Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка ведущих центров современной исламской правовой мысли




Современное исламское правоведение не только противопоставляет свой концептуальный подход взглядам идейных лидеров мусульманских радикалов, но и предельно точно квалифицирует террористическую деятельность с позиций шариата и фикха. В соответствии с господствующей позицией ответственность за терроризм предусмотрена следующими положениями Корана: «Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [эти наказания] для них - великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание, кроме тех, которые раскаялись [в своем неверии], прежде чем они одержали верх над ними. Да будет вам известно, что Аллах - прощающий, милосердный» (5:33,34).

Преступление, упомянутое в данном пассаже, исламская правая наука именует «хираба», что принято переводить на русский язык как «разбой» или «грабеж». Характерно, что в арабском языке данный термин является однокоренным со словом «харб» - война. Современные мусульманские ученые полагают, что между этими двумя понятиями, на самом деле, есть нечто их объединяющее. Прежде всего, оно заключается в пренебрежении государственной властью, посягательстве на безопасность, подрыве стабильности социальной и экономической жизни общества, ущемлении права на свободу передвижения и выбора места жительства, возбуждении в людях чувства страха за свою жизнь и имущество. Все это является результатом агрессивного поведения «воюющих против Аллаха и Его Посланника», которое нередко доходит до массовых убийств и захвата имущества или его уничтожения.

Важно подчеркнуть, что указанные действия рассматриваются как выступление именно против Аллаха и Пророка Мухаммада, ибо все на земле является благодеянием Всевышнего. Сравнивая приведенные предписания Корана со смыслом понятия террора, мусульманские юристы приходят к выводу, что шариатской оценкой террора и является сформулированная в них норма. Иначе говоря, тому, что на языке политики и права называется терроризмом, в фикхе соответствует термин «хираба». Поэтому терроризм с позиции фикаха представляет собой преступление, которое посягает на безопасность как творение Аллаха, и власть, отвечающую за ее поддержание.

Некоторые авторитетные мусульманские мыслители убеждены в том, что недостаточно называть современных мусульманских террористов «заблуждающимися» или некой группой, сбившейся с правильного пути. Они – преступники, воюющие с Аллахом и Его Посланником, и за свои злодеяния должны нести ответственность, установленную Кораном. Причем наряду с исполнителями этого преступления ответственность за его совершение должны нести в равной степени его организаторы, вдохновители и спонсоры. В обоснование такого вывода приводятся слова основателя одного из крупнейших толков фикха Малика бин Анаса: «Хотя хозяин того, кто воюет с Аллахом и Его Посланником, сам не убивает, он сеет больший страх и творит тем самым большее нечестие, нежели убийца»[35].

Убедительным подтверждением такой оценки террора с точки зрения современной исламской правовой науки является знаковое решение, вынесенное в 1988 г. Советом Коллегии крупнейших Алимов (мусульманских ученых) Саудовской Аравии – официальным и самым авторитетным по вопросам фикха в Королевстве учреждением, состав которого назначается королем. Этот документ призывает к строгому наказанию террористов, преступления которых, в конечном счете, ведут к «распространению нечестия» и подрыву безопасности. В нем подчеркивается, что все нормы шариата направлены на защиту пяти основных общих ценностей шариата – религии, жизни, чести, разума и имущества. Не подлежит сомнению тот факт, что своими действиями террористы посягают на жизнь, честь и собственность людей, а также на публичную безопасность. Они порождают хаос и беспорядок, внушают людям страх за свою жизнь и имущество.

Решение включает приведенные выше айяты Корана относительно разбоя и наказания за него и требует, чтобы такая ответственность неукоснительно применялась к террористам. При этом поясняется, что данные коранические предписания охватывают не только собственно разбой или грабеж, но и любые иные виды «распространения нечестия», включая, например, устрашение. Более того, установленная в данных айятах санкция должна применяться в виде наказания за любое зло в виде массового разрушения или посягательства на безопасность и порядок.

Такой вывод делается на основании анализа комментариев Корана, принадлежащих крупнейшим исламским ученым, например, Аль-Куртуби и Ибн Касиру. В этой связи документ включает несколько иных положений Корана, где речь идет о нечестии. В нем, например, говорится: «Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он - заядлый спорщик. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия» (2:204, 205). Приводятся и такие слова Аллаха: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность. Обращайтесь к Нему в страхе и уповании. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).

