Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доктор Бадмаев 18 страница




Если появятся еще несколько врачей, лечащих по системе врачебной науки Тибета, то нет сомнения, что все больные Петрограда будут обращаться к ним и сделаются убежденными сторонниками этой науки, считаемой ее последователями непогрешимой.

Европейские врачи изучают врачебную науку под руководством мно­жества профессоров-специалистов; существуют целые учреждения, заня­тые ими, выдаются большие содержания, устраиваются клиники, больницы, лечебные заведения для богатых и бедных, стоящие много миллионов государству, и все это, кажется, должно было бы удовлетво­рять потребностям населения. Сколько филантропических обществ заботятся о больных! Существуют больничные сборы для бедных, кото­рые, заболевая, должны найти готовый приют и заботу.

Чем объяснить, что в Петрограде, в центре цивилизации России, где ученые европейские врачи держат так высоко знамя своей науки, тибет­ская медицина привлекла к себе взоры страждущих и стала центром общего внимания?

Почему трудящийся рабочий люд, имея даровое лечение, даровую больницу, даровых врачей и даровое лекарство, наполняет приемную врачебной науки Тибета ежедневно сотнями, ожидая очереди по два, по три часа, платя последний трудовой рубль,—таким образом отдавая в месяц четверть своего заработка, который равняется 12—15 рублям,

кроме того, теряет восемь рабочих часов в месяц на ожидание,— почему?

Почему богатые также ожидают своей очереди и платят 5—10—25 р., тогда как они, сидя дома, могли бы пригласить к себе любую знамени­тость,— почему?

Почему газетные нападки самого злонамеренного свойства против врачебной науки Тибета в продолжение всего существования ее в Петро­граде не охлаждают рвения лечиться по системе этой науки?

Потому, что люди разных слоев общества, измученные болезнью, находят себе быструю помощь во врачебной науке Тибета.

Сначала в силу необходимости, а потом из любви к ней они стали зна­комиться с сущностью и с силой этой науки, которая, как и всякая истина, оказалась ясной и доступной для понимания.

Врачебная наука Тибета при помощи анализа и синтеза еще тысячи лет тому назад завоевала себе славу; она учит сохранять здоровье, преду­преждать заболевания, помогать себе и ближним при заболевании, учит понимать красоту здоровой жизни при разумном труде.

Эта могучая наука воспитывает своих последователей сознательно

относиться к самому себе и к окружающей его среде.

Изложенные в ней взгляды совпадают с действительностью, так как эта наука выработала их экспериментальным путем в продолжение мно­гих веков; каждый может проверить на себе и в этом убедиться.

Человек расстраивает свой организм от неумения приспособляться к четырем обстоятельствам: 1) он не знает, какой образ жизни следует вести для своего здоровья осенью, зимой, весной и летом; 2) какую пищу и питье следует употреблять в эти времена года; 3) как приспособляться к стихийным переменам времен года и 4) как воспитать индивидуальную чувствительность, которая подвержена изменениям под влиянием этих четырех времен года.

Осенью происходит усиленная выработка желчи в человеческом орга­низме; она необходима для зимних месяцев, чтобы противодействовать чрезмерному охлаждению организма.

Жизненная теплота в организме поддерживается главным образом физиологической деятельностью желчи, так как она принимает энергич­ное участие в обмене веществ, начиная с пищеварения. Желчь распреде­ляет приход в организме, значит, и жизненную теплоту.

К весне начинается усиленная деятельность слизисто-серозных и лим­фатических путей. Энергия их необходима в летние месяцы для противо­действия чрезмерному согреванию организма. Благодаря деятельности слизисто-серозных-лимфатических путей происходит водообмен в орга­низме. Эти пути участвуют также в обмене веществ и распределяют рас­ходы в организме, значит, и расход жизненной теплоты в нем. Нужно знать, что расход в организме изменяется качественно и количественно как летом, так и осенью, зимой и весной.

В летние и зимние месяцы усиливается энергия газообмена — послед­ний нужен для организма как регулятор двух вышеназванных противоположных физиологических процессов. Усиленный газообмен зимою необхо­дим, так как он участвует в приходе жизненной теплоты при усиленной выработке желчи в организме и также содействует обмену веществ, начи­ная с пищеварения, а в летние месяцы роль его — энергично помогать физиологической деятельности слизисто-серозных-лимфатических путей, участвуя в распределении жизненной теплоты и в расходовании ее, а также содействуя обмену веществ, начиная с пищеварения.

