Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники первичного права. Принципы права Е.Союза. Ответственность гос-чл за их нарушение




Принципы права Е.Союза. Ответственность гос-чл за их нарушение.


Это те принципы, которые относятся ко всей правовой системе в целом и касаются любых вопросов правовой жизни Союза.

3 группы:

 

· общие принципы права: принцип правовой определенности (не допускается обратная сила предписаний, ухудшающих положение частных лиц), принцип исключении двойного наказания за одно и то же деяние, принцип обязанности соблюдения договоров.

· Общие принципы европейского права: принцип уважения прав человека и основных свобод (ст.6 Договора о Е.Союзе), принцип свободы, принцип демократии, принцип правового государства (господства права), принцип равенства (т.е. юридическое равенство, недискриминация по государственной принадлежности, половое равенство, социальное равенство, уважение культурного, религиозного и языкового разнообразия), принципы субсидиарности и пропорциональности (обуславливают разграничение компетенции в Е.Союзе и гарантируют невмешательство органов власти верхнего уровня в дела органов власти более низкого уровня, в дела частных лиц), процессуальные принципы – право на эффективное судебное обжалование, право на юридическую помощь, на конфиденциальность информации, полученной адвокатом или представителем etc, - обеспечивают состязательность и равноправие сторон в процессе, либеральный характер судопроизводства.

· Принципы МП: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, уважения прав и свобод человека, мирного разрешения споров, сотрудничества и др.
Ответственность государств-членов за нарушение права Евр. Сообществ перед частными лицами – может выражаться в неимплементации или неправильной имплементации норм права Евр. Союза в национальное право государств-членов. При наличии такого несоответствия частные лица государств-членов имеют право обращаться в национальные суды с требованием признания тех или иных прав по законодательству Союза, которые не обеспечиваются в национальном законодательстве, и требовать от государства возмещения ущерба, возникшего в результате этого.

 

 

Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.
Источники права Евр. Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Евр. Союза включает три раздела:

· Источники первичного права (учредительные договоры);

· Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUI GENERIS; нормативные договоры);

· Источники прецедентного права.
Источники первичного права – все учредительные договоры Евр. Союза. Все акты первичного права являются международными договорами. Нормы первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Евр. Союза. По своей правовой природе это международные договоры.

Основные учредительные договоры:

· Договор об учреждении Европейского сообщества угля и стали 1951 года – ЕОУС или Парижский договор;

· Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года – Договор о Евратоме или Римский договор;

· Договор об учреждении Европейского (Экономического) Сообщества 1957 года – Договор о Е(Э)С или Римский договор;

· Договор о Европейском Союзе 1992 года – Маастрихтский договор.


Эти договоры носят конституционный характер для Евр. Союза – это учредительные договора в узком, прямом смысле. К учредительным договорам в широком смысле относят в том числе и следующие:

· Первый бюджетный договор 1970 года;

· Второй бюджетный договор 1974 года;

· Акт о прямых парламентских выборах 1976;

· Единый европейский акт 1986;

· Амстердамский договор, изменяющий договр о Е.Союзе 1997;

· Решение о собственных ресурсах 2000;

· Ниццкий договор 2001;

· Договор о присоединении 2003;

· Договора о присоединении разных стран к Евр. Союзу;


В соответствии с Лаакинской декларацией 2001 года создали рабочую группу, разработали проект Конституции Евр. Союза («Договор, устанавливающий Конституцию для Европы»), которая не была ратифицирована некоторыми странами (10 – за, 2 – против, 8 – за, 7 – воздержались). Переделали – убрали слово «конституция» и просто решили включить почти весь текст Конституции в виде поправок в учредительные договора.

После ратификации (планируют к 2010 году) Евр. Союз утрачивает структуру трех «опор» + выделяется отдельная структура – Договор о Евратоме, который вне рамок Евр. Союза будет подчиняться институтам Евр. Союза.