На основании такой аргументации Совет единогласно установил меру ответственности за совершение разрушений или распространение нечестия. К ним относятся нарушение безопасности и посягательство на жизнь людей, частное или публичное имущество, что может проявляться в подрыве жилищ, мечетей, школ, больниц, промышленных объектов, мостов, оружейных складов, водохранилищ и нефтепроводов, а также во взрыве или захвате самолетов. Со ссылкой на положение Корана о «распространении нечестия» за данные преступления предусмотрена смертная казнь. В этой связи напомним, что, по фикху, грабеж наказывается смертной казнью только тогда, когда он сопровождался убийством. Но в решении Совета Коллегии крупнейших Алимов подчеркивается, что виновные в совершении указанных выше деяний заслуживают именно такого сурового наказания, поскольку их преступления более опасны, нежели поступок обычного грабителя, посягающего на жизнь и имущество одного человека. Поэтому в случае совершения одного из деяний, квалифицируемых как терроризм, виновный несет максимально тяжкую ответственность, даже если оно не повлекло гибель людей. При этом отмечается, что такая санкция может быть применена лишь при соблюдении всех действующих в Саудовской Аравии процессуальных норм[36].

Важно учитывать, что подобное сравнение терроризма с зафиксированным в Коране грабежом («распространением нечестия») повторяется в нескольких документах Академии исламской юриспруденции (фикха) при Организации «Исламская конференция». Так, в решении, принятом в 2003 г., на ХIV сессии этого ведущего центра современной исламской правовой мысли, сформулировано определение терроризма. Под ним понимаются лишенные правовых оснований агрессивные действия, запугивание или угрозы материального либо морального характера, которые исходят от государств, групп или отдельных лиц, направлены против человека в отношении его религии, жизни, чести, разума или имущества и выражаются в любой форме «распространения нечестия на земле».

Нельзя не заметить, что в этом определении терроризма акцент сделан на два его ключевых признака, сформулированных исламским правом. Во-первых, он ассоциируется с «распространением нечестия», а, во-вторых, посягает на одну из отмеченных основных шариатских ценностей. Данное понимание терроризма воспроизводит и решение указанной Академии, вынесенное на XVII сессии в 2006 г. Одновременно в нем говорится, что террористом является как исполнитель террористического акта, так и тот, кто ему содействует, финансирует такую деятельность либо помогает ей в любой форме. Причем таким пособником могут быть как физическое лицо, так и группа лиц или государство.

Особое внимание привлекает тот раздел данного решения, в котором отмечаются причины, приводящие к терроризму. К ним, в первую очередь, отнесен идейный экстремизм и фанатизм, а также незнание норм шариата. В этой связи подчеркивается ответственность мусульманских ученых, правоведов, проповедников и научных центров за просвещение и идейное противостояние терроризму. Тем самым признается, что в современной исламской мысли есть экстремистское течение. При этом его сторонники не рассматриваются в качестве отошедших от ислама. Напротив, можно привести решения Академии, которые решительно осуждают любые попытки мусульман обвинить в неверии тех, кто не разделяет их взгляды. Иначе говоря, этот авторитетный орган современной исламской правовой мысли исходит из того, что даже радикальные оценки – часть общего идейного багажа ислама. Другое дело, что разделяющих такие радикальные позиции часто называют «заблуждающимися» или «отклоняющимися» от прямого пути ислама.

Близкой по смыслу позиции в отношении терроризма придерживается и Академия фикха при Лиге исламского мира. Так, на своей XVI сессии в 2002 г. она приняла так называемую Мекканскую декларацию, в которой подчеркивается, что шариат защищает жизнь и имущество не только мусульман, но и немусульман в соответствии со словами Пророка Мухаммада: «У него (т.е. немусульманина) такие же права, как и у нас, и на нем такие же обязанности, что и на нас»[37]. В этом документе терроризм оценивается как агрессия против человека и произвол по отношению к нему. Одновременно дается определение терроризма, под которым понимается агрессия, предпринимаемая отдельными лицами, группами или государствами против человека и посягающая на его религию, жизнь, разум, честь или имущество. Терроризм включает не имеющее правовых оснований запугивание людей, угрозу применения силы, причинение им страданий и смерти. Такие действия связаны с «распространением нечестия», грабежом и устрашением, диверсиями против частного и публичного имущества, государственных ресурсов, что очевидно противоречит кораническому призыву: «И не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (28:77).

