Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура отчета о практике




Отчета о прохождении практики

Требования к написанию

Результаты прохождения практики представляются в виде отчета, в котором должна быть отражена деятельность студента и анализ работы редакции (в соответствии с заданием для каждого курса). Отчет о прохождении практики пишется на основе наблюдений и оценки саморефлексии, содержащейся в «Дневнике практиканта». Но при этом отчет не должен являться протокольным изложением событий, происходящих во время стажировки.

Такая распространенная ошибка лежит в основе данного фрагмента из отчета: «В редакцию я приехала все-таки вовремя к 9 часам. Казалось, ничего особенно, ведь здесь я была много раз, еще работая внештатником, но “коленки тряслись”. Как поняла потом, это было предчувствие ответственности; материалы сдавать в срок, приезжать каждый день, стараться не опаздывать, вливаться в уже сплоченный коллектив. Но, “не так страшен черт, как его малюют” — все началось, завертелось. Сначала я обговорила каждый момент практики с главным редактором. Он сказал напутственное слово, и “приставил” ко мне “наставника”, чтоб не так страшно было».

Объем отчета — не менее пяти страниц машинописного текста формата А4 (левое поле — 3 см, остальные — 2 см). Текст набирается 14 кеглем, через полуторный интервал. Основной текст выравнивается по формату, элементы заголовочного комплекса — по центру.

В отчете о практике должны быть представлены следующие моменты.

1. Титульный лист(см. Приложение №4).

2. Отзыв руководителя практики (см. Приложение №5), в котором дается характеристика профессиональных и личных качеств студента, его эрудированности, инициативности, активности, коммуникабельности, умения взаимодействовать с редакционным коллективом, точно выполнять обязанности корреспондента и другие поручения. Особое внимание рецензент уделяет анализу творческой деятельности практиканта: отмечает тематические и жанровые предпочтения, дает характеристику умению студента самостоятельно искать информационные поводы и источники информации и др.

Руководитель практики также оценивает качество публикаций студента с точки зрения их содержания (наличие четко сформулированной темы, идеи, информационного повода; объективность/субъективность отражения происходящих событий; наполненность фактическим материалом; выстроенная система доказательств; соответствие заявленному жанру; чистота и проработанность авторского стиля; наличие ярких образов и т. д.) и структуры (четкая продуманность композиции, наличие/отсутствие логических сбоев в повествовании, умение работать с заголовочным комплексом и др.)

В отзыве может быть отражена действенность и эффективность материалов практиканта (какие публикации вызвали положительный или негативный отклик у героев и/или читателей). Кроме того, руководитель отмечает недостатки в различных видах деятельности практиканта, над устранением которых студенту необходимо работать в течение следующего учебного года. Если студент проходит практику в данном издании не первый год, то руководитель может провести сравнительно-сопоставительный анализ (в каких моментах наблюдается творческий прогресс или, наоборот, регресс).



Отзыв руководителя практики позволяет преподавателю кафедры журналистики, который оценивает отчет и публикации студента, а затем ставит отметку, более объективно и комплексно оценить профессиональные качества будущего журналиста. При этом руководитель практики в своем отзыве не ставит отметку, так как он не знаком в полной мере с требованиями, предъявляемыми кафедрой журналистики НГПУ к оценке практической деятельности учащихся.

3. Текст самого отчетасостоит из двух органично взаимосвязанных частей. В первой студент освещает реализацию заданий на практику, связанных с изучением и анализом деятельности редакции. В частности, описывает структуру редакционного коллектива и особенности распределения функций между его сотрудниками: «В процессе прохождения производственной практики я изучил документы, регулирующие деятельность редакции (штатное расписание, коллективный договор, редакционный устав, должностные инструкции)… Должностные инструкции (корреспондента, заведующего агропромышленным отделом, ответственного секретаря) состоят из четырех пунктов: общие положения (компетенция, нормативные документы, назначение и освобождение), права и обязанности, профессиональные знания и квалификационные требования.

Сопоставив инструкции и реальное положение дел, я пришел к выводу, что некоторые из инструкций выполняются не в полной мере. Например, корреспондент и зав. агропромышленным отделом должны “организовывать и проводить, исходя из своих планов, круглые столы, горячие линии”. За время моей практики данные виды организаторской работы не проводились. Это говорит о недостаточной эффективности работы журналистов. Такая внешнередакционная деятельность позволяет более широко, во всех нюансах, рассмотреть, проанализировать ситуацию в какой-либо сфере жизни. Не просто увидеть проблему, а на основе множества разнообразных, противоречивых мнений, компетентных комментариев найти ее причины и пути решения. Горячие линии и круглые столы являются своеобразным срезом общественного мнения, служат индикатором социальных проблем. К тому же они просто дают новые темы для публикаций. Возможный недостаток времени полностью не оправдывает отсутствие данных видов внередакционной работы.

