Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место предприятия в экономике




Основные признаки фирмы и их классификация

 

Экономика любой страны представляет собой сложный эко­номический механизм, различные элементы которого взаимодействую между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (фирм), создающих разнообразные товары и услуги.

Фирма является структурным звеном экономики в целом. Она выступает в качестве товаропроизводите­ля и, следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: полу­чение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Фирма является хозяйственной еди­ницей, юридическим лицом, экономически самостоятельна и обособленна, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров и т.п.), фирмы (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет.[5]

Признаки фирмы:

1.наличие обособленного имущества

2.способность отвечать своим имуществом по всем обязательствам

3.способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени

4.право быть истцом, предъявляющей виновной стороной в суде, в арбитраже при выполнении обязательств в соответствии с законом

5.фирма должна иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет на производстве на реализацию продукции

6.фирма должна иметь свое наименование в котором будет указано место положение.

Принципы фирмы:

1экономичность

2.финансовая устойчивость

3получение прибыли.

Если не принимать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными фирмами, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им. Фирма — это:

• организационное единство, т.е. определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда;

• определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждой фирмы, производящей определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Фирма объединяет экономичес­кие ресурсы для производства экономических благ с целью
максимизации прибыли;

• обособленное имущество: фирма имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: фирма несет полную от­ветственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

• фирма предполагает единоначалие, основывается на пря­мых административных формах управления;

• выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;

• экономически самостоятельно и обособленно осуществ­ляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятель­ность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Совокупность и единство признаков придают определен­ность и целостность фирме как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, фирма — это обособленный технико-эконо­мический и социальный комплекс, предназначенный для произ­водства полезных для общества благ с целью получения прибыли. Фирма — это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские резервы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.

Фирма, производящая нужные для общества товары и ус­луги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение фирм сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных ус­ловиях возрастают роль и значение непроизводственной сфе­ры, а, следовательно, и фирм, занятых в ней и оказывающих разнообразные услуги населению.

Непосредственной целью и побудительным мотивом дея­тельности фирмы является получение максимальной величи­ны прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной эко­номики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реали­зуя непосредственно цель производства — получение макси­мальной прибыли, фирма реализует и цель общества — наибо­лее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей общества.

Фирмы, основной целью которых является получение прибыли, называются коммерческими. Цели, задачи, ради кото­рый создаются и действуют коммерческие фирмы, фиксиру­ются в правовых документах об их создании. Создание и регулирование их определяется Гражданским кодексом РФ.

В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин «фирма», под которым понимается субъект хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Фирма - это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В эконо­мике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена система франчайзинга.

Франчайз — лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети.[6] Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоят реклама, репутация, что обеспечивает рост оборота и увеличение прибыли.

Франчайзинг есть способ взаимодействия мелкого и крупного бизнеса, при котором крупная фирма предоставляет право мелкой фирме использовать ее товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему бизнеса за вознагражде­ние на основании договора. В России франчайзинг выступает как договор коммерческой концессии.

Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а, следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли), вертикального (предприятии различных стадий производственного процесса — целлюлозно-бумажные комбинаты) и диверсификационного типа (конгломераты, консорциумы и т.д.).

В экономике любой страны функционируют миллионы различных фирм — субъектов хозяйствования, которые различаются между собой по различным признакам. Систематизация и группировка фирм носит условный характер, т.е. один и тот же субъект хозяйствования одновременно относится к различным группам.

Прежде всего, субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности.

Выделяют фирмы, действующие в сфере материального и нематериального производства. Субъекты хозяйствования сферы материального производства — это фирмы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сфер нематериального производства является то, что они создают особые продукты — услуги (бытовые, социальные, культурные).

Часть субъектов хозяйствования занимается посреднической деятельностью.

Профессиональное посредничество сокращает издержки, повышает прибыль, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных товаров (услуг, работ).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на фирмы промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.).

По экономическому назначению они подразделяются на фирмы, производящие средства производства (нефтедобыча, переработка, машиностроительные) и производящие предметы потребления (пищевые, текстильные).

По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие (угольные, газодобыча) и перерабатывающие (обрабатывающие) — станкострое­ние, машиностроение.

По типу производства (широта номенклатуры, регулярность, стабильность объема) выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового производства.

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий (судостро­ение, прокатные станы и другое уникальное оборудование).

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции (пищевые, химичес­кие, компрессорные фирмы).

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах (обувные фабрики, моторные заводы).

По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные — производящие разные това­ры (комбинаты).

По уровню специализации выделяют узкоспециализированные, многопрофильные. Специализация субъектов хозяйствования может быть предметная (тракторный завод), подетальная (производство подшипников), технологическая (производство кислот в химической промышленности). Многопрофильные: металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и другие комбинаты.

В зависимости от размеров субъекты хозяйствования подразделяются на крупные, средние, мелкие, а также фирмы-монополии. Размер фирмы определяется численностью занятых в ней работников.

 

 

Через рынки закупки сырья и материалов и рынки сбыта предприятие связано с другими хозяйственными субъектами, а системой отчисления налогов — с государством. Возникает следующее движение товаров и финансов (рис. 2.1).

Вначале предприятие обеспечивает себя денежными сред­ствами в форме собственного и заемного (привлеченного) ка­питала. Эти финансовые средства уходят на покупку средств производства и сырья на рынках закупки сырья или оплату нанятых на рынке труда работников.

