Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навстречу XXI веку




Революции

Движущие силы управленческой

А как вы готовитесь к тому, чтобы, овладев знаниями о менеджменте, пРименять их на практике в неопределенной, высокотурбулентной внешней среде? Может ли курс менеджмента или диплом о высшем экономическом образовании подготовить вас к преодолению трудностей, с которыми вы столкнетесь в XXI в.?

Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необхо­димых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности ра­боты организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь со­четать науку и искусство.

В течение ближайших нескольких лет менеджеры должны будут полагаться в основ­ном на человеческие и концептуальные навыки, но применять они их-будут по-новому. Главные перемены, которые уже видны на горизонте и к которым стоило бы подгото­виться, включают в себя смену взглядов, или парадигм, теорию хаоса и глобализацию. ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ. Под парадигмой понимают основополагающий способ мышления, восприятия и понимания мира. Наши убеждения и знания опре­деляют наше поведение. Происходящие в общественном сознании перемены оказы-


 

 

Глава 1. Изменение парадигмы менеджмента

вают значимое влияние на действия организаций. Изменение чьих-либо взглядов (парадигмы, мировоззрения) — весьма сложный процесс, имеющий огромное зна­чение в эпоху все ускоряющихся перемен в товарах, технологиях и методах управ­ления. Одно из недавних исследований позволяет сделать вывод, что современные организации воспринимают перемены как одну из наиболее значимых проблем24. Не так давно швейцарским производителям лучших в мире часов принадлежало 65 % Рынка, они получали 80 % всех прибылей. Изменение парадигмы производства часов (от механических к электронным) привело к сокращению доли рынка фирм из Швейцарии до 10, а прибылей — до 20 %. Еще одно изменение произошло в доми­нирующих воззрениях на скорость процесса труда. Компаниям Ford, Honda и Chrysler удалось сократить время разработки новых моделей автомобилей с 5 до 3 лет, что потребовало и новых способов организации. Новая парадигма предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в коман­дах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партне­ров своих подчиненных, должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

ТЕОРИЯ ХАОСА. Предмет нового научного направления — теории хаоса — ана­лиз случайностей в крупных упорядоченных системах. Из нее вытекает, что в боль­шинстве организаций обычные, повседневные события носят случайный характер и, следовательно, непредсказуемы. По сути, теория хаоса призывает к изменению еще одной парадигмы: от веры в возможности предсказания будущих событий и конт­роля над ними со стороны менеджмента к утверждению о необходимости повыше­ния гибкости организаций, развития их способностей к адаптации без утраты свя­зей с покупателями и внешней средой. В недавних телевизионных рекламных программах компаний Honda и AT&T уже использованы элементы теории хаоса, когда поставщики напоминают потребителям, что мир современного бизнеса от­нюдь не отличается определенностью, а воспринимаемые как незначительные, собы­тия могут иметь далеко идущие последствия. Отсюда следует вывод, что необходи­ма переориентация менеджмента от тщательного планирования и жесткого контроля на командную работу и управление общими процессами, а не рутинными делами.

МНОГООБРАЗИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Возрастающее многообразие сотрудников организаций является результирующей нескольких тенденций. Так, число студен­тов-мужчин американских школ бизнеса находится на одном и том же уровне с сере­дины 1970-х гг., а прирост числа учащихся происходит исключительно за счет жен­щин. Сегодня доля женщин среди обладателей степени бакалавра по всем бизнес-специальностям составляет более 45 %. Демографические исследования показыва­ют, что в XXI в. 85 % младенцев будут рождаться в семьях афроамериканцев и выход-!в из Азии и Латинской Америки, а их родители составят до 30 % рабочей силы LUA. Многообразие рабочей силы — вопрос не столько связей с общественностью,:олько стратегическая проблема, ибо привлечение способных, квалифицированных >аботников — одно из основных конкурентных преимуществ любой организации. Выходцы из различных этнических и культурных групп придерживаются определен­ных стилей мышления и поведения, решения проблем и взаимодействий, и организа­ции должны усвоить науку положительного восприятия многообразия и его исполь-


 



Часть 1. Введение в менеджмент


Глава 1. Изменение парадигмы менеджмри.о



 


зования на всех, вплоть до высших, уровнях. В частности, некоторые исследования позволяют сделать вывод о том, что предпочитаемый женщинами стиль управления значительно отличается от «мужского», причем в лучшую сторону (см. «В фокусе -многообразие»). Менеджерам так или иначе придется научиться мотивировать и руководить действиями лучших представителей самых разных сообществ.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Глобализация, пожалуй, важнейший фактор развития биз­неса в ближайшем будущем. Устраняются торговые барьеры между странами, от­крываются новые рынки, конкуренты растут как грибы после дождя, и в один пре­красный день может оказаться, что вашу работу гораздо более качественно выполняет кто-то другой. Товары, деньги, люди перемещаются через границы меж­ду странами с небывалой скоростью. Более половины доходов некоторых крупных американских компаний, таких как Johnson &Johnson, Gillette, Coming, Coca-Cola и Xerox приносят зарубежные операции. В компаниях Ford Motor и Matsushita Electric почти половина сотрудников не являются выходцами из США и Японии25. Не так давно одна из южно-корейских компаний приобрела последнего американского производителя телевизоров — фирму Zenith.

Нашествие зарубежных конкурентов, поставщиков и покупателей ощущается и в небольших фирмах. В условиях глобального рынка существенным плюсом стано­вится многообразие рабочей силы: опытные работники, которые к тому же говорят на языке и понимают культуру зарубежных партнеров, покупателей и конкурентов, являются неплохим конкурентным преимуществом. По некоторым оценкам про­дукция индустриальных стран примерно на 40 % состоит из импортных комплекту­ющих. В США и Канаде зарубежные компании пользуются значительным влияни­ем, ибо они создают тысячи и тысячи рабочих мест для «аборигенов». Некоторые эксперты полагают, что глобализация — гигантский по своим масштабам вызов для американских менеджеров, так как США утрачивают лидирующие позиции на мировом рынке по многим важнейшим товарным категориям.

Эффективный менеджер завтрашнего дня будет обладать свободой в пересече­нии границ, будет хорошо знать иностранные языки и разбираться в культурных различиях. Уже сегодня рекрутерские компании ищут таких людей по всему миру, предлагая им высокие должности в глобальных организациях. А наличие опыта работы в таких компаниях — лучшая визитная карточка любого менеджера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.