Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение целевых бюджетных фондов, их роль




 

Из определения, данного целевым бюджетным фондам выше, можно заключить о том, что целевые бюджетные фонды имеют целевое назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей. Для того, чтобы лучше понять суть вопроса, необходимо рассмотреть примеры функционирования некоторых целевых бюджетных фондов РФ.

Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить (по состоянию на 1 января 2011 года все целевые бюджетные фонды упразднены):

1. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

2. Федеральный экологический фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

3. Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

4. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (упразднён с 1 января 2001 года);

7. Государственный фонд борьбы с преступностью (упразднён с 1 января 2001 года);

9. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (упразднён с 1 января 2010 года);

10. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (упразднён с 1 января 2001 года);

11. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (упразднён с 1 января 2001 года);

12. Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

13. Фонд по охране озера Байкал (упразднён с 1 января 2001 года);

14. Другие целевые бюджетные фонды.

Так чем же была вызвана необходимость образования перечисленных выше целевых бюджетных фондов?

Чтобы понять это, рассмотрим основы деятельности некоторых целевых бюджетных фондов.

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации

Законодательные основы образования дорожного фонда РФ заложены в Законе РФ от 18 октября 1991 года № 1759-I «О дорожных фондах в Российской Федерации» (утратил силу). Закон предусматривал образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.

В п. 1 статьи 1 указанного закона определялось, что на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых:

- в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации;

- в дорожных фондах субъектов Российской Федерации.

Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имели специальное назначение и не подлежали изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования. Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Из указанного фонда могли выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливались федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет субвенций и дотаций субъектам Российской Федерации осуществлялся с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.

Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов могли направляться на финансирование работ по приведению в нормативное состояние связывающих населенные пункты автомобильных дорог, которые по своему назначению относятся к автомобильным дорогам общего пользования и приемка которых в сеть автомобильных дорог общего пользования предусмотрена утвержденными в установленном порядке перечнями.

Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации был утверждён Постановлением ВС РФ от 23.01.1992 года № 2235-I. Доходная часть Фонда формировалась за счет поступающих в него:

- федерального налога на реализацию горюче-смазочных материалов (в денежном исчислении);

- 25 процентов налога на пользователей автомобильных дорог;

- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

- федерального и территориального налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование), налога на владельцев транспортных средств, уплачиваемых в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также недоимок и штрафов, взыскиваемых за неуплату указанных налогов в этих городах;

- недоимок по акцизам с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, федеральному налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и 25 процентов недоимок по налогу на пользователей автомобильных дорог;

- штрафов за неуплату акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, федерального налога на реализацию горюче-смезочных материалов и 25 процентов от суммы штрафов за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог;

- сбора (в случае его введения Правительством Российской Федерации) за проезд по автомобильным дорогам России транспортных средств иностранных государств;

- средств из других источников (включая ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации).

Федеральный экологический фонд Российской Федерации

Федеральный экологический фонд Российской Федерации был образован на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. Федеральный экологический фонд Российской Федерации являлся самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладал правами юридического лица, имел самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Фонд находился в г. Москве.

Федеральный экологический фонд Российской Федерации взаимодействовал с экологическими фондами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными экологическими фондами в целях реализации федеральных и иных экологических программ и проектов [14, c.89].

Основными задачами Федерального экологического фонда Российской Федерации являлись:

- финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

- мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

- содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации формировались за счет:

- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

- средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

- отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых Федеральным экологическим фондом Российской Федерации;

- добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- платы за консультационные, экспертные и другие услуги;

- иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству и основным задачам деятельности Фонда.

Средства Федерального экологического фонда Российской Федерации использовались на:

- долевое участие в разработке и реализации имеющих федеральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

- научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями и организациями;

- осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

- выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду;

- развитие экологического воспитания и образования;

- содержание аппарата Федерального экологического фонда Российской Федерации.

Часть средств Федерального экологического фонда Российской Федерации на договорных условиях могло использоваться для выдачи под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям для реализации природоохранных мероприятий, а также для вложения в ценные бумаги, долевого участия в деятельности предприятий и иных юридических лиц, для размещения их на депозитных счетах в банках и на другие цели, не противоречащие направлениям деятельности Федерального экологического фонда Российской Федерации.

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

Фонд образован в соответствии со статьей 60 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год». Средства фонда направлялись на финансирование осуществляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации. Средства фонда образовывались за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Средства фонда имеют целевое назначение, не подлежали изъятию, не могли быть использованы для получения прибыли, распределялись и использовались по направлениям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год [19, c.124].

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии

Данный фонд, в отличие от других целевых бюджетных фондов, просуществовал до 1 января 2010 года (другие фонды были упразднены ранее – в 2001 году).

В статье 86 Федерального закона от 31.12.1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» было установлено, что приходящаяся на стоимость работ разделения выручка за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью, в рамках исполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями в размере 15797,1 млн. рублей, включая остатки средств по состоянию на 1 января 2000 года в размере 1762,4 млн. рублей, зачисляется в 2000 году в доход Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. На основании этого, Правительство РФ разработало Положение о формировании, зачислении и расходовании средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.1999 года № 1089). В данном положении определялся порядок формирования, зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии, образуемый за счет приходящейся на стоимость работ разделения валютной выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран в рамках выполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями.

Средства Фонда направлялись на компенсацию расходов предприятиям и организациям, в том числе внешнеторговым, участвующим в выполнении обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями, и финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, финансирование работ, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии, других расходов, связанных с деятельностью ядерного комплекса, по направлениям, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации, включая мероприятия по утилизации вооружений.

Что касается других целевых бюджетных фондов, то их деятельность отличалось от деятельности других фондов в основном только целями и источниками формирования, поэтому нет необходимости более подробно рассматривать их функционирование.

Итак, назначение целевых бюджетных фондов – финансирование мероприятий, имеющих экономические, социальные, благотворительные, культурные и иных общественно полезные цели.

Исходя из этого, можно определить их роль.

Целевые бюджетные фонды позволяют акцентировать внимание на определённых общественных проблемах, которые требуют индивидуального подхода для их решения. Дело в том, что принцип общего (совокупного) покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ, не позволяет связывать доходы бюджета с расходами. То есть, в бюджете не должно предусматриваться целевых доходов, которые могут быть использованы только на финансирование конкретных объектов. Целевые же фонды позволяют аккумулировать доходы по целям расходов. Так, Федеральный дорожный фонд Российской Федерации позволял аккумулировать финансовые ресурсы, которые направлялись только на цели, предусмотренные для данного фонда. То же самое относится и к другим целевым бюджетным фондам [20, c.111].

В заключение по данному параграфу также необходимо подчеркнуть, что проводимая в нашей стране реформа бюджетной системы имеет тенденцию отказа от функционирования целевых бюджетных фондов, следовательно, их создание носило временный промежуточный характер на пути к построению бюджетной системы РФ на основе общеустановленных мировых стандартов, о чём более подробно будет описано в конце курсовой работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.