Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология кризиса




Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

 

  Нет такого создания как дитя – только дитя и мать. Д. Винникотт Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху. З. Фрейд

Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный рождением ребенка. Фактором, способствующим освоению молодыми супругами родительских ролей, является наличие диадического периода в развитии супружеских отношений и успешное выполнение связанных с ним задач. Супруги, которым удалось успешно разрешить конфликты, связанные с началом их семейной жизни, в частности, сепарироваться от родителей и достичь близости в паре без существенного ущерба для автономии, с большей вероятностью бесконфликтно принимают роли отца и матери. Таким образом, с появлением ребенка наиболее актуальным в семье становится план ролевых отношений.

Анализируя особенности протекания данного семейного кризиса, психологи часто недооценивают важность периода беременности матери. Тем не менее, многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка. По этой причине мы сочли необходимым проанализировать не только задачи, встающие перед супругами после рождения ребенка, но и кризисные аспекты супружеских отношений, связанные с беременностью и ожиданием появления нового члена семьи.

Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:

· Продолжительность периода ухаживания, достаточного для того, чтобы узнать друг друга и принять взвешенное решение о браке.

· Наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.

Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3–5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре. С одной стороны, растет число пар, которые хотят, но не могут иметь детей. Несмотря на развитие различных медицинских технологий, для многих супругов мечта о собственных детях, к сожалению, неосуществима. С другой стороны, многие пары откладывают рождение ребенка на более поздний возраст, что связано с интериоризацией ценностей западной культуры, ориентированной на бикарьерную семью.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимодополняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивы женщины и мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом узнают лишь на приеме у психолога. При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003).

Среди конструктивных мотивов можно выделить следующие:

· Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью

· Беременность как способ принадлежать семейной системе («в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года»)1.

· Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»)

· Стремление быть матерью (отцом) как результат психофизиологической готовности женщины (мужчины) к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства (отцовства)» и др.).

В свою очередь, к деструктивным мотивам мы относим:

· Стремление иметь рядом того, кто воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери.

· Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»).

· Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»)

· Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.) в сочетании с неготовностью к выполнению родительской роли

· Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи» и др.)

· Беременность как способ достижения псевдодифференциации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»)

· Беременность как способ легализации брака («заставить» родителей смириться с браком)

· Материальные мотивы («улучшить жилплощадь», «приобрести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.)

· Беременность ради сохранения своего собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм»)

· Беременность как отказ от прошлого, как символ нового этапа в жизни женщины или как способ перечеркнуть «бурное» прошлое.

 

За консультацией обратилась женщина 34 лет в связи с переживаниями по поводу потери третьего ребенка, который родился мертвым на сроке 8 месяцев. Из беседы выяснилось, что она решила сохранить беременность, несмотря на противопоказания врачей и плохое общее самочувствие (у нее была удалена щитовидная железа). Изучая семейную историю с помощью методики «Генограмма» было выявлено, что мать клиентки тоже потеряла третьего ребенка. Таким образом, можно предположить, что на фоне плохих отношений с матерью, продолжавшихся многие годы, потеря ребенка была для клиентки бессознательным способом «доказать» свою принадлежность к семье и приблизиться к матери (иметь похожий опыт).

 

Некоторые мотивы, описываемые рядом авторов как конструктивные, на наш взгляд, представляют собой примеры мотивов патологического характера, где, например, ребенок рассматривается в качестве нарциссического расширения: «стремление к бессмертию в виде повторения себя в ребенке», «рождение и воспитание такого человека, которого еще не было», «миссия дать миру гения» и др.

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и, по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психоэмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает влияние на развитие плода.

С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнского поведения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов (стилей) переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный (И.В. Добряков; Цит. по: Эйдемиллер, Добряков, Никольская, 2003); адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий (Г.Г. Филиппова, 2002). В данной работе более подробно представлена типология переживания беременности и методика для ее диагностики, разработанные И.В. Добряковым. Все типы отношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно первая, — это кризисный момент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.

