Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь. Формирование готовности к семейной жизни – длительный процесс, начинающийся в раннем детстве




Формирование готовности к семейной жизни – длительный процесс, начинающийся в раннем детстве. Однако если в патриархальном мире ребенок, участвуя в жизни семьи, четко знал, что должен делать мужчина, а что – женщина, видел, как строить семейные отношения, то на сегодняшний день дети все больше отчуждаются от своих родителей. Поколение «детей с ключом на шее», гуляющим на улицах, плавно сменилось поколением теле- и компьютерно-зависимых детей. Многие из современных молодых людей искренне не понимают, для чего нужна семья и что она может дать человеку.

Типичной проблемой современности является желание молодых людей любить и жить вместе, но при этом не брать на себя ответственности за отношения. Термин «пробный брак» не прижился, так как не очень приятно быть «пробным мужем», «пробной женой» и воспитывать «пробных детей». Появился специальный, но не совсем корректный термин – «гражданский брак», призванный снизить напряжение в таких отношениях. Настоящий гражданский брак возник в противовес церковному как форма регистрации отношений в органах записи гражданского состояния. Однако негативное в нашем обществе отношение к термину «сожительство» (совместное проживание мужчины и женщины без регистрации отношений) привело к поиску новых названий. Несмотря на красивое название, такое сожительство не является браком. Множество пар, живущих вместе без регистрации, по сути не готовы к браку и семейной жизни.

Изменилась мораль: если раньше социум при помощи неодобрения и репрессивных мер заботился о своей сохранности, то на сегодняшний день общественное мнение никоим образом не осуждает сожительство. Отсутствие в социуме примеров, достойных подражания, ослабление и полное исчезновение социальных регуляторов в области личных отношений ведут к снижению готовности молодых людей к браку.

Наиболее уязвимой в плане готовности к семейной жизни оказывается молодежь. Материальная нестабильность, необходимость самоопределения, преобладание во многих регионах количества девушек над количеством юношей ведет к повышенному уровню тревожности у молодежи в области поиска брачного партнера и формирования семьи. Эта ситуация усугубляется:

· отсутствием у молодежи знаний о ряде важных областей семейной жизни;

· сложностями дифференциации выросших детей от родительской системы;

· отсутствием в ряде семей образцов для подражания в области отношений мужчин и женщин;

· увеличением количества гомосексуальных пар при отсутствии четких образцов жизнедеятельности в такой семье;

· «двойной» моралью в отношении мужчин и женщин, ведущей к наделению мужчины более позитивными качествами и большей значимостью;

· снижением участия социума в воспитании детей с увеличением доли ответственности родителей и др.

Обращение за помощью по проблемам, связанным с готовностью к семейной жизни, чаще всего происходит в следующих случаях:

1. Неспособность привлечь внимание партнера, отсутствие опыта реальных отношений. Психологическая помощь клиенту, направленная на формирование его готовности к семейной жизни в таком случае, является комплексной. Если у клиента не было реальных отношений, необходимо проанализировать, что является препятствием: стеснительность, отсутствие коммуникативных навыков, завышенные требования, неуверенность в своей привлекательности и т.п. Психолог, с одной стороны, способствует проработке неадекватных представлений клиента о себе как будущем брачном партнере, с другой стороны – ищет внутренние ресурсы и сильные стороны клиента, опираясь на которые, клиент может преодолеть существующие проблемы. Необходимо также помочь клиенту найти собственные ответы на ряд вопросов, таких как:

· Для чего людям нужна семья?

· Хочу ли я иметь семью?

· Почему именно сейчас я задумался (задумалась) о создании семьи?

· Что я хочу получать от партнера?

· Что я могу дать партнеру?

· Какого партнера я хочу найти?

· Какие шаги были мной предприняты для поиска партнера?

· В чем моя главная проблема (барьер), связанная с поиском партнера? и т.п.

2. Сложности в отношениях с партнерами, множественные разрывы отношений, которые не привели к браку. В такой ситуации необходимо проанализировать предыдущие отношения и выяснить, были ли совпадающие паттерны, связанные либо с выбором одного типа партнеров, либо с построением отношений сходным образом. Если удается обнаружить, что именно разрушает отношения, дальнейшая работа ведется вокруг существующего деструктивного паттерна. Иногда главной проблемой являются личностные особенности клиента (эгоизм; неспособность к эмпатии; желание получать, ничего не отдавая взамен; повышенная агрессивность и т.п.), сформировавшиеся в результате воспитания в родительской семье. Такая работа является классической индивидуальной терапией.

3. Наличие актуальных отношений (сожительство, длительные близкие отношения и т.п.), в которых один партнер хочет вступить в брак, а другой – оставить все, как есть. В этом случае рекомендуется пригласить на консультацию пару. Вначале желательно провести работу, направленную на выявление представлений каждого о браке. Важно выяснить взгляды каждого партнера на актуальные отношения, на их позитивные аспекты и сложные моменты. Используя технический прием обмена ролями, психолог может прояснить, насколько партнеры понимают чувства, переживания, желания друг друга. Легализуя тему брака, психолог может предложить обсудить планы каждого из партнеров через призму готовности к семейной жизни, актуальных отношений, баланса «давать – брать» в паре, ответственности, возможного появления детей и т.п. В такой работе психолог должен сохранять терапевтическую нейтральность, потому что каждый член пары будет стремиться привлечь его на свою сторону.

В случае, если второй партнер отказывается прийти на консультацию, психолог работает с одним членом пары. Трудности такой работы связаны с тем, что в отсутствие второго партнера психолог работает лишь с одной картиной реальности. Акцент в такой работе может быть связан с поиском ответа на вопрос, как долго клиент готов пребывать в этих отношениях, если второй партнер не готов к браку.

4. Колебания одного из партнеров, связанные с неуверенностью, что второй партнер – именно тот человек, с кем можно и нужно связать судьбу. Работа с таким клиентом направлена на выявление его представлений о брачном партнере и степени соответствия им личности актуального партнера, а также сомнений, связанных с отношениями. Психолог должен детально проработать все аспекты актуальных отношений и выявить, с чем связаны сомнения:

· с реальными недостатками партнера (личностные особенности, вредные привычки и т.п.)

· с особенностями взаимодействия в паре (проблемы коммуникации; конфликты, непонимание; разные представления о браке и аспектах семейной жизни и т.п.);

· с микро- и макросистемным уровнем семейного функционирования (действие семейных сценариев, семейных мифов и т.п.).

Для разработки мероприятий по оказанию психологической помощи молодежи в вопросах подготовки к семейной жизни можно использовать материалы приведенного в Приложении 4 тренинга.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.