Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловое общение 7 страница




Если уголки губ спускаются вниз, то это признак того, что для человека привычно плохое настроение, пессимистический взгляд на мир. Вероятно, его характеру свойственна эгоцентричность и капризность. Губы, слегка кривящиеся в одну сторону, являются признаком нервозности и постоянной неудовлетворенности жизнью.

Кое-что о характере человека и о его состоянии говорят «автоматизированные» привычки человека. Физиологи называют их «динамическими стереотипами» - их особенности малозаметны для самого человека и их трудно (хотя и можно) сознательно изменить.

Наблюдая за человеком, полезно обратить внимание на его походку. Люди, которые ходят быстро, слегка размахивая руками, скорее всего энергичны, имеют ясные цели и готовы действовать немедленно. Но если человек с такой походкой говорит: "Извини, некогда, очень, очень занят, потом как-нибудь...", то это скорее имитация бурной деятельности, нежели действительно деловитость. Сам человек, может быть и верит, что на этот раз он точно доведет дело до конца, а раньше ему просто не везло...Но более детальное выяснение особенностей его личности возможно другими методами, например с помощью тестов, описанного в первом разделе.

Быстрая и неровная походка свидетельствует о том, что ее обладатель – скорее всего, холерик, увлекающаяся натура, способная быстро «загораться» каким-либо делом и почти столь же быстро терять к нему интерес и переключаться на что-то другое. Спокойная, неторопливая походка может указывать на то, что человеку свойственна уверенность, возможно и самоуверенность. Неуверенная походка, наоборот, отражает наличие психологических проблем, заниженной самооценки. Если человек находящихся в подавленном состоянии, при походке у него опущены плечи, они глядят себе под ноги. Однако, отдельное наблюдение не дает возможности понять, является ли это состояние кратковременным кризисом или свойственно человеку постоянно.

Смех человека отражает его текущее эмоциональное состояние, но, если это состояние является для человека привычным, постоянным, смех может становится проявлением характера (также, как некоторые другие сигналы состояний, описанные в следующей главе). Громкий свободный смех, как бы от души, говорит об открытости натуры, силе и, возможно, веселом нраве. Отрывистый, сухой принадлежит людям нервным, напряженным. Беззвучный смех, скорее всего, указывает на то, что человек расчетлив, осторожен и скрытен. Грубый смех дает основание предполагать эгоизм и грубость натуры. Если смех оканчивается вздохом - возможна высокая тревожность.

Специалисты по «Нейролингвистическому программированию» (НЛП), считают, что каждый человек имеет наиболее удобную, подходящую для него форму познании и описании мира. Эта форма отражается в оборотах его речи. Выявить ее сразу довольно трудно, но возможно, если приложить усилия. Взаимопонимание легче установить, если прислушаться к тому, какие cлова, особенно глаголы, предпочитает использовать Ваш партнер и Вы сами.

Согласно теории НЛП, люди, предпочитающие визуальные (зрительные) сигналы используют слова, говорящие о видении, внешнем виде, цвете и т.п. Например: «Эта работа выглядит...», «Это все выглядит таким туманным.», «Это проясняет мои планы.» «Все это кажется мне плоским и бессмысленным,» «Мы сможем рассмотреть этот план.», «Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними глазами.», «Нельзя представлять все в черно-белом свете.» и т.п.

Те люди, для которых главной является аудиальная (слуховая) система познания, постоянно упоминают о звучании или слушании. Например: «Делу нужно придать ритм», «Это предложение хорошо звучит.» «У нас слишком большие разногласия.», «Это дело слишком монотонно.» «Кричащие разногласия...» и т.п.

Некоторые люди опираются на кинестетическую (телесную – двигательную и осязательную) систему. В этом случае в их речи много слов о том, что связано с телесными ощущениями – о движении, пространстве, температуре, твердости или мягкости и т.п. Например: «Это вызывает скользкие чувства.», «Он горячий поклонник...», «Она холодна, как рыба.», «На нас оказывают давление», «Я пытаюсь балансировать...», «Эту тему следует развивать», «Сдвинуть вопрос...», и т.п.

Есть люди, которые мало внимания уделяют восприятию мира, для них главное – логические рассуждения. Они обычно говорят очень правильно, «как по писаному». Их иногда называют «компьютерами». В обычных условиях излюбленного типа слов у них нет, но он может проявиться в состоянии стресса, особенно в совершенно новой для них обстановке.

Было показано, что люди наилучшим образом понимают собеседника и наиболее склонны к взаимодействию тогда, когда с ними говорят на «их языке», используют сходные обороты речи. «Отзеркаливание» типа и темпа речи – эффективное средство для создания благоприятной атмосферы взаимопонимания, только если оно не производит впечатления передразнивания. Конечно, нельзя копировать недостатки и погрешности речи.