Необходимо знать, какой образ жизни следует вести, какую пищу и питье нужно употреблять, как защищаться от стихийных перемен времен года, как воспитывать свою индивидуальную чувствительность, чтобы все вышеназванные физиологические процессы совершались нормально осенью, зимой, весной и летом.

Красивое проявление воли, истинной доброты и ясности ума в чело­веке зависит от нормального состояния газообмена, желчи и слизисто-серозной-лимфатической системы; нарушение их ведет к расстройству воли, истинной доброты и ясности ума. При серьезном же нарушении газообмена, желчи и слизисто-серозной-лимфатической системы обнару­живаются потеря воли, озлобленность, тупость.

В этом состоянии человек подчиняется своим страстям, легко сер­дится, плохо понимает.

Врачи тибетской медицины при помощи синтеза в разные периоды рас­стройства питания-болезни тщательно исследуют организм человека и узнают, происходит ли в нем чрезмерное согревание вследствие усилен­ной выработки желчи и усиленного газообмена, или же, наоборот, про­исходит чрезмерное охлаждение организма благодаря усиленной деятель­ности слизисто-серозных-лимфатических путей и усиленного газооб­мена,— первый из них ведет к острому или хроническому воспалению, а второе — к падению питания, к острому или хроническому малокровию.

При помощи анализа тибетские врачи изучили 1616 расстройств пита­ния-болезни.

Все физические методы определения болезней европейскими врачами не могут удовлетворить тибетских врачей.

Выслушивание, выстукивание, осмотр, качество пульса, количество и качество экскрементов, мочи, слюны, слезы и мокроты изучены тибет­скими врачами.

При исследовании больного и определении болезней врач тибетской медицины не может довольствоваться также показаниями термометра, различных инструментов, микроскопа и химических исследований; путем осмотра и расспросов, имея в своем распоряжении шесть чувств (шестое — самочувствие), он скорее узнает о повышении или понижении температуры и о начале возникновения в организме какого-либо болез­ненного процесса. Появление же белка (тунгалак) и сахара (чихер) он может предусмотреть заранее. Химические исследования и микроскоп при начале процесса этих расстройств питания-болезней никаких положи­тельных показаний не дают.

Микроорганизмы также тщательно изучены врачебной наукой Тибета; они не являются причиной болезни, но организм с расстройством питания, именно с расстройством физиологической деятельности желчи, подготов­ляет почву для привлечения микробов, которые только осложняют болез­ненный процесс. Так, например, простой катар легких часто является излюбленным местом микробов, вызывающих сильное обострение этого процесса, называемого европейскими врачами туберкулезом, а у тибет­цев—«нян» в легких. Появление микробов в простой ангине вызывает обострение этого процесса, называемого дифтеритом, а у тибетцев — «нян» в глотке. Простой катар кишок привлекает к себе микробы, назы­ваемые холерными, у тибетцев — «нян» в мышцах. Лихорадка привлекает к себе особый микроб под названием малярийные микробы, у тибетцев — «нян» при повышенной температуре. Организм при сложном катаре, кото­рый возникает вследствие расстроенного состояния газообмена, желчи и слизисто-серозных путей, притягивает особый микроб, называемый евро­пейскими врачами чумой, а у тибетцев —«нян» при сложном рас­стройстве газообмена желчи и слизисто-серозных-лимфатических путей (хорохсон-ян).

У тибетцев изучено подобных 18 разновидных микробов, носящих название «нян».

Врач тибетской медицины после определения болезни приступает к лечению. В его распоряжении находится четыре способа лечения: 1) он должен указать, при каком образе жизни и обстановке данный больной может поправиться, 2) на пищу и питье, способствующие излечению его болезни, 3) на лекарства и 4) на наружные приспособления, включая хирургию.

К наружным приспособлениям относятся: ванны, отбирание, ком­прессы, массаж, разминание, растирание, физические и умственные упражнения и т. п. <...>

Различные лекарственные вещества изучены тибетскими врачами при помощи аналитического и синтетического методов. Лекарством может называться все, что существует в мировом пространстве, включая сюда самое пространство, раз только организм нуждается в нем.