При определении ответственности за терроризм решение ссылается на айят Корана о «распространении нечестия» на земле. Одновременно решительно осуждается любой фанатизм и экстремизм в вопросах религии, что подтверждается словами Пророка Мухаммада: «Не переходите пределов в религии; воистину, тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии»[38]. В этом документе воспроизводятся известные положения шариата об отношении к немусульманам и запрете любой агрессии, в частности кораническая заповедь: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]; воистину, Аллах не любит преступающих [границы]» (2:190).

Обращают на себя внимание те решения и документы Лиги исламского мира, в которых решительно осуждаются любые взгляды, которые квалифицируются в качестве отклоняющихся от истинных исламских ценностей. Показательным примером является специальное посвященное этому вопросу воззвание, принятое на сессии Совета мечетей ЛИМ в 2004 г. В нем весьма подробно анализируются такие идеи и причины их распространения. Подчеркивается, в частности, что экстремисты, разделяющие крайние взгляды, отклоняются от прямого пути ислама. Поскольку тем самым они «распространяют бесчестие» и выходят из подчинения законной власти, их ждет суровое наказание в будущей жизни.

Одновременно решение предупреждает тех, кто поддается на фальшивые лозунги радикалов, об ожидающей их ответственности, о чем в Коране сказано: «Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он - заядлый спорщик. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия. Когда же ему говорят: "Бойся Аллаха!" - им овладевает греховное величие. Довольно для него ада - а ведь это скверное прибежище!» (2:204-206). Поэтому

Иными словами, анализ исламского экстремизма, его идейных аспектов и противодействие радикальным концепциям относятся к приоритетным направлениям деятельности таких авторитетных международных мусульманских структур, как Организация «Исламская конференция» и Лига исламского мира. Это же можно сказать и об иных ведущих центрах исламской правовой мысли. Например, Европейский совет фетв и исследований неоднократно обращался к этой проблеме и на своей VI сессии сформулировал специальную фетву, в соответствии с которой надо различать две категории немусульман. Одна из них совершает агрессию против мусульман, а другая склоняется к миру. Ко второй ислам требует относиться максимально доброжелательно.

Особого внимания заслуживает решение ХI сессии указанного Совета, прямо посвященное джихаду. Как подчеркивается в нем, общий анализ положений Корана и сунны Пророка Мухаммада подтверждает, что основу отношений мусульман с представителями иных вер и культур составляют милосердие, добро, позитивный обмен, взаимное узнавание друг друга, мирное сосуществование, солидарность, приверженность добру и стремлению идти верным путем. По мнению Совета, эти начала подтверждаются следующими айятами Корана: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга…» (49: 13); «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ…Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию» (60: 8-9).

Совет отметил, что джихад имеет несколько значений. В частности, под «джихадом души» понимается избавление человека от собственных недостатков. Термин «джихад имуществом» означает расходование материальных средств на благие дела, а «джихад пером, языком или знанием» нацелен на проповедь по вопросам ислама. Можно говорить даже прямо о «джихаде Кораном», т.е. о возвещении ниспосланной Аллахом истины в соответствии со словами Всевышнего: «Не повинуйся неверным и упорно борись с ними при помощи Корана» (25: 52).

Естественно, одной из ведущих форм джихада выступает использование вооруженной силы, обозначаемое в Коране, как правило, термином «китал» - «сражение», т.е. ответное применение оружия, либо соответствующим глаголом. По мнению подавляющего большинства мусульманских правоведов, как уже подчеркивалось, такое допустимо лишь в качестве оборонительно средства ради отражения агрессии, что вытекает из следующих положений Корана: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]… Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступите против него, подобно тому, как он преступил против вас» (2: 190, 194); «Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не даровал одним людям возможность защищаться от других, то непременно были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного славят имя Аллаха…» (22: 39-40).

Следует иметь в виду, что фикх считает допустимым джихад в виде вооруженной силы для противодействия различным видам насилия и преследования, в том числе и по религиозным мотивам. Именно об этом идет речь в следующих словах Аллаха: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет совращение [верующих с пути Аллаха] и вера не станет в руках Аллаха. Если же они перестанут [совращать с пути Аллаха], то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам» (2: 193); «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока вся вера не станет в руках Аллаха…» (8: 39)[39].