В конечном итоге разнообразные психологические исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятное впечатление производят люди, поведение которых свидетельствует об их доброжелательности и уме.

В этой главе мы описали внешние признаки, на основании которых Вы можете сознательно влиять на формирование первого впечатления, выделять наиболее информативные признаки и получить представление о характере и стиле общения еще до знакомства с человеком. С другой стороны, Вы можете проанализировать собственную внешность и понять, какое первое впечатление производите на малознакомых людей.

Особенно важно произвести хорошее впечатление во время собеседования при приеме на работу. Не останавливаясь подробно на всех особенностях интервью, укажем лишь основные возможные причины отказа в приеме на работу:

Опоздание на интервью;

Вялое рукопожатие;

Жалкий внешний вид, неряшливость;

Нежелание смотреть в глаза интервьюеру;

Неумение изъясняться (слабый голос, плохая дикция, неграмотная речь);

Манеры всезнайки;

Отсутствие интереса и энтузиазма;

Недостаточная уравновешенность;

Недостаток искренности;

Неопределенность ответов на вопросы, уклончивость;

Нерешительность, несамостоятельность;

Стремление к самооправданию, ссылки на обстоятельства;

Отсутствие четких целей и задач;

Недостаточная вежливость;

Недостаток дисциплинированности;

Нежелание учиться;

Нетерпимость;

Радикальность идей;

Неспособность воспринимать критику;

Узость интересов;

Негативные отзывы о предыдущих работодателях;

Чрезмерная материальная заинтересованность;

Нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро;

Нежелание участвовать в делах фирмы помимо обусловленного графика;

Отсутствие вопросов о работе к интервьюеру.

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Раздел 1. Формальное деловое общение (переговоры, совещания).

Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями. Функция переговоров может быть информационная, без принятия конкретных решений. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры.

Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых связей и отношений - коммуникативная. Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.

К числу других существенных функций переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.

В переговорной практике возможны и такие ситуации, когда одна из сторон (или несколько) идут на переговоры, не собираясь фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Например, переговоры той или иной стороне нужны лишь для отвлечения внимания партнера. Так, если речь идет о торговых переговорах, то один из участников может начать их только для того, чтобы заинтересовать другое, более выгодное, по его представлениям, лицо.

Успешные переговоры в наше время– это, прежде всего, взаимовыгодные решения. Остальные функции переговоров сосуществуют друг с другом и часто на переговорах реализуются одновременно, имея большую или меньшую значимость. Некоторые из них, такие как информационно-коммуникативная функция, присутствуют на всех переговорах, другие появляются временами, поэтому в целом можно говорить об иерархии функции переговоров. И все же сегодня к переговорам обычно прибегают тогда, когда в одностороннем порядке решить проблему либо невозможно, либо это связано слишком с большими затратами.

Обычно непосредственно в процессе переговоров люди хотят:

- добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;

- достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.

Чтобы достичь этого, надо уметь:

А) Решить проблему;

Б) Наладить межличностное взаимодействие;

В) Управлять эмоциями.

Переговоры, как и все формы делового общения, регламентируются правилами делового этикета. Деловой этикет – правила, принятые в сфере делового общения. Функции этикета: регламентирующая (поведение в ситуации); символическая (отношение к ситуации и партнеру); коммуникативная (форма общения).

Время и место проведения переговоров определяется по взаимной договоренности ее участников.

При определении времени употребляется этикетная форма: «В любое удобное для Вас время, со своей стороны мы предлагаем... время». Окончательное решение по этому вопросу необходимо оставить за приглашенной стороной. При изменении времени переговоров или переносе их на другие дни необходимо поставить об этом в известность всех участников переговоров. Наиболее оптимальными днями для переговоров являются вторник, среда, четверг. Самое благоприятное время дня - через полчаса - час после обеда, когда мысли о еде не отвлекают от решения деловых вопросов.

Переговоры могут быть проведены: на своей территории; на территории партнера; на нейтральной территории. На своей территории Вы «хозяин положения». Поэтому встреча «у Вас» – угроза сильному партнеру, защита слабому; и, комфорт и безопасность для партнера, рассчитывающего на позитивное взаимодействие с Вами. Встреча «у него» может быть полезной, так как позволяет провести «разведку» состояния дел партнера, кроме того, если Вы – человек влиятельный, то Ваше появление может быть расценено как знак внимания и уважения к партнеру. Встречи на нейтральной территории символизируют равенство партнером, но иногда являются следствием крупных разногласий или конфликтов. Благоприятная среда для переговоров может быть создана, в зависимости от обстоятельств, в конференц-зале, приспособленном для переговоров номере гостиницы, зале ресторана и т.д..