На вопрос одного из представителей тибетской врачебной науки, заданный своему учителю,— что такое лекарство, тот ответил, что лекарство в том узком смысле, в каком принято понимать их, [то есть] как чудодейственные вещества, не существует и не может существовать. Производящие чудеса средства, не изученные экспериментальным путем, подвергают жизнь опасности или только обольщают.

При разумном понимании оснований врачебной науки человечество постоянно окружено целебными веществами, могущими спасти ежеми­нутно нашу жизнь.

Представим себе человека, блуждающего по безводной пустыне. Он начинает испытывать жажду потому, что организм нуждается в воде, которая составляет 3/4 нашего организма. Жажда есть признак наступле

ния расстройства питания тех тканей организма, которые больше всех нуждаются в воде. Подобный субъект, испытывающий расстройство пита­ния вследствие недостатка влаги, может умереть, если не утолит своей жажды, и нет никаких средств вернуть его к жизни, кроме чашки воды, которая делается в этот момент нектаром, единственным лекарством, излечивающим умирающего от жажды. Таким же образом воздух является нектаром при отравлении угаром, солнечные лучи — при замерзании, что либо съедобное при истощении от голодания спасает организм от смерти.

Принимая во внимание, что одному лицу не под силу перевести об­ширную литературу тибетской медицины на русский язык и иметь под рукой все лечебные средства этой науки, включая и хирургию, и, нако­нец, одному невозможно удовлетворить всех, желающих лечиться по ее системе, я обратился к министру внутренних дел с докладной запиской, здесь приложенной. Эту записку министр передал на рассмотрение членов медицинского совета.

Члены этого совета ответили отрицательно на запрос врачебной науки Тибета.

В постановлении членов медицинского совета ярко выступает тяжкое обвинение, направленное против моей деятельности как врача и тем самым против врачебной науки Тибета. Ошибочные взгляды членов меди­цинского совета нетрудно опровергнуть, имея в руках веские доказа­тельства.

Члены медицинского совета назвали безусловно вредной мою деятель­ность, потому что, как говорят они, я лечу больных не только без при­менения требуемых наукой способов исследования при самых тяжких заболеваниях, употребляю сильнодействующие европейские ядовитые средства, как, например, мышьяк, ртуть, антипирин и фенацетин, что лечу сифилис не ртутью, а злокачественную опухоль не хирургическим путем, как этого требует европейская наука, и притом лечу заочно.

Ниже привожу указания на интересных больных с тяжкими заболева­ниями, на страдавших сифилисом и злокачественною опухолью и хирур­гическими болезнями и также на излеченных заочно. В моей практике не раз врачебная наука Тибета сталкивалась с этой же наукой Европы при способе исследования больного, определении болезни и лечения, и каж­дый раз была на высоте своего призвания.

Нижеприведенные факты могут убедить всякого, что члены медицин­ского совета совершенно не знакомы с врачебной наукой Тибета, осо­бенно с ее способами исследования больного, определения болезни и лече­ния.

Эти факты всегда можно проверить, обратившись ко всем указанным лицам, пользовавшимся услугами врачебной науки Тибета. Я их не назы­ваю ввиду того, что этика этой науки строго воспрещает обнаружение имен и фамилий лечащихся; последние, их родственники и знакомые во всякое время появятся лично для подтверждения моих слов.

Родные г-жи Л. приходят ко мне и объявляют, что девять врачей определили у больной туберкулез легких; она лежит с высокой температурой несколько месяцев; врачи решили, что заграничный выезд бесполезен, ибо дни ее сочтены. При исследовании ее при помощи шести чувств я убе­дился, что чахоточного процесса нет, ибо легкие дышали хотя едва заметно, но во всем пространстве; они были как бы парализованы, и груд­ная клетка почти не изменялась при дыхании. Я обратил внимание на то» что вся кожа ее сохранила жизненность, на ощупь — ровную температуру повсюду, чего не бывает при туберкулезе (кожа грудной области, пора­женной туберкулезом, всегда изменяется и на ощупь горяча). Урина своим цветом, количеством в один раз, своим запахом, плотностью и пени­стостью и ее экскременты, выпускаемые только при помощи клизмы, также показали мне, что я имею дело не с туберкулезной больной. Пульс был очень слабый, но по качеству не легочного процесса. После исследо­вания живота я пришел к заключению, что у г-жи Л, вследствие продол­жительного катара желудочно-кишечной системы произошло утолщение стенок желудка, увеличение печени и селезенки с воспалительным про­цессом в диафрагме. Этот процесс под названием «боро» (по-монгольски) и «мугбо» (по-тибетски) хорошо изучен и описан в частной патологии и терапии врачебной науки Тибета. Он возникает вследствие нарушения газообмена в первых путях пищеварения и усвоения при катаральном со­стоянии их и от изменения качества желчи. Обострение этой опухоли нередко вызывает нарывы в стенках желудка; этот процесс сопровож­дается кровавой гнойной рвотой или же, если такая опухоль находится у двух отверстий желудка, служит предвестником возникновения злокаче­ственного новообразования.

