Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И главные факторы ее реализации 3 страница




2) в своей совокупности пронизывать все уголовно-исполнительного законодательство, указывать основные направления его развития и совершенствования;

3) составлять внутренне согласованную и взаимосвязанную систему и, кроме того, соотноситься в качестве подсистемы с системой общеправовых принципов как более высокого по степени общности (иерархии) структурного образования;

4) характеризоваться стабильностью и прослеживаться, как правило, во всей истории развития отраслевого законодательства (права) <43>.

--------------------------------

<43> См.: Наташев А.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство. Основные вопросы теории и практики. М., 1975. С. 66 - 67; Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. Рязань, 1987. С. 118 - 119.

 

Принципы - это сложная категория, обладающая рядом как объективных, так и субъективных признаков. Их объективность заключается в том, что они отражают действительные закономерности развития общества в целом. Пренебрежение ими в конечном счете ведет к причинению существенного нравственного вреда обществу, нарушениям исконных прав и свобод человека, конкретными примерами которых во множестве изобилует недавняя (с точки зрения истории) действительность нашего государства.

В основе принципов уголовно-исполнительного законодательства совершенно логично лежат незыблемые общечеловеческие ценности, закрепленные рядом международно-правовых актов, в частности Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. <44>.

--------------------------------

<44> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990.

 

Субъективный характер принципов законодательства выражается в том, что они являются продуктом сознательной деятельности людей, формулируются людьми на основе познания их объективного характера, нравственных постулатов, а далее закрепляются в различных идеологических формах, включающих в итоге и правовые нормы.

Генетически принципы уголовно-исполнительного законодательства основаны на общих принципах права, принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также на принципах политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

В своей основе система принципов уголовно-исполнительного законодательства отражает правила и правовые установки обращения с осужденными, закрепленные в соответствующих международно-правовых документах. К таким документам прежде всего необходимо отнести: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый ООН в 1989 г.; Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятую ООН в 1984 г., и целый ряд других.

Система принципов действующего уголовно-исполнительного законодательства основывается на Конституции РФ, положения которой, согласно нормам ст. 15, имеют прямое действие в части определения прав и свобод человека. В то же время закрепленные нормами ст. 8 УИК РФ принципы детально определены и конкретизированы всей системой норм УИК РФ, подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок и условия исполнения отдельных видов уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Принцип законности носит общеправовой, конституционный характер. На уровне Конституции РФ он закреплен целым рядом положений (ст. 4, 13, 15, 17 - 19 и др.). Применительно к уголовно-исполнительному законодательству он выражается в требовании обеспечения верховенства закона, его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования общественных отношений, возникающих и существующих в процессе и по поводу исполнения и отбывания наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Характерной особенностью действующего уголовно-исполнительного законодательства в контексте рассматриваемого принципа является наличие в УИК РФ гл. 2 (ст. 10 - 15), посвященной правовому положению осужденных. Это важно в силу следующих обстоятельств: с одной стороны, в настоящее время правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, а не подзаконными нормативными актами (преимущественно ведомственного и межведомственного характера), с другой, что не менее важно, достаточно детальное законодательное закрепление получили права и обязанности иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. К ним относятся:

1) учреждения и органы, исполняющие наказания;

2) организации и предприятия, использующие труд осужденных;

3) должностные лица и работники организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания;

4) общественные объединения, принимающие участие в исправлении осужденных;

5) отдельные граждане, посещающие учреждения и органы, исполняющие наказания.

Указанные обстоятельства, наряду с целостной системой гарантий соблюдения законности применения средств исправления осужденных, их правовой защиты, имеют чрезвычайно важное значение в аспекте неукоснительного соблюдения законности.

Принцип гуманизма проявляется в уголовно-исполнительном законодательстве достаточно разносторонне и многопланово. Общей социальной посылкой широкого нормативного закрепления гуманного отношения к лицам, подвергаемым уголовным наказаниям, является процесс демократизации общественной и государственной жизни России и, как следствие, приближение нормативной базы в области исполнения наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными.

Гуманны прежде всего конкретные и четко выраженные цели действующего уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Гуманны также и основные задачи, каковыми, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, названы определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в их социальной адаптации.