Биологические и нейроэндокринные изменения, происходящие в организме беременной женщины, приводят к особому типу психологического стресса, характеризующегося рядом переживаний, сопровождающих беременность. Решение о необходимости оказания будущей матери психологической помощи принимается в зависимости от их характера и степени выраженности. Нормативные переживания, сопровождающие беременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Их можно объединить в три группы:

1. Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, сопровождающие период беременности.

Эта группа переживаний связана с естественным изменением восприятия себя как на телесном, физиологическом, так и на психологическом уровне. В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизненных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Если женщина не принимает свое новое состояние, это может вызвать у нее ряд болезненных переживаний (появление страхов, тревог и опасений). Для коррекции этого состояния часто необходима специальная психологическая поддержка.

Наиболее оптимальным вариантом является принятие факта беременности на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Понимание факта своей беременности не всегда сопровождается эмоциональным принятием данного события и изменениями в поведении. Это может выражаться в негативном отношении к беременности (эмоциональный уровень), сокрытии данного факта, а также поддержании прежнего образа жизни (поведенческий уровень). Беременная женщина может игнорировать происходящие с ней изменения и продолжать взаимодействовать с окружающей действительностью так же, как до беременности (носить узкую стесняющую одежду; не изменять режим работы, отдыха, питания; не отказываться от вредных привычек и т.д.). В этом случае она не успевает подготовиться к изменениям и принять факт своей беременности.

Восприятие себя в новом образе, статусе и роли опосредуется для будущей матери постоянно существующим в этот период знанием о своей беременности и ощущением ребенка внутри себя. С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины обнаруживается в различной степени выраженное амбивалентное отношение к беременности. Оно проявляется в наличии противоречивых аффектов, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда доходящих до паники. Может возникать неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью. Возможны страхи за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личной свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности.

К данной группе переживаний можно также отнести симптом эмоциональной лабильности (Р.В. Овчарова, 2003), который в той или иной мере присущ всему периоду беременности. Он характеризуется эмоциональной дезадаптивностью, проявляющейся в колебаниях фона настроения — от ощущения скуки, медлительности, заторможенности до угнетенности и возрастающего недовольства собой. У одних женщин может возникать ощущение высшей удовлетворенности, у других, наоборот, возрастает пассивность, отмечается легкая депрессия.

В случае чрезмерной выраженности данных переживаний и усиления негативной симптоматики беременной женщине требуется оказание психологической помощи.

2. Отношение к ребенку внутри себя.

Ощущения внутренних движений ребенка позволяют беременной женщине окончательно принять факт ее материнства. В этот период у нее формируется отношение к ребенку как к отдельному существу, возникает внутренний диалог с ним, начинает складываться его образ. В норме этот период окрашен в теплые эмоциональные тона.

Непринятие новой жизни в себе сопровождается негативным отношением к движениям ребенка, раздражением, желанием, чтобы «все это поскорее закончилось», отсутствием внутреннего диалога с ребенком либо его наполненностью агрессивными посланиями. Могут возникнуть фантазии, что внутри собственного тела «поселилось некое опасное существо», «паразит, который сосет из женщины соки, делает ее некрасивой, разрушает, обессиливает» (в практике авторов встречались женщины, у которых возникали образы «чужого», «монстра», сопровождающиеся страхами собственной смерти при рождении ребенка). Не редки случаи, когда появляются агрессивные чувства по отношению к мужу как к «виновнику» произошедшего.

Фантазии и ожидания матери во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к родившемуся ребенку. Ощущения и настроения, сопровождающие телесные изменения при беременности, способствуют регрессии и дают беременной женщине шанс разрешить прежние и текущие конфликты между ней и ее матерью, а также интегрировать свои фантазии в оформленное представление о ребенке. Беременность представляет собой кульминацию желаний, зародившихся еще в раннем детстве, а также подтверждает идентификацию с матерью. Возрождаются амбивалентность и конфликты ранних этапов собственного развития будущей матери. То, в какой степени женщина способна разрешить конфликты периода детства и интегрировать ранние желания и фантазии, оказывает большое влияние на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку и ее обращение с ним (Р. Тайсон, Ф. Тайсон, 1998).

3. Отношение к окружающему миру.