Я начал лечить больную и дал ей в малых дозах лекарства под назва­нием мугбо-юлжал № 115 и жуган-нирнг'а № 75 — лекарство классиче­ское, дозированное врачом Ютогбой еще в IX столетии, когда ему было сто лет. Мугбо-юлжал дозировано врачом Дисрет Саажай Жамсо, жив­шим в XVII веке, и дальше давал ей в различное время шижед-дугба, дозированное мною, и дагма-найжог, дозированное Ютогбой. Все четыре лекарства сложного состава. Лекарство мугбо-юлжал способствует расса­сыванию опухоли, жуган-нирнг'а способствует питанию легких, шижед-дугба способствует улучшению пищеварения и усвоения, а дагма-найжог я давал больной в конце от малокровия.

При надлежащем уходе и диете больная постепенно стала поправ­ляться: появились аппетит, вкус и обоняние, очистилось зрение, улучши­лась чувствительность, перистальтика желудка и кишок приобрела энер­гию, изменился к лучшему пульс, улучшилась деятельность сердца, стала выделяться мокрота, улучшилось дыхание, отправления желудка и кишок тоже улучшились, экскременты и моча изменились, стали принимать более жизненный вид, самочувствие значительно улучшилось, темпера-тура понизилась до 36,4. Через два месяца больная покинула постель и вскоре совершенно поправилась. Знакомые ее врачи констатировали, что легкие целы, не найдя даже притупления от зарубцевания.

От такого же болезненного процесса, выразившегося менее интен­сивно, излечилась графиня Л. М. Лучшие врачи определили, что у нее поражение верхушек легких. Ей прежде всего даны были мною после осмотра шижед-дугба и дагма-найжог, а мугбо-юлжал и жуган-нирнг'а она совсем не принимала, так как не было ясно обнаружено утолщение стенок желудка; легкие были ослаблены вследствие малокровия. Графиня совершенно излечилась.

Почему же европейские врачи констатировали в обоих случаях легоч­ную чахотку?

Потому что они нашли: притупление верхушек легких при выстукива­нии, выдых, кровохарканье, одышку, огромное количество мокроты, которая тонула в воде, постоянную температуру 38,7, общую слабость. У графини Л. М. нашли притупление верхушек легких, тоже выдых, одышку, кровохарканье, едва заметное повышение температуры 37,5, истерические припадки.

Притупление нашли потому, что верхушки легких были сморщены вследствие спазматического сокращения бронхов. Выдых зависел от сужения просвета бронхов. Кровь выходила с мокротой по утрам при рвоте, кровинки были желудочного происхождения. При болезни «боро» это часто бывает. Температура 38,7 держалась вследствие воспалитель­ного процесса диафрагмы. Слабость от отсутствия питания — отвращение к пище. При болезни «боро» это обыкновенное явление. Во втором случае то же самое, что и в первом, с той разницей, что кровохарканье у больной происходило от цинготного состояния и рыхлости слизистых оболочек.

Врачи должны помнить, что существуют такие болезненно-чувстви­тельные субъекты, у которых при дотрагивании до грудной клетки возни­кает одышка и в некоторых частях легких слышится выдых с клокотанием мокроты.

У меня излечились десятки тысяч больных с болезнью «боро». Эти больные приходили ко мне с разными диагнозами европейских врачей: кто определял катар желудка, другой язву желудка, рак желудка, камни в печени, невралгию желудка, атонию, диспепсию, малярию, неврастению, туберкулез и т. д. Все эти больные совершенно излечивались при употреб­лении шижед-дугба № 179 совместно с другими лекарствами, сообразно осложнениям.

