуры является ансамбль Катальная горка. Это важнейший по своей художественной значимости памятник архитектуры Ораниенбаума, построенный по проекту А.Ринальди в 1762-1774 гг. До нашего времени весь комплекс для царских развлечений не сохранился. Но раньше здесь была построена горка для катания на специальных колясках по деревянной трассе. Высота павильона достигала огромной высоты. От вершины шла волнообразная, постепенно понижающаяся трасса со врезанными колеями. Общая протяженность Катальной горки была более половины километра. Можно было кататься с этих горок и летом. В ансамбль Катальная горка кроме катальной горы входили различные павильоны для отдыха, разнообразные беседки.

Ораниенбаумские дворцы никогда не были загородной царской резиденцией, на содержание дачи отпускалось так мало средств, что вскоре все стало приходить в упадок. В XIX в. в парке были проведены большие работы по перепланировке, посажены молодые деревья, вместо деревянных мостов появились каменные.

Владельцы Ораниенбаумского поместья Мекленбург-Стрелицкие безжалостно перестроили внутри Меншиковский дворец, надстроили Китайский, без присмотра заросла южная часть Верхнего парка. Как и всем пригородам Петербурга дворцам города Ломоносова был нанесен большой урон в годы войны. Однако, этот город менее других пострадал от разрушений, сохранил свой архитектурный облик. Ораниенбаум сыграл весьма значииую роль в деле защиты подступов к Кронштадту и Ленинграду. Здесь была проведена решающая подготовка к сокрушительному удару по немецкой армии, окружившей Ленинград кольцом блокады. 9 июня 1946 г. Верхний парк был вновь открыт для посещения.

В настоящее время многие памятники архитектуры нуждаются в реставрации. Значительные работы по благоустройству требуются и в парках. Средств, выделяемых для сохранения уникального дворцово-паркового ансамбля, не хватает, реставрационно-восстановительные работы не проводятся, или ведутся медленно. Памятник садово-паркового искусства Ораниенбаума (Ломоносова) может и должен занять достойное место в ожерелье подобных ансамблей Санкт-Петербурга.

Город Пушкин находится в 24 км к югу от Петербурга. Самый прекрасный и богатейший дворец в России - Екатерининский - расположен десь, в бывшем Царском Селе. Нескончаем сюда поток туристов.

История происхождения названия Царское Село очень интересна. Во времена, когда Петербург только начинал строиться, в этом районе появилась первая царская резиденция. Раньше здесь существовала небольшая усадьба, называвшаяся Саарская мыза (слово «мыза» означает "небольшое поселение", слово «саари» переводится на русский язык, как «остров»). Островами местные жители называли раньше отдельные возвышения на равнине. Постепенно Саарская мыза, превратилась в Царскую. А слово мыза было заменено русским словом «село». Так и получилось название: Царское Село.

История создания дворцов и парков города, началась при Петре I: в 1703 г. земли были подарены А.Д.Меншикову, в 1710 г. передарены подарены Екатерине I. Царице повелела выстроить дворец с садом и оранжереями. Широкомасштабные работы по обустройству территории и созданию на этом месте прекрасного парка и дворцового ансамбля были начаты при дочери Петра императрице Елизаветы. Тысячи крестьян, солдат, мастеров расширяли, осушали территорию, благоустраивали парки при Екатерине Великой, затем при ее внуке Александре.

Екатерининский дворец - одна из главных достопримечательностей Царского Села. Золотая анфилада парадных залов дворца со всемирно известным Янтарным залом вошли в историю искусства как непревзойденный образец архитектуры русского барокко.

С утверждением классического стиля менялся облик Царского Села. Крупнейшим сооружением, выстроенным по канонам нового стиля стал Александровский дворец Дж.Кваренги. В Екатерининском парке сочетаются участки с регулярной планировкой (так называемый французский стиль) с участками пейзажной или ландшафтной планировкой (английский стиль). Одна из самых известных скульптур в парке - фонтан «Молочница», увековеченная в строках А.Пушкина: "Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила…"

За время немецко-фашистской оккупации, продолжавшейся с сентября 1941 г по январь 1944 г., дворцово-парковый комплекс был разграблен и разрушен. Работники дворца не успели эвакуировать панели, мебель, другие детали обстановки этого уникально Янтарного кабинета. Их увезли фашисты. Место их хранения до сих пор не обнаружено. По сохранившимся чертежам, описанию, фотографиям современные мастера восстановили Янтарный кабинет.

