Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертикальный и горизонтальный анализ формирования и использования целевых бюджетных фондов за 2009-2010 годы




Общая характеристика целевых бюджетных фондов РФ, действующих на федеральном, территориальном и местном уровнях

ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(на примере Липецкой области и г. Липецка)

 

Выше в работе были рассмотрены основные целевые бюджетные фонды, которые функционировали в Российской Федерации на протяжении последних 10 лет на федеральном уровне. Для более полной характеристики федеральных целевых бюджетных фондов, а также целевых бюджетных фондов субъектов РФ и органов местного самоуправления, необходимо дать им качественную и количественную характеристику за период с 2009 по 2010 годы.

Как уже отмечалось выше, большинство целевых бюджетных фондов было упразднено в 2001 году. С 2009 и 2010 годов в федеральный бюджет были включены средства целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. С 1 января 2010 года данный фонд упразднён. Согласно приложению 5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год», доходы целевых бюджетных фондов (фонд Министерства РФ по атомной энергии) в 2009 году составили 14 млрд. 66 млн. 300 тыс. рублей. Основным (единственным) источником формирования фонда была выручка, приходящаяся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью, в рамках исполнения обязательств Российской Федерации в области разоружения и контроля над вооружениями. В 2010 году доходы целевых бюджетных фондов были сформированы из аналогичного источника и составили 14 млрд. 61 млн. 500 тыс. рублей. В 2010 году фонд упразднён и других действующих целевых бюджетных фондов в бюджете РФ на 2010 год заложено не было. Целевое финансирование в 2010 году полностью переведено на целевые программы, например, упразднение в 2001 году федерального экологического фонда Российской Федерации предшествовало разработке федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утверждённой Правительством РФ от 7 декабря 2001 года № 860.

Что касается целевых бюджетных фондов, действующих в Липецкой области в 2009-2010 годах. Здесь также имеет место тенденция упразднения фондов и перехода на целевые программы.

Так, в областной бюджет 2009 года были включены средства следующих целевых бюджетных фондов:

1. резервный фонд Правительства области;

2. фонд финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований: городов и районов области;

3. гарантийный инвестиционный фонд;

4. фонд финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

5. целевой бюджетный территориальный дорожный фонд;

6. фонд реформирования муниципальных финансов.

Порядок формирования и расходования средств областных целевых бюджетных фондов определяется Правительством области.

Так, согласно смете доходов и расходов целевого бюджетного территориального дорожного фонда на 2009 год (приложение 14 к закону Липецкой области от 30.12.2009 года № 82), доходы фонда были запланированы в сумме 1 млрд. 785 тыс. 611 тыс. рублей. Доходы фонда формировались за счёт:

- транспортного налога;

- акцизов на нефтепродукты в размере 50 процентов доходов;

- земельного налога в размере 100 процентов, подлежащего зачислению в областной бюджет;

- поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2009 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2008 год;

- поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2009 года по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств;

- субвенций краевому бюджету, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства.

Распорядителем целевого бюджетного территориального дорожного фонда является краевое государственное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог».

Денежные средства фонда в 2009 году направлялись на следующие цели:

- ремонт автомобильных дорог;

- содержание автомобильных дорог и сооружений на них;

- капитальные вложения на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

- субвенции и субсидии на федеральные дороги;

- краевые расходы, связанные с платой за земли, занятые краевыми дорогами, затратами на управление дорожным хозяйством и т.д.

В областной бюджет на 2010 год были включены средства следующих областных целевых бюджетных фондов:

1. резервного фонда Правительства области;

2. фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований области;

3. целевого бюджетного территориального дорожного фонда;

4. фонда реформирования муниципальных финансов.

Согласно приложению 2 к Закону Липецкой области от 29.12.2009 года № 155, в бюджете Липецкой области на 2010 год доходы целевых бюджетных фондов составляли 1 млрд. 59 млн. 55 тыс. рублей.

В 2010 году также был образован целевой бюджетный дорожный фонд по доходам в сумме 1 млрд. 459 млн. 55 тыс. рублей.