“Ответственный секретарь ведет макетирование полос”. В “Чулымской газете” предварительные макеты полос не делаются. С одной стороны, это отрицательный момент, так как страдает один из видов планирования. Невозможно наглядно представить образ полосы, расположение материалов на ней, детали, особенности оформления. Могут появиться трудности с выделением главного материала на газетной странице, возникает композиционная проблема неорганизованности текстов. С другой стороны, в современной издательской практике распространяется тенденция к упрощению и упразднению макетного процесса. Опытный верстальщик способен обходиться без графического планирования, работать с ходу. Это экономит время.

В определенном смысле недочетом представляется “абстрактность” должностных инструкций. В них не расписано, какие рубрики за кем закреплены, кто ведет тематические страницы. С одной стороны, это дань изменчивой композиционно-тематической модели, с другой — маленькая журналистская хитрость (“незакрепленные” рубрики могут передаваться друг другу, “забываться” журналистами)».

Также практикант изучает систему планирования деятельности редакции и специфику создания информационного товара, отвечающего потребностям и интересам читательской аудитории; анализирует разработку и реализацию концепции издания (радио-, телеканала) и предлагает конкретные варианты совершенствования содержательной, композиционной и графической моделей.

Пример: «Жанровое разнообразие издания

Каждый из журналистских жанров выполняет закрепленные за ними специфические цели. Одни в большей мере удовлетворяют потребности (заметка, интервью, корреспонденция), в других (зарисовка, очерк, рецензия) не последнее место играет читательский интерес. Газета, сочетающая в себе все жанры, «универсальна», более конкурентоспособна, притягивает читателейподписчиков.

Таблица жанрового разнообразия

Жанры №79-81 №82-84 №85-87 №88-90 №91-93 Всего
Заметка 17 (2) 16 (1) 14 (3) 15 (1) 76(7)
Репортаж   (1) 3(1)
Интервью          
Отчет 4 (1) 1 (3) 2 (3) 2 (2) 4 (2) 13(11)
Корреспонденция (2)     4(2)
Статья          
Обзор печати          
Обозрение          
Фельетон          
Рецензия          
Очерк          
Зарисовка          

 

Из таблицы видно, что “Чулымская газета” имеет четкую информационную направленность. Об этом говорит подавляющее количество заметок и отчетов, которые и составляют основу практически каждого номера. Существует дефицит живых информационных материалов, несущих помимо фактической информации речевую характеристику, описание внешности, предметной среды – интервью, репортаж. Данные жанры бывают намного авторитетней и эффективней других. Герои выходивших отчетов страдают “немотой”. Например, герои отчета “Задачи района: строить, развивать, газифицировать” (№94-96) не проронили ни единого слова. Информация сообщается от третьего лица и в отчете “Они совсем не скучные — опыты научные” (№82-84). Из-за недостатка корреспонденций потенциальная аудитория издания меньше, чем может быть. Газету не купят, чтобы прочесть аналитику. Отсутствие художественно-публицистических жанров влияет на восприятие газеты читателем, делает ее менее “душевной, “родной”, “рассказывающей о добрых людях”».

Или: «Тематика материалов очень разнообразная: политика, социально значимые события, жизнь молодежи, достижения горожан, культура, спорт. Редактор ставит перед журналистами следующую задачу: делать номер так, чтобы на каждой полосе освещалось как можно больше вопросов и темы материалов не перекликались. Целевая аудитория газеты “Аспект” широкая — ее читают представители молодого поколения, люди среднего возраста и пенсионеры. Публикации работают и на интерес, и на потребность читателей. География материалов — Куйбышев и Барабинск, иногда Новосибирск…

Можно предложить следующие рекомендации, касающиеся усовершенствования концепции издания: 1) более последовательно реализовывать систему планирования деятельности редакции (разработать сетевой график); 2) для анализа содержательной, композиционной и графической модели издания на летучках назначать специального обозревателя; 3) расширить географию материалов (освещать события, происходящие в районе и области)».