В части законодательного закрепления наиболее существенных прав осужденных и механизма их реализации показательны (с точки зрения гуманизма) нормы ст. 13 УИК РФ, гарантирующие им право на личную безопасность.

Несомненным выражением гуманизма действующего уголовно-исполнительного законодательства являются нормы ст. 14 УИК РФ, обеспечивающие свободу совести и вероисповедания осужденных, включая право на отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, общение со священнослужителями.

Заметно отличаются от ранее действовавших и иные формулировки норм. Правовая и сущностная особенность прослеживается, например, при построении норм, регулирующих порядок и условия исполнения (отбывания) наказаний. Из них изъята нарочито "тюремная" лексика, подчеркивавшая карательные аспекты наказания и его суровость.

Гуманизм действующего уголовно-исполнительного законодательства выражается также и в отмене в отношении осужденных ряда запретов и ограничений, малооправданных и нелогичных в свете современных направлений уголовно-исполнительной политики. В частности, существенно расширены как по количеству, так и по организационным особенностям возможности поддержания осужденными социально полезных связей в форме свиданий с родственниками и иными лицами (ст. 89 УИК РФ). Устранены имевшиеся ранее ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм, а также ограничения на количество посылок, передач и бандеролей, получаемых женщинами и лицами, содержащимися в воспитательных колониях (ст. 90 УИК РФ).

Гуманным нововведением действующего уголовно-исполнительного законодательства является и предусмотренное нормами ст. 92 УИК РФ право осужденных к лишению свободы иметь нормированные, но достаточно регулярные телефонные разговоры с родственниками и близкими.

Принцип гуманизма органично проявляется в системе норм уголовно-исполнительного законодательства, в соответствии с которыми достаточно широкая возможность получения различного рода льгот и послаблений режимного характера ставится в прямую зависимость от правопослушного поведения осужденных, от их желания и стремления проявлять себя положительно.

Гуманизм УИК РФ в сочетании с дифференциацией и индивидуализацией исполнения наказаний является существенным побудительным стимулом исправления осужденных. Он создает реальную возможность изменения вида исправительного учреждения (ст. 78), условий отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 87), применения к лишенным свободы осужденным широкого спектра мер поощрения (ст. 113), вплоть до условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой его части более мягким видом наказания (ст. 172).

Принцип демократизма реализуется прежде всего в безоговорочном признании осужденного субъектом уголовно-исполнительных правоотношений. Это положение соответствует общепризнанным нормам международного права. В частности, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его субъективных прав <45>.

--------------------------------

<45> Международная защита прав и свобод человека. С. 40.

 

Принцип демократизма недвусмысленно выражается в характерных чертах процесса исправления осужденных и круге субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Действуя совокупно, в системе и во взаимодействии с принципами законности и гуманизма, демократизм уголовно-исполнительного законодательства реализуется в нормах, закрепляющих правовой статус осужденных, их основные права и обязанности (ст. 10 - 15 УИК РФ). Совместное системное действие отмеченных принципов в разветвленной системе гарантий правовой защиты осужденных выражается также:

1) в праве осужденных на обращения и порядке рассмотрения обращений осужденных (ст. 15 УИК РФ);

2) в контроле органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19 УИК РФ);

3) в судебном контроле (ст. 20 УИК РФ);

4) в ведомственном контроле (ст. 21 УИК РФ);

5) в прокурорском надзоре за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ);

6) в содействии и контроле общественных объединений (ст. 23 УИК РФ);

7) в возможности посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, представителями государственной власти, средств массовой информации и иными лицами (ст. 24 УИК РФ).

Известное выражение принципа демократизма заключается также в том, что уголовно-исполнительное законодательство, подчиняясь конституционному положению о его федеральном построении, одновременно предоставляет довольно широкие права в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания, субъектам Федерации, на территории которых они расположены. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, а также различного рода общественные объединения оказывают возможное содействие учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, что выражается в предоставлении им различного рода кредитных, налоговых льгот в строительстве, в приобретении продовольствия, в решении проблем материально-бытового устройства осужденных и т.п.