Итак, способ исследования болезни, определение болезни и лечение по системе врачебной науки Тибета во всех подобных случаях бесспорно стоит на строго научной почве. Справедливо ли упрекать врачебную науку Тибета и меня за этих излеченных больных?

Баронесса Г. в сопровождении сестры приходит на прием с наростом на большом пальце, с опухолью пальца до кисти руки: от болей она не спала в продолжение двух недель. Домашний врач и профессор хирург определили злокачественную опухоль саркому. Предложено было ей немедленно отрезать палец, малейшее замедление грозило отнятием руки. Осмотр по системе врачебной науки Тибета дал заключение, что больная

излечима, опухоль должна затвердеть и отвалиться. Начинается лечение, в продолжение первой недели лечения больная стала спать, боли прошли, опухоль спала. После двух месяцев нарост стал затвердевать и через год отвалился. Профессор хирург, предлагавший операцию, сказал ей, что если этот нарост затвердеет и отвалится, то он сделается поклонником врачебной науки Тибета. Баронесса Г. наглядно показала, что врачебная наука Тибета может лечить злокачественные опухоли без хирургического вмешательства.

Барон К. после долгого лечения у знаменитостей с лупусом (волчан­кой) на щеке обращается в кабинет врачебной науки Тибета и излечи­вается.

Барон генерал Н. и капитан К. продолжительно лечатся у накожных профессоров, страдая сикозисом. У них выдергивают каждый волос отдельно безуспешно. Они обращаются в кабинет врачебной науки Тибета: совершенно излечиваются, волосы выросли.

У г-на X. лучшие врачи определяют гунтеровский шанкр. Образуется глубокая язва, увеличиваясь более и более при лечении ртутью. С отчая­нием он приходит в кабинет врачебной науки Тибета; по осмотру оказы­вается процесс не сифилитический, а гангренозный. Больной в продолже-ние трех месяцев совершенно излечивается.

Знаменитые профессора лечат г-на К. от водянки вследствие затвер­дения печени. Объявляют больному, что он неизлечим. Обращается в кабинет врачебной науки Тибета. Осмотр показал, что болезнь излечима. Больной поправляется.

Г-н К. в сопровождении проводника является в кабинет врачебной науки Тибета, с отчаянием говорит, что профессор окулист определил сифилитическое воспаление радужной оболочки, что зрение вернуть нельзя. После тщательного осмотра начинается лечение. Больной продол­жает ходить к окулисту, объявив ему, что он лечится по системе врачеб­ной науки Тибета. Профессор окулист с интересом следит за выздоровле­нием больного. Зрение возвращается. Больной теперь на службе. Врачеб­ная наука Тибета излечила г-на К.— сифилитика — без ртути.

Профессора и врачи у 70-летнего г-на Ш. находят опухоль в брюшной полости, предполагают раковую опухоль. Больной не покидает постели. Осмотр по системе врачебной науки Тибета определяет, что опухоли нет. Содержимое кишок приняли за опухоль. В продолжение двух месяцев больной поправляется. Он занимается теперь государственными делами, ему 77 лет.

Г-жа Ш. страдает воспалением коленного сустава вследствие ушиба. Хирурги укладывают ее в постель на долгий покой. Больная нога делается значительно тоньше здоровой. Осмотр по системе врачебной науки Тибета показывает, что г-же Ш. необходимо встать и ходить, так как нога худеет от лежания. Дается лекарство от ушибов, воспалительный процесс излечивается; через три месяца она ездит верхом. Опять-таки хирургическую болезнь врачебная наука Тибета излечивает внутренними средствами.

Г-и М. в сопровождении супруги является во врачебный кабинет Тибета с опухолью в полости живота, в полном изнеможении. Врачи пред­полагают злокачественную опухоль. После осмотра по системе врачебной науки Тибета эта опухоль оказалась доброкачественной, притом опу­холью лимфатических желез, которая излечима. После трехмесячного лечения он совершенно поправляется. Он теперь занимается государ­ственными делами.

