Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Невербальная коммуникация 2 страница




В своей книге "Язык тела" американский исследователь Джулиус Фаст отмечает следующую особенность взглядов. Мы не смотрим долго на человека, а "глазеем" на нечеловеческое существо неодушевленный предмет. Мы можем долго рассматривать предмет искусства или пейзаж. Мы можем долго разглядывать животных в зоопарке. Но так мы не смотрим на людей, если считаем их людьми. Белый южанин может упорно разглядывать черного и с помощью такого взгляда превращать его из человека в неодушевлённый предмет. Мы можем долго разглядывать актеров на сцене, но в этом случае настоящий человек спрятан за маской своей роли, и наш взгляд его вряд ли побеспокоит. Когда мы имеем дело с незнакомыми людьми (и признаем их человеческую природу), мы должны избегать пристально глядеть на них, и в то же время мы не должны игнорировать их. Для того, чтобы сделать из них людей, а не предметы, мы должны прибегать к умышленному и вежливому невниманию. Мы смотрим на них лишь столько, чтобы им стало понятно, что мы их увидели, а затем немедленно отводим взор. Так на языке тела мы заявляем: "Я знаю, что вы здесь", а через миг до­бавляем: "Но я никогда не посмел бы помешать вашему уедине­нию".

Поза - это положение человеческого тела. "Распрямись", "не горбись", "грудь вперед", "разверни плечи", "не сутулься" - вот лишь некоторые из фраз, управляющие позой человека. Поскольку позы - одна из наименее подконтрольных сознанию форм невер­бального поведения, наблюдение за ними дает значимую информа­цию о состоянии человека - напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти. Любое изме­нение позы, или синхронизация поз собеседников указывает на из­менение отношений между ними. Среди рекомендаций, помогаю­щих создать в момент общения доброжелательную, спокойную ат­мосферу, есть такое условие, как "свободный, мышечно не закре­пощенный таз".

Известно около 1000 различных устойчивых положений, ко­торое способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и закрепляют другие. Наибо­лее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различные способы строить свою позу как закрытую - скрещенные на груди руки; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего "нога на ногу"; отклонение спины назад и т.д. - соответствуют и внутренней закрытости в контакте. Рас­пространенным способом дистанцирования является максимальное мышечное расслабление. Оно позволяет уменьшить количество собственных коммуникативных реакций, что создает ощущение безопасности. Поза, указывающая на готовность к общению - голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед;

2) доминирование (поза, нависающая над партнером; похлопывание по плечу; рука "забыта" на плече собеседника и т.д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.);

3) противостояние (сжав кулаки; подбоченившись; плечо
вперед) или гармония (позы синхронизированы, открытые, свобод­ные).

Походка - элемент кинесической подструктуры, связанный с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувст­вие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Эле­ментами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки.

Жесты - движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь. На их основе можно сде­лать заключение об отношении человека к какому-то событию, ли­цу, предмету, о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жестикулировать можно про­извольно и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для дан­ного человека и совсем не характерными для него, выражать слу­чайное состояние. По мнению исследователей, жест несет инфор­мацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Возможная классификация жестов:

Ø описательно-изобразительные и выразительные, подчер­кивающие: эти жесты сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

Ø конвенциональные - жесты приветствия и прощания, уг­розы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, за­прещающие, оскорбительные, дразнящие: эти жесты замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

Ø модальные жесты - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления: эти жесты выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

Ø жесты, используемые в различных ритуалах.

Такесика. Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это прежде всего самые разнообразные прикосновения - рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д. Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования показывают, что человеку необходима и желательна какая-либо форма тактильной стимуляции. Однако интенсивность и частота прикосновения отли­чаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают как об эмоциональном состоянии, так и о характере взаимодействия. Среди прикосновений можно выделить:

v профессиональные (используются исключительно в про­фессиональных или функциональных целях, носят безличностный характер: когда профессионал прикасается к другому человеку по­следний воспринимается им как объект, а не как личность);

v ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи и т.д.);

v дружеские;

v любовные.

Акустические средства передачи невербальной инфор­мации. То, как мы говорим, часто является более важным, чем содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления типа стон, смех, плач, вздох и т.п.

Невербальные аспекты речи передают сообщения:

a) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

b) о личности говорящего - его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.

Голосовые характеристики - важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других. Либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами. Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции - страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости речевых звуков. Эмоция печа­ли, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падени­ем силы и звонкости голоса. Глухость - звонкость дешифрует воз­раст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, сует­ливом, с другой; низкий глухой, наполненный голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным; ритмичная речь дает оценку приподнятости настроения.

Важнейшую функцию в разговоре выполняют такой элемент экстралингвистики, как пауза. Паузы служат для регулирования разговора: подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут слу­жить надежным показателем личности, тем не менее следует пом­нить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т.д.), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность).

Проксемика, или пространственная психология - термин, введенный американским психологом Э.Холлом, для анализа зако­номерностей пространственной организации общения, влияния территорий, дистанций и ориентаций между людьми на характер меж­личностного общения.

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каж­дый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования.

Интимное пространство (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (например, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не толь­ко видят, но и чувствуют друг друга.