При исполнении наказаний в виде лишения свободы демократизм уголовно-исполнительного законодательства проявляется также в создании и функционировании в исправительных учреждениях специфической формы ограниченного самоуправления осужденных - самодеятельных организаций. В соответствии с нормами ст. 111 УИК РФ они работают под контролем администрации исправительных учреждений, оказывая ей существенную помощь в исправлении осужденных, решении проблем производственно-хозяйственной и иной деятельности. Члены самодеятельных организаций осужденных выполняют важную роль противодействия усилиям лидеров преступной среды, направленным на конфронтацию с администрацией исправительных учреждений, оказывают значительное влияние на обстановку в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и эффективность их деятельности в целом.

Принцип равенства осужденных перед законом непосредственно отражает положения п. 6.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В силу этого исключается их дискриминация, то есть постановка в заведомо невыгодное положение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения.

Требования данного принципа выражаются в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, обладающих сходными перечисленными признаками, определяющими общегражданскую основу правового статуса осужденного <46>.

--------------------------------

<46> См.: Наташев А.Е. Принцип социальной справедливости в сфере государственного принуждения, в исправительно-трудовом законодательстве и в практике его применения // Управленческая деятельность руководителей органов, исполняющих наказания: Тр. Академии МВД СССР. М., 1989. С. 87.

 

В то же время люди вообще и осужденные в частности не равны по своим способностям, заслугам, социальным ролям, состоянию здоровья и иным качествам, составляющим существо человеческой личности. Попытки провести между ними искусственное выравнивание вызывают бесконечные споры и недовольство, серьезно затрагивая такое важное качество наказания, как его справедливость. Обостренный спрос на справедливость, вообще характерный для сферы правового регулирования общественных отношений, при исполнении уголовных наказаний достигает, в известной степени, своего пика <47>.

--------------------------------

<47> См.: Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М., 1989. С. 140.

 

Практика исполнения отдельных видов уголовных наказаний, в частности лишения свободы, показывает, что в ряде случаев представители криминальной элиты, лица, причисляющие себя к авторитетам преступного мира, пользуются в исправительных учреждениях необоснованными с точки зрения уголовно-исполнительного закона преимуществами и привилегиями. Требования принципа равенства осужденных перед законом обязывают должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить значимые различия между осужденными в зависимости от их пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное, от поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания по своему содержанию тесно связан со всеми принципами уголовно-исполнительного законодательства, образующими единую систему.

Совокупное действие принципов демократизма и равенства осужденных перед законом устанавливает общегражданскую основу правового статуса осужденных, определяемую одинаковым правовым положением лиц, отбывающих наказания одного вида и находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания.

Дифференциация исполнения наказания заключается в формировании более частного, так называемого специального правового статуса осужденного, предусматривает разделение осужденных в процессе отбывания наказания в сходных условиях на различные классификационные группы в зависимости от самых различных признаков или оснований. Основания дифференциации весьма разнообразны и многочисленны. К ним относятся: возраст, состояние здоровья, поведение, отбытая часть наказания, применимость той или иной формы досрочного освобождения, наличие семьи и социальных связей, уровень образования и профессиональной подготовленности и многое другое. В отраслевой науке насчитывается несколько десятков оснований дифференциации.

Установление специального правового статуса осужденного, отнесение его к той или иной категории как результат дифференциации играют важную роль в организации практического исполнения наказаний. В каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, предъявляемые персоналом всех без исключения служб к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной категории, к ним избирательно, дифференцированно применяются комплексы мер принуждения, стимулирования и исправления.

Индивидуализация исполнения наказания состоит в еще более глубокой и детальной конкретизации правового статуса осужденного, принимающего форму индивидуального (особого). Индивидуальный правовой статус основывается на выраженности в личности осужденного, его поведении и отношении к средствам исправительного воздействия черт, имеющих существенное значение при исполнении назначенного судом уголовного наказания.

Индивидуализация исполнения наказания предполагает глубокое изучение личности каждого осужденного, составление его подробного психологического портрета, разработку и реализацию индивидуальной программы воспитательных воздействий, укрепляющих положительные личностные качества и поражающих, угнетающих отрицательные.

Дифференциация и индивидуализация - это единый процесс, позволяющий добиться достижения целей исполнения уголовного наказания. Эффективность их реализации зависит от многих факторов и обстоятельств, в частности от слаженности усилий персонала, его педагогического мастерства и опыта.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения ориентирует правоприменителя на обоснованное, сбалансированное и комплексное применение предусмотренных законом средств исправления осужденных.