Источником формирования дорожного фонда явились:

1. транспортный налог;

2. акцизы на бензин, дизельное топливо и моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также доходы от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в областной бюджет;

3. арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю в размере 55,17 процента от суммы доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

4. поступления от погашения задолженности, образовавшейся по налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств;

5. субвенции и субсидии краевому бюджету, выделяемые из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;

6. прочие доходы в соответствии с действующим законодательством.

Денежный средства дорожного фонда в 2010 году направляются на:

- ремонт автомобильных дорог;

- содержание автомобильных дорог и сооружений на них;

- капитальные вложения на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

- краевые расходы (плата за земли, занятые краевыми дорогами, затраты на управление дорожным хозяйством краевого бюджета и т.д.).

Необходимо отметить, что в 2010 году в состав краевого бюджета были включены средства только целевого бюджетного дорожного фонда.

Что касается бюджета города Липецка. Здесь также прослеживается чёткая картина отказа от функционирования целевых бюджетных фондов. Так, при формировании бюджета города Липецка на 2009 год был упразднён целевой бюджетный фонд развития города Липецка, что предшествовало принятию одноимённой целевой бюджетной программы.

Кроме этого, первоначально, в Решении Липецкой городской Думы от 31.12.2010 года № 299 «О бюджете города на 2010 год», предполагалось упразднить целевой бюджетный экологический фонд и целевой бюджетный санитарно - эпидемиологический фонд, а на основе этих фондов разработать аналогичные целевые программы (Экологическую и санитарно-эпидемиологическую), но 18 февраля 2010 года были внесены изменения в Решение и упразднён только целевой бюджетный фонд развития города Липецка.

Итак, в состав бюджета города Липецка в 2010 году были включены средства следующих целевых бюджетных фондов:

1. Целевой бюджетный санитарно-эпидемиологический фонд (826 тыс. рублей).

2. Целевой бюджетный экологический фонд г. Липецка (12,1 млн. рублей).

Целевой бюджетный санитарно-эпидемиологический формируется за счёт штрафов за санитарно-эпидемиологические нарушения. Средства санитарно-эпидемиологического фонда были потрачены на профилактику инфекционных заболеваний, приобретение питательных бактериальных сред и лабораторного оборудования, разработку целевых профилактических программ и мероприятия социально-гигиенического мониторинга.

Целевой бюджетный экологический фонд формируется за счёт следующих основных источников:

1. Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения.

2. Штрафы за экологические правонарушения, суммы по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде.

Расходы экологического фонда были направлены на реализацию мероприятий городской экологической программы, строительство второй очереди очистных сооружений канализации проектной мощностью 220 тыс. куб. метров в сутки, приобретение оборудования для переработки автошин и отходов резинотехнических изделий, спецавтомобилей для вывозки бытового мусора, создание питомника по выращиванию саженцев кустарников и деревьев, реконструкцию особо охраняемой зоны – парка Победы и городских прудов и т.д.

Данные фонды продолжили своё существование в бюджете города Липецка в 2009 и 2010 годах.

 

 

Вертикальный анализ данных подразумевает исследование показателей в их динамике за определенный период времени. Для наглядности анализа необходимо построить таблицу, куда включить анализируемые показатели (таб. 1.).

Как видно из таблицы 1., на федеральном и субфедеральном уровнях наблюдается падение объёмов финансовых ресурсов целевых бюджетных фондов. В 2010 году величина финансовых ресурсов фондов также ниже уровня базисного (2009) года.

В бюджете города Липецка картина обратная. Здесь наблюдается рост объёмов финансовых ресурсов по сравнению с базисным, но в 2010 году уровень прироста меньше по сравнению с 2009 годом.

