Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенитенциарного) законодательства 2 страница




И все же царское правительство не было удовлетворено состоянием тюремной системы и периодически пыталось изменить состояние тюрем, естественно, в сторону "улучшения", то есть ужесточения содержания заключенных, особенно политических. Но, выпуская большое количество законодательных актов, направленных на реформирование пенитенциарной системы Российской империи, царские власти столкнулись с проблемой соотношения правовых документов различных ведомств. Дело в том, что у Военного министерства и местных властей были разные системы заключения, виды тюрем и условия содержания заключенных. Например, в Шлиссельбургской политической тюрьме в период с 1884 по 1905 г. внутренняя охрана относилась к Департаменту полиции, а внешняя охрана (охрана по "периметру" крепостных стен) - к Военному министерству, что вызывало известные трения (взаимодействие, финансирование, ответственность). В то же время хроническая нехватка средств, процветавшее воровство администрации в тюрьмах - все это не позволяло довести кардинальную тюремную реформу до положительных результатов.

Неустроенность тюрем, аварийность помещений, жуткие антисанитарные условия заключения, периодически повторяющиеся эпидемии чумы, холеры, оспы приводили к высокой смертности среди арестантов, усугублявшейся тем, что по закону вслед за осужденным мужем по его желанию должны были следовать жена и дети. Часто случалось, что целые деревни, осужденные в результате антиправительственных и антикрепостнических выступлений, отправлялись в Сибирь полностью. Доходили до мест заключения не все, многие умирали в пути.

Нужно также учесть, что содержание заключенных зависело от их социального положения. Например, для лиц дворянского и духовного звания старались выделять отдельные камеры, организовывали соответствующий рацион пищи, отправляли в Сибирь отдельными экипажами. В то же время для лиц "подлого" происхождения, крестьян и рабочих, были только общие камеры, из них формировались этапы и отправляли их в Сибирь по знаменитой Владимирской дороге. Соответственно, различным было содержание политических и уголовных заключенных. Политических, которых первоначально было мало и ответственность за их содержание была очень высокой, было трудно охранять (например, Николай I сам следил за содержанием декабристов, Александру II еженедельно присылались отчеты о пребывании в Алексеевском равелине С.Г. Нечаева в период с 1873 по 1881 г.). Но охранять политзаключенных для тюремных властей было "почетно", так как производство чинов шло быстрее и денежные награды были выше, чем за охрану уголовных арестантов.

Еще в царствование Николая I поднимался вопрос о реформировании тюремной системы. Но переустройство тюрем началось лишь наряду с другими реформами Александра II. С 1866 г. стала проводиться тюремная реформа, продолжавшаяся до образования в 1879 г. Главного тюремного управления Российской империи. Главная задача, которая была поставлена перед проведением реформы: привести в порядок тюремные учреждения, обеспечить сносные условия содержания заключенных и исполнения наказания.

В рамках реформы тюремной системы предпринимались попытки создания упорядоченной пенитенциарной системы, хотя С.В. Познышев утверждал, что "в России никогда не делалось попытки провести какую-либо одну тюремную систему во всем государстве или, по крайней мере, в более или менее значительной части страны" <53>. Каторга в России считалась наиболее сильным наказанием, хотя если сравнить с Западной Европой, то там каторжная система тоже существовала, но в более мягком, либеральном виде. Например, каторга была в "Германии (без срока или на срок от 1 года до 15 лет), Венгрии (без срока или на срок от 2 до 15 лет), Франции (без срока или на срок от 5 до 20 лет), Бельгии (без срока или от 10 до 20 лет), Италии (без срока)" <54>. Нужно учесть, что данные наказания полагались за тяжкие уголовные преступления, например неоднократные убийства, убийства с отягчающими обстоятельствами и т.д. За антигосударственную деятельность (по этим статьям осуждались практически все революционеры) в императорской России во второй половине XIX - начале XX в. каторжные наказания полагались без срока и на срок до двадцати лет. Минимальный срок за этот вид преступления - три года каторжных работ. После отбытия наказания устанавливался срок поселения в зависимости от срока каторги. Например, если у осужденного революционера была двадцатилетняя каторга, то поселение в Сибири или в других местах "отдаленных" устанавливалось тоже в двадцать лет. Соответственно, каждый революционер после отбытия срока каторги имел такой же срок поселения.