Г-н П. обращается к знаменитостям Парижа. Одни находят туберку­лез костей, другие сифилис. Делают над ним разные опыты лечения. После многолетнего неудачного лечения он возвращается в Петроград и обращается к помощи врачебной науки Тибета. По определению ее у г-на П. воспалительный процесс в костях произошел вследствие зараже­ния гонорейным ядом, бывшим в молодости. В несколько месяцев совер­шенно излечивается.

Из-за границы больной Г., француз, заочно подробно сообщил о своем самочувствии; врачи определили туберкулез в легких. Находясь под на­блюдением своих врачей, он начал принимать лекарства врачебной науки Тибета, еженедельно сообщая о своем самочувствии и о том, что врача удивляются улучшению здоровья после недельного приема порошков. Лечился восемь месяцев; уже в начале лечения врачи начали замечать, что туберкулезные микробы стали уменьшаться и затем совершенно исчезли.

Если врачебная наука Тибета по правильному расспросу может изле­чить заочно при подробном изложении в письме самочувствия больного, результатом которого является излечение, то не следует ли видеть в этом научности способа распознавания болезней на расстоянии?

Мальчик М. Я. 12 лет уже с четырехлетнего возраста страдает тубер­кулезным процессом в позвонках (горб). Два года лежит в постели непод­вижно, с огромной раной в тазобедренной части, с опухолью первого, вто­рого поясничного позвонков, сильно истощен, кишечник не работает, тем­пература 38,5, по временам 39. В июне 1910 г. начал лечиться у меня: опухоль позвонков почти исчезает, мальчик покинул постель в октябре, после четырехмесячного лечения. Теперь ходит по комнате, все для себя сам делает, большинство ран зажило, аппетит хороший, кишечник испра­вился, температура все последнее время 36,4.

Мальчик X., туберкулез позвонков (горб); мальчика принесли на руках; 8 лет не мог двигаться, был совершенно истощен, кишечник плох. Лечился с весны 1910 г., опухоль почти исчезла, но во время лечения гнойник открылся в легкие, температура до 40, появилось выхаркиванье гнойной мокроты в большом количестве с кровью; даны были лекарства, заживляющие этот гнойник. Температура упала до 36,4, аппетит и сон появились. Мальчик поправился, свободно бегает.

От такой же болезни, как у первого мальчика, и в таком же положении

«гаходился в 60-х годах г-н О. Я. Его лечил мой покойный брат и излечил его вполне. О. Я. в настоящее время занимает большой пост в чине дей­ствительного тайного советника.

Подобным же образом, как описано выше, излечились как лично, так и заочно, по письмам, десятки тысяч больных не только от вышеописанных болезней, но и страдавшие острыми и хроническими заболеваниями мозга, мозговых оболочек, органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, полости рта, зева, глотки и горла, дыхательных путей, сердца, шейных желез, пищевода, желудка, тонких и толстых кишок, печени, селезенки, брюшины, почек и других желез брюшной полости, мочеточников, моче­вого пузыря, болезни половых сфер, суставных частей всего организма, кожи гладкой и волосистой, подкожной клетчатки, жировой ткани, мышц, сухожилий надкостниц, костей; страдавшие ревматизмом и подагрой во всех видах, туберкулезными заболеваниями, сифилисом, невралгиями и накожными болезнями, сахарным и белковым изнурениями, заразными болезнями (как-то: дифтерит, ангина во всех видах, тифы разных видов, коклюш, оспа, корь и скарлатина, холерина и холера, сибирская язва и другие болезни); излечиваются этой наукой бешенство и чума. Эти по­следние две болезни я не лечил.

Какая из этих двух медицин, европейская или тибетская, обладает более действительными и верными способами при исследовании больного, при определении болезни и лечении, требуемыми наукой, предоставляем судить беспристрастным, здраво рассуждающим лицам, а затем уже чле­нам медицинского совета, которые относятся с предубеждением к врачеб­ной науке Тибета и которые, к сожалению, менее компетентны в вопросе о тибетской медицине, чем каждый из моих сотен тысяч излечившихся больных.

