Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь супружеским парам в распределении власти и ответственности




Психологическая помощь

Основные направления психологической помощи молодой семье определяются полем психологических проблем конкретной супружеской пары, пришедшей на прием к психологу.

Наиболее частыми причинами обращения молодых супругов за психологической помощью являются трудности и проблемы в вопросах власти и ответственности, установлении границ семьи, выработке семейных норм и правил, распределении семейных ролей и обязанностей, а также сексуальные дисгармонии.

Данная проблема достаточно часто встречается в молодых семьях. Она может быть детерминирована различными факторами.

· Факторы индивидуального уровня. Очевидно, что личностные особенности супругов оказывают огромное влияние на все сферы их супружества. Проблемы власти и ответственности могут детерминироваться индивидуальными характеристиками, предыдущим опытом взаимодействия, уровнем и типом личностной организации и др.

Еще один важный параметр, влияющий на индивида – это его порядок рождения. Австрийский психолог W. Toman на большой выборке подтвердил, что люди, занимающие одинаковые позиции по порядку рождения в семье, имеют достаточно сходные характеристики.

В семье существует определенное число возможных позиций (вариантов очередности появления на свет) в зависимости от количества детей, их пола и соотношения возрастов. Люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, часто обладают определенными характеристиками. Для последующего понимания их влияния на супружеские отношения мы приведем краткое описание каждой из позиций.

Старший ребенок обычно является самым ответственным, добросовестностным, честолюбивым, стремящимся к достижениям. Он зачастую принимает на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Рождение следующего ребенка приводит его к кризису уникальности, так как он теряет свою исключительную позицию. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда. Обычно семья ожидает от старшего ребенка успешности в карьерном росте, поэтому они зачастую боятся не оправдать ожидания родителей и других авторитетов. Им сложнее дается релаксация и способность получать удовольствие от жизни (А.В. Черников).

Младший ребенок обычно обладает беспечностью, оптимизмом и готовностью принимать чужое покровительство и заботу. У него часто существуют проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений. От него в меньшей степени требуют социальных достижений или «продолжения дела семьи». «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком... Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи» (А. Adler, 1970; цит. по: А.В. Черников). Вследствие своей позиции младшего он знает, что в близких отношениях сложно добиться желаемого силой, поэтому он склонен к выработке манипулятивных стратегий взаимодействия. Младший ребенок, выросший в атмосфере тепла и поддержки, обычно легко находит друзей и дружелюбен в общении.

Средний ребенок может демонстрировать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Часто средний ребенок (если он не единственная девочка или единственный мальчик в семье) вынужден добиваться внимания и собственного места в семейной системе. А. Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, сам будучи вторым сыном, писал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон – борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший...» (А. Adler, 1970; цит. по А.В. Черников).

В случае многодетной семьи характеристики средних детей во многом зависят от того, к какой группе они принадлежат (младших или старших) и какова разница в возрасте между ними. Их промежуточная позиция стимулирует развитие социальных навыков. Средние дети – хорошие коммуникаторы и посредники, так как были должны научиться взаимодействовать со старшими и младшими братьями и сестрами.

Единственный ребенок является одновременно старшим и младшим в семье. Такие дети имеют многие характеристики старшего ребенка, но при этом могут сохранять детские качества вплоть до взрослого возраста. Единственный ребенок в большей мере, чем другие дети, похож на родителя того же пола. На своего единственного ребенка родители возлагают большие ожидания, и, как правило, он довольно успешен. Единственные дети часто привязаны к родителям и испытывают большие трудности в сепарации. Единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве.

Для близнецов параметры старший/младший ребенок проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру/брата, будут функционировать как младшие дети. Если же родители подчеркивают, что один из них родился раньше другого, то роли старший/младший могут быть распределены внутри их подгруппы. У близнецов обычно выявляют самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения, что обусловлено их функционированием как отдельной группы и меньшей ориентацией на взрослых и сверстников. Повзрослев, они зачастую испытывают сложности сепарации друг от друга и обретения собственной идентичности, особенно если они одного пола (Ричардсон, 1994).

Однако в некоторых случаях дети не соответствуют типичным характеристикам, свойственным той или иной сиблинговой позиции, из-за различных внутрисемейных факторов (болезнь другого ребенка; появление ребенка в особый момент жизни семьи и т.п.). Порядковая позиция ребенка может быть более ярко выраженной, если его родитель того же пола имеет такую же порядковую позицию.

На поведение и личностные характеристики ребенка влияют также установки родителей относительно пола. Во многих культурах приоритет в семье имеют сыновья. Старшая сестра в семье может функционировать как часть родительской подсистемы, заботясь о младших детях, в то время как ее младший брат будет наделен высокими родительскими ожиданиями. Исследования последних десятилетий свидетельствуют, что, хотя предпочтительность сыновей уменьшается, существует большая вероятность, что в тех семьях, в которых рождаются только девочки, родители значимо чаще продолжают попытки, в то время как семьи, где есть только сыновья, останавливаются на меньшем количестве детей (Broverman et al., 1972).

Если разница в возрасте детей составляет более пяти-шести лет, каждый из них по своим характеристикам будет похож на единственного ребенка, хотя с элементами отдельных свойств соответствующей сиблинговой позиции. Например, брат, который старше своей сестры на девять лет, будет похож на единственного сына (которым он и был целых девять лет), но при этом в его поведении будут некоторые характеристики старшего брата сестры. Чем меньше разница в возрасте детей, тем более вероятно, что они будут конкурировать за достижения, за признание со стороны родителей, за их любовь.