При формировании делегаций на двухсторонних переговорах исходят из протокольного принципа равенства численного состава делегаций. Принцип равенства относится и к уровню представительства на переговорах, как членов делегаций, так и руководителей делегаций.

Во всем мире на переговоры принято приходить в официальных деловых костюмах.

Большое значение предается расположению участников переговоров за столом. В мире общепринятой нормой является так называемая командно-президентская рассадка: уважаемый гость – напротив главного принимающего лица, справа – первый заместитель, слева – второй заместитель и так далее по рангам. Чем дальше от главы делегации, тем место считается менее почетным, поэтому рассадка требует строгого соблюдения признанного служебного и общественного положения.

Если в переговорах участвуют три и более сторон, то они рассаживаются в алфавитном порядке по часовой стрелке вокруг круглого или прямоугольного стола. Председательствуют руководители делегации по очереди в алфавитном порядке, или на первом заседании председательствует хозяин, далее по алфавиту.

Наиболее распространенный в мировой практике принцип: гости сидят лицом к входной двери. Второй принцип: гости сидят лицом к окнам, выходящим на улицу (если дверь находится сбоку).

Если переговоры проходят с участием переводчика, порядок рассадки следующий: уважаемый гость – напротив главного принимающего лица, справа – первый заместитель, слева – переводчик и так далее по рангам

При ведении переговоров с иностранными партнерами следует учитывать и национальные особенности собеседников, психологию, обычаи, традиции. Некоторые из них описаны в 4 главе.

За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом, или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

Требования этикета необходимо выполнять, но для успешного проведения переговоров этого не достаточно. Переговоры – это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично - расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство, конфронтацию. Следствием того, что переговоры представляют собой совместную деятельность, является необходимость учитывать не только интересы партнера, но и его видение проблемы, его отношение к переговорам и многое другое

Для участников переговоров главное не иметь набор готовых рецептов, а понимать для чего нужны переговоры, какие возможности они открывают, каковы основные принципы анализа ситуаций, возникающих во время переговоров.

В процессе ведения переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый подход отвечает идее противостояния сторон. Стол, за которым ведутся переговоры, уподобляется своеобразному полю битвы. Согласно данной логике участники переговоров рассматриваются в качестве бойцов, призванных отстоять ранее утвержденные позиции. Основной девиз таких переговоров можно выразить словами "кто - кого" или "перетягивание каната". Степень противостояния может меняться в широких пределах: от простого желания добиться уступок до стремления добиться от партнера по переговорам максимума возможного. Такой подход связан со многими негативными моментами. Участники переговоров могут чувствовать себя ущемленными. Дальнейшее сотрудничество может оказаться под вопросом. "Выигрыш" на одних переговорах может повлечь за собой стремление партнера "взять реванш" на других.

Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции. Более слабая сторона ожидает от партнера по переговорам "дружеского" к себе отношения и ведет себя заискивающе. На практике второй подход встречается редко.

Наконец, третий подход основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени отвечали бы интересам обеих сторон. Третий подход может быть назван партнерским. Сказанное вовсе не означает, что в поведении партнеров присутствуют элементы альтруизма. Партнерский подход основан на теории "разумного эгоизма", на идее сознательного подчинения собственных интересов общему делу с тем, чтобы общий "выигрыш" позволил реализовать уже личные интересы В основу подхода, получившего название "совместный анализ проблемы", положены два принципа теории "разумного эгоизма":

- тщательный анализ интересов, в т.ч. собственных;
- собственные интересы реализуются полнее, если партнер достигает своих интересов.

Такой подход продуктивен, но он предполагает более высокий уровень доверия между партнерами. Только "открыв карты", можно реально анализировать ситуацию. Доверительность отношений должна сочетаться с необходимостью сохранять коммерческие тайны.

На практике трудно встретить "чистые" варианты вышеописанных подходов. Скорее можно говорить об ориентации участников переговоров на один из подходов. И все же развиваясь, усложняясь, индивидуализируясь, деловой мир движется по пути все большей ориентации на партнерские отношения. Целью творческого ведения переговоров является "раскрытие" партнера, обеспечение условий, удобных для него, снимающих его скованность. Конечно, при этом большую роль играют психологические и даже конституциональные свойства партнера. То же самое относится и непосредственно к вам. Любые переговоры, один из участников которых находится под давлением или испытывает четко выраженное чувство недовольства, имеют весьма малые шансы на успех. И наоборот, чем лучше удается настроиться на партнера по переговорам, изучить его потребности, сильные и слабые стороны, вкусы и страхи, тем больше шансов на плодотворное общение. Полезно вспомнить и приведенные во 2 главе основные приемы формирования аттракции с целью расположения к себе партнера по переговорам.