Созданные фонды производственных факторов (труд, сред­ства производства, сырье и материалы) используются менедж­ментом предприятия для изготовления товаров (производство), которые после определенного срока хранения поступают на рынок сбыта, где продаются другим потребителям (предприя­тиям или домохозяйствам).

Доходы от продажи возвращаются в финансовую сферу предприятия. Часть их изымает государство в виде налогов, ак­цизов и сборов, другая часть уходит к владельцу капитала как прибыль (изъятие для личных целей) или к владельцу заем­ного капитала как процент, оставшаяся часть идет на замену использованных производственных факторов и для их расши­рения, и обращение денег начинается снова. Перемещение то­варов и финансов фиксируется и контролируется в отчетнос­ти предприятия.

Так как предприятие является открытой системой, то ана­лиз его внешней среды имеет большое значение. Существуют различные методы анализа и оценки внешней среды предпри­ятия, которые детально изучаются в курсе стратегического ме­неджмента.

Огромное множество предприятий группируется по различ­ным признакам. Такая систематизация нужна не только для того, чтобы увидеть большое количество предприятий путем выделения их характерных особенностей и отличий, она может служить средством для определения признаков отдельного


Рис. 2.1. Движение товаров и финансов на предприятии

 

предприятия. На их основе на практике можно выбрать фор­мы и методы, которые приведут к управлению предприятием с наибольшей эффективностью.

Количество классификационных признаков велико, поэто­му я выделю только важнейшие:

1) по отраслям хозяйства — промышленные, аграрные, торго­вые, транспортные, предприятия финансовой сферы и бы­тового обслуживания.

Это укрупненная классификация, показывающая только са­мые существенные различия в главных функциях предпри­ятия;

2) по виду производимой продукции: предприятия материально­го производства; непроизводственной сферы;

3) по способу изготовления продукции выделяют:

а) предприятия различных типов производства — массо­вого, серийного, единичного.

В данной классификации учитываются ассортимент и повторяемость производственных процессов;

б) предприятия, применяющие различные методы органи­зации производства: непоточные, поточные, гибкие ав­томатизированные;

4) по емкости производственных факторов:

а) трудоемкие — используется большая доля стоимости труда в общей стоимости продукции (предприятия оп­тической промышленности, точной механики);

б) фондоемкие — используется большая доля средств производства, в которые вложен значительный капитал;

в) материалоемкие — значительная доля затрат приходится на стоимость сырья и материалов;

5) по величине — крупные, средние, малые;

6) по организационно-правовой форме[7]:

а) хозяйственные товарищества: (полные, на вере (коммандитные));

б) хозяйственные общества: акционерные — открытые,
закрытые общества с ограниченной и дополнительной
ответственностью;

в) производственные кооперативы;

г) государственные и муниципальные унитарные пред­
приятия;

7) по стратегии выхода на рынок (связана с фазой жизненного цикла продукта) можно выделить следующие группы пред­приятий:

а) «пионеры» — выходят на рынок в период внедрения новой продукции;

б) «группа, следующая за лидером» — выходят на рынок в
период раннего роста сбыта;

в) «сегментаторы» — выходят на рынок в период поздне­го роста сбыта;

г) действующие по принципу «я, как все» — выходят на рынок в период полной силы сбыта продукции.

Так, «пионеры», как правило, весьма сильны в выполнении НИОКР, имеют достаточные финансовые ресурсы для освое­ния новой продукции, готовы к потерям на ранней стадии раз­вития производства, имеют весьма квалифицированный состав работников, который легко перемещается по различным рабо­чим местам. Эти компании сильны своим интеллектом: в со­ставе занятых имеется значительное количество разработчиков (проектировщиков) и юристов-патентоведов. Выход на рынок с новыми видами продукции обеспечивает им на какой-то пе­риод монопольное положение.

«Группа, следующая за лидером» обычно несколько выжида­ет, когда пионеры начнут производство, и если они убеждаются в том, что с этими товарами (услугами) возможен успех, то бросают все свои силы и средства на развитие своего вариан­та той же продукции. Они могут делать значительные капи­тальные вложения в новую продукцию, так как им не при­шлось нести большие расходы на НИОКР. Такие компании имеют высокоорганизованный маркетинг, квалифицированных юристов-патентоведов, помогающих создать продукцию в об­ход патентов других компаний. Им приходится тратить значи­тельные средства на развитие рынка, так как они должны бы­стрее «пионеров» реализовать свою программу.

«Сегментаторы» обычно не тратят средств на НИОКР, но готовы вложить значительные средства в техническую подго­товку производства. В составе занятых имеют высококвалифи­цированных технологов и организаторов производства, боль­шое внимание уделяют экономии любых расходов, принимают повсеместные меры для сокращения себестоимости продукции. Они также имеют сильный состав специалистов по маркетин­гу, которые и выбирают нужный сегмент рынка.

Действующие по принципу «я, как все» не занимаются НИОКР, их конструкторские работы ограничены только адап­тацией конструкции изделий к требованиям производства. Ста­раются обеспечить минимально возможный уровень накладных расходов. Они не очень хорошие организаторы, но сильные коммерсанты, продвигающие на рынок свои товары (услуги) за счет агрессивности цен и агрессивной конкуренции.

Каждая группа стремится занять на рынке свое место. Практика показала, что все группы добиваются успеха в кон­курентной борьбе. Для каждой группы характерны свои осо­бенности в экономике и организации производства, которые необходимо учитывать, принимая решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.