Такое понимание вооруженного джихада, отмечается в решении, крайне актуально в наши дни, поскольку использование военной силы допустимо лишь как крайнее средство для отражения агрессии и пресечения преследований после того, как все мирные способы исчерпаны. При этом необходимо соблюдать разработанные фикхом жесткие условия и границы ведения военных действий. В частности, категорически запрещено причинять вред некомбатантам, уничтожать имущество и устрашать тех, кто не совершает агрессивных действий.

Крайне важно учитывать, что легитимным вооруженным джихадом считаются только такое применение силы, которое не преследует личной выгоды, не нацелено на достижение интересов национального или этнического характера, не направлено на захват имущества или территории. Кроме того, военный джихад не может осуществляться ради принуждения к вере, принятия ислама, что следует из слов Аллаха: «Нет принуждения в религии» (2: 256); «Если бы твой Господь захотел, то все, кто есть на земле, без исключения уверовали бы. А ты разве стал бы принуждать людей к вере?» (10: 99).

Все эти положения, заключил Совет, убедительно свидетельствуют о том, что действия террористов противоречат ясным предписаниям шариата и ни в коем случае не могут считаться джихадом. При этом он подчеркнул, что нелегитимное использование силы и иных форм принуждения ради, якобы, противодействия тирании и запрещенному (осуждаемому) шариатом чаще всего ведет к обратным результатам. Ведь одно из условий пресечения запрещенного предполагает, чтобы эти действия не приводили к еще более тяжкому злу.

С учетом таких исходных начал Совет настоятельно рекомендовал не поддаваться экстремистской пропаганде, толкающей к кровопролитию и посягательству на собственность. Взамен этого Совет призвал к использованию различных форм мирного джихада в соответствии с советом Пророка Мухаммада: «Самым предпочтительным джихадом является слово истины, обращенное к правителю-тирану»[40].

Иными словами, в решениях ведущих международных центров исламской правовой мысли воспроизводится преобладающий в современном исламском правоведении вывод о легальности вооруженного джихада только для противодействия различным видам насилия и преследования, в том числе и по религиозным мотивам. В этой связи вновь обратимся к уже упомянутой Мекканской декларации и трактовке ее отдельных положений российскими учеными.

Специальный раздел этого документа посвящен джихаду, который противопоставляется терроризму. Говорится о целях джихада как средства, применяемого, в частности, ради отражения любых действий, преследующих цель отвлечь мусульман от своей религии либо отнять у них свободу мирным образом призывать к исламу. Комментируя данное положение в интервью одному из российских СМИ, А.А.Игнатенко оценил его как обоснование джихада с использованием насилия и оружия. При этом он утверждает, будто Мекканская декларация рекомендует вести вооруженный джихад против тех, кто препятствует мусульманам мирно распространять ислам среди немусульман[41].

На самом деле, если внимательно прочитать данную декларацию, то нетрудно убедиться, что в ней отстаивается другой взгляд. Прежде всего, в указанном пассаже говорится не о распространении ислама (и, тем более, его насаждении), а о мирном призыве к исламу. Кроме того, нигде в документе прямо не сказано о вооруженном джихаде. Правда, сразу же после сюжета о препятствии мирному призыву к исламу упоминаются правила ведения джихада, которые относятся к законному с позиций шариата применению оружия. Казалось бы, все, кто препятствует такому призыву, достойны смерти. Но, самое главное, специально подчеркивается, что при этом запрещается убивать некомбатантов – тех, кто не поднимает оружия против мусульман, включая стариков, женщин и детей. Иными словами, вооруженный джихад возможен лишь против тех, кто воюет с мирно призывающими к исламу.

Так что рассматриваемый документ отнюдь не призывает к распространению ислама в Европе с помощью насилия и оружия. Наоборот, он подчеркивает, что обязанностью мусульманских меньшинств здесь является соблюдение норм проживания и гражданства при охране жизни других и их имущества. Поэтому со ссылкой на Мекканскую декларацию нет оснований пугать европейцев тем, что, если кто-нибудь будет препятствовать распространению ислама, то их страны станут территорией вооруженного джихада.

По замечанию А.А.Игнатенко, европейцы не знают, что эта угроза исходит, в том числе, от Лиги исламского мира. На наш взгляд, пусть они лучше остаются в неведении, нежели воспримут документы ее Академии исламского права в предвзятой и явно искажающей их смысл оценке.