В первой части отчета студент может объяснить, чем он руководствовался при выборе СМИ для прохождения стажировки, особенно если во время практики он сотрудничал с несколькими изданиями или СМИ, различными по типу канала передачи информации: «Моя четвертая производственная практика — это некий симбиоз первой заповеди журналиста “ни дня без строчки” и пословицы “готовь сани летом, а телегу — зимой”. Практику можно разделить на три части соответственно трем СМИ, где я ее проходила: новосибирская Школа практической журналистики, молодежный пресс-центр Октябрьского района (газета “Молодежный вестник Октябрьского района”) и общественно-политическое издание “Новая Сибирь”…

Отрабатывать практику в редакции газеты “Новая Сибирь” было интересно. Во-первых, за год я достаточно хорошо смогла изучить и специфику читательской аудитории этой газеты, и ее тематическую и жанровую направленность. Во-вторых, при подготовке материалов для “Новой Сибири” я смогла на практике рассмотреть и “отработать” приблизительно ту нишу, которой посвящены мои “теоретические” курсовые работы. В-третьих, благодаря советам и замечаниям сотрудников редакции мне удалось, по моему мнению, “шагнуть” дальше в постижении журналистского мастерства».

Или: «Радио и газета — какая между ними разница?

Проведем небольшой анализ, в котором сравним работу радио и газеты. Между ними существует ряд отличий. Предложения в радиоэфире должны быть короткими, информативными, емкими. При этом не рекомендуется употреблять причастные и деепричастные обороты. В газете можно использовать разнообразные языковые ресурсы, также часть информации можно передать с помощью иллюстраций. Зато в радийной сфере есть интершумы и синхроны, с помощью которых можно передать атмосферу любого события, добавить в сюжет эффект присутствия, повысить уровень доверия к словам журналиста».

Наличие аргументации демонстрирует качественную подготовку студента к практике и его понимание специфики работы издания (радио-, телепрограммы), которая связана с типологическими характеристиками: «В Кондинском районе выходит несколько печатных изданий, поэтому считаю необходимым пояснить свой выбор места прохождения практики. Газета “Дартс” негласно курируется администрацией района, соответственно проводит определенную политическую линию. “Самур”, “И факты, и аргументы” — издания оппозиционные, причем последнее в народе именуют “желтой газеткой”. “МИГ” — красочная газета, издаваемая комитетом по делам молодежи и, как следствие, имеющая узкую тематику. Провела опрос: немаловажным качеством “Кондинского вестника” многие люди считают достоверность и объективность информации. Кроме того, газета не ограничивается одним направлением, представляя разные мнения».

Во второй части отчета практикант рассматривает результаты собственной журналистской деятельности, то есть демонстрирует навыки самоорганизации: самостоятельное планирование рабочего дня во время практики, поиск тем и героев для материалов, а также компетентных источников информации: «Проанализировав свои публикации, я пришла к выводу, что качество некоторых из них оставляет желать лучшего. Очевидными минусами оказались излишняя эмоциональность повествования и мое желание справиться с работой быстрее. В результате пострадала фактура материалов, при подготовке которых были использованы не все источники информации, и композиция текстов».

Или: «В соответствии с учебным планом отделения журналистики ИФМИП НГПУ за время практики я ознакомилась с организацией работы редакционных коллективов, изучила систему планирования в редакциях, участвовала в планерках и летучках, подготовила к печати 14 материалов в различных жанрах. Общий объем публикаций — более 3000 газетных строк. При написании материалов для “Новой Сибири” я решила сделать акцент на той тематической нише, которую рассматриваю в своих курсовых работах. При подготовке большинства публикаций я старалась находить максимальное количество источников информации. Также я активно применяла различные теоретические знания, полученные во время учебы за четыре курса».

Во второй части отчета студент также оценивает разнообразие тематической и жанровой палитры своих публикаций, умение вести целенаправленный отбор фактов и создавать содержательную базу материала. Например: «В целом, я испытывал некоторые трудности с поиском тем. Лишь однажды я предложил свою тему и написал по ней материал. Я могу сделать вывод, что эти трудности вызваны тем, что мне было трудно учесть характер аудитории данного издания, ее потребности и интересы. Мне было сложно найти тему, адекватную концепции издания, так как мои личные предпочтения и интересы были несколько иными. Тем не менее, я старался работать в рамках концепции газеты, учитывать особенности тематики и географии материалов».

Особое внимание следует уделить качеству авторского стиля (соответствуют ли тексты литературным нормам, речевому и этическому кодексу). Также практикант должен проанализировать свою работу с композицией материалов и заголовочным комплексом (умение придумывать оригинальные заголовки, которые бы отражали тему и/или идею материала, а также привлекали бы внимание целевой аудитории; написание лидер-абзацев, в которых должен быть отражен информационный повод и реализована зацепка читательского внимания).

Помимо публицистического творчества, необходимо отразить участие практиканта в организаторской деятельности редакции (акции, кампании, рейды, командировки, работа с письмами читателей и материалами нештатных авторов). Также рекомендуется указать, какие обязанности, помимо тех, что указаны в должностной инструкции корреспондента, исполнял практикант (готовил иллюстративный материал, участвовал в процессе макетирования и верстки, осуществлял корректорскую правку и т. д.)

