Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 50 страница




Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением продления срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд.

20. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции Российской Федерации).

21. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" от 18 мая 1981 г. N 4892-X право на возмещение ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной и иной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении. Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению последствий, указанных выше.

Наличие в действиях гражданина самооговора устанавливается органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судом. При этом самооговором не являются случаи, когда самооговор явился следствием применения к гражданину насилия, угроз и иных незаконных мер.

22. В соответствии со ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" производится возмещение имущественного ущерба, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных, других прав, возмещение иного ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи (п. 2 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-X; Приказ Министра обороны СССР 1983 г. N 25).

В то же время согласно ст. 1070 ГК РФ вред в вышеуказанных случаях подлежит возмещению в полном объеме и, следовательно, не может быть ограничен перечисленными выплатами, т.е. изложенный порядок действует в части, не противоречащей ГК РФ.

23. Военнослужащему, освобожденному от должности в связи с незаконным осуждением либо отстраненному от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя должность, а при невозможности этого (расформирование воинской части, сокращение должности, а также наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению в должности) - с согласия военнослужащего равная и не ниже должность (п. 16 Инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденной Министром юстиции СССР 2 марта 1982 г. N К-8-113; п. 2 ст. 23 комментируемого Закона). Время содержания под стражей и время отбывания наказания в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности военнослужащих засчитывается им в срок военной службы, в выслугу лет в воинском звании, в выслугу лет на должностях офицерского состава, прапорщиков, мичманов, а также в стаж работы по специальности, о чем указывается в приказах соответствующих должностных лиц.

24. Из личных дел лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе военнослужащих-женщин, незаконно осужденных либо незаконно привлеченных к уголовной ответственности, в отношении которых уголовные дела прекращены, изымаются копии приговоров и определений судов, копии постановлений следственных органов и т.п. Приказы (пункты приказов) с объявлением приговоров об осуждении или о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих, незаконно осужденных либо незаконно привлеченных к уголовной ответственности, дела в отношении которых прекращены, отменяются в установленном порядке (п. 19 указания о порядке возмещения ущерба, причиненного военнослужащему Советской Армии и Военно-Морского Флота незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 27 января 1983 г. N 25). Военнослужащие (слушатели и курсанты), отчисленные из военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности, восстанавливаются на основании их рапортов в соответствующих военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (и на тех же курсах, на которых они обучались до незаконного осуждения либо незаконного привлечения к уголовной ответственности) после решения вопроса о восстановлении их на военной службе. Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с совершением в отношении их незаконных действий органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и не восстановленным на военной службе, при изменении в приказе правомочного должностного лица основания увольнения выплачивается единовременное пособие в соответствии с п. 3 ст. 23 комментируемого Закона.

25. Военнослужащим выдается вещевое имущество, которое им было положено по нормам снабжения и срокам носки, но не было получено ими в период прохождения военной службы, а также за время нахождения под стражей в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности. Вместо положенного к выдаче вещевого имущества разрешается выплачивать денежную компенсацию. Квартирно-эксплуатационные органы обязаны возвратить в месячный срок жилые помещения офицеров, прапорщиков, мичманов при их незаконном осуждении. При невозможности возврата прежнего жилого помещения они предоставляют военнослужащему вне очереди, но не позднее трех месяцев со дня обращения, в том же населенном пункте равноценное благоустроенное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи.

26. В отношении гражданина, лишенного в связи с незаконным осуждением воинских или иных званий, а также орденов и медалей, по представлению суда, отменившего приговор с прекращением дела, в установленном порядке решается вопрос о восстановлении званий и возвращении орденов и медалей. Порядок, согласно которому гражданину, лишенному воинского звания, может быть присвоено воинское звание, изложен в ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Так, гражданину, лишенному воинского звания, может быть присвоено воинское звание, которого он лишен, должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, только после снятия (погашения) судимости.

27. В случае постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также прекращения дела об административном правонарушении органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суд обязаны разъяснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства. Если сведения об осуждении или привлечении такого гражданина к уголовной ответственности, применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложении на него административного взыскания в виде ареста или исправительных работ были опубликованы в печати, то по требованию этого гражданина, а в случае его смерти - по требованию его родственников, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры либо суда соответствующие редакции в течение одного месяца обязаны сделать об этом необходимое сообщение. Если дело прекращено судом при рассмотрении его в кассационном или надзорном порядке, определение размера ущерба производит суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Гражданин, обратившийся с требованием о возмещении ущерба, вправе в установленном законом порядке обжаловать постановление (определение) о размере ущерба соответственно прокурору или в вышестоящий суд.

