Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов. Количество и возраст детей № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты




Бланк

Ф.И.О. _

Возраст.

„Образование

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей

Варианты Варианты Варианты Варианты Варианты
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ
  АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ

После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать об­щее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оце­ниваются следующим образом:

□ ответ «А» — 4 балла;

□ ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла;

□ ответ «Б» — 1 балл.

Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное зна­чение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.

Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительс­кого воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале по­падает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.

На основании полученных оценок определяется преобладающий тип роди­тельского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).

Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспита­ния, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие бал­лы по следующим шкалам:

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следу­ющим шкалам:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отра­жена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявле­ние отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:

О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);

□ супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, орга­низацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);

□ отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семей­ного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая со­гласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.

Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию пси­хологом специфики семейных отношений.

Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери)

Выборка — 169 человек

 

  Стэновые оценки
                   
  5-12     15-16            
    6-7   9-10 11-12 13-14 15-16 17-18    
  5-8     11-12 13-14 15-16 17-18      
  5-10         15-16   18-19    
b 5-9 10-11   13-14   16-17        
b 5-10   12-13   15-16          
  5-9 10-11   13-14   16-17        
  5-6   8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19    
У 5-7       11-12 13-14     17-19  
  5-10     13-14   16-17        
  5-8     11-12   14-15 16-17      
  5-7 8-9 10-11 12-13   15-16 17-18      
  5-6   8-9     12-13 14-15   17-18 19-20
  5-10     13-14            
5-11 12-13 14-15              
  5-7 8-9 10-11     14-15 16-17      
1/ 5-10 11-12   14-15 16-17          
  5-9     12-13 14-15 16-17 18-19      
  5-7   9-10     13-14 15-16 17-18    
  5-7 8-11 12-13   15-16 17-18        
  5-15                  
  5-10     13-14   16-17        
  5-10     13-14 15-16          

Таблица 14

Тестовые нормы опросника PARI (отцы)

Выборка — 94 человека

 

  Стэновые оценки
                   
  5-11 12-13   15-16            
  5-7       11-12 13-14 15-16 17-18 19-20  
  5-8 9-10 11-12   14-15   17-18      
  5-9   11-12     15-16        
  5-11       15-16   18-19 19-19    
  5-10 11-12     15-16          
  5-9   11-12   14-15     18-19    
  5-6 7-8 9-10   12-13 14-16   18-19    
  5-7   9-10   12-13 14-15        
  5-10 11-12           18-19    
  5-8     11-12 13-14 15-16   18-19    
  5-8       12-14 15-16     19-20  
  5-7     10-11   13-14 14-16 17-18    
  5-11             18-19 18-19  
  5-12     15-16            
  5-9       13-14       18-19  
  5-10     13-14   16-17 18-19      
  5-8 9-10 11-12   14-15 16-17        
  5-7   9-10   12-13 14-15 16-17      
  5-9   11-12 13-14   16-17        
  5-14     17-18            
  5-8 9-12     14-15   17-18      
  5-12 13-14                

4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»

Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназна­чена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опрос­ник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.