Разработаны весьма многочисленные специальные практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. Из имеющегося в этой области опыта мы приводим пять основных принципов, которые являются универсальными и могут быть применены в различных ситуациях:

1. Привлечь внимание собеседника. Если вы не в состоянии сделать это, если партнер вас не слушает, зачем вам вообще что-то говорить? (Начало беседы).

2. Пробудить в собеседнике заинтересованность. Когда партнер проявит желание вести переговоры, потому что уверен, что ваши предложения будут ему полезны, это означает, что он вас будет с удовольствием слушать (Передача информации).

3. Принцип детального обоснования. На основе вызванного интереса надо убедить партнера в том, что он поступит разумно, согласившись с вашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ему и его предприятию пользу (Аргументация).

4. Выявить интересы и устранить сомнения партнера. Если партнер ведет себя осторожно и не видит возможности применения ваших идей и предложений, хотя и понимает их целесообразность, вы должны выяснить его желания и развеять сомнения (нейтрализация, опровержение замечаний).

5. Преобразовании интересов партнера в окончательное решение (Принятие решения). Этот принцип является основным.

Наряду с этими пятью принципами полезно знать несколько следующих рекомендаций по ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на таком простом факте, что в любой беседе деловой человек должен искусно приспособиться к своему партнеру в данный момент, независимо от того, о каких деловых или личных отношениях идет речь. Рекомендации эти следующие:

1. Заранее напишите план беседы, обработайте наиболее важные формулировки.

2. Применяйте положения психологии о периодическом воздействии на партнера в ходе беседы, а именно:
- неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными;
- начало и конец - только положительные фразы.

3. Помните постоянно о движущих мотивах партнера:
- его ожиданиях;
- преимуществах, которых он добивается посредством этой беседы;
- его позиции;
- его желании самоутвердиться;
- его чувстве справедливости;
- его самолюбии.

4. Избегайте задавать вопросы, на которые собеседник может ответить "Нет", облегчайте ему "Да - ответ".

5. Повторяйте в ходе беседы, переговоров основные мысли вашего партнера, следите за своими мыслями и высказываниями, не повторяйтесь.

6. Избегайте отклонений от предмета переговоров и превосходной степени сравнения.

7. Внимательно выслушивайте собеседника до конца, ведь слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, - это не только знак внимания к нему, но и профессиональная необходимость.

8. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего партнера. Вспомним свой собственный опыт: часто ваше мнение складывается до того, как вы тщательно взвесили все факты. И для вас, и для вашего партнера будет лучше, если вы вместе осознаете это.

9. Избегайте недоразумений и неверных толкований! Ваше изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным. При любой неясности сразу же безо всякого смущения прямо спрашивайте у партнера, что он все же подразумевает?

10. Уважайте своего партнера! Ведь техника ведения бесед и переговоров - это общения с людьми. Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы.

11. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Помните, что вежливость не снижает определенности просьбы или предложения, но во многом препятствует появлению у партнера внутреннего сопротивления. Вежливость должна быть в меру, без лести и подхалимажа. Дипломатичное же поведение предполагает осторожность, сообразительность и простую учтивость.

12. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается.

13. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо. Дайте ему время, чтобы он сам постепенно убедился в правильности ваших положений.

14. Подумайте о тактических приемах ведения переговоров.

15. Попытайтесь в ходе беседы достичь своей цели или же найдите приемлемый компромисс.

Специалисты описывают также основные недостатки при ведении переговоров:

«Холодный запуск». Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно в достаточной степени:

- их необходимость и цель;

- сложности и возможные последствия.

В этом случае за ним лишь «ответный ход», то есть он будет реагировать, а не действовать (не от него будет исходить инициатива).

«Отсутствие программ». У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Легче вести переговоры, имея в голове (или на бумаге) различные варианты действий. Обычно (вне переговоров) для осуществления необходимых решений достаточно распоряжения.

«Главное чтобы меня это устраивало». Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными ведомственными соображениями блокирует собеседника, отбивая у него охоту вести переговоры вообще.

«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, детальных требованиях и критериях оценки предмета переговоров, позиции и ожидаемой реакции противоположной стороны. Эффективность переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.

«Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их цели. Партнер разучился слушать (или никогда не владел этим искусством). А это является условием эффективности всяких переговоров. Монолог - типичное занятие для пустомели!

