Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и деловое общение




Колтунова Мария Викторовна

Учебное

Колтунова М.В.

К 60 Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учеб. посо­бие для вузов. - М.:

ОАО «НПО "Экономика"», 2000. - 271 с.

ISBN- 5- 282- 02006- 8

 

Это по существу первое системное описание особенностей ис­пользования языка в деловом общении, стилевой природы устной и письменной форм деловой речи. Эти особенности раскрыты на при­мере распространенных жанров обеих форм речи: контракты, дело­вые письма, докладные и служебные записки, приказы, постановле­ния, с одной стороны, и деловые переговоры, совещания, собрания, публичные выступления, с другой стороны. Информация о языковом облике жанров сопровождается методическими указаниями по их со­ставлению (проведению) и использованию.

Теоретические сведения сочетаются с дидактическим материа­лом (заданиями, упражнениями), контрольными вопросами. В конце каждой главы поясняются использованные в ней лингвистические термины.

Для студентов высших учебных заведенийпо специальностям "менеджмент", "управленческий аудит", "маркетинг".

 

УДК 81'256,5:65.0(075,8)

ББК 81я73

нормы. риторика. этикет.

 

Зав. редакцией Е. В. Полиевктова

Редактор Е. В. Полиевктова

Художник А. М. Павлов

Корректор М. Чуланова

Компьютерная верстка В. А. Пономарева

 

ЛР№ 064956 от 29.01.97

 

Подписано в печать с оригинал-макета 18.01.2000. Формат бОхОО1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Петербург. Печ. л. 17,0.

Тираж 3 000 экз. Заказ. Изд. № 7647.

ОАО «НПО "Экономика"», 121864, Москва, Бережковская наб., 6.

Типография ООО “Галлея-Принт”, Москва, 5-я Кабельная ул., 26.

 

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ......................................................................................................................................................................................................... 3

Деловое общение и его особенности...................................................................................................................................................... 4

Культура речи делового общения и ее слагаемые........................................................................................................................... 5

Типы речевых культур в деловом общении.......................................................................................................................................... 7

Культура речи и принципы речевого поведения менеджера....................................................................................................... 9

Речевая ситуация и ее составляющие................................................................................................................................................. 10

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 13

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 13

Г л а в а I................................................................................................................................................................................................................. 14

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ - ЯЗЫК ДОКУМЕНТОВ............................................................................................................ 14

История формирования делового стиля.............................................................................................................................................. 16

Основные жанры письменной деловой речи.................................................................................................................................... 20

Договоры (контракты).............................................................................................................................................................................. 20

Образец заявки............................................................................................................................................................................................. 22

Образцы договоров..................................................................................................................................................................................... 22

Деловые письма............................................................................................................................................................................................ 29

Образцы деловой переписки..................................................................................................................................................................... 32

Письмо-напоминание.................................................................................................................................................................................. 32

Письмо-просьба........................................................................................................................................................................................... 32

Ходатайство................................................................................................................................................................................................ 33

Информационное письмо........................................................................................................................................................................... 33

Письмо-приглашение.................................................................................................................................................................................. 34

Извещение-приглашение............................................................................................................................................................................ 35

Благодарственное письмо......................................................................................................................................................................... 35

Гарантийное письмо-запрос.................................................................................................................................................................... 36

Сопроводительное письмо....................................................................................................................................................................... 37

Коммерческий запрос................................................................................................................................................................................. 37

Коммерческое предложение (оферта).................................................................................................................................................. 38

Ответ на предложение (акцепт)............................................................................................................................................................ 38

Рекламация.................................................................................................................................................................................................... 39

Служебная телеграмма*........................................................................................................................................................................... 39

Бланки служебных телеграмм................................................................................................................................................................. 40

Схема текста служебной телеграммы................................................................................................................................................. 40

Организационно-распорядительная документация.......................................................................................................................... 41

Образцы.......................................................................................................................................................................................................... 42

Основные черты официально-делового стиля................................................................................................................................. 45

Лексика........................................................................................................................................................................................................... 45

Грамматика.................................................................................................................................................................................................. 47

