Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективный масштаб на фронтальной, вертикальной и прямой широт. Решение прямой и обратной задачи. Приведите примеры. 3 страница




Естественный, или природный, источник света — это Сол­нце и Луна. Они, как известно, находятся в бесконечности, поэто­му световые лучи относительно друг друга расположены парал­лельно. Это освещение — солнечное (илл. 231,6). Вернемся к иллюстрациям в начале книги, где изображены падающие тени от стула при электрическом (см. илл. 3) и солнечном (см. илл. 5) ос­вещении. Заметим, что в этих примерах очертание теней от стула разное. В первом случае они имеют «расходящуюся» направлен­ность, во втором — сохраняется параллельность элементов пред­мета и теней от них. Несмотря на различие в образовании и очер­тании теней при точечном и солнечном освещении, принцип их построения одинаковый.

Как же образуются собственная и падающая тени от предме­та? Представим, что от источника света исходят световые лучи и падают на какую-либо плоскость (см. илл. 231,а, б). На их пути находится непрозрачный предмет (шар), который задерживает эти лучи, поэтому часть плоскости остается неосвещенной. Это темное место называется падающей тенью. Поверхность предмета также разделяется на освещенную и затемненную части. Тот участок, на который падают световые лучи, определяет освещенную часть предмета. Затемненная часть, которая не освещена источником света, называется собственной тенью предмета.

Граница, разделяющая освещенную и неосвещенную части предмета, является контуром собственной тени или линией разде­ла света и тени. Линия светораздела представляет собой множе­ство точек, в которых световые лучи касаются предмета и, попадая на плоскость, образуют контур падающей тени.

В зависимости от формы объектов переход от светлой части к темной на плоскогранных предметах (например, куб) четко разгра­

ничен ребрами (илл. 232). На предметах круглой формы (цилиндр,
шар) тональный переход осуществляется постепенно. Собственные
тени на предметах обычно изображают светлее падающих, из-за
отраженных световых лучей от горизонтальной плоскости и от
окружающей среды. По этой же причине верхняя часть собствен-
ной тени предмета немного темнее, чем нижняя.

Заметим, что два тона, расположенных рядом, усиливают друг
друга и создают так называемый пограничный контраст. Так,
освещенная левая грань куба воспринимается наиболее светлой у
ребра грани, находящейся в тени. А тень на неосвещенной грани

наиболее насыщенная у это-
го же ребра (см. илл. 232).
Предметы с блестящими по-
верхностями в освещенной
части имеют особенно яркое
высветленное место — блик.
С противоположной сторо-
ны освещенной поверхности
в тени предмета расположен
рефлекс. Он образуется в
результате отраженного от
окружающей среды света и
находится в теневой части у
контура предмета. Граница
(контур) падающей тени тем

четче, чем ближе источник света к предмету и чем меньше сама
тень. Если по величине тень большая и вытянутая, то по мере ее
удаления от предмета и источника осветцения она ослабевает и ее
контур становится расплывчатым.

Проанализируйте распределение светотени на геометрических
телах (см. илл. 232) на основе их освещенности. Кроме того, по на-
правлению падающих теней определите положение источника ос-
вещения.

Заметим, что предмет может быть освещен несколькими источ-

никами света (илл.

233). В этом случае
общая наложенная
часть двух падаю-
щих теней правой
призмы от двух све-
тящихся точек, пол-
ностью затемнен-
ная, будет полной
тенью
предмета.

Несовпадающие
части теней называ-

ются падающими

полутенями. Они менее интенсивны по густоте и насыщенности тона, чем полная тень, поскольку лучи двух источников света осве­щают тень, образуемую каждым из них. При освещении левой призмы двумя источниками света образуются только неполные падающие тени, поскольку они не накладываются одна на другую.

Полутень получается при освещении предмета некоторой све­тящейся поверхностью, расположенной на близком расстоянии. Например, лампа с матовым плафоном или с неоновым освещени­ем, а также рассеянный (природный) свет при пасмурной погоде на улице или в комнате, направленный из окна. В этих случаях контур тени от предмета имеет мягкое, расплывчатое очертание.

Построение падающих теней в перспективе является позици­онной задачей, которая сводится к нахождению точки пересече­ния светового луча или линии пересечения теневой поверхности с той, на которую падает тень. Для построения падающей тени необ­ходимо, чтобы на картине или недалеко за ее пределами были за­даны проекции источника света и всех характерных точек предме­та на ту поверхность, на которую падает тень. В тех случаях, когда на картине проекции характерных точек предмета не заданы, их необходимо построить. Это позволит более точно определить кон­тур падающей тени

 

13. Простейшие способы построения в перспективе квадрата, прямоугольника и др., расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

14. Способы построения перспективных изображений. Способ совмещения предметной и картинной плоскости и др. Приведите примеры практического применения этих способов.

15. Способы построения перспективных изображений. Способ сетки и др. Приведите примеры практического применения этих способов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.