План написания отчета

1. Место и время прохождения практики.

2. Анализ структуры редакционного коллектива, особенности распределения функций между его сотрудниками.

3. Анализ видов деятельности редакции, а также специализации работы корреспондента (с учетом курсового задания).

4. Анализ содержательной модели издания и маркетингового менеджмента редакции (с учетом курсового задания).

5. Анализ композиционной и графической моделей издания (с учетом курсового задания).

6. Рекомендации по совершенствованию содержательной и композиционно-графической моделей издания.

7. Анализ собственной деятельности: публицистической, организаторской, управленческой.

8. Оценка выполнения задания на практику с точки зрения успешности/ неуспешности.

В графическом оформлении отчета необходимо соблюдать следующие требования. Каждая страница отчета распечатывается на отдельном листе, который не нужно вкладывать в отдельную мультифору или ламинировать, так как рецензенты осуществляют литературную и корректорскую правку, а также оставляют свои замечания или комментарии на полях.

4. Публикации, вышедшие за время практики. На отдельном листе оформляется общий список материалов, представленных в соответствии с хронологией их публикации (см. Приложение №6), — указывается количество материалов, их заголовки, жанры, номер газеты, в котором был напечатан каждый материал. Также следует отметить, к каким публикациям практикант сам готовил иллюстративный материал.

К отчету прилагаются только сами публикации, а не целый номер газеты. Каждый материал должен быть оформлен на отдельном листе, сверху которого следует указать выходные данные издания (название газеты/журнала, номер, дата выхода, номер страницы, на которой опубликован материал). Если материал вышел без подписи или под псевдонимом, необходимо заверить его в редакции (печать и подпись руководителя).

Если студент во время практики сотрудничал с разными газетами и журналами, он может представить материалы, опубликованные в нескольких изданиях. В этом случае в отчете необходимо проанализировать деятельность только одной редакции. Хотя по своему желанию студент может рассмотреть специфику создания информационного продукта во всех СМИ, с которыми он сотрудничал во время стажировки.

Если студент проходил практику более пяти недель и работал не только в периодических изданиях, но и на радио и телевидении, он может представить в электронном виде (запись на диске, видеокассете) свои радио- и видеосюжеты. Они должны сопровождаться синхронной распечаткой, которая прикладывается к отчету (в ней также указывается тема сюжета, его жанр и хронометраж). Эти же требования нужно соблюсти студентам четвертого, пятого курсов, работающих по специализации «Радио», «Телевидение».

Если количество публикаций в несколько раз превышает норму, указанную в задании на практику, то необходимо провести отбор материалов, так как оценивается не только количество, но и качество публикаций.

Студенты, проходившие практику в интернет-изданиях (новостные ленты, сайты, порталы и т. д.), представляют свои материалы в распечатанном виде со ссылкой на электронный ресурс. Если материалы были размещены без указания имени и фамилии автора или под псевдонимом, необходимо завизировать их в распечатанном виде (подпись руководителя практики и печать) или приложить справку об авторстве, в которой будут перечислены названия всех материалов, написанных практикантом.

5. Список обработанных практикантом материалов нештатных авторов и писем читателей. Необходимо приложить оригинал письма или материала нештатного корреспондента и уже исправленный вариант. Начиная со второй практики, студенты должны использовать корректорские знаки. Студенты старших курсов, выбравшие специализацию «Радио» и «Телевидение», осуществляют литературное редактирование новостного блока, авторского сюжета или закадрового текста любого сюжета программы. Исправленные тексты следует сопроводить кратким комментарием: используемый тип правки; виды ошибок, встречающихся в тексте-оригинале. Особое внимание нужно обратить на сохранение авторского стиля.

6. Полосы, которые были смакетированы и/или сверстаны практикантом.Данный материал прикладывается к отчету, если было соответствующее задание на практику или студент сам проявил такую инициативу во время стажировки.

7. Номер газеты, в процессе создания которого журналист исполнял роль дежурного редактора. Это факультативное задание, реализация которого зависит от инициативности и уровня подготовки самого практиканта, а также от типологических особенностей СМИ.

8. Сетевой график и другие анализируемые редакционные документы. В соответствии с заданием на практику необходимо представить результаты изучения и анализа различной редакционной документации. Например, если к отчету прилагается редакционный и собственный (разработанный практикантом или усовершенствованный им) варианты сетевого графика, нужно дать краткую характеристику названиям новых рубрик, тематике материалов, которые в них будут публиковаться. Также требуется проанализировать закрепленность рубрик за отдельными полосами и отсутствие/наличие дублирования.





Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.238.172
Генерация страницы за: 2.388 сек.