Синтаксис...................................................................................................................................................................................................... 48

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 51

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 51

Задания........................................................................................................................................................................................................... 51

Глава II................................................................................................................................................................................................................... 51

ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ СТИЛЕ РЕЧИ............................................................................................. 51

Лексические нормы....................................................................................................................................................................................... 51

Упражнения.................................................................................................................................................................................................. 54

Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля............................................................................... 55

Грамматические нормы.............................................................................................................................................................................. 56

Словосочетание........................................................................................................................................................................................... 59

Синтаксические нормы............................................................................................................................................................................... 63

Употребление деепричастных оборотов............................................................................................................................................ 64

Конструкции с однородными членами................................................................................................................................................... 65

Структура сложного предложения...................................................................................................................................................... 66

Логика изложения и законы текстовой организации.................................................................................................................. 67

Рубрикация.................................................................................................................................................................................................... 67

Критерии логичности речевого выражения....................................................................................................................................... 69

Функция волеизъявления и текстовая организация документа............................................................................................ 70

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 71

Глава III................................................................................................................................................................................................................. 71

СТИЛЕВОЙ СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УСТНОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ............................................................................... 71

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 79

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 79

Задания........................................................................................................................................................................................................... 80

Интонация и смысловая дискретность устной речи.................................................................................................................... 80

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 82

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 83

Задания........................................................................................................................................................................................................... 83

Фонетические нормы устной литературной речи.......................................................................................................................... 83

Лексические нормы устной деловой речи......................................................................................................................................... 85

Грамматические нормы устной деловой речи................................................................................................................................ 86

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 91

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 91

Глава IV.................................................................................................................................................................................................................. 91

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ............................................................. 91

Предмет и задачи деловой риторики.................................................................................................................................................... 91

Современная риторика и ее законы...................................................................................................................................................... 93

Правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи.................................................................................................... 94

Структура речевого акта и речевая стратегия................................................................................................................................. 97

Лингвистические термины....................................................................................................................................................................... 98

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................... 98

Деловые переговоры..................................................................................................................................................................................... 98

Классификация переговоров.................................................................................................................................................................... 98

Этапы переговорного процесса и законы риторики........................................................................................................................ 99

Речевая стратегия и способы ее вербальной реализации............................................................................................................ 100

Методы и тактика ведения переговоров.......................................................................................................................................... 104

Взаимодействие тактик. Перехват инициативы в деловом общении...................................................................................... 106

Виды слушания. Принципы эффективного слушания...................................................................................................................... 108

Итоги обсуждения. Резюмирование.................................................................................................................................................... 109

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................. 110

Протокольные жанры................................................................................................................................................................................. 110

Совещание................................................................................................................................................................................................... 110

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................. 113

Специфика жанра телефонного делового разговора................................................................................................................. 113

Лингвистические термины..................................................................................................................................................................... 117

Задания......................................................................................................................................................................................................... 117

Презентационная речь как разновидность публичной речи.................................................................................................... 118

Стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи..................................................................................... 121

Глава V................................................................................................................................................................................................................. 122

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ...................................................................................................................................... 122

Предмет и функции речевого этикета в деловом общении, его национальный характер....................................... 122

Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-общение.......................................................................................... 124

Этикет и социальный статус адресата............................................................................................................................................ 126

Система обращений................................................................................................................................................................................... 128

Церемонии и этикетные тексты*......................................................................................................................................................... 129

Знакомство. Рекомендации................................................................................................................................................................... 132

Этикетная модуляция речи..................................................................................................................................................................... 135

Этикет делового письма.......................................................................................................................................................................... 137

Этикет делового телефонного разговора........................................................................................................................................ 139

Культура поведения, речевой этикет................................................................................................................................................. 140

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................................. 141

Задания......................................................................................................................................................................................................... 142

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ............................................................................................................................................................................................... 142

Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата......................................................................................... 143

Искусство переговоров: целенаправленный сбыт....................................................................................................................... 144

Деловое совещание: как выходить из тупиковой ситуации................................................................................................. 144

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 145

СЛОВАРИ.............................................................................................................................................................................................................. 150

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................................... 150

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.