В период беременности женщины отличаются повышенным вниманием к своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям (так называемая «эгоцентрическая ориентация беременных»). Параллельно с этим снижается значимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинутости, одиночества, недоверие к окружающим людям.

Связь беременной женщины с ребенком часто обусловливает ее регрессию. Будущая мама может стать капризной, требовательной, чрезмерно сентиментальной, ранимой в отношениях с мужем и другими членами семьи. В связи с этим возникает необходимость особого внимания и заботы со стороны супруга и родственников.

Помимо особенностей проживания женщиной беременности, еще одним фактором, влияющим на протекание данного нормативного кризиса, является состояние матери после рождения ребенка. В некоторых случаях это событие сопровождается появлением послеродовой депрессии у матери. Причинами ее возникновения могут служить:

· особенности протекания беременности и родов;

· наличие эндокринных нарушений;

· токсикоз беременности;

· физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству;

· нежелательная беременность;

· нарушение полоролевой идентичности женщины;

· недифференцированность от матери;

· нарушение взаимоотношений с мужем;

· профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии:

· неврастеническая, проявляющаяся в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увеличении веса женщины;

· форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;

· форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком может что-то случиться или она может причинить ему зло.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребенком как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему на этом этапе семейного развития.

Кроме специфических обстоятельств, сопровождающих период беременности и рождение ребенка, молодая семья в этот период переживает кризис, связанный с изменением всех ее параметров. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения, которые стабилизировались на предыдущей стадии. Изменяется структура семьи, состав семейных подсистем, возникают новые аспекты отношений с родственниками. Все это для некоторых членов семьи выступает источником болезненных переживаний. По словам С. Минухина, рождение ребенка знаменует появление в семье новой диссипативной (упорядочивающей) структуры. Это неизменно приводит к переструктурированию взаимоотношений супругов друг с другом в контексте их новых ролей матери и отца, перераспределением сфер ответственности в семье, изменением семейных правил и нередко ставит под угрозу существование всей семьи (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).

С появлением в молодой семье ребенка осуществляется переход диадических отношений в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. По сути, триангуляция имеет место уже в период беременности, так как еще не рожденный ребенок имплицитно присутствует в семье.

Понятие «треугольник» было впервые введено М. Боуэном и в настоящее время широко используется в психологии и психотерапии семьи. Треугольники — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. В треугольнике взаимоотношения любых двух участников зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в треугольник, тем больше дистанция между ними и третьим участником данной структуры. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В то же время роль отца очень важна для существования диады «мать — ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанцироваться от ребенка и отдохнуть от интенсивных отношений с ним. Таким образом, он на время становится «символической матерью жены» (К. Витакер, В. Бамберри, 1997).

В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. Она выступает как наиболее удобный объект для удовлетворения врожденной потребности ребенка в заботе, контакте, новых впечатлениях и др. и является основным источником эмоциональной поддержки. Однако это требует постоянного присутствия рядом с малышом. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» (К. Витакер, В. Бамберри, 1997) и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, таким образом еще больше отдаляясь от семьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Результатом, как правило, становится усиление концентрации матери на ребенке, что провоцирует новую волну дистанцирования мужа. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между родителями. Изменения в эмоциональной дистанции между супругами, в том числе, обусловленные их отношениями в треугольнике «мать – отец – ребенок» являются нормативными, однако подобные циркулярные процессы представляют риск для развития эмоционального разрыва как дисфункции супружеской пары.

По сути, именно мать на этом этапе жизни семьи зачастую опосредует взаимодействие ребенка с отцом. Она может выступать как посредником, так и преградой в отношениях отца и ребенка. Происходящие в социуме изменения представлений о роли отца в развитии ребенка предполагают его активную включенность в заботу о малыше, однако детерминированы хараткером отношений в расширенных семьях, семейными традциями, желанностью ребенка и др.

