Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 75 страница




16. Предоставление мер социальной поддержки региональным льготникам (ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, гражданам, репрессированным и впоследствии реабилитированным) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, следовательно, объем мер социальной поддержки для этих граждан определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Комментарий к пункту 2 статьи 25

 

17. Законодатель наряду с социальными гарантиями, предусмотренными ст. 24 комментируемого Закона, особо выделяет социальные гарантии и компенсации семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном законом порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Социальные гарантии предоставляются на основании выданных удостоверений в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (см. п. 39 комментария к ст. 24).

На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

18. В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, а также военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), реализация прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", производится на основании удостоверения о праве на льготы (Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345).

Удостоверение выдается по обращении гражданина органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца. В удостоверении о праве на льготы производится отметка: "Имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".

Кроме того, основанием для предоставления льгот могут служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", - а также справка о гибели военнослужащего установленной формы.

Всем категориям граждан, которым указанные удостоверения выданы ранее, отметка о праве на льготы производится органами, их выдавшими, или их правопреемниками либо органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по мере обращения граждан. Отметка заверяется подписью руководителя и печатью учреждения.

19. Законодательством Российской Федерации предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации членам семей военнослужащих, принимавших непосредственное участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики:

а) в случае гибели военнослужащего, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб. Указанное пособие подлежит выплате, помимо пособия, установленного п. 2 ст. 18 комментируемого Закона, однако в настоящее время Правительством Российской Федерации не определен порядок его выплаты;

б) в соответствии с Правилами выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, семьям военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе месячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия.

Денежное довольствие подлежит выплате следующим членам семей военнослужащих: супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.

При этом выплата денежного довольствия указанным членам семей производится до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения либо признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. Во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем по день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

При индексировании (повышении) окладов денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов денежное довольствие членам семей военнослужащих выплачивается с учетом индексации (повышения);

в) детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до окончания обучения ежемесячно выплачивается пособие в размере 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 (с изменениями)).

Выплата указанного пособия в Вооруженных Силах Российской Федерации производится:

- детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - в военных комиссариатах по месту их жительства;

- детям пропавших без вести военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и по контракту, - в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, где пропавшие без вести военнослужащие занимают штатные воинские должности (находятся в распоряжении).

Ежемесячное пособие выплачивается со дня гибели (смерти) военнослужащего, установления факта пропажи военнослужащего без вести. После признания без вести пропавшего военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим, объявления умершим воинская часть направляет необходимые документы для продолжения выплаты пособия детям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в военный комиссариат по месту жительства получателя пособия, а детям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - в органы социальной защиты населения Российской Федерации по месту жительства получателя.

Выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем достижения детьми погибшего (пропавшего без вести) военнослужащего 18-летнего возраста либо окончания обучения по очной форме, подтверждаемого соответствующим документом (диплом, справка и т.п.), явки пропавшего без вести военнослужащего или обнаружения места его пребывания.

Детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пособие выплачивается органами социальной защиты населения Российской Федерации по месту их жительства (п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44);

г) семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются во внеочередном порядке жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 и Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 451).

В Вооруженных Силах Российской Федерации реализация указанной нормы предусмотрена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 (с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 95). Для ее реализации члены семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, подают заявление в жилищную комиссию воинской части, где военнослужащий и члены его семьи были учтены как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. К заявлению прилагается извещение о гибели, пропаже без вести при выполнении служебных обязанностей военнослужащего, непосредственно участвовавшего в проведении контртеррористической операции;

д) нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) военнослужащих ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Реализация указанной нормы регламентирована Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 (с изменениями).

В Вооруженных Силах Российской Федерации отбор на санаторно-курортное лечение указанных лиц производится санаторно-отборочными комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации на основании заключений гражданских лечебных учреждений по месту их жительства, а супруга (супруги) или родителей, прикрепленных на медицинское обеспечение к военно-лечебным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, - санаторно-отборочными комиссиями этих учреждений (п. 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44);

е) детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих ежегодно предоставляются бесплатные путевки в детские оздоровительные учреждения. В случае непредоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости.

В соответствии с подп. "б" п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355 дети направляются в детские оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, состоящие на балансе видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, - в возрасте от 7 до 14 лет; во всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан" - в возрасте от 11 до 15 лет.

Для получения путевки в детские оздоровительные учреждения представляются следующие документы:

- заявление на получение путевки;

- копия извещения о гибели (смерти), пропаже без вести военнослужащего или справка медико-социальной экспертизы об установлении военнослужащему инвалидности в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона;

- копия свидетельства о рождении.

Военные комиссары субъектов Российской Федерации представляют сводные заявки на необходимое количество бесплатных путевок в текущем году на следующий год на детей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) либо ставших инвалидами, в органы, в которых они получают пенсию по случаю потери кормильца или получают пенсию родители, ставшие инвалидами, а командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации - на детей военнослужащих, признанных инвалидами и проходящих военную службу, а также признанных пропавшими без вести, в органы социальной защиты, где они состоят на учете:

- в детские оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации - в медицинскую службу военного округа, на территории которого проживают дети, до 1 сентября;

- во всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан" - в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации до 1 ноября.

Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации направляет сводную заявку в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и по получении путевок во всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан" распределяет их по соответствующим военным комиссариатам, воинским частям и организациям Вооруженных Сил Российской Федерации для оформления.