--------------------------------

<53> См.: Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 129.

<54> См.: Там же. С. 31.

 

Другой исследователь, М.М. Исаев, тоже писал о том, что "наиболее тяжким видом лишения свободы является каторга. Характерные ее черты: прежде всего - высокий сравнительно минимум (1 - 3 года) и высокий максимум (15 - 20 лет), переходящий в пожизненное лишение свободы. С каторгой обязательно связываются далее более или менее тяжелые правопоражения. Режим каторги, наихудший в данной пенитенциарной системе, поскольку законодательство той или иной страны сохраняет ссылку, каторга или отбывается в местностях, предназначенных для ссылки, или же ссылка является обязательным последствием каторги" <55>. Вопрос о ликвидации каторги поднимался в научно-исследовательской литературе XIX - начала XX в., но так и не был решен положительно из-за упорного противодействия царских властей.

--------------------------------

<55> См.: Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М.; Л., 1927. С. 108.

 

В мире существовали различные системы каторжных работ. Наиболее распространена была "пенсильванская" тюремная система. Она образовалась в Соединенных Штатах Америки в середине XVIII в., в штате Пенсильвания (отсюда и название), и заключалась в том, что заключенный помещался в одиночную камеру (так называемую келью), лишался пишущих принадлежностей и чтения, кроме Библии, а также общения с окружающими. Кроме этого, скудный рацион питания, низкая температура и сырость быстро сводили арестанта в могилу. В императорской России "пенсильванская" система заключения применялась в Шлиссельбургской политической тюрьме, Петропавловской крепости, Новохарьковском и Новобелгородском централах.

В ряде европейских стран существовали коллективные методы заключения. Одна из наиболее распространенных носит условное название "барачной" <56>. Заключенные помещались в общие камеры. "Господствующий, повсеместно принятый у нас способ размещения арестантов следующий: наша тюрьма обычно состоит из коридоров, в которые выходят несколько общих камер. Двери этих камер иногда сплошные, деревянные, иногда железные, решетчатые. По размерам своим общие камеры очень разнообразны: некоторые на сравнительно небольшое количество арестантов - на 10, 12, 14, 20 человек, но немало и больших камер - на 25, 40, 50, 70 и даже более человек" <57>. "Барачная" тюремная система характеризовалась скученностью проживания, обязательным каторжным трудом, скудостью питания, периодическими издевательствами тюремщиков над заключенными и заключенных друг над другом. Постоянное совместное проживание превращалось в ад для революционеров. Например, в Бутырской тюрьме (г. Москва) стычки между политическими заключенными и уголовниками доходили до поножовщины <58>.

--------------------------------

<56> Наиболее распространена уже в XX в. В XIX в. она только зарождалась.

<57> См.: Познышев С.В. Указ. соч. С. 131.

<58> См.: Кандальный звон. Одесса, 1926. Вып. 5. С. 69.

 

По мнению Д.И. Шинджикашвили, "тюремная политика царизма в период империализма по своему характеру ничем не отличалась от тюремной политики других империалистических стран. И суды, и тюрьмы в царской России были преимущественно аппаратом угнетения и эксплуатации" <59>.

--------------------------------

<59> См.: Шинджикашвили Д.И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. Омск, 1974. С. 71 - 72.

 

Конечной целью тюремной реформы того времени стало создание в 1879 г. Главного тюремного управления. Данное событие преследовало своей целью упорядочение пенитенциарной системы царской России. "Центральный орган этого управления есть главное тюремное управление, начальник которого не является подобно директору бывшего департамента полиции исполнительной только докладчиком министра по делам тюремным, а имеет состоятельную, в указанных законом пределах, распорядительную власть" <60>. Об учреждении ГТУ говорилось в распоряжении N 48 Председателя Правительства от 16 июня 1879 г.

--------------------------------

<60> См.: Саломон А.П. Тюремное дело в России. СПб., 1898. С. 10.