В исследованиях по проблемам ранних детско-родительских отношений доказана важнейшая роль матери в развитии ребенка (Дж. Боулби А. Фрейд, 3. Фрейд, М. Кляйн, М. Малер, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Значимость данного периода для семьи обусловлена необходимостью особого рода заботы о ребенке со стороны матери (или ее заместителя), отношения с которой позволяют сформироваться привязанности. Те специфические переживания, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к потребностям ребенка, называют бондингом. Уже вскоре после рождения ребенка мать может отличать плач своего малыша от плача других детей. В норме она способна различать любые, самые минимальные сигналы ребенка: например распознавать причины его беспокойства (он голоден, устал или его надо переодеть). При длительном общении с младенцем подобные механизмы могут запускаться и у других людей, заменяющих мать.

В психоанализе существует идея дифференциации матерей на «плохих» и «хороших» в зависимости от характера выполнения родительских функций и степени эмоциональной привязанности к ребенку. Примерами служат «достаточно хорошая мать» Д. Винникотта, «хорошая грудь» и «плохая грудь» М. Кляйн и др. «Достаточно хорошая мать» способна идентифицировать себя с материнской ролью и положительно относится к ребенку. Гармоничное, поддерживающее, эмоционально принимающее, компетентное и гибкое материнское отношение к младенцу способствует формированию у него базового доверия к окружающему миру.

Отношения в диаде «мать – дитя» могут рассматриваться как «диадический симбиоз» (Э. Эриксон) или симбиотические отношения (Н.В. Самоукина). Особенность этих отношений состоит в слиянии потребностей младенца и его матери. Матери «декодируют» послания ребенка, уравновешивают его психосоматическое состояние путем телесного контакта. В исследованиях Дж. Боулби показано, что тесный телесный контакт матери и маленьного ребенка способствует формированию у последнего чувства безопасности, ведет к снижению страха и тревоги.

Привязанность формируется в течение длительного периода времени и способствует формированию уверенности ребенка в том, что мир стабилен, предсказуем, близкие люди его не бросят и т.п. Она является основой для последующего формирования самостоятельности, отношений с другими людьми, уверенности в себе и в близких. Качество привязанности зависит как от особенностей ребенка, так и от личностных характеристик матери, ее готовности к материнству, способности «декодировать» потребности малыша и быть с ним рядом столько, сколько ему нужно в этот период времени.

Если формирование прочной привязанности дает основу для дальнейшей адаптации ребенка к различным людям и жизненным ситуациям, то ее противоположность, связанная с разрывом связи малыша и человека, который о нем заботится, представляет серьезную опасность для его дальнейшего развития и всей последующей жизни. Иногда, в частности, в случае тяжелой болезни, госпитализацииили отъезда матери, ребенок вынужден переживать длительную разлуку. Эта ситуация может приводить к серьезным нарушениям у ребенка: например, у него могут возникнуть трудности со сном, едой, он может стать капризным, беспокойным, раздражительным. Семьям, которые сталкиваются с такими ситуациями, может потребоваться психологическая помощь с целью снижения негативного влияния разлуки с матерью на дальнейшее развитие ребенка. Именно поэтому таким важным представляется качество отношений в семье, которое либо поддерживает способность матери получать радость и удовольствие от материнства.

Пример. Арина через 2 недели после рождения ребенка попала в отделение неврозов. Она не могла есть, спать, все время плакала. Выяснилось, что молодая семья живет с родителями мужа. Арина очень боится свою свекровь. Еще во время беременности молодая женщина получала двойные послания: с одной стороны, свекровь говорила, что будет рада малышу, с другой – что если ребенок будет мешать, то молодой семье придется уйти на квартиру. Материальное положение молодой семьи довольно тяжелое, и денег на съем квартиры у них нет. Поэтому когда родился ребенок, Арина начала сильно тревожится. Все свое внимание она сконцентрировала на том, чтобы не давать ребенку плакать. Ребенок у Арины достаточно спокойный, однако ее высокий уровень тревоги и фантазии о «себе босой и голодной с ребенком на руках» привели к бессоннице, приступам тревоги и неврозу.

Помимо внутренних структурных трансформаций молодая семья в этот период переживает также новую волну изменений в отношениях с родительскими семьями. Вновь становятся актуальными проблемы внешних границ. Рождение ребенка является символом объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется и принимается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.