Дата 19 октября - особый день года и в городе Пушкине. Это память о дне открытия здесь учебного заведения - Царскосельского лицея. С 1811 г. по 1843 г. в городе находился Царскосельский лицей, в котором учились А.С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и др. В здании Лицея открыт мемориальный музей, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству будущего гения русском поэзии в лицейские годы.

Город Павловск расположен в 30 км к югу от Петербурга на склоне Балтийско-Ладожского уступа, на берегу реки Славняка. Здесь находится один из лучших в России образцов пейзажного (ландшафтного) парка. Почти все парковые постройки, и самая главная из них Павловский дворец, появились здесь в эпоху господства классицизма.

На месте Павловска в XVIII в. существовали шведские укрепления, занятые русскими войсками в 1702 г (сохранились остатки земляных валов). В середине XVIII в. долина реки Славянка была излюбленным местом придворной охоты. В декабре 1777 года охотничьи угодья на Славянке и имение (395 гектаров земли) с двумя приписанными к нему деревушками стали собственностью великого князя Павла Петровича в качестве подарка от матери - Екатерины II. Начались большие работы по благоустройству территории усадьбы, получившей название «село Павловское». Однако первоначальные дворцы не сохранились. На первых порах строительная деятельность в Павловском не отличались ни размахом, ни строгой системой. Лишь с 1780 г., когда к работам был привлечен архитектор Ч.Камерон, история загородной усадьбы наследника престола вступила на новый этап. Наметив основные композиционные центры зеленого массива, архитектор соединил их системой просек и аллей, вдоль которых раскрылись чудесные перспективы. Вкрапленные в зелень декоративные сооружения гармонично вписались в ландшафт, усилив его очарование. Крупнейшим зданием Павловска стал новый дворец, возведенный к 1786 г. В дальнейшем в его строительстве и расширении, а также в декоративной отделке многочисленных интерьеров, кроме Камерона, приняли участие и другие видные архитекторы эпохи классицизма - В.Ф.Бренна, А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, К.И.Росси.

Большой дворец практически виден со всех участков парка. Высокое каменное здание увенчано куполом с колоннами. Облик здания отличается благородной красотой, ясностью композиции. Размерами дворец уступает большинству других дворцов пригородов Санкт-Петербурга. Его композиция скорее воспроизводит тип богатой итальянской виллы. План дворца строго симметричен. Ядром здания служит компактный трехэтажный корпус, а по сторонам размещены флигеля с изогнутыми в плане галереями. На первом этаже располагались различные помещения жилого назначения. Особенно хороша анфилада «личных комнат». Наиболее интересен среди них кабинет «Фонарик» оформленный А.Воронихиным. Он служил библиотекой. На стенах кабинета размещены живописные полотна, известных художников. Во дворце находится великолепная коллекция картин и древней скульптуры. Парадные приемные залы дворца размещались во втором этаже. Парадная лестница ведут в центральный зал дворца. Он назывался Итальянским. Потолок этого зала представляет собой застекленный купол, пол мраморный,

по стенам в нишах установлены античные статуи. Греческий зал имеет украшен колоннадой из зеленого искусственного мрамора.

И ныне неповторимо прекрасен Павловский парк Большинство аллей парка, дорожки имеют свободные изгибы. Водоемы парка напоминают лесные озера, заросшие тростником у берегов. Извилистая речка Славянка со склоняющимися над ее берегами серебристыми ивами, выглядит романтично. Особую прелесть парку придают разнообразные мостики и переходы. Немало в парке построено павильонов их архитектура сочетается с окружающей природой, отличается стройностью пропорций (Храм Дружбы, мавзолей «Супругу-благодетелю» и др). Скульптура парка подобрана с большим эстетическим вкусом. Здесь можно увидеть и бронзовые и мраморные изваяния. Одним из самых популярных у туристов районов парка является участок парка, называемый Двенадцать дорожек. В центре площадки - статуя Аполлона. Вокруг него - девять муз, а также статуи Меркурия, Венеры и Флоры. Каждая из статуй начинает одну из двенадцати дорожек, радиально расходящихся от центра.