 

"Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета главное заведывание тюремною частью гражданского ведомства положено сосредоточить в МВД, в состав которого для этой цели и учреждено ГТУ. На основании п. 9 означенного Высочайшим повелением начальник ГТУ заведует всеми местами заключения гражданского ведомства и арестантскою пересыльною частью; в ведении его состоят также исправительные приюты для малолетних преступников. При этом ему предоставлено (п. 10) расходование ассигнованных по системе кредитов, надзор за местными учреждениями тюремного управления и принятие собственной властью вообще распорядительных мер, необходимых для действия существующих законов по тюремной части. Состоящие в непосредственном распоряжении начальника Управления инспекторы командируются ими же, по мере надобности, для осмотра мест заключения и ссылки (п. 14). Учрежденное на основании приведенного узаконения ГТУ открыло свои действия 16-го текущего июня" <61> (1879 г.).

--------------------------------

<61> См.: Сборник циркуляров по тюремной части. (Первое прибавление к сборнику 1880 г.). Издание ГТУ. СПб., 1883. С. 1.

 

В ведении ГТУ находились все места заключения, каторжные работы, ссылка и пересылка арестантов. "До управления восходят все наиболее существенные дела и вопросы, касающиеся прохождения службы чинов тюремной администрации, сооружения и ремонта тюремных зданий, снабжения арестантов всеми видами довольствия, занятия их работами.

Местное тюремное управление находится пока в заведовании губернаторов; но в настоящее время уже разработан проект нового устройства тюремной части, по которому это заведование перейдет в руки специальных самостоятельных органов, подчиненных Министерству юстиции.

В 24 губерниях в составе губернских правлений образованы тюремные отделения, во главе которых поставлены губернские тюремные инспекторы на правах вице-губернаторов. У инспекторов есть помощники. В ведении тюремных отделений сосредоточены все дела по тюремной части, за исключением тех, которые по закону отнесены к ведению Общества попечительного о тюрьмах. Но тюремный инспектор входит официально в состав губернского комитета и уездных отделений, и в случае несогласия своего с постановлением того или иного из этих учреждений обязан предоставить свое особое мнение, копия с которого сообщается затем в ГТУ" <62>.

--------------------------------

<62> См.: Саломон А.П. Указ. соч. С. 10 - 11.

 

В губерниях, где не была введена тюремная инспекция, заведование тюремной частью находилось в том же положении, что и до реформы.

Начальник Главного тюремного управления имел право самостоятельно издавать правовые акты в области пенитенциарной системы. Первым начальником Главного тюремного управления (далее ГТУ) стал Михаил Николаевич Галкин-Врасской (годы жизни 1834 - 1916). Он в 33 года стал сначала эстляндским, а затем - в 1871 г. - саратовским губернатором. В 1879 г. он возглавил ГТУ, где и пробыл руководителем тюремного ведомства до 1896 г. С 1896 г. по 1902 г. руководил ГТУ А.П. Саломон - крупный деятель тюремной реформы.

Видным руководителем тюремной системы России того времени был и Курлов, который прославился введением новой тюремной инструкции 1908 г. и увеличением финансового обеспечения ГТУ почти вдвое. Расходы на тюрьмы в России стали превышать расходы на народное образование почти на треть. "Доля расходов на тюремные дела в бюджете России составляла, например, в 1909 г. 1,1%, что было в два раза больше, чем в Англии и Австрии. Общая сумма ассигнований увеличилась с 16 127 000 в 1905 г. до 28 969 000 в 1909 г. Однако не все расходы ГТУ покрывались за счет казны. Значительная часть (до 6 776 000 руб.) в 1909 г. поступила из так называемых экономических сумм, составлявшихся за счет эксплуатации дешевого труда ссыльнокаторжных. Кроме того, на содержание специальных надзирателей за административными ссыльными отпускались средства МВД - до 1 963 000 руб. В 1909 г. число подобных надзирателей только в Енисейской губернии и Якутской области составляло в общей сложности 169 человек, не считая полицейских чинов и жандармских унтер-офицеров" <63>.

--------------------------------

<63> Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне (Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы XVIII в. - 1917 г.). Минск, 1985. С. 183.

 

Последним руководителем ГТУ до упразднения этого ведомства в октябре 1917 г. был профессор Московского университета, специалист по уголовному праву А.А. Жижиленко.

