Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Невербальная коммуникация 1 страница




Стиль мышления – это открытая система интеллектуальных стратегий, навыков и операций, присущих определённой личности. Это отношение к общечеловеческим ценностям и свойства характера. Стиль мышления складывается в детстве и развивается в течение всей жизни.

И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ТЕМА: СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

Правила обмена визитными карточками.

1. Направление визитной карточки равноценно визиту.

2. Вручать визитную карточку следует лично.

3. В отсутствие адресата визитную карточку можно оставить у него дома, либо в офисе у секретаря. При этом следует загнуть (и затем разогнуть) левый край, либо правый угол визитной карточки. «Загиб» буде свидетельствовать о том, что вы лично оставили визитную карточку, а это – знак уважения.

4. Визитная карточка может быть передана с курьером, с шофёром, но в этом случае она не загибается.

5. На визитную карточку следует отвечать визитной карточкой не позднее, чем в течение 24 часов.

6. В резиденции супругов неженатые мужчины должны оставлять две визитные карточки.

7. Супруги, оставляющие визитные карточки в доме другой супружеской пары, должны оставить одну визитную карточку супруга (для мужа) и одну совместную (для жены). В Великобритании, где не приняты совместные карточки, оставляют две визитные карточки супруга и одну жены.

8. После представления женщине мужчина должен не позднее, чем в течение недели направить ей свою визитную карточку и визитную карточку для её супруга (даже если они не знакомы). Однако предпочтительнее прежде представиться её супругу.

9. Женщины никогда не оставляют свои визитные карточки в доме холостого мужчины.

10. После официального приёма всем гостям следует в течение недели оставить свои визитные карточки в доме хозяйки, если они не послали писем с выражением благодарности.

11. Высокопоставленные иностранные лица, находящиеся проездом в стране, оставляют свои визитные карточки в течение 24 часов после приезда. На них следует ответить также в течение суток.

12. Приняв визитную карточку, следует вслух прочитать имя партнёра, уяснить его должность и положение.

13. Во время переговоров следует расположить визитные карточки перед собой в той последовательности, в которой сидят партнёры.

14. Ни в коем случае не следует мять чужие визитные карточки, вертеть их в руках, особенно на глазах их хозяев.

15. Первым вручает визитную карточку тот, чей ранг и положение ниже, при равном положении – младший по возрасту. При визите за рубеж первыми вручают свои визитные карточки хозяева.

 

План:

1. Синтетический стиль.

2. Идеалистический.

3. Прагматический.

4. Аналитический.

5. Реалистический.

 

5 основных стилей мышления.

Синтетический стиль характеризуется умозрительной формой мышления, мысленным экспериментом: "Что если?". Синтезаторы ищут такое решение, которое примирило бы противоположные позиции. Они чувствительны к парадоксам и конфликтам идей и часто провоцируют эти конфликты острыми вопросами для выяснения позиций другой стороны. Любовь к постоянным переменам, отвращение к рутине, шаблонам, авторитетам. Они гордятся своей способностью к творчеству, чувством нового, остротой взгляда и языка.

При общении с синтезаторами следует избегать бюрократических приёмов, научиться опускать его с небес на землю.

Идеалистический стиль – это широкий взгляд на вещи, повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и общечеловеческим ценностям, ориентир на субъективные и социальные факторы в своих решениях. Идеалисты не любят конфликтов. Способны спокойно воспринимать различные идеи, не мешая высказываниям всего спектра взглядов, а затем пытаются объединить эти идеи и взгляды во всеобъемлющем решении. Идеалиста можно узнать по открытой, поддерживающей и располагающей к себе улыбке, одобрительным кивкам головой, внимательному, заинтересованному виду, доверительному тону, непрямым вопросам. Идеалисты говорят о людях, их проблемах на уровне эмоций, не любят перегружать свою речь фактами, теряют интерес к собеседнику, если тот злоупотребляет анализом фактов и не связывает их с личными проблемами. Основа стратегии идеалистического стиля мышления – интерес к целому, поиск средств для достижения согласия, тяга к защите гуманности.

При общении с идеалистом стараться не отпугнуть его. Для этого просить его о помощи, апеллировать к идеалам, избегать конфликта, высказывать заинтересованность в нём как в работнике.