Павловский дворцово-парковый комплекс сильно пострадал в период войны. В сентябре 1941 г. в Павловск вошли немцы. Оккупанты причинили парку и дворцу огромный ущерб. Они вырубили тысячи деревьев, разрушили парковые павильоны, гидротехнические сооружения, расхитили ценные экспонаты, оставшиеся в музейных залах и хранилищах. В январе 1944 г., отступая из Павловска, фашисты подожгли дворец. Рухнули междуэтажные перекрытия, обвалился венчавший здание купол, сильно пострадало декоративное убранство интерьеров. Сразу после освобождения начались работы по воссозданию парка и дворца. В 1957 г. были открыты для посетителей первые из восстановленных залов дворца. Немало трудов затрачивают реставраторы для поддержания красоты зданий, скульптуры парка в наше время: Павловск - произведение искусства мирового масштаба.

Город Гатчина находится в 46 км к юго-западу от Петербурга на терриории Ленинградской области. Рн расположен в верховье реки Ижора. Впервые упоминается в 1499 г. как новгородское владение под названием Хотчино. В 1783 г. село было куплено Екатериной II и подарено будущему императору Павлу I. Здесь была создана одна из главных резиденций императоров в предместье Петербурга.

Основой дворцово-паркового ансамбля стал дворец, построенный по проекту архитектора А.Ринальди в 1781 г. (позже дворец расширялся и перестраивался). В парках, окружающих дворец, многочисленны мостики, террасы, павильоны и др. сооружения, построеные в конце XVIII – начале XIX вв. по проектам архитекторов В.Ф.Бренны, А.Д.Захарова и др. Они относятся к образцам лучшей ландшафтной архитектуры в России. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Дворцовй ансамбль был разрушен, ныне – восстановлен.

К 2003 г. был восстановлен еще один дворцово-парковый ансамбль, расположенный на южном берегу Финского Залива в пределах Большого Петербурга в поселке Стрельня, известный как Константиновский.

Для кратковременного отдыха Петра I и его свиты на пути следования к острову Котлин на южном побережье Финского залива были устроена пристань и так называемая "попутная светлица" в Стрельнинской мызе (или - мызе Стрелина). Летняя царская резиденция стала возводиться здесь в 1711 г. В 1717 г. проект дворца и парка составил архитектор Ж.Б. Леблон (данный проект был реализовали лишь частично, в частности, создаы каналы, сохранившиеся до наших дней). Сооружение Константиновского дворца началось в 1720 г., под руководством архитектора Н. Микетти, позже Т.Н.Усова. При Елизавете Петровне к 1755 г. здание восстанавливал и перестраивал В.В.Растрелли. Подобно Большому дворцу Петергофа, Стрельнинский дворей находится на краю естественной береговой гряды. В центральной части он прорезан тройной сквозной аркадой, соединяющей два крыла здания. На нижней террасе перед дворцом был разбит регулярный парк, разделенный на прямоугольники каналами. Стрельнинский дворцово-парковый ансамль не получил в XVIII в. такого имульса к развитию как Петергофский. Постепенно дворец приходит в упадок, парк зарастает, водоемы заболачиваются. Возрождение дворца начинается в начале XIX в. при его новом владельце - великом князе Константине Павловиче (отсюда и второе название Стрельнинского дворца). Последним владельцем дворца семьи Романговых был Константин Константинович. В Советское время во дворце располагалось морское училище. К концу XX в. дворец находился в аварийном состоянии, его начали восстанавливать. В период празднования 300-летия Петербурга в отреставрированном Константиновском дворце (ныне - в статусе резиденции президента России) прорводился прием глав государств, приглащенных на юбилей.

 

Безусловный интерес представляют для туристов музеи, расположенные на территории Санкт-Петербурга. Коллекции многих музеев имеют мировое культурологическое значение.

Санкт-Петербург является бесспорным лидером в России по числу официально зарегистрированных памятников архитектуры, монументов, мест, связанных с жизнью выдающихся людей, важнейшими событиями истории. Начало истории музейного дела в нашей стране было положено именно здесь. Сам Петербург превратился со временем в большой музей. Не в каждом городе сохранена самая первая постройка, а в Петербурге с величайшей гордостью берегут «Красные хоромцы» - Домик Петра Первого на Петровской набережной.