Конечно, современная исламская мысль характеризуется большим разнообразием. В ней нетрудно обнаружить концепции, толкующие шариат в радикальном ключе. Но это не относится к ведущим центрам исламской правовой науки. Их выводы – не оправдание терроризма, а убедительный аргумент против него.

В подтверждение такого вывода можно сослаться на специальную фетву, вынесенную Североамериканским Советом фикха в 2005 г. В ней подчеркивается, что убийство мирных граждан и уничтожение их имущества террористами-смертниками категорически запрещено шариатом. Совершающие такие действия – преступники, а не шахиды. Пророк Мухаммад говорил: «Не будьте потерявшими разум людьми, утверждая, что если другие относятся к нам хорошо, то и мы будем относиться к ним хорошо, а если они станут поступать плохо, то и мы станем поступать плохо. Взамен этого вы должны привыкнуть делать людям добро, если они поступают хорошо, и не делать им ничего дурного, даже если они творят зло»[42].

Напомнив, что Аллах предписал придерживаться умеренности и срединности как в вопросах религии, так и во всех других аспектах жизни, Совет сослался на айят Корана: «И вот Мы создали средь вас такую общину среднего пути, чтобы вы стали [своими жизнями] примером для [других] людей…» (2: 143). Одновременно воспроизводятся слова Всевышнего: «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного…» (3: 104).

На основе таких предписаний шариата Совет заключил, что любые террористические акты, причиняющие ущерб мирным гражданам запрещены; мусульманам категорически запрещено сотрудничать с лицами или организациями, вовлеченными в террористическую деятельность; гражданской и религиозной обязанность мусульман является сотрудничество с правоохранительными государственными органами в интересах защиты жизни гражданского населения.

Приведем также оценку терроризма, содержащуюся в «Исламской хартии» которую провозгласил Международный союз мусульманских ученых. В этом документе отмечается, что в исламе преобладают призывы к милости, добросердечии и мягкости. Об этом же свидетельствуют многочисленные хадисы, в частности слова Пророка Мухаммада: «Тот, кто не проявляет милосердия, не встретит милосердия по отношению к самому себе»[43]. Вместе с тем подчеркивается, что ислам отвергает насилие и разрешает использовать силу только для отражения агрессии. На любую несправедливость надо отвечать убедительными аргументами, а не насилием или неподчинением власти. В случае законного применения оружия запрещается преступать границы адекватности, что подтверждается кораническими призывами: «Отринь же зло тем, что лучше его» (23:96), «Призывай [,о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути. Если вы подвергаете наказанию неверных, то наказывайте таким же образом, как вас наказывали. Но если же вы стерпите [и удержитесь от наказания], то это будет лучше для терпеливых. Так терпи же [,Мухаммад], ибо твое терпение — только от Аллаха, не печалься из-за них и не горюй из-за их коварства. Воистину, Аллах — на стороне богобоязненных и тех, кто вершит добрые деяния» (16:125-128). Наконец, этот документ напоминает высказывание Пророка: «Верующим является тот, с которым люди не опасаются за свою жизнь и имущество»[44].

С пониманием джихада тесно связана другая концепция, которая играет особую роль для идейного обоснования экстремистской деятельности и террористических актов под исламскими лозунгами. Речь идет о «такфире» - обвинении и в неверии. Дело в том, что мусульманские радикалы, как правило, оправдывают свои преступления необходимостью и даже религиозным долгом решительно бороться с неверием и, прежде всего, с вероотступниками – теми мусульманами, кто отошел от ислама. А таковыми они считают практически всех, не разделяющих их взгляды. Не станем воспроизводить аргументацию идеологов мусульманского экстремизма, которая достаточно детально анализируется в публикациях российских исследователей[45]. Обратим внимание на позицию тех центров исламской правовой мысли, которые отстаивают альтернативное понимание этой проблемы и решительно опровергают доводы радикалов.