Прагматический стиль – стремление к получению быстрейшего (пусть и ограниченного) результата. "Поскольку мир непредсказуем, не поддаётся пониманию и управлению, надо делать то, что сработает сегодня". Они хорошо разбираются в коньюнктуре, чутко улавливают спрос и предложение, готовы поделиться своими соображениями и сотрудничать с другими, проявляют искренний интерес к стратегии и тактике быстрого достижения целей. Им не свойственен пессимизм. Они стремятся обратить в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Обладая гибкостью и адаптивностью, способны поставит себя на место другого. Имеют открытую, дружелюбную внешность. По сравнению с идеалистами более деятельны, менее впечатлительны и напряжённы. Основа стратегии поведения прагматиков – постепенное восхождение к цели, экспериментирование, поиск быстрой отдачи, тактическое мышление, маркетинговый подход, планирование возможностей.

При общении с П. надо его заинтересовать. При этом уметь "читать между строк", не давить на него, лучше включиться в "игру обмена", стараться не мешать ему нравится.

Аналитический стиль – способность воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым. Аналитики ценят знания, способны усваивать множество теорий, помогающих им наводить порядок. Они уважают авторитеты, не любят менять своих взглядов и пристрастий. При решении проблемы ищут метод, формулу, процедуру для её осуществления. Если обратиться к ним за информацией, то можно получить подробный ответ. Главным же опознавательным знаком А. является основательный, вдумчивый, серьёзный подход ко всему, что бы они ни делали. Основой стратегии аналитического стиля является систематический анализ вариантов, запрос дополнительных данных, консерватизм мысленного эксперимента, внимание к деталям.

При общении стараться пробить броню аналитика. Для этого нужно думать прежде всего о деле, тщательно готовить материал, научится терпеливо слушать, искать теорию, на которой основаны взгляды А.

Реалистический стиль – это, прежде всего эмпирический, а не теоретический подход к жизни. Это их отличает от синтезаторов. В отличие от прагматиков, они стремятся безошибочно вести дела, без сюрпризов и неожиданностей. В отличие от аналитиков, их раздражают дополнительные поиски информации. Обычно реалисты выглядят людьми открытыми, прямыми, искренними, сильными и независимыми, напористыми и даже иногда агрессивными. Не любят длинных, сентиментальных разговоров. Излюбленные темы – текущие дела, фактическая сторона событий. Чем более приземлённый разговор, тем легче его вести с реалистом. Это люди сильные и цельные, им не свойственны эмоциональность и утончённость. Они прекрасно чувствуют себя в весёлой, но не слишком интеллектуальной компании, где нередко задают тон. Стратегия реалистического стиля мышления – это умение ставить вопросы, ответы на которые обозначали бы ясный путь к конкретной цели, оценка своих ресурсов, стремление к практическим результатам, сведение проблемы к её простейшей форме, опора на мнение специалистов, твёрдость в достижении цели.

При общении с реалистом говорить только о деле, быть кратким, проявлять вежливую твёрдость, позволить реалисту "присвоить идею".

 

План:

  1. Место и функции невербальной коммуникации в меж­личностном общении.
  2. Характеристика основных каналов невербальных сообщений.
  3. Проблема интерпретации невербального поведения

 

ВОПРОС 1. МЕСТО И ФУНКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ.

Речь - основной, присущий только человеку способ комму­никации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, ис­пользуя не только слова, но и множество иных способов, среди которых - жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). То, какие ук­рашения мы носим, какие сорта чая или кофе предпочитаем, как проводим свободное время - это все также определенные виды со­общений, которые получили название "невербальных" (термин "невербальный" представляет собой "кальку" с английского слова "non-verbal", означающего "без использования слов, несловесный").

Невербальные сообщения могут быть закодированы посред­ством:

1) выразительных движений тела - так называемое экспрес­сивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.);

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.);

3) определенным образом организованной микросреды, ок­ружающей человека (т.е. пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстоя­ния, на котором предпочтительно говорить с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих сим­волическое значение (например, букет ко дню рождения или опу­щенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно.