Первые музеи начали создаваться при Адмиралтействе по указанию Петра I. Здесь в 1709 г. была учреждена “модель-камора”, ее идейным наследником является современный Военно-морской музей. Первый публичный музей России – Кунсткамера был открыт в Петербурге в 1714 г.

Главный музей страны – Эрмитаж. Годом основанием его можно считать 1794 г., когда Екатериной II была приобретена коллекция берлинского негоцианта Гоцковского.

Самая большая коллекция произведений русского искусства находится в Русском музее, учрежденном в 1895 г.

На территории города расположено большое количество мест, связанных с жизнью и деятельностью замечательных людей. Большой популярностью у туристов пользуются мемориальные музеи-квартиры, загородные усадьбы, в которых проживали выдающиеся политики, литераторы, деятели науки, искусства. Многие туристские маршруты обязательно планируют посещение туристами мемориальных кладбищ.

Память о подвиге, совершенном жителями Приневских земель в период Великой Отечественной войне, свята. Выдающийся героизм их будет примером проявления высшего патриотизма для многих будущих поколений. В каждом районе Санкт-Петербурга имеются памятники, связанные с войной. Необычным памятником войне стал «Зеленый пояс Славы», который был создан в 1965 г. вокруг Ленинграда по линии героической обороны города в период 1941-1944 годов. Этот уникальный мемориальный комплекс, протяженностью 220 км, включает в себя более 30 памятников скорби и победы на местах сражений и боевых подвигов, братских могилах и Дороге жизни. Он привлекает к себе сотни тысяч людей со всего мира, которым дорога память боевой истории Ленинградской земли.

Особо значимые, с позиции развития туризма, музеи Санкт-Петербурга можно разделить по девяти категориям.

В городе немало этнографических, историко-краеведческих и военно-исторических музеев, подтверждающих значимость этих земель для российской и мировой истории: Кунсткамера – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии; Российский этнографический музей; Государственный музей истории религии; Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии; Государственный музей истории Санкт-Петербурга музей-заповедник «Петропавловская крепость»; «Кронштадская крепость»; Краеведческий музей города Ломоносова; Центральный Военно-морской музей; Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; Краеведческий музей города Пушкина; Государственный музей политической истории России; Государственный музей «Нарвская застава»; Историко-краеведческий музей «Невская застава»; Краеведческий музей «Шалаш», «Сарай» в Разливе (г. Сестрорецк); Государственный Санкт-Петербургский историко-мемориальный музей «Смольный»; Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х годов; «Болотная, 13», детский исторический музей – детский центр исторического воспитания; Экспозиция «Издательство и типография конца XIX-XX века»; Музей на крейсере «Аврора»; Особняк Румянцева - Музей истории Ленинграда; Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда; Пискаревский мемориал; Монумент героическим защитникам Ленинграда; Музей «А музы не молчали…»; Музей-библиотека «Книги блокадного города»; Музей подводных сил России имени А.И.Маринеско; Музей линкора «Марат».