Таблица 1 - Анализ динамики доходов целевых бюджетных фондов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях за 2009-2010 годы

№ п/п Наименование Целевого бюджетного фонда Период
2008[1]    
т. руб. т. руб. прирост % т. руб. прирост %
  Федеральный бюджет:
1.1 - целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии 14066300,0 14061500,0 -0,03    
  Бюджет Липецкой области
2.1 - целевой бюджетный территориальный дорожный фонд 1785611,0 1059055,0 -40,69 1459055,0 -18,29
  Бюджет г. Липецка:
3.1 - целевой бюджетный санитарно-эпидемиолог. фонд 826,0 1306,0 +58,1 1100,0 +33,17
3.2 - целевой бюджетный экологический фонд г. Липецка 12100,0 29472,0 +143,57 21000,0 +73,55

 

Таким образом, сразу можно предположить о наличии существенных различий между формированием бюджетов различных уровней. Как правило, местные бюджеты наименее самостоятельны и их собственные доходы на много ниже собственных доходов бюджетов высших уровней. Очевидно, что именно это обуславливает имеющуюся картину по функционированию целевых бюджетных фондов.

Горизонтальный анализ данных – это исследование структуры показателей. Анализ структуры целевых бюджетных фондов за 2009 – 2010 годы представлен в таблице 1. В данном анализе показатели сравниваются с общим бюджетом (соответственно федерального, субфедерального и местного уровня), а также с бюджетом целевых программ. Это делается для того, чтобы дать характеристику значениям целевых программ и целевых бюджетных фондов в соответствующих бюджетах.


 

Таблица 2 - Анализ структуры доходов целевых бюджетных фондов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях за 2009-2010 годы

 

№ п/п Наименование Целевого бюджетного фонда Период
     
т.руб. структура % т. руб. структура % т.руб. структура %
  Федеральный бюджет:
1.1 всего доходов 2562606900,0   3273844600,0   3326041100,0  
1.2 целевые программы 150670750,5 5,88 182618517,1 5,58 261030607,0 7,85
1.3 целевые бюджетные фонды 14066300,0 0,55 14061500,0 0,43 --- ---
  Бюджет Липецкой области
2.1 всего доходов 23349744,0   19815852,0   22181070,0  
2.2 целевые программы 1496167,1 6,41 1484235,0 7,49 2171127,0 9,79
2.3 целевые бюджетные фонды 1785611,0 7,65 1059055,0 5,34 1459055,0 6,58
  Бюджет г. Липецка
3.1 всего доходов 4035200,0   4692066,0   4473293,0  
3.2 целевые программы 10761,0 0,27 285914,0 6,09 100363,0 2,24
3.3 целевые бюджетные фонды 12926,0 0,32 28750,0 0,61 22100,0 0,49

Итак, на основании представленных в таблице 2. данных можно сделать следующий главный вывод. На федеральном и субфедеральном уровне наметилась чёткая тенденция перестроения структуры бюджета в пользу целевых программ. Так, доля финансирования целевых программ в общей структуре доходов федерального бюджета выросла с отметки 5,88% (2009 год) до отметки 7,85% (2010 год), в то время как доля целевых бюджетных фондов в 2010 году упала до 0,43% (в 2009 году она составляла 0,55% от общих доходов бюджета), а в 2010 году целевые бюджетные фонды вообще не были включены в доходы бюджета.

В бюджете Липецкой области доля объёма финансирования целевых программ также выросла с 6,41% (2009 год) до 9,79% (2010 год), в то время, как доля объёма финансирования целевых бюджетных фондов в общей структуре дохода бюджета упала с 7,65% в 2009 году до 6,58% в 2010 году. Всё это свидетельствует о чёткой тенденции перехода федерального и субфедерального бюджетов на программно-целевые методы финансирования.

Что касается бюджета г. Липецка, то здесь нельзя дать чёткую оценку ни динамике, ни структуре, так как показатели не имеют определённой тенденции. Здесь имеет место рост объёмов финансовых ресурсов как по целевым программам, так и по целевым фондам. Очевидно, что это непостоянство связано со значительной степенью зависимости бюджета города Липецка от субсидий из федерального и краевого бюджетов. Кроме этого, имеет место так называемый эффект запаздывания, при котором все новшества на более низких уровнях применяются на некоторое время позже. Тем более, в 2009 году были предприняты попытки отказа от целевых бюджетных фондов в бюджете г. Липецка и переходе на одноимённые бюджетные программы, но видимо, данная попытка не прижилась и местные власти не были готовы к этому переходу. Возможно, что в ближайшее время всё-таки бюджет города Липецка откажется от старой практики целевого финансирования и полностью перейдёт на целевые программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.