Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы микросистемного уровня




 

Изучение рассмотренных выше показателей готовности к семейной жизни получает свое развитие при анализе определяющих их факторов, относящихся к более широкому контексту функционирования индивида. К ним, прежде всего, следует отнести особенности его отношений с членами нуклеарной и расширенной семей, а также специфику социальных процессов в русле темы брака и семьи.

К факторам микросистемного уровня семейного функционирования (нуклеарная семья), влияющим на готовность молодежи к браку, относятся показатели жизнедеятельности родительской семьи молодого человека. Отношения молодых людей с родителями, наряду с существующими в семье представлениями о способах семейной адаптации, стратегиях решения конфликтных ситуаций, распределении ролей между членами семьи, имеют большое значение при формировании готовности к семейной жизни.

Одним из важных факторов, влияющих на готовность к браку, является наличие у молодого человека эффективной модели (образа) родительской семьи и соответственно позитивных переживаний, связанных с качеством сложившихся в ней семейных отношений. Наряду с этим, важным является признание родителями факта взросления их выросшего ребенка – принятие его как отдельной взрослой личности, способной к самостоятельной жизни и созданию семьи, а также сформированность у родителей представлений о себе в новых семейных ролях (свекрови, свекра, бабушки и т.д.). Действие обозначенных факторов, как правило, связано с определенной активностью родителей, направленной на реализацию ими сценария «подготовки выросшего ребенка к браку» (шутки и намеки, что жених (невеста) уже вырос(ла); сбор приданного; помощь в приобретении жилья и т.п.).

Период взросления детей часто связан со сложными эмоциональными переживаниями членов семьи в связи с решением задачи сепарации детей от родителей и начала ими отдельной самостоятельной жизни. В связи с этим важной задачей, стоящей перед молодыми людьми в контексте формирования готовности к браку, является отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней.

Достижение молодыми людьми совершеннолетия и даже их отдельное, самостоятельное проживание не всегда означает то, что они отделились от родительской семьи и освободились от тесной связи со своими родителями. Даже не поддерживая контактов с родительской семьей, молодые люди могут оставаться от нее эмоционально зависимыми, что вносит трудности в установление близких отношений с партнером. Процесс сепарации молодых людей от родителей осложняется тем, что, подчиняясь закону гомеостаза, расширенная семья стремится сохранить свою стабильность и сопротивляется происходящим в ней изменениям, контролируя детей и удерживая их (Л. Берг-Кросс, А.Я. Варга и др.).

На микросистемном уровне зависимость молодых людей от родителей проявляется в сверхблизких отношениях с ними или слиянии. При таком состоянии семейной системы отделение молодого человека может вызывать у других членов семьи чувство пустоты, одиночества и тревоги. Размытость индивидуальных границ в слитных семьях затрудняет взросление ее членов и часто приводит к возникновению межпоколенных коалиций, в то время как их наличие позволяет молодым людям принимать самостоятельные решения, касающиеся отношений с родительской семьей, и обеспечивает возможность концентрировать усилия на построении взаимоотношений с партнером. Индивидуальные границы не только способствуют лучшему пониманию партнерами друг друга, но и позволяют сохранять стабильность, переживая изменения в их психологической близости, обусловленные ситуативными факторами и естественной динамикой эмоциональных отношений в паре, заключающейся в чередовании периодов сближения и дистанцирования.

Внешние границы в слитных семьях, как правило, характеризуются жесткостью, которая обусловливает закрытость семьи для внешних контактов. Молодые люди, выросшие в таких семьях обычно отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром и могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми.

Одним из механизмов, осложняющих отделение от родителей и формирование самостоятельной, независимой взрослой позиции, является включенность в эмоциональные процессы нуклеарной семьи, например, такие, как триангулирование. При анализе готовности к семейной жизни обнаруживаются два типа взаимосвязанных треугольников. Первый охватывает процессы внутри нуклеарной семьи и состоит из молодого человека и двух его родителей (или других членов семьи). Интенсивная включенность в отношения с родителями не оставляет выросшему ребенку ресурсов для построения отношений вне семьи. Второй треугольник находится на границе между нуклеарной семьей и внешним окружением и включает молодого человека, объект его романтической привязанности и родителя (родителей или всю семью как систему). Согласно М. Боуэну, молодые люди, которым не удалось отделиться от родительской семьи, отличаются полярными способами функционирования в паре: либо эмоциональной холодностью, дистантностью, либо склонность к слиянию с партнером. Эти особенности отчетливо проявляются уже на этапе поиска брачного партнера.

Процесс отделения от родительской семьи завершается, когда отношения выросших детей с родителями поддерживаются без участия эмоционального слияния или триангуляции, а также отсутствует вариант так называемого «эмоционального разрыва» (М. Боуэн), то есть резкого дистанцирования. Эмоциональная независимость от родителей дает ресурсы для поиска брачного партнера и, вместе с тем, позволяет использовать знания об истории расширенной семьи для более объективного понимания как своего «Я», так и сущности брачно-семейных отношений.

Трудность для процесса формирования готовности к браку существует также в семьях, члены которых крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу, имеют жесткие индивидуальные границы, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы и раздельных друзей. Им трудно оказать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. В понимании М. Боуэна, члены такой семьи посредством изолированности друг от друга, подчеркнутой независимости, часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми. В таких семьях часто встречаются феномены, которые могут быть охарактеризованы как «эмоциональный развод», «эмоциональная импотенция», «изоляция», «эмоциональное неприятие». Выросший в такой семье ребенок не получает необходимого опыта привязанности, что может являться фактором, осложняющим установление близких отношений с брачным партнером в его будущей семье.

Оптимальным для формирования готовности к построению устойчивых гармоничных отношений в паре является проживание в таких семьях, где родители демонстрируют способность сочетать собственную независимость с эмоционально близкими отношениями со своими родственниками. Выросшие в таких семьях молодые люди способны преодолевать противоречие между потребностью в слиянии и потребностью в сохранении индивидуальных границ, и находить наиболее приемлемую для обоих партнеров дистанцию во взаимоотношениях.

Важным фактором, влияющим на формирование готовности молодого человека к браку, является также коммуникативный опыт, полученный в родительской семье. Данный опыт касается способов семейного взаимодействия, характера передачи информации, способов выражения агрессии и поддержки и др.

Таким образом, отделение от родителей, выработка новых форм отношений с ними, построение индивидуальных границ молодого человека и усвоение коммуникативного опыта родительской семьи являются важными факторами формирования готовности к браку и его потенциальной стабильности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.