В этом отношении привлекает внимание заявление, обнародованное Коллегией крупнейших Алимов Саудовской Аравии в 1999 г. относительно обвинения в неверии. В нем говорится, что констатация неверия является оценкой, сформулированной на основе шариата. Причем отнюдь не любые высказывания или действия, содержащие внешние признаки неверия, являются доказательством выхода из ислама. Поэтому при принятии решения об измене исламу следует ориентироваться на точные критерии шариата и ни в коем случае нельзя исходить из предположений или опираться на сомнительные и оценочные суждения. Если точные и однозначно установленные шариатом меры наказания за наиболее тяжкие преступления исключаются при малейшем сомнении, то, тем более, при сомнении в оценке выхода из ислама следует исходить из невиновности подозреваемого в таком отклонении от норм шариата. Именно поэтому Пророк Махаммад предупреждал об особой осторожности при формулировании такого обвинения, говоря: «Того, кто сказал своему брату «О, неверный!», ждет одно из двух – его слова соответствуют действительности либо такое обвинение обращается против него самого»[46].

Вывод о неверии должен быть абсолютно бесспорным и опираться на неопровержимые доказательства, а не формулироваться под влиянием эмоций, мешающих взвешенности и объективности. Любая поспешность в таком суждении неприемлема, поскольку неверие влечет слишком серьезные последствия, в том числе и правовые – например, о незащищенности жизни и имущества лица, запрете на получение наследства, расторжении брака. По этой причине любые сомнения исключают вывод о неверии.

Особенно щепетильно следует относиться к обвинению в неверии правителей, поскольку это может привести к бунту, незаконному применению силы, анархии, кровопролитию и общей катастрофе для людей и страны. Не случайно Пророк Мухаммад требовал, чтобы факт отхода от ислама был подтвержден совершенно очевидными фактами, а не просто предположениями или слухами. При этом недостаточно простого отклонения от соблюдения правил шариата, пусть даже самого вызывающего – например, самоуправства, употребления алкоголя, увлечения азартными играми или совершения иных запрещенных шариатом действий.

Кроме того, необходимо чтобы неверие было откровенным и вызывающим, подтвержденным таким источником фикха, смысл и достоверность которого не вызывает сомнения, а значит – отражающим волю Аллаха. Поэтому обвинение в неверии не может строиться на мнении одного ученого, поскольку оно не отвечает этим критериям.

Любая поспешность в отлучении от ислама несет большую опасность, поскольку означает попытку приписывать Аллаху то, что он заповедовал, а это резко осуждается Кораном: «Скажи: "Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, признание других богов наряду с Аллахом, хотя Он не ниспосылал об этом никакого предписания. [Запретил Он] и возводить на Аллаха то, чего вы не знаете» (7: 33).

Опасность безосновательного обвинения в неверии таится также в том, что оно приводит к кровопролитию и уничтожению имущества, угрожает безопасности и стабильности, посягает на общие интересы людей. В этой связи в решении приводятся айяты Корана, предусматривающие суровое наказание за убийство. Причем жизнь немусульман, связанных с мусульманами взаимными обязательствами, также находится под защитой. По этому поводу Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто убьет заключившего договор немусульманина, никогда не насладится ароматом рая».

На этом основании Совет пришел к выводу, что творимые со ссылкой на неверие убийства и разрушения являются тяжким преступлением. Его совершают те, кто придерживается ложной идеологии и отклоняющихся от истины ислама концепций. Они должны считаться преступниками и грешниками, посягающими на шариат, предписания которого безоговорочно запрещают такие действия и предупреждают об их опасности, ибо в Коране сказано: «Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он - заядлый спорщик. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия. Когда же ему говорят: "Бойся Аллаха!" - им овладевает греховное величие. Довольно для него ада - а ведь это скверное прибежище!» (2: 204-206).

Бросается в глаза, что в приведенных оценках терроризма и экстремизма под прикрытием исламских постулатов авторитетные центры современной исламской правовой мысли специально подчеркивают связь идейных позиций мусульманских радикалов с заблуждением относительно истинных ценностей и норм шариата, говорят об отклонении от верного понимания его смысла. Конечно, вопрос о том, кто идет прямым путем, а кто заблуждается, не так прост. Тем более, есть учесть, что взгляды экстремистов остаются востребованными. Но в любом случае, очевидно, что идейное направление является одним из самых актуальных в борьбе с мусульманским радикализмом. А среди инструментов этой этого противостояния исламские правовые аргументы играют ведущую роль.

 

 

 


[1] См.: А.Васильев. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации // «Азия и Африка сегодня», № 5 (550) 2003.