Относительно лекарственных веществ, получаемых мной с Дальнего Востока, члены медицинского совета открыто объявляют, что руковод­ствовались лишь одним мнением профессора Пржебытек, уверявшего их, что я лечу.больных открытыми европейскими ядами, употребляемыми ими же при лечении больных, но которых в моих порошках абсолютно нет, именно: ртутью, мышьяком, антипирином, фенацетином. Про ртуть и мышьяк Пржебытек прочитал в моей книге «О системе врачебной науки Тибета» 1898 г., в предисловии на 25 стр., но, как видно, он не по­нял, в чем тут дело. В моих порошках этих веществ совершенно нет, и г-н Пржебытек их обнаружить не может. Что касается кристаллов анти­пирина и фенацетина, то они также не употребляются у нас. До появления этих новых средств в европейской терапии врачебной наукой Тибета были излечены сотни тысяч больных; ясно из этого, что она не нуждалась и не нуждается в этих средствах.

Лекарства я получаю с Востока, об этом могут засвидетельствовать портовая таможня и почтамт. Некоторые составные части лекарств я беру здесь в аптекарских складах, где тоже получают с Востока.

В своем постановлении члены медицинского совета рассуждают так: бурятам, знающим монгольский и тибетский языки и врачебную науку Тибета, в то же время окончившим Военно-медицинскую академию или медицинские факультеты в других университетах, а также просто дипло­мированным врачам нет основания запрещать и лечение по тибетской науке.

Я не знаю, каким образом европейские дипломированные врачи будут лечить по способу тибетской медицины и средствами ее, не зная ни того, ни другого. На такое постановление членов медицинского совета я при­нужден ответить цитатами из соч. «Жуд-Шп», стр. 154, 31 гл.:

«Врачи, которые не знают основ врачебной науки Тибета, не могут познать сущности расстройств питания в организме — болезни, не могут попять хирургии, похожи на слепца, которому показывают вещи. Все такие плохие врачи, понимающие все ложно, будут применять и ложные способы лечения; они — злые гении, носящие образ врачей, они указы­вают путь на тот свет. С такими врачами не следует иметь дела, они только позорят корпорацию врачей».

На мою просьбу сделать известными всем составы моих порошков и дать им привилегию, чтобы не подделывали их в ущерб страждущему человечеству, разрешить продавать каждую дозу по 10 коп., благодаря чему составился бы капитал — 48 000 руб. в год (в 1909 г. мною отпущено 478 008 порошков), эта сумма шла бы на деятельность новоорганизован­ного общества с целью скорейшего исследования врачебной науки Тибета,— члены медицинского совета постановили, что врачебной наукой и действующими законоположениями не допускается узаконить продажу лекарств неведомого содержания, [то есть] порошки тибетской медицины, которые предлагаю сделать ведомыми.

Они разрешают организовать общество без денежных средств и без приютов и амбулаторий для исследования и лечения больных. Совер­шенно непонятно таковое постановление; а между тем врачам дипломиро­ванным позволяется лечить неведомыми средствами, и в то же время не допускаются для лечения порошки неведомого содержания. Из этого получается вывод, что если средства тибетской медицины, как они гово­рят, ядовиты, то, по мнению членов медицинского совета, даром отрав­лять людей можно, а за деньги нельзя.

Для сознательного и критического отношения к тибетской медицине необходимо рекомендовать читателю ознакомиться с двумя выпусками книги «Жуд-Ши» о врачебной науке Тибета, со «Справкой о положении врачебной науки Тибета в России», здесь приложенной, и с рецензией профессора Васильева, декана медицинского факультета Дерптского уни­верситета.

Каждый, ознакомившись с этим материалом, поймет, что эта наука, которую члены медицинского совета называют знахарством, опередила европейскую на много веков. <...>

Постановление же членов медицинского совета само собой теряет свой смысл, так как они стоят на неверном пути, отрицательные взгляды на невежество и суеверие во врачебной науке Тибета приняли за положи­тельные.

В моей книге «О системе врачебной науки Тибета» 1898 г. на 25 стр. введения написано следующее: «Весьма возможно, что большинству читающей публики редко приходится знакомиться с восточной литерату­рой, особенно с научной, поэтому-то мы считали необходимым дать неко­торые объяснения на предлагаемые ниже извлечения из сочинения «Жуд-Ши». Мы даем им название «извлечений» потому, что при изложении ста­рались обойти молчанием все, что относится в «Жуд-Ши» к буддизму, к мистике, оставив лишь то, что имеет прямое, по нашему мнению, отноше­ние к врачебной науке Тибета,— [то есть] я исключил из сочинения «Жуд-Ши» все, что прилеплено к ней невежеством и суеверием лам-буддистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.