Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления социально-экономическими процессами




Классификация социально-экономических процессов

 

Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы.

По содержанию деятельности различают типы социальных процессов

1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает:

- терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноцен­ность;

- аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основ­ных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида;

- ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых.

2. Сотрудничество основывается на согласованной деятель­ности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей.

3. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве.

4. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов.

5. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приво­дящих к тому, что в рамках определенной общности действия, откло­няющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жиз­ни.

6. Социальные перемещения - изменения индивидом или груп­пой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре.

По характеру изменений, которые происходят в системе в це­лом в результате протекания процесса, различают:

-процессы функционирования, ведущие к воспроизводству ос­новных характеристик социальной организации, при которых сущест­венных качественных изменений системы не происходит;

- процессы развития;

- процессы деградации.

Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препят­ствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направ­лен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы.

Виды экономических систем

В зависимости от содержания элементов, особенностей их взаимосвязей, решаемых задач, а также от способов достижения целей экономические системы могут быть дифференцированы на раз­личные виды.

Способ организации хозяйственной деятельности. Клас­сификация экономических систем на основе способа организации хо­зяйственной деятельности учитывает следующие признаки: форма собственности на факторы производства; кто и как принимает основ­ные экономические решения; способ координации экономической дея­тельности; мотивы, стимулирующие ведение экономической деятель­ности. На основе этих критериев выделяются следующие экономиче­ские системы: традиционная, плановая, рыночная, переходная эко­номики.

Традиционная экономика. Для традиционной экономики типична большая роль государства в развитии экономики и существование различных стимулов к ведению экономической деятельности. Натурально-общинный уклад базируется на материальных стимулах к труду, связанных в основном с необхо­димостью удовлетворения жизненных элементарных потребностей. Мелкотоварное производство ориентируется на превышение доходов над расходами. Однако с учетом того, что в большинстве случаев оно основано на личном труде, размеры возможных доходов не так значи­тельны. Традиционная экономика основана на отстающей технике, по­скольку использование передовых технологий, распространение новой информации сдерживаются сложившимися в обществе традициями и обычаями.

Плановая экономика - экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляется посредст­вом централизованного планирования, управления и контроля. Такая экономика функционирует на базе общественной собственности на

экономические ресурсы. Основные экономические решения принима­ются соответствующими органами государственной власти.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель экономики. Она функционирует на основе общественной и, прежде всего, государственной собственности на экономические ре­сурсы. Частная собственность либо отсутствует, либо занимает очень незначительный удельный вес в экономике

Рыночная экономика - экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной формы собственности, свободной конкуренции производителей и граждан. Основные эконо­мические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые принимают решения о том, какие товары про­изводить, в каком количестве, каким способом и для кого. Вторые са­мостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей.

Сбалансированность экономики достигается посредством ры­ночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение.

Производители в условиях рыночной экономики имеют прямую экономическую заинтересованность в конечных результатах труда. Это заставляет их работать эффективно, с большей ответственно­стью, внедрять достижения науки и техники, экономить ресурсы, по­вышать производительность труда.

Смешанная экономика. Это экономическая система, функциони­рующая на базе рыночного механизма и государственного регулиро­вания. Характерной чертой смешанной экономики является наличие государственного сектора, активное участие государства в регулиро­вании экономической деятельности. Такое изменение роли государст­ва вызвано, прежде всего, необходимостью развития производствен­ной и социальной инфраструктуры, управления научно-техническим процессом, необходимостью формирования качественно нового типа работника, обладающего высокими образовательными, профессио­нальными и культурными качествами.

Переходная экономика - это экономика, находящаяся в процес­се трансформации от одной экономической системы к другой. Харак­терной чертой переходной экономики является одновременное суще­ствование экономических отношений старой системы и новых, прису­щих зарождающейся системе. Для нее характерна многоукладность, то есть, наличие различных типов хозяйствования.

Система единых принципов существования и функционирова­ния сложных систем управления включает:

1. Принципы физичности - всякой системе присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функциони­рования.

Принцип физичности включает несколько постулатов:

Постулат целостности. Примене­ние постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведе­ний о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобще­нии их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.

Система (как целое) обладает особым системным свойством (свойствами), которого нет у подсистем (элементов) при любом спосо­бе декомпозиции.

Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной сис­темы управления осуществляется путем расчленения ее на подсисте­мы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рас­сматривается как элемент вышележащего уровня.

Постулат автономности. С точки зрения постулата целостно­сти, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство деком­позиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.

2. Принцип моделируемости - сложная система, представлен­ная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает оп­ределенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Модель, ориентированная на определенную группу свойств сложной системы, всегда проще самой системы.

Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.

Постулат действия. Для изменения поведения системы требу­ется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое зна­чение. Порог есть функция трех переменных: количества определен­ного вещества, количества энергии и количества определенной ин­формации.

Постулат неопределенности. Существует область неопределен­ности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возмож­ной точности определения другого свойства.

Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.

Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моде­лей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенно­стей исследуемой системы.

Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности резуль­татов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его наблюдение является необходимым условием получения правильных соотношений на всех уровнях исследования системы.

Постулат достаточности. Последовательность уровней определения требуемых характеристик в процессе совершенст-ования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на лучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.

Постулат проверенного методического обеспечения. Для ана­лиза и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в за­данные сроки и с заданной точностью.

3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом систе­ма обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип вклю­чает в себя постулат выбора.

Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать.способ действия и ее состояние невозможно ни при каком знании свойств системы и ситуаций.

Сложная система строит свое поведение в существенной связи с ситуацией. Следовательно, на это поведение можно влиять. Познание и практическое использование этого постула­та имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавле­ния «свободы» выбора. Второй аспект связан с количеством описаний вы­бора, его формальным представлением, качественной и количествен­ной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.