Таким образом, определенные характеристики, связанные с сиблинговой позицией, могут детерминировать внутрисемейное взаимодействие.

· Факторы микросистемного уровня. На взаимодействие молодых супругов могут оказывать влияние иерархические модели, типичные для их родительских семей. Кроме того, проблема власти также может детерминироваться порядком рождения каждого из супругов.

W. Toman считал, что для стабильных отношений в браке большое значение имеет повторение сиблинговой позиции, которую каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. На основании сочетаний различных вариантов сиблинговых позиций у супругов выделяют комплементарный, некомплементарный и частично комплементарный браки.

Согласно точке зрения W. Toman, наиболее удачным сочетанием является комплементарный брак старшего и младшего ребенка. В таком браке супругам легче договориться, так как у них есть подобный опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. В таком супружестве партнеры зачастую играют комплементарные роли – один принимает решения, другой его поддерживает; один заботится, другой принимает заботу; один делает карьеру, другой предпочитает заниматься собой и домом и т.д. Прочность и продолжительность связи между супругами определяется тем, насколько отношения обоих партнеров напоминают их положение в родительских семьях.

Под некомплементарным браком подразумевают супружество, где партнеры имеют одинаковую сиблинговую позицию в родительской семье. Обычно им нужно больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать как пара. Например, если в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать. Два младших, наоборот, могут избегать ответственности. Рождение детей часто является серьезным испытанием для брака двух младших детей, так как актуализируется потребность в длительном проявлении заботы о другом и в распределении ответственности.

Важным фактором также является наличие у супругов опыта взаимоотношений с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Муж, в семье которого были только мальчики, будет, вероятно, меньше понимать женщин, и ему нужно приложить усилия, чтобы наладить взаимоотношения со своей женой, чем мужчине, который имел в опыте общение с сестрами.

W. Toman различает понятия «идентичность» и «комплементарность». Идентичность позиций предполагает возможность идентификации: партнеры, которые занимали одинаковое положение среди братьев и сестер в родительской семье, быстрее достигают взаимопонимания. Однако, как правило, партнеры с идентичными сиблинговыми позициями выстраивают удачные отношения в браке в тех случаях, когда работают в разных областях, дают друг другу определенную свободу в личной жизни, общаются с разными друзьями и воспитывают детей параллельно: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей – мать. Так, партнеры с идентичными позициями хорошо понимают друг друга и могут заменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. В то же время комплементарность определяет возможность взаимодействия.

Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых одна, по крайней мере, совпадала с таковой у партнера (А.В. Черников, 2001).

Единственные дети привязаны к родителям и зачастую ищут в партнере характеристики отца или матери. Наилучшая возможность для них – вступить в брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, жена, которая была единственным ребенком и, муж, имевший младшего брата). Обычно самые большие сложности возникают в браках, где каждый из супругов был единственным ребенком.

Комплементарность брака не является гарантией его стабильности. Необходимо соотнести этот параметр с типом коммуникации и структурой родительских семей супругов.

 

Пример. Супружеская пара обратилась за помощью, охарактеризовав ситуацию в семье как предразводную. Жена в своей семье была младшей дочерью, имеющей старшего брата. С одной стороны, она ожидает заботы и внимания от мужа. С другой стороны, часто ведет себя как подросток, агрессивно отстаивая свою свободу. Муж не пытается контролировать жену и поэтому считает ее претензии неадекватными. В ходе анализа жизни в родительских семьях выяснилось, что в отношениях с мужем жена повторяет свою коммуникацию с братом, который подавлял и контролировал сестру. Она продолжает «бунтовать» против мужа, воспроизводя старый паттерн.

 

Помощь в случае некомплементарности позиций и конфликтов на фоне распределения власти и разделения ответственности заключается в информировании супружеской пары о возможном источнике их конфликтов и выработке более продуктивных стратегий в области обсуждения данной проблемы.

· Факторы макросистемного уровня. На молодых супругов могут оказывать влияние иерархические модели, типичные для расширенной семьи. Помощь заключается в выявлении характера распределения власти в родительской семье каждого из супругов с целью осознавания их влияния на актуальные проблемы брачных партнеров.

· Факторы мегасистемного уровня. Молодые супруги могут происходить из разной социальной среды, где существуют различные представления о главенстве и сферах ответственности. Социальные стереотипы накладывают отпечаток на представления партнеров о «правильной» структуре иерархии в семье.

 

Пример. Екатерина, коренная жительница столицы, довольно поздно вступила в брак. Почти сразу у них с мужем начались конфликты. Муж вырос в маленьком районном центре, где все мужчины работали на единственном заводе и хорошо зарабатывали, а многие женщины вообще не могли найти работу. Типичной семейной ситуацией у знакомых ее мужа было достаточно консервативное разделение обязанностей при главенстве мужчины-добытчика. Женщина в основном занималась домашними делами. Екатерина – самостоятельная, хорошо зарабатывающая женщина была шокирована попытками мужа контролировать ее траты, учить жизни и требовать «накрытый вовремя стол» притом, что она приходит с работы позже, чем он.

 

В такой ситуации важно объяснить супругам различия в их представлениях, обусловленную их семейной историей, и предложить найти компромиссную модель распределения власти и ответственности в семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 12302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.