Коллекции отраслевых естественнонаучных и технических музеев способны удовлетворить познавательный интерес широкого круга туристов: Музей М.В.Ломоносова научно-исследовательского института антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук; Зоологический музей Российской Академии наук; Ботанический музей Российской Академии наук; Центральный музей почвоведения имени В.В.Докучаева Российской Академии наук; Российский государственный музей Арктики и Антарктики научно-исследовательского института Арктики и Антарктики; Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н.Чернышева; Горный музей Государственного горного института (Технического университета) им. Г.В.Плеханова; Музей нефтяной геологии и палеонтологии Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института; Палеонтолого-стратиграфический музей при кафедре Истории геологии Санкт-Петербургского государственного университета; Минералогический музей кафедры Минералогии Санкт-Петербургского государственного университета; Центральный музей Связи имени А.С.Попова; Мемориальный музей-лаборатория А.С.Попова в Кронштадте; Метрологический музей Госстандарта при всероссийском институте метрологии имени Д.И.Менделеева; Музей Истории центра испытаний и сертификации; Метеорологический музей главной геофизической обсерватории имени А.И.Воейкова; Мемориальный музей академика С.В.Лебедева при научно-исследовательском институте Синтетического каучука имени академика С.В.Лебедева; Центральный музей железнодорожного транспорта министерства Путей сообщения Российской Федерации; Центральный музей Октябрьской железной дороги; Музей Железнодорожной техники; Музей Космонавтики и ракетной техники имени В.П.Глушкова; Музей Лесной энтомологии имени М.М.Римского-Корсакова и музей Лесной зоологии и охотоведения имени А.А.Силаньева Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии; Мемориальный кабинет академика И.П.Павлова; Музей Истории института Экспериментальной медицины Российской Академии наук; Анатомический музей кафедры Анатомии и спортивной морфологии Государственный академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта; Патологоанатомический музей при кафедре Патологической анатомии Санкт-Петербургской государственной академии Ветеринарной медицины; Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга; Музей Сновидений Зигмунда Фрейда; Музей отечественной кино-видеоаппаратуры Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Функционируют отраслевые музеи, музеи промышленных предприятий и организаций: Музей Истории техники акционерного общества «Кировский завод»; Музей Истории ОАО «Ижорские заводы»; Народный музей ОАЛ Машиностроительный завод «Арсенал»; Музей Истории Федерального государственного унитарного предприятия «Адмиралтейские верфи»; Музей Акционерного общества «Балтийский завод»; Памятник истории судостроения ледокол «Красин»; Мемориальный комплекс подводной лодки «Народоволец Д-2»; Музей «Российские бумажные деньги» фабрики «Гознак»; Музей Фарфорового завода; Санкт-Петербургский музей игрушки; Музей Истории развития общественного питания Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургский музей хлеба; Музей пива ОАО «Комбината имени Степана Разина»; Музей русской водки; Музей Истории таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Российской Федерации; Экспозиция материалов по истории «Ленфильма»; Музей Истории спорта Санкт-Петербурга и другие.

Продолжают формироваться коллекции музеи истории некоторых учебных заведений. Например, музей Истории Санкт-Петербургского университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена; Академии русского балета имени А.Я.Вагановой; Санкт-Петербургской консерватории; Санкт-Петербургского государственного технологического института; Санкт-Петербургского Суворовского военного училища и другие.

Значительный интерес для туристов представляют дворцы-музеи и парки. Среди них Домик Петра I; «Дворец А.Д.Меншикова»; Летний сад и дворец-музей Петра I (Летний сад); Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII – начала XX века (Елагин остров); Музей Истории Аничкова дворца; Государственный музей-заповедник «Петергоф»; Дворец Петра I в Стрельне; Государственный музей-заповедник «Царское Село»; Государственный музей-заповедник «Павловск»; Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум».

Туристы имеют возможность посетить и литературные музеи Петербурга: Литературный музей института русской литературы (Пушкинский Дом); Мемориальный музей Лицей в г. Пушкине; Народный литературный музей Остапа Бендера.

Одними из самых посещаемых туристами являются художественные музеи: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Михайловский (Инженерный) замок; Мраморный дворец; Строгановский дворец; Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств; Мемориальный музей-квартира И.И.Бродского; Государственный музей городской скульптуры, Лазаревская усыпальница и некрополь; Музей-некрополь «Литераторские мостки»; Музей-памятник «Нарвские триумфальные ворота»; Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»; Музей-памятник «Спас-на-Крови»; Музей-памятник «Сампсониевский собор»; Музей декоративно-прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени В.И.Мухиной; Государственный музей современного искусства «Царскосельская коллекция» в г. Пушкине; Музей-институт семьи Рерихов.

О двух художесвенных музеях необходимо вспомнить особо.

Эрмитаж - главный музей России, один из крупнейших художественных и историко-культурных музеев мира. Сокровища его расположены в строгом соот­ветствии с периодизацией истории человеческого общества. Французское название Эрмитаж (то есть "место уединения", "жилище отшельника") использовалось в Западной Европе в XVIII веке для обозначения не­больших павильонов при дворцах. Екатерина II повелела построить новое здание, на уровне бельэта­жа которого устроить сад и павильон "Эрмитаж". На стенах павильона были размещены картины из собрания Зимнего дворца. Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-й, когда в Петербург привезли 225 картин, купленных у берлинского купца Гоцковского. На протяжении двух десятилетий покупки произведений искусства производились в Париже и Дрездене, в Бельгии и Голландии, в Англии и Италии. В 1769 г. у наследников саксонского графа Брюля было купле­но около шестисот полотен, в числе которых такие шедевры, как "Портрет старика в красном" Рембрандта, "Персей и Андромеда" Рубенса, "Снятие с креста" Пуссена.