Командующие войсками военных округов (начальники медицинских служб) обеспечивают выделение детям бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения по заявкам соответствующих военных комиссариатов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Денежная компенсация на детей до 18 лет в размере средней стоимости путевки в детские оздоровительные учреждения в случае непредоставления путевки выплачивается:

- на детей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) либо ставших инвалидами, - через военные комиссариаты по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или получения пенсии родителем, ставшим инвалидом, за счет денежных средств, выделенных на трансферты населению по статье 1823 сметы Министерства обороны Российской Федерации;

- на детей военнослужащих, пропавших без вести, а также ставших инвалидами и проходящих военную службу, - по месту получения денежного довольствия военнослужащим, за счет денежных средств, выделенных на трансферты населению по статье 1429 сметы Министерства обороны Российской Федерации (подп. "в" п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355);

ж) детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих вне очереди предоставляются места в детские дошкольные учреждения (п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355);

з) членам семей погибших военнослужащих (не более 3 человек) оплачивается проезд к месту погребения и обратно. Одному из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации военнослужащего предоставляется один раз в год бесплатный проезд к месту захоронения и обратно.

Оплата проезда членов семьи (не более трех человек) погибшего военнослужащего при проведении похорон к месту его погребения и обратно осуществляется в военных комиссариатах по месту захоронения погибшего военнослужащего. Бесплатный проезд один раз в год одного из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации военнослужащего к месту захоронения и обратно осуществляется путем выдачи в военном комиссариате по месту его жительства воинских перевозочных документов. Указанная льгота предоставляется по заявлению члена семьи погибшего военнослужащего;

и) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1197-68 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 (с изменениями) федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, возмещают двум членам семьи, вызываемым для опознания военнослужащих, погибших во время выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, расходы:

- на проезд от места жительства до пункта опознания и обратно, но не более норм, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на бесплатный проезд;

- на наем жилого помещения или на проживание в гостиницах (общежитиях), но не более норм, предусмотренных при служебных командировках;

- на оказание материальной помощи в размере суточных за время проезда и фактического нахождения в пункте опознания.

20. Военные комиссары в соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 44 обеспечивают оказание всемерной помощи семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих в реализации установленных для них законодательством льгот, в удовлетворении их бытовых и других нужд.

 

Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Статья 26. Общие обязанности

 

Комментарий к статье 26

 

1. Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово "долг" подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В то же время слово "обязанность", с одной стороны, определяет юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой - подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству.

Кроме комментируемого Закона, общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, УВС ВС РФ, ДУ ВС РФ и других воинских уставах.

2. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги и порядок приведения к ней определены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. ст. 40, 41) и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военная присяга приносится на верность своему народу, своему Отечеству - Российской Федерации. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические слова присяги, ярко выражающие существо воинского долга, военнослужащий или гражданин сознательно выражает и подтверждает свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Факт приведения к Военной присяге имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов. Строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность. Отказ от принятия Военной присяги не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как одна из составляющих законности (являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида). Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Характерными чертами законности являются единство, всеобщность и обязательность ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15).

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3). В то же время права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых гражданских прав и свобод устанавливаются в том числе комментируемым Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

4. Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (Приказ Министра обороны СССР "Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколов к ним" от 16 февраля 1990 г. N 75) с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

5. К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников.

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику (ст. 16 УВС ВС РФ).

Особенность воинской дисциплины состоит также в повышенной ответственности за ее нарушения по сравнению с ответственностью за служебные проступки других граждан. За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность (ст. 48 ДУ ВС РФ).

6. Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19 УВС ВС РФ).

Основными источниками права вооруженных конфликтов, под которым понимается совокупность правовых норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных военных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение, являются Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы (I и II) к ним 1977 г.

Гаагские конвенции 1907 г. впервые в договорном порядке сформулировали и закрепили кодекс поведения воюющих сторон. Женевские конвенции 1949 г. закрепили правовой режим раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны. В Дополнительных проколах решены вопросы, которые недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях.

Основным принципом права вооруженных конфликтов является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения вооруженной борьбы: "...в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным, запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания" (ст. 35 Дополнительного прокола I).

Все средства и методы ведения войны делятся на две группы: дозволенные и запрещенные. В международном праве нет перечня дозволенных средств ведения войны, однако перечень запрещенных средств и методов ведения войны имеется. К запрещенным методам ведения войны относятся: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также вооруженных сил ООН и эмблемами Красного Креста; истреблять или захватывать неприятельскую частную собственность, кроме случаев, вызываемых военной необходимостью; принуждать граждан противника принимать участие в действиях против их собственной страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища; отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей.

Правовой режим раненых и больных установлен Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II, которые обязывают государства соблюдать их положения не только в случае войны, но и в случаях любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны; они должны применяться ко всем случаям оккупации.

Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений, пользуются одинаковым покровительством (ст. 10 Дополнительного протокола I). В отношении их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие из их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий (ст. 11 Дополнительного протокола II).

Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав; цель такого режима - воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленных свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.

В настоящее время режим военного плена определяется Женевской конвенцией 1949 г. "Об обращении с военнопленными", согласно которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, их пленивших (ст. 12); с ними всегда следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или научному или медицинскому опыту (ст. 13); к ним не могут применяться никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям (ст. 17).

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы (ст. 50). Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей (ст. 71); они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой (ст. 72).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.