Идея разностороннего стимулирования правопослушного поведения осужденных признана на международно-правовом уровне. Так, например, ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными устанавливает: "В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться прививать им желание подчиняться законам..."

Отечественная практика исполнения уголовных наказаний и деятельности исправительных учреждений в отдельные периоды времени отдавала заметные предпочтения тем или иным формам и методам воздействия на осужденных. В свое время достаточно широко внедрялся опыт учреждений Вологодской области, основанный на коллективных формах воздействия на осужденных. Не менее широкое одобрение получил и белорусский опыт работы со злостными нарушителями режима, основанный на сугубо индивидуальных методах воздействия. Масштабное применение различных форм и методов исправления осужденных - массовых, групповых и индивидуальных - показало и практически доказало, что приоритета, особенно на длительное время, нельзя отдавать ни одной из форм, ни один метод не является панацеей. Конкретные, специфические меры воздействия на осужденных должны применяться комплексно, с соблюдением рационального баланса в единой системе педагогических воздействий.

Порядок и условия исполнения уголовного наказания, применяемого комплекса мер исправительного воздействия должны прежде всего соответствовать степени социально-нравственной запущенности осужденного, его значимым индивидуальным особенностям, устанавливаться на основе изучения личности осужденного и своевременно изменяться с учетом происходящих в ней изменений для достижения целей наказания, определенных уголовно-исполнительным законодательством.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. В ранее действовавшем законодательстве указанный принцип имел довольно специфическое выражение. Им определялся сам предмет правового регулирования.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство регулирует порядок исполнения всех видов уголовных наказаний. ИТК РСФСР 1970 г. с последующими его изменениями и дополнениями распространялся лишь на наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (лишение свободы, исправительные работы, ссылка и высылка). Распространение указанного принципа на весь перечень (исключая смертную казнь) не является данью традиции, не носит характер простого механического переноса, а отражает существенные изменения, присущие действующему уголовно-исполнительному законодательству в сравнении с предшествующим исправительно-трудовым.

В системе мер воздействия на осужденных, предусмотренных ИТК РСФСР 1970 г., явно прослеживается приоритетная роль труда осужденных, считавшегося, наряду с режимом исполнения наказания, главным средством необходимой коррекции поведения преступника. В частности, в нормах ИТК, а также в практической деятельности по исполнению уголовных наказаний отношение осужденных к труду выступало основным и наиболее существенным признаком их исправления и перевоспитания.

Статья 9 УИК РФ иным образом определяет суть и содержание исправления осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Действующее законодательство прежде всего делает акцент на нравственном исправлении осужденных, ставит во главу угла человека и общество в целом.

В соответствии с этим положением, исходя из конструкции ч. 2 ст. 9 УИК РФ, изменены и приоритеты основных средств исправления осужденных - ряд названных средств начинается с режима и воспитательной работы. Наряду с режимом, отражающим в большей степени, по сравнению с прочими средствами исправления осужденных, ограничительный, запретительный характер наказания, общие меры воспитательного характера подлежат необходимому применению в отношении лиц, приговоренных к любым видам уголовных наказаний (за исключением смертной казни), регулируемым действующим уголовно-исполнительным законодательством.

 

§ 4. Основные виды норм уголовно-исполнительного

законодательства, их структура, содержание и общий

порядок применения

 

Уголовно-исполнительное право - это самостоятельная отрасль права единой правовой системы, представляющая собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые устанавливают основания, цели, задачи, принципы и иные правила правового регулирования процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Следует отметить, что проблема правовой нормы всегда привлекала внимание представителей юридической науки. В результате проведенных исследований удачно разрешены важные теоретические аспекты. Вместе с тем эта проблема до настоящего времени не может считаться достаточно разработанной.

К числу наиболее сложных вопросов в учении о правовой норме в первую очередь следует отнести такие вопросы, как понятие правовой нормы, ее природа, функции, самостоятельность правовой нормы и ее соотношение с другими нормами.

В соответствии с общетеоретическими взглядами понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Само право состоит из действующих в обществе юридических или правовых норм.