В 1772 г. в Париже при содействии известного французского просветителя Д.Дидро осуществляется сенсационное приобретение знаменитого собрания Кроза, имевшее решающее значение для по­полнения галереи Эрмитажа. Коллекция Кроза насчитывала более четырехсот живописных полотен, среди которых такие шедевры итальянской жи­вописи, как "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, произведения фламандской школы - шесть портре­тов и полотно "Неверие Фомы" Ван Дейка, семь картин Рембрандта, было положено начало коллекции французской живописи.

К концу XVIII в. в Санкт-Петербурге сформировалась первоклассная картинная галерея - одна из лучших в Европе. К 1769 г. рядом с Зимним дворцом выстроили "Малый Эрмитаж" - первое специальное здание для художест­венных ценностей. Впоследствии пристраивается Большой (или Старый) Эрмитаж.

17 декабря 1837 года произошла катастрофа, едва не уничтожившая бесценные сокро­вища Эрмитажа: в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Эрмитаж удалось спасти, но от Зимнего дворца на третий день пожара остался только гигантский каменный остров. Группу архитекторов и художников по воссозданию дворца возглавил В.П.Стасов. Через год с небольшим растреллиевский дворец был полностью восстановлен. В середине XIX века в Петербурге было построено здание ху­дожественного музея, получившее название Новый Эрмитаж. Он был за­думан как публичный музей. В нем разместили коллекции Эрмитажа, а также картины и скульптуру, специ­ально отобранные в пригородных царских дворцах, произведения искусства, приобретенные в первой половине XIX века за грани­цей, и найденные на юге России во время раскопок памятники гре­ческой и скифской культуры. Для художни­ков музей превратился в школу живописи скульптуры. По распоряжению временного правительства осенью

1917 года лучших кол­лекций их вывезли в Москву, в Кремль (возвращены, начиная с ноября 1920 г.). После революции в музей стали поступать картины, рисунки, скульптуру, фарфор, старинное оружие и прочие художественные изделия, вывозимые из барских особня­ков, императорских и княжеских дворцов, квартир буржуазии. В дни Великой Отечественной войны многие шедевры Эрмитажа были эвакуированы в тыл. После войны коллекции были возвращены. В настоящее время Эрмитажу передано также здание Главного Штаба.

В Эрмитаже храниться более 2,5 миллиона экспонатов (живопись, гравюры и рисунки художников европейских стран и России, русское, западноевропейское и восточное декоративно-прикладное искусство - ткани, стекло, фарфор, изделия из металлов и дерева, оружие и т.п., скульптура — от античности до новейшего времени, археологические памятники и т.д.). Коллекции распределены по отделам Истории первобытной культуры, Культуры и истории античного мира, Культуры и искусства народов Востока, Истории русской культуры и нумизматики, Истории западноевропейского искусства, а также отдел «Зимний дворец Петра I».

К шедеврам мирового уровня, хранящимся в Эрмитаже относятся произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Караваджо, Дж Б.Тьеполо, Эль Греко, Х.Риберы, Д.Веласкеса, Б.Э.Мурильо, П.Брейгеля Младшего, Ф.Снайдерса, Я.Йорданса, П.П.Рубенса, А. Ван Дейка, малых голландцев, Ф.Хальса, Рембрандта, Н.Пуссена, К.Лоррена, А.Ватто, Э.Делакруа, К.Коро, К.Моне, О.Ренуара, К.Писсаро, Э.Дега, П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо и многих других.

Объектами показа являются парадные интерьеры Зимнего дворца: Посольская лестница (арх. Ф.Б.Растрелли, восстановлена В.П.Стасовым), Фельдмаршальский зал (1833, арх. О. Монферран, перестроен В.П.Стасовым), Малый тронный или Петровский зал (1833, восстановлен В.П.Стасовым), Гербовый зал (арх. В.П.Стасов), Военная галерея (1826, К.И.Росси, восстановлена В.П.Стасовым), в которой находится 332 портрета героев войны 1812 г, исполненных андийским живописцем Дж.Доу и его русскими помощниками А.Потяковым и В.Голике, Георгиевский или Большой тронный зал (1842, арх. В.П.Стасов), Малахитовый зал (арх. А.П. Брюллов) и Малая столовая (арх. А.П.Брюллов, Р.Ф.Мельцер) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.