Участник переговоров в ответ на высказывание партнера:

- ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально, не сдержано;

- не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию;

- не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные мешающие решению проблемы позиции;

- участник переговоров не руководствуется общими интересами совместной ответственности за общее дело, не выделяет этот аспект.

Достаточно часто при проведении деловых переговоров и дискуссий приходится сталкиваться с тем, что, кто-либо из участников не может достичь своих целей и сознательно использует против других приемы манипулирования и психологического давления. Манипуляция – действия со скрытыми мотивами, с целью добиться того, чего партнер не сделал бы добровольно, если бы знал все мотивы. Некоторые люди считают, что именно в умении манипулировать партнерами и состоит "искусство" ведения переговоров. В действительности подобные действия осущест­вляются часто из-за некомпетентности в технике ведения дискус­сий и споров. Менеджеру полезно уметь определять основные приемы такого манипулирования и противостоять им.

С некоторой долей условности уловки, применяемые при переговорах, можно поделить на организационные, психологические и логико-психологические. Реально они используются, обычно, одновременно и при обнаружении одних можно, с большой вероятностью, ожидать и других. Следует иметь в виду, что в современных условиях подобного рода приемы становятся все более сложными и изощренными. Дача заведомо ложной информации или блеф в целом исчезает из арсенала средств участников переговоров, поскольку его использование может стать легко и быстро очевидным, что ведет к потере репутации данного участника переговоров.

I. Уловки организационного и процедурного характера

Физически затрудняется оз­накомление с материалами, предназначенными для обсуждения:

а) материалы предостав­ляются участниками незадолго до обсуждения и в неудобной форме;

б) частникам обсуждений, «как бы случайно», раздают не­полный комплект документов, но ходу выясняется, что кто-то, к сожалению, оказался не в курсе всей имеющейся информации;

в) «избыточное информирование», за­ключается в том, что готовится очень много проектов возможных решений, и сопоставить их все в ходе обсуждения оказывается не­возможно;

г) «теряются» рабочие документы, письма, обращения, за­писки и все остальное, что может повлиять на ход обсуждения в невыгодную сторону.

д) информация о собственных интересах, оценках и т.д. дается очень маленькими порциями. Смысл приема в том, чтобы заставить партнера первым "раскрыть свои карты", а там уже в зависимости от этого соответствующим образом действовать. Применение этого приема оборачивается искусственным затягиванием переговоров в ущерб делу.

 

На ход переговоров влияет порядок выступлений, поэтому тот, кто его определяет, получает дополнительные возможности для манипулирования:

а) слово предоставляется сначала тем, чье мнение известно, и устраивает манипулятора, таким образом, формируется первичная установка;

б) обсуждение приостанавливается на выступающем, позиция которого более желаема, так - как первое и последнее выступление сильнее влияют на психологическую установку участников;

в) слово поочередно предоставляется наиболее агрессивно настроенным представителям оппозиционных групп, допус­кающим взаимные оскорбления, которые либо не пресекаются, ли­бо пресекаются только для видимости. В результате атмосфера обсуждения накаляется до критической. На вопрос: «Будем ли дальше обсуждать?», большинство участников, в таких случаях, как пра­вило, отвечает: «нет».

3. Большие возможности для манипулирования имеет тот, кто может определять порядок обсуждения, момент и порядок принятия решения, и форму его фиксации. При этом манипулятор игнорируются предложения, касающиеся процедуры об­суждения, скрыто или даже явно демонстрируется пренебрежение к аудитории.

а) сначала «выпускается пар» на малозначительных и несу­щественных вопросах, а затем, когда все устали или находятся под впечатлением предыдущей перепалки, выносится вопрос, который хотят обсудить без усиленной критики; иногда демонстрируется, например, крайняя заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным для данного участника переговоров. Мотивы такого поведения могут быть различными. Иногда это делается непосредственно для торга: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому, более важному вопросу.

б) в начале переговоров выдвигаются максимально завышенные требования или вносятся явно неприемлемых для партнера предложений. В ходе переговоров один из партнеров стремился как можно дольше отстаивать эту крайнюю позицию. От этих пунктов впоследствии можно безболезненно отказаться, выдавая это за уступку и ожидая аналогичных шагов от партнера по переговорам. (Этот прием часто приводит к отрицательным последствиям. Подобное поведение вызывает недоверие, да и современные методы оценки потенциала сторон оставляют мало возможностей для его использования.)

в) одних выступающих жестко ограничивают в соблюдении регламента, другим, без согласования с залом, позволяют выйти из регламента; то же самое в характере высказываний: одним «прощают» резкости в адрес оппонентов, другим делают замечания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.