28. Снижение в должности является дисциплинарным взысканием и налагается в соответствии с гл. 3 ДУ ВС РФ на все категории военнослужащих, за исключением солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

При наложении такого вида дисциплинарного взыскания необходимо соблюдение следующих правил:

- наложение взыскания на подчиненных в пределах дисциплинарных прав, предоставленных ДУ ВС РФ должностному лицу;

- соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания, изложенного в ст. ст. 85 - 94 ДУ ВС РФ;

- соблюдение порядка приведения в исполнение дисциплинарного взыскания в соответствии со ст. ст. 95, 96, 103 ДУ ВС РФ.

В практике встречаются случаи, когда в ходе проведения организационно-штатных мероприятий военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, назначаются на должности, которым соответствует воинское звание ниже, чем по той должности, которую они занимали, либо назначаются на должности хотя и равные по воинскому званию, но по которым должностной оклад ниже, чем должностной оклад по предыдущей должности.

Для назначения на такие должности военнослужащие должны изъявить желание (подать установленным порядком рапорт), в противном случае их назначение на должности с понижением следует рассматривать как дисциплинарное взыскание - снижение в должности и ущемление прав военнослужащего.

29. В соответствии с гл. 3 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание - снижение в воинском звании может налагаться лишь на сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву (п. п. "ж", "з" ст. 52 ДУ ВС РФ). Снижение в воинском звании не может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

На практике иногда возникает вопрос, можно ли снизить младшего сержанта (старшину второй статьи), проходящего военную службу по призыву, в воинском звании на одну ступень. Снижение младшего сержанта (старшины второй статьи) в воинском звании на одну ступень является лишением сержантского (старшинского) звания. Поскольку военнослужащий может быть лишен воинского звания по приговору суда только за умышленно совершенное тяжкое преступление (ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. 48 УК РФ), постольку применение такого дисциплинарного взыскания к младшему сержанту (старшине второй статьи) невозможно.

30. Несоблюдение условий контракта со стороны федерального органа, в котором военнослужащий проходит военную службу, является самостоятельным условием возмещения материального и морального ущерба, которое гарантирует государство.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации, т.е. налицо две стороны договора. В п. 2 ст. 3 комментируемого Закона предусмотрено, что обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих является функцией государства и обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и комментируемым Законом. Комментируемым Законом (ст. 27) установлено, что командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение подчиненного личного состава.

Вышеперечисленные обстоятельства вытекают и из Типовой формы контракта о прохождении военной службы, предусмотренной Положением о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которой командир (начальник) от имени Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти) гарантирует в отношении военнослужащего соблюдение прав и реализацию льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. На основании контракта обе стороны принимают на себя обязанности и приобретают права, предусмотренные федеральными законами о прохождении военной службы.

В случае если денежное довольствие не выплачивается либо выплачивается нерегулярно (с задержками на несколько месяцев), налицо существенное невыполнение условий договора (контракта). Это вытекает из ст. 10 комментируемого Закона, которой установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Аналогично решается вопрос с предоставлением жилых помещений военнослужащим. В ст. 15 комментируемого Закона подчеркивается, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом необходимо иметь в виду, что с 1 января 2005 г. государство гарантирует предоставление только служебных жилых помещений или общежитий (см. подробнее комментарий к п. 1 ст. 15).

Если основанием для невыполнения контракта о прохождении военной службы послужило существенное нарушение контракта федеральным органом, где военнослужащий проходит военную службу, то военнослужащий вправе требовать возмещения убытков, причиненных невыполнением контракта. Под убытками в соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для возмещения материального и морального ущерба, связанного с невыполнением условий контракта, необходимо обратиться в суд в порядке, определенном ГПК РФ.

31. В соответствии с подп. "а" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта. На военнослужащего, уволенного по указанному основанию, распространяются права и льготы, предусмотренные для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Возмещение ущерба в результате незаконного лишения прав и льгот военнослужащего гарантировано государством.

На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения должны быть соразмерны охраняемому общественному интересу (оборона и безопасность) и основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека, а также Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10 подчеркнул, что, установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права. В решении об удовлетворении жалобы суды указывают правовые нормы, нарушенные обжалуемым действием (решением), и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения. В частности: а) в случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать гражданину необходимый документ; б) в случае необоснованного отказа в регистрации автотранспортного средства суд обязывает должностное лицо государственной автомобильной инспекции зарегистрировать за заявителем автотранспортное средство; в) в случае необоснованного отказа в исправлении в паспорте записи о национальности суд обязывает соответствующее должностное лицо внести требуемое исправление; г) при необоснованном наложении на гражданина штрафа или иного взыскания не уполномоченным на это лицом суд признает такие действия незаконными и обязывает соответствующее должностное лицо устранить допущенные нарушения закона (п. 16 вышеназванного Постановления).