В свою очередь, как следует из общих основ теории права, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормы права следует рассматривать в качестве конечного, либо промежуточного продукта нормотворческой деятельности.

В свою очередь, роль нормотворчества в сфере уголовно-исполнительной деятельности состоит в том, чтобы трансформировать, включать новые научно обоснованные идеи в конкретную и четкую, внутренне согласованную систему правил поведения, регулирующих данную область общественной жизни.

Регулятивная роль нормы права, как известно, выражается и в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других соответствующего поведения, и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия государства в отношении правонарушителя. Отсюда следует, что под нормой уголовно-исполнительного права следует понимать юридическую модель поведения субъектов и участников определенных правоотношений, а именно таких, которые устанавливаются между государственными органами, организациями, общественными формированиями, должностными лицами, отдельными гражданами и осужденными, возникающих по поводу и в процессе исполнения уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Необходимо особо подчеркнуть, что социальная эффективность юридических норм в значительной мере зависит от того, насколько полно они интегрированы в единую, целостную правовую систему. Отсюда следует значение кодификации правовых норм, создание целостных комплексов, регулирующих обширные области общественной жизни. В историческом плане наличие таких систем может рассматриваться как одно из достижений человеческого прогресса. Дело в том, что на протяжении столетий правовые системы характеризовались пестротой, неопределенностью, разнобоем требований. Унификацию в названной сфере следует рассматривать как одно из важных достижений правовой мысли, юридической науки и как существенный результат демократического процесса в целом.

В этом направлении следует рассматривать и оценивать процесс кодификации уголовно-исполнительного права в нашем государстве. Этот процесс свидетельствует о наличии в правовой сфере и в вопросах кодификации следующих определяющих этот процесс факторов:

1) современное правовое состояние общества выдвигает на одно из первых мест настоятельную необходимость законодательного упорядочения нормативной базы;

2) уровень и состояние кодификационной работы обусловлены требованиями времени (существенные изменения приоритетов в социальной жизни государства, обновление правовой основы общества, уход от регулирования правовых процессов с помощью подзаконных актов и т.д.);

3) выдвижение в число основных задачу защиты прав и законных интересов человека и гражданина;

4) необходимость объединения ранее разобщенных правовых норм в единый правовой комплекс и создание тем самым благоприятных условий для дальнейшего правотворчества с учетом самых разнообразных социально-правовых аспектов;

5) перестройка национального законодательства с учетом рекомендаций общепризнанных международных правовых документов и, в некоторых аспектах, на их основе.

Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении уголовных наказаний и применении мер исправительного воздействия на осужденных, кодифицированные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регламентируют их деятельность.

Эта регламентация осуществляется в двух основных направлениях:

- при исполнении (отбывании) наказания;

- при применении мер исправительного воздействия.

Определенной спецификой отличается процесс исполнения и отбывания наказания, поскольку в нем реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных. Он урегулирован нормами права в максимальной степени и затрагивает весь комплекс общественных отношений.

Относительно исправительного воздействия можно заключить, что оно регулируется нормами права в значительно меньшем объеме, поскольку его содержанием является психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации воспитательных мер в процессе исполнения отдельных видов наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества, нормы права формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства, трудовые коллективы, общественные организации или отдельных граждан, на которых возлагаются обязанности по выполнению этих задач.

Кодификация норм, объединение их в целостный комплекс предполагает и их четкую дифференциацию, выделение их основных видов. Указанное положение важно не только в теоретическом, но прежде всего в практическом отношении, поскольку позволяет разобраться в степени важности и значимости тех или иных нормативных позиций.

Нормы, включенные в уголовно-исполнительное законодательство, можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения. В общей теории права по указанному основанию нормы права принято подразделять на поощрительные, охранительные, диспозитивные и рекомендательные. В основе такой классификации лежит метод правового регулирования.

Поощрительные нормы - это предписания относительно представления мер поощрения за желаемый вариант правопослушного поведения субъектов. Эти нормы играют исключительную роль в вопросах организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, С их помощью стимулируется правопослушное поведение осужденных, одобряемое законом и свидетельствующее об их исправлении. Такие меры законодательно закреплены, например, в ст. 113 УИК РФ, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Их особенность состоит в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Другой субъект - осужденный - не наделяется правом требования соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.