Невербальная коммуникация и представляет собой обмен между людьми невербальными сообщениями и их интерпретацию Конечно, движения человеческого тела, звуки человечески голоса или находящиеся рядом с человеком предметы только в том случае будут восприняты как определенные послания, если за каждым из них закреплено соответствующее значение, понятное окружающим. Например, в нашей культуре тот, кто одет во все черное будет восприниматься как соблюдающий траур; покачивание головой из стороны в сторону означает, скорее всего, знак несогласия т.д. Следовательно, невербальные послания в чем-то аналогичны устной или письменной речи (иногда невербальное поведение называют речеподобной активностью). Использование в литературе оборота "язык жестов" ("язык тела") отражает это важное сходство вербальной и невербальной коммуникации. Подобно слову, жест или поза также имеют закрепленные за ними в данной культуре (в данной ситуации, в данной группе) значения. Правда, в отличие от слова многим невербальным знакам значительно легче можно придать альтернативное прочтение. Известный британский социальный психолог Р. Харре приводит в качестве примера утонченной двусмысленности невербального сообщения покашливание. Если разговаривая, один из собеседников начинает покашливать, и другой воспринимает это как предупреждение, означающее "помолчи, идет премьер-министр", то сам входящий (в данном случае - премьер министр) может оценить эти звуки как обычный кашель (т.е. ничего не значащий автоматизм). Благодаря двойственности значения многих невербальных сигналов их часто предпочитают использо­вать вместо вербального эквивалента.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить в форме таблицы:

Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация
1. Обмен сообщениями о том, что происходит "здесь и сейчас", в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие. 1. Обмен сообщениями, которыемогут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях  
2. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы, их ядро составляют разнообразные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т.д. 2. Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.  
3.Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми 3. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать..  
4.Невербальный язык люди, как правило, усваивают успешно сами путем наблюдения, копирования, подражания. 4. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.  

 

Прокомментируем некоторые отличительные особенности вербальной и невербальной коммуникации, отмеченные в таблице.

Первая выделенная особенность невербальных сообщений - их ситуативность: тон моего голоса указывает на мое нынешнее со­стояние и отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о моих переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоциональ­ного состояния и от того, в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т.д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопря­жены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Вторая особенность невербальных сообщений - их синте­тичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных дей­ствий - еще одна особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, маскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе в уходящих из-под контроля "экспрессивных привычках".

Наконец, если детей учат говорить специально, причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил, то большинство невербальных знаков люди усваивают более или менее успешно сами путем наблюдения, копирования, подражания.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора Она включает сведения о:

v темпераменте человека;

v его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

v его "Я" - образе и самооценке;

v его личностных свойствах и качествах;

v его коммуникативной компетентности (то, как он вступа­ет в межличностный контакт, поддерживает его и выхо­дит из него);

v его социальном статусе;

v принадлежности его к определенной группе или субкуль­туре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

· желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

· характере, или типе, отношений (доминирование - зави­симость, расположение - нерасположение);

· динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или "выяснять отношения" и т.д.).

В-третьих, это информация об отношении участников
коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать
взаимодействие. Она содержит сведения о включенности в данную
ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении
выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.

Выделяют несколько функций, которые невербальные со­общения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

ü дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;

ü опровержения вербальных сообщений;

ü замещения вербальных сообщений;

ü регулирования разговора.

Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тог момент, когда говорите ему, что вы очень рады его видеть, объятие служит дополнением к вашему речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, ели она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах показом двух пальцев. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи, Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жести­кулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец как знак - "это важно").

Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос - "Вам интересно?", ваш собеседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторо­ну, извиняюще улыбается и при этом говорит: "В общем, да", то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролирует, подлинное со­стояние обнаружится, спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или вы­ражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответстви­ем между речевыми и неречевыми посланиями.

Замещение означает использование невербального сообще­ния вместо вербального. Например, в шумной аудитории, вы жес­тами пальцев и рук передаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить, или во время дискуссии ведущий мо­жет без слов, с помощью лишь взгляда и поворота головы и тела предложить кому-то из участников выступить.

Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова - поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего - эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Таким образом, невербальные сообщения – необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они - индикаторы эмоциональных состояний и показатели многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к самому себе.

ВОПРОС 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КАНАЛОВ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. Полисенсорная природа невербальной коммуникации была положена в основу выделения ее различных видов. См. схему:

 

Структурная схема невербального поведения человека

 

Схемы отражения невербального поведения человека
Акустическая   Оптическая   Тактильно-кинестезическая Ольфакторная
Экстралингвистика   Просодика   Кинесика   Такесика   Запахи  
· Паузы · Кашель · Вздох · Смех · Плач   · Темп · Тембр · Высота · Громкость   Выразительные движения: § Мимика § Поза § Жесты § Походка   Физиогномика: строение лица и черепа; строение туловища   Контакт глазами: направленность взгляда; длительность; частота контакта Рукопожатие Поцелуй Поглаживание Похлопывание   Запах тела Запах косметики
             

 

 

Источник: Лабунская В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептивный подход).-Ростов-н/Д: Изд-во Востов.ун-та,1986.-С.33.

 

Все эти виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя, иногда противоре­ча друг другу. Тем не менее, каждое средство экспрессии имеет са­мостоятельную традицию исследования.

Кииесика. Американский психолог Р.Бёрдвистл предложил термин "кинесика" для изучения общения посредством анализа движений тела. "Кин" - мельчайшая единица движения, буква дви­жения тела, считывая которую, мы в итоге можем интерпретиро­вать передаваемые через жесты и другие движения тела сообщения. Кинесика включает движения, которые отражаются с помощью оп­тической системы субъекта, то есть это зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформление внешности, походка, почерк и др. Поведение склады­вается из "кинем" так же, как человеческая речь из последовательности предложений. Кинесика выражает отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической структуры раньше, чем словом. Она выполняет функцию дополне­ния либо замещения речевых сообщений. Следовательно, у кинеси­ческой структуры имеется своеобразный приоритет в создании об­раза партнера и всей ситуации общения.

Кинесика - огромная область исследований в психологии, теории коммуникации, культурологии. Наиболее изученными на сегодняшний день можно считать такие элементы кинесической структуры невербального поведения, как мимика, жесты, позы, взгляды.

Мимика, или выражение лица - важнейший аспект невер­бальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсут­ствии (например, в результате болезни) общение оказывается не­возможным. Почему лицо имеет столь серьезное значение? Прежде всего потому, что это - основной канал передачи человеческих эмо­ций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сиг­нализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реак­ций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие.

Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая стороны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария (в результате перекреста связей управления) отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно на этой стороне труднее скрыть чувства (в большей степни отрицательные эмоции). Не случайно говорят, что «лицо кривится». По этому асимметричному рисунку тренированный наблюдатель может обнаружить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение лица.

Контролируя выражения лица, мы можем усилить, сдержать, нейтрализовать, скрыть переживаемую эмоцию.

Для усиления эмоции, мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рож­дения близких, встречая Новый год или получая подарок мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, и делаем это для того, чтобы оказать поддержку нашим партнерам по взаимодействию. Можно усилить и отрицательную эмоцию, если мы, например в воспитательных целях, хотим показать ребенку, как сильно огорче­ны тем, что он не выполнил своего обещания.

Для сохранения хороших отношений может потребоваться и умение сдерживать экспрессию лица. Например, если двое прияте­лей подавали документы на получение стипендии для обучения за рубежом, но только один получил приглашение, то, щадя чувства друга, счастливчик постарается сдержать свои эмоции, говоря о том, что это не совсем справедливо, что его радость омрачена и т.п. Подобным образом мы стараемся сдерживать и гнев.

В некоторых ситуациях приходится вообще скрывать свои эмоции. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Так, если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто пла­кать, иначе он будет подвергнут общественному осуждению, то ему придется нейтрализовать запретные эмоции, даже если в дейст­вительности он переживает какую-то из них.

Эмоции нередко приходится маскировать, т.е. демонстриро­вать противоположные. Например, мы часто маскируем такие эмо­ции, как ревность или разочарование.

Одни люди лучше контролируют свою мимику, другие ху­же. Однако, считаясь с обстоятельствами, управлять выражениями лица всем нам приходится довольно часто.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимических реакций других людей, его выводы за­висят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица партнера, стремясь защитить себя ранящей информации, другой, напротив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, не воспринимая то, что для него чуждо.

Контакт глазами - также подструктура кинесики, выполняющая в первую очередь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание разговора: человек, закончивший разговор, прямо смотрит в глаза, давая знать, что теперь ваша очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда это может быть неуместно и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию. Если вы смотрите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера.

В целом, как показывают исследования, максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уве­чные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально мягкое "прикосновение" взглядами.

Отсутствие прямого взгляда тоже опасно - у человека, особенно если он находится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действительно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности "невидящего взгляда": он может, например, проходить насквозь, может "зависать" перед лицом партнёра, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфокусированы, бывают обращены в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно, как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у людей, профессия которых связана с постоянным контактом с другими - продавцов, работников регистратуры и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.