Начальник ГТУ назначался высочайшим Указом Правительствующего Сената, по представлению Министра внутренних дел. Он также состоял Членом Совета Министров внутренних дел и Совета по тюремным делам. "В ст. 349 (Сборник законов. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1892). Все вообще распорядительные меры, необходимые для действия существующих законов по тюремной части, начальник ГТУ принимал собственной властью, не испрашивая особого разрешения Министра внутренних дел" <64>. В помощь начальнику ГТУ предполагались помощник начальника, тюремные инспекторы и Канцелярия по штату. В ст. 340 указывалось, что при ГТУ должны были состоять архитектор и особый чиновник, заведовавший статистической частью <65>.

--------------------------------

<64> Лопато Т.М. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903. С. 41 - 42.

<65> Там же. С. 41.

 

Помощник начальника ГТУ состоял в непосредственном его распоряжении. Прямую обязанность его составляло заведование канцелярией ГТУ. В случае отсутствия или болезни начальника управления его помощник занимал его место, причем обязанности помощника возлагались на лучшего из инспекторов. Инспекторы состояли также в непосредственном распоряжении начальника ГТУ и командировались им по мере надобности для осмотра мест заключения и ссылки. Согласно указаниям начальника управления они собирали на местах необходимые сведения и данные, производили ревизии местных учреждений тюремного управления и направляли их действия, а также принимали участие в составлении предположений и работ по устройству тюремных учреждений <66>.

--------------------------------

<66> См.: Там же. С. 42 - 43.

 

На Канцелярию ГТУ возлагалось все делопроизводство управления, необходимая помощь секретарю Совета по тюремным делам, а также переписки Министра внутренних дел по званию Президента Попечительного общества о тюрьмах.

Главному тюремному управлению постоянно не хватало кадрового состава. Хотя через ГТУ можно было выйти в высшие чины государства без связей и денег, служить в тюремном ведомстве никто не хотел, особенно на низших должностях. К тем, кто претендовал на место, предъявлялись довольно высокие требования. Н.Ф. Лучинский, один из главных идеологов управления, писал: "Едва ли есть в государстве другой чиновник, к которому бы предъявлялось столько самых разнообразных и сложных требований, как к начальнику тюрьмы. В обращении с арестантами он должен быть тверд и неустрашим, неумолимо строг, но отнюдь не жесток, не груб и, во всяком случае, справедлив" <67>.

--------------------------------

<67> См.: Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела. СПб., 1904. С. 7.

 

Н.Ф. Лучинский предложил организовать ряд учебных заведений для подготовки к службе младшего тюремного персонала. Для этого он обосновал идею о создании "в Санкт-Петербурге, при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне) тюремного лицея, куда принимались бы молодые люди, окончившие курс средних учебных заведений, преимущественно военных, а равно и состоящие на действительной службе офицеры, и где они могли изучить как теоретически, так и практически тюремное дело, а вместе с тем и близко соприкасающиеся с ним другие отрасли знания, и основательно подготовиться к тюремной службе". Для претендентов были "...необходимы: уважение к закону, неподкупная честность, мужество и стойкость характера, основательное знание устава службы, близкое, непосредственное знакомство с арестантскою средою и, наконец, серьезные хозяйственные и технические познания" <68>. В лицее предлагалось ввести преподавание специальных предметов, в основном юридических. Оно "должно распасться на два основных отдела: отдел чисто теоретический, из которого вошли энциклопедия права, уголовное право, психология и психопатология, история уголовного наказания вообще и в частности история пенитенциарных систем, и отдел прикладной, обнимающий собою отечественное судоустройство и судопроизводство (уголовное), действующее законодательство и современную практику по тюремной части, основы механики и архитектуры, товароведение и практическое изучение главнейших кустарных производств, пригодных для тюремных мастерских" <69>. Идея создания лицея не нашла отклика у непосредственных начальников Лучинского и вылилась всего лишь в создание школы для обучения надзирателей.

--------------------------------

<68> См.: Там же. С. 17.

<69> См.: Лучинский Н.Ф. Указ. соч. С. 18.