 

11. И сточники вторичного права.
Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.
Источники права Е.Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Е.Союза включает три раздела:

· Источники первичного права (учредительные договоры);

· Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUI GENERIS; нормативные договоры);

· Источники прецедентного права.
Источники вторичного права – акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Их круг неимоверно широк и разнообразен по форме и содержанию. выделяют следующие виды источников вторичного права Е.Союза:

· Нормативно-правовые акты (НПА);

· Индивидуальные акты;

· Рекомендательные акты;

· Акты особого рода;

· Нормативные договоры;
НПА – основные (регламенты, директивы и рамочные решения) и другие (ориентиры Евр. Центрального банка и правила процедуры (внутренние регламенты) институтов Евр. Союза).

· Регламенты – «законы» в материальном смысле. 3 свойства: нормативность, обязательность, возможность прямого применения; порождают права и обязанности государств-членов; выпускаются на 23 языках (языках всех стран-членов); публикуются в официальном журнале Евр. Союза и через 20 дней вступают в силу БЕЗ ратификации – инструмент унификации права; прямое нормотворчество – национальные законы поглощаются! Действуют наряду с внутренним законодательством гос-чл. Принимаются только по первой опоре.

· Директивы – «основы законодательства Евр. Союза» - обязательный для государств-членов нормативный акт, не имеющий прямого применения – ее нормы должны быть в определенный срок включены в нормы национального законодательства и должны быть созданы новые нормы - национальные законы оставляются, но редактируются (улучшать положения по сравнению с директивами можно, ухудшать – нет) – имплементация (трансформация) директивы. Формы и методы имплементации остаются на усмотрение гос-чл. Принимаются только по первой опоре. Наличие срока для имплементации в национальное законодательство коренным образом отличает директиву от м.д.

· Рамочное решение – обладает теми же юр. свойствами, что и директива. Отличия:

· Применяется только в сфере гармонизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права государств-членов;

· Принимается по третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО));

· Ни при каких обстоятельствах не имеет прямого действия;

· Может быть инициировано не только Евр. Комиссией, но и любым государством-членом.
Индивидуальные акты – акты индивидуального характера выступают по всем трем опорам Е.Союза в одной форме – решение. Оно обязательно в полном объеме для тех субъектов, кому оно адресовано. Имеет прямое действие.
Рекомендательные акты – акты soft law - не имеют общеобязательной силы. Их несоблюдение и неисполнение не влечет юридической ответственности, но влечет ответственность политическую. Эти нормы приходится соблюдать субъектам отношений, на которые они направлены.
Виды рекомендательных актов:

· По первой опоре – рекомендации, заключения;

· По второй опоре – заключения, общие стратегии, общие позиции, совместные акции;

· По третьей опоре – общие позиции.
Акты особого рода – акты sui generis – все правовые формы, которые не обозначены в качестве таковых в договоре, но которые реально, на практике, используются институтами ЕС. Наиболее распространенный вид – резолюции Совета и Европейского парламента.
Нормативные договоры – международные договоры Е.Союза, конвенции между государствами-участниками, принятые под эгидой Сообществ или Союза, а также соглашения между институтами Евр. Союза (межинституциональные соглашения).

·
Международные договоры ЕС бывают нескольких видов. Основная разновидность – м.д. Сообществ по первой опоре. Наиболее важные м.д. с третьими странами и м.организациями заключаются коллективно Сообществами и гос-чл. Иные соглашения, которые охватывают вопросы, отнесенные к исключительной компетенции ЕС и Евратома, заключаются самими Сообществами. Такие договоры обладают прямым действием на территории гос-чл. Существуют м.д., заключенные Союзом с третьими странами и м.организациями по второй и третьей опорам (только после амстердамского договора 1999).

·
Конвенции между гос-чл, заключенные под эгидой Сообществ и Союза. 70-е, 80-е – в рамках Сообществ, 90-е - по третьей опоре. Из 10 конвенций по третьей опоре в силу вступили только 2 => неэффективно.

·
Межинституциональные соглашения. Как правило, между тремя институтами – Парламентом, Советом и Комиссией.

·
Договор о Конституции для Европы учреждает новую систему источников вторичного права. Акты вторичного права будут подразделяться на законодательные, незаконодательные и иные. Законодательные – европейские законы и европейские рамочные законы; незаконодательные – европейский регламент, европейское решение; иные – рекомендации и заключения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.