[2] См.: Александр Умнов. Вечное возвращение. Фундаментализм как скрытая тенденция развития цивилизации // НГ-Религии, 22.09.99.

[3]

[4] См.: А.А.Игнатенко. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004.

[5] См., например: Б.В.Долгов.Политический ислам в современном мусульманском мире //www.perspektivy.info/misl/idea/politicheskiiy_islam_v_sovremennom_musulmanskom_mire_(опубликовано на сайте 04/10/2007).

[6] «Известия», 17 октября 2001.

[7]

[8] Цит. по: Аль-Бути, Мухаммад Саид Рамадан. Джихад в исламе. Как мы его понимаем и осуществляем? Бейрут-Дамаск, 1993. С. 25 (на арабском языке).

[9] Имам Ан-Навави, Абу Закария Яхья бин Шараф. Сады праведных. Бейрут, 1996. С. 125 (на арабском языке).

[10] «Сахих» аль-Бухари в кратком изложении. Эр-Рияд, 1992. С. 322 (на арабском языке).

[11] См.: Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // «Центральная Азия и Кавказ». 2000, №2.

[12] Аль-Бути, Мухаммад Саид Рамадан. Указ. соч. С. 44-72.

[13] См., например: Джемаль Г. Синдром «пятницы» российской уммы // НГ-Религии, 30.01.97.

[14] См.: Ибн Теймийя. Отвечающая шариату политика для исправления пастыря и паствы. Бейрут, 1988. С. 136 (на арабском языке).

[15] Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление для выступающих от имени Господа Миров. Бейрут. Б.г. Т. 1. С. 7,9 (на арабском языке).

[16] Ибн Каййим аль-Джавзийя. Наставление. Т. 1. С. 10

[17] Ибн Абдель Ваххаб, Мухаммад. Три основы. Эр-Рияд. 1411 г.х. С. 18-19 (на арабском языке).

[18] Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление. Т. 3. С. 3

[19] Аль-Карадави, Юсуф. Широта и гибкость - характерные черты шариата. Эль-Кувейт, 1994. С. 64 (на арабском языке).

[20] См.: Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Правовые пути осуществления отвечающей шариату политики. Бейрут. С. 10-11, 21, 25 (на арабском языке).

[21] См.: Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление. Т.1. С. 38-39.

[22] «Сахих» аль-Бухари в кратком изложении. Эр-Рияд. 1992. С. 31 (на арабском языке).

[23] Важный совет по трем проблемам. Эр-Рияд. 1995. С. 37 (на арабском языке).

[24] Ибн Теймийя. Указ.соч. С.138.

[25] Имам Ан-Навави, Абд Закария Яхья бин Шараф. Указ. Соч. С. 302-303.

[26]«Сахих» аль-Бухари в кратком изложении. С. 563.

[27] Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление. Т. 3. С. 4.

[28] См.: Бин Абдель Халек, Абд ар-Рахман. Шейх ислама Ибн Теймийя и действия мусульманской общины. Б.м. 1990. С. 13 (на арабском языке).

[29] Аль-Карадави, Юсуф. Мусульманский правовед и вызовы современной жизни // Доклады культурного сезона 1408-1409 г.х. Эр-Рияд, 1997. С. 22 (на арабском языке).

[30] Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление. Т.1. С. 76.

[31]

[32]

[33] Аль-Джавзийя, Ибн Каййим. Наставление. Т.3. С.3.

[34] Важный совет по трем проблемам. С. 50.

[35] Цит. По: Мухаммад Салим Аль-Авва. Воюющие с Аллахом и Его Посланником // «Ар-Райа». Доха, 07.06.2004.

[36] См.: «Журнал исламских исследований». Эр-Рийяд. 1409 г.х. С.384-387 (на арабском языке).

[37] См.: Журнал Академии исламского фикха. Год 13-ый. №15. Мекка. С.485-498 (на арабском языке).

[38]

[39] Перевод данных стихов Корана учитывает толкование современных мусульманских ученых (см., например: Тауфик Ибрагим

[40]

[41]См.: Под знаком полумесяца // «Россия». 29.01.09.

[42]

[43]

[44]

[45] См., например: А.А.Игнатенко. Осторожно: ваххабизм! Идеи радикального направления в исламе несут угрозу свободе совести // НГ-Религии, 01.10.2008

 

[46]


[1] Важный совет по трем проблемам. С. 50.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.