 

Местное же тюремное управление находилось в руках губернаторов, "но в настоящее время (1898 г. - М.Л.) уже разработан проект нового устройства тюремной части, по которому это заведование перейдет в руки специальных самостоятельных органов, подчиненных Минюсту" <70>.

--------------------------------

<70> См.: Саломон А.П. Указ. соч. С. 11.

 

И.Я. Фойницкий обратил внимание на тягостное положение младших тюремных служителей. Он писал: "Россия представляет картину отсутствия самостоятельности тюремного управления и крайней неопределенности положений о нем. Директор тюрьмы (смотритель) - незначительное лицо, на каждом шагу контролируемое многочисленными учреждениями и зависимое от них. Частью органы общей администрации, частью состоящие при местах заключения советы и комитеты Общества попечительного о тюрьмах совершенно лишают смотрителя самостоятельности и устраняют его ответственность за ход тюремного дела. Это положение нуждается в серьезности изменения. Столь же неудовлетворительно и положение младших тюремных органов - надзирателей, их помощников и сторожей. Набираются они из полицейского персонала или отставных военных без всякой предварительной подготовки, не имея никакого представления о задачах, на тюрьме лежащих... так как и на организацию персонала путем практической подготовки в наших тюрьмах нечего надеяться" <71>. Особенно много сил и времени для исправления тяжелого положения службы младшего тюремного состава затратил первый руководитель Главного тюремного управления.

--------------------------------

<71> См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 429.

 

Галкин-Врасский явился одним из создателей нового типа пенитенциарной системы. Именно он, вместе с И.Я. Фойницким - профессором полицейского права Санкт-Петербургского университета, стал основателем новой науки об изучении различных типов исправительных систем Российского и иностранных государств в мире. Эта наука получила название - "тюрьмоведение". Тюрьмоведение появилось одновременно в нашей стране и за рубежом. Оно изучало применение исправительных мер и их воздействие на заключенных, условия содержания арестантов, их питание, архитектуру тюремных зданий, способы охраны заключенных. В советское время тюрьмоведение преобразовалось в исправительно-трудовое право, а в конце XX в., с уходом мнения о том, что труд является лучшим способом исправления преступников, данная наука получила название "уголовно-исполнительное право".

Во второй половине XIX в. - первой половине XX в. проходили специальные конгрессы по тюрьмоведению. "Первый международный конгресс происходил в Лондоне в 1872 г. Международные тюремные конгрессы созывались потом каждые пять лет. Конгрессы до 1910 г. происходили: Стокгольмский - в 1880 г., Римский - в 1885 г., Петербургский - в 1890 г., Парижский - в 1895 г., Брюссельский - 1900 г., Будапештский - в 1905 г., Вашингтонский - в 1910 г. Было создано постоянное бюро выбираемой конгрессами Международной тюремной комиссии с местонахождением этого бюро в Берне (Швейцария)" <72>.

--------------------------------

<72> См.: Галле Ф. Международный конгресс уголовного права и тюрьмоведения и его политическое и уголовно-политическое значение // Тюрьма капиталистических стран / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1937. С. 224.

 

В 1890 г. руководители Главного тюремного управления организовали Тюремный конгресс в Санкт-Петербурге. Была устроена выставка достижений пенитенциарной системы царской России, но результаты конгресса показали, что тюремная реформа не пришла к положительным результатам и пороки старой дореформенной тюрьмы успешно перекочевали в пореформенную тюремную систему. Более того, главная цель конгресса - объявить на весь мир о прекрасном положении заключенных в царской России - не удалась, наоборот, конгресс привлек внимание прогрессивной общественности к бедственному положению политических и уголовных арестантов.

Руководители тюремного ведомства постоянно задумывались о том, чем занять заключенных. Культивирование труда в царских тюрьмах началось с середины XIX в. Ф.М. Достоевский в "Записках из мертвого дома" подробно рассказал о применении труда в острогах. Арестантов выгоняли за пределы острога и заставляли заниматься тяжелым физическим трудом, например транспортировкой бревен или разбором старых лодок. При этом им назначался "урок", то есть своеобразный план на день, не выполнив который, заключенные могли подвергнуться