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

Исходя из смысла названной нормы, в военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в городской (районный) суд или военный суд.

Подробно об обжаловании неправомерных действий, ущемляющих права и законные интересы военнослужащих, см. комментарий к ст. 21.

32. Вред, причиненный военнослужащему или другому лицу в результате незаконного привлечения к уголовной и иной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного осуждения, возмещается в соответствии со ст. 1070 ГК РФ за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Вред, причиненный военнослужащему в результате лишения его прав и льгот путем незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующих закону или иному правовому акту актов государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

 

Комментарий к пункту 5 статьи 18

 

33. Вопросы возмещения морального вреда регулируются п. 5 ст. 18 комментируемого Закона, ст. ст. 12, 150 - 152, 1099 - 1101 ГК РФ. Если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации). Необходимо также отметить, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Рассмотрение вопросов о возмещении морального вреда происходит в судебном порядке. Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Применительно к ст. 136 УПК РФ потерпевший, т.е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 42 УПК РФ), вправе предъявить иск о компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. При обращении в суд с иском о возмещении морального вреда на истце лежит обязанность доказать факт его причинения и размеры вреда. В исковом заявлении, подаваемом истцом в суд, должно быть, в частности, указано: кто, при каких обстоятельствах, какими действиями (бездействием) и когда причинил ему моральный вред; в чем конкретно выражается моральный вред (какие физические или нравственные страдания перенесены истцом); какую конкретно денежную сумму истец просит взыскать с ответчика в возмещение морального вреда; какими доказательствами подтверждаются доводы истца.

Ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации в соответствии со ст. 151 ГК РФ, применяется в случаях причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Так, в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1998 г. N 2н-275/98 был сделан обоснованный вывод о том, что обязательным условием наступления ответственности должностных лиц за причиненный моральный вред является наличие вины в их действиях. По конкретному делу усматривалось, что действия воинских должностных лиц, наложивших на С. дисциплинарные взыскания, судом признаны неправомерными не в связи с отсутствием оснований для привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности, а в связи с допущенными этими должностными лицами нарушениями процедуры привлечения офицера к такой ответственности. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что командование части было вправе предъявить к С. претензии по поводу его поведения и поставить вопрос о привлечении его за совершенные поступки к дисциплинарной ответственности, т.е. действия должностных лиц не были неправомерными. В действиях воинских должностных лиц отсутствовала вина, а ее наличие является обязательным условием наступления ответственности за причиненный моральный вред. Поэтому у суда не было достаточных оснований для удовлетворения требований С. о возложении на командование обязанности денежной компенсации указанного выше вреда.

Комментируемым Законом специально предусмотрено возмещение морального вреда гражданам Российской Федерации, находящимся на военной службе. По решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, командиров (начальников) в пределах их компетенции или суда восстанавливаются права военнослужащих и возмещается ущерб за счет виновных или федерального бюджета. Как видно, здесь идет речь об ответственности перед военнослужащими государства за действия его органов, должностных и юридических лиц (но не других граждан, выступающих в качестве частных лиц), нарушающие их права, которыми они обладают именно в силу статуса военнослужащего. Отказ в возмещении военнослужащему морального вреда не основан на законе (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1995 г. N 6н-16).

При рассмотрении вопросов о возмещении морального вреда суды в первую очередь выясняют: каков характер спорных правоотношений (договорные, деликтные); какой нормой права эти отношения регулируются; когда законодательный акт, допускающий возмещение морального вреда в подобных правоотношениях, вступил в силу; когда совершены действия, повлекшие причинение вреда.

Как уже отмечалось, одним из обязательных оснований ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Это имеет отношение и к случаям причинения вреда личности и имуществу гражданина источником повышенной опасности, владелец которого возмещает имущественный вред, как известно, без вины, кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При причинении вреда гражданину источником повышенной опасности (например, в результате наезда автомобиля), требование о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья и имущества, подлежит удовлетворению независимо от того, виновны либо нет владелец источника повышенной опасности или лицо, осуществлявшее его эксплуатацию (например, водитель автомобиля), в причинении вреда, кроме его причинения вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Требование о возмещении морального вреда в такой ситуации также удовлетворяется при отсутствии их вины. Таким образом, в случае наезда автомобиля на человека моральный вред может быть возмещен независимо от того, есть ли вина водителя или владельца источника повышенной опасности в причинении вреда имуществу и здоровью пешехода. В связи с тем что моральный вред признается законом вредом неимущественным, он компенсируется в денежной форме. С учетом этого государственная пошлина по таким делам должна взиматься в размере оплаты исковых заявлений неимущественного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.