Личное пространство может достигать 120 см, здесь физи­ческий контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для раз­говора, беседы. Вариации в этих пределах могут быть бесконечно разнообразными - от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувст­вующего любопытства.

Социальное пространство располагается в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.

Публичное пространство характерно для общения, в кото­ром не так уж важно, кто именно перед нами - таково общение док­ладчика с аудиторией.

Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче перехо­дят в отношениях к конфронтации, борьбе, чем при других вариан­тах расположения. Наиболее нейтральным является расположение партнеров под каким-либо углом, с тем, чтобы они сами могли ре­гулировать степень обращенности друг к другу.

Проксемика включает и анализ территориальности. Типы территорий могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействий. Категоризация по раз­меру ранжирует территорию от крошечной (пятачок в переполнен­ном транспорте) до достаточно большой, чтобы можно было взаимодействовать нескольким людям. По признаку собственности, территория может быть разделена на первичную (занимаемую только данным человеком) и вторичную (разделяемую им с другими), а также на публичную (например, двор возле дома), временную (например, рабочее место в офисе или на предприятии), и домашнюю По типу взаимодействия можно ранжировать территории на официальные, деловые, интимные. Важный аспект изучения территориальности - реакции людей на проникновение других или узурпация другими принадлежащего им пространства. Еще одна область изучения данного раздела проксемики - бездомность и перенаселенность, вырабатывающие особые модели поведения и межличностного контакта.

Таким образом, реализуя в целом общие функции невербальной коммуникации - передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику: кодировочные средства определяют характер содержания сообщения.

ВОПРОС 3. ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следую­щие:

· использование невербальных знаков должно быть опре­деленным и узнаваемым;

· мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства ("кодировать");

· наблюдатель должен быть способен к интерпретации не­вербальных знаков ("декодировать").

Вместе с тем выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Рассмотрим пример: в группе, есть человек, который никогда не выступает. Его молчание - определенное сообщение. Но сообщение о чем? Он стесняется? Ему нечего сказать? Он погружен в свои личные проблемы? Или он просто устал? Ответить однозначно на эти вопросы невозможно. Молчание передает сообщение, но это сообщение остается неяс­ным.

Особенности невербаль­ных сообщений - коитекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность многих из них - предопределяют сложность про­цесса интерпретации невербального поведения. Мы не можем "читать человека как книгу", так же и другие не могут "читать" нас. Тем не менее, люди, которые общаются с нами, придают определен­ное значение нашему поведению и на основании своих наблюдений могут делать важные выводы и принимать решения.

Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний че­ловека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:

1) общая ситуация общения;

2) индивидуальные особенности проявления состояний ка­ждым из участников общения;

3) пол;

4) возраст;

5) степень значимости партнеров друг для друга;

6) культурные и этнические нормы выражения индивиду­альных особенностей личности.

Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосред­ственного межличностного взаимодействия с целью точной интер­претации невербальных посланий практически невозможно. Поэто­му мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих не­вербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем их, а иногда остаемся в заблуждении.

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

· уникальность невербального языка;

· неизбежность противоречий между невербальным выра­жением и его психологическим содержанием;

· изменчивость способов невербального выражения;

· зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

В.А. Лабунская и М.В.Буракова (1998) анализировали результаты исследований, выявляющих обусловленность отдельных невербальных проявлений полом человека. Оказывается, мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины предпочитают прикосновения к себе. Более позитивно воспринимаются прикосновения "мужчина → женщина", чем "женщина → мужчина". Такой элемент невербального поведения, как контакт глазами, также взаимосвязан с гендерным фактором. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в пе­риоды слушания и говорения. Некоторые исследователи приводят сведения о преимуществе женщин в умении и точности выражать. эмоции. Например, в некоторых исследованиях было выявлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины - гнева и злобы.

Отмечается связь невербальных паттернов доминантного и подчиненного поведения с невербальными паттернами маскулин­ности и феминности. Так, в ряде исследований показано, что для мужской аудитории являются менее влиятельными и предпочти­тельными женщины с компетентным стилем, а наиболее влиятель­ными оказываются женщины, сочетающие невербальные паттерны компетентного и социального стиля. Женщины, которые в общении демонстрируют невербальные паттерны высокостатусного поведе­ния, воспринимаются мужчинами как угрожающие до тех пор, пока они не продемонстрируют "соблазняющего" невербального пове­дения. Высоко экспрессивные женщины воспринимаются мужчи­нами как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные женщины.

Таким образом, интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участ­ников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социаль­ного интеллекта, т.е. того, что называют коммуникативной компе­тентностью.

Выводы

1. Невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, т.е. сообщений, закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определен­ным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает боль­шая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.

2. Невербальное поведение в общении полифункционально.

Оно регулирует пространственно-временные параметры общения;

поддерживает оптимальный уровень психологической близости

между общающимися; указывает на актуальные психические состояния личности; позволяет экономить речевые сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

3. В основу выделения подструктур невербального поведения положены как характеристики невербальных средств, так и системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. Среди способов кодирования невербальной информации выделяют внешность и ее оформление, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, невербальные аспекты речи, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений не существуют изолированно. Они находятся во взаимодействии, иногда дополняя, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.

4. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников, наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е. того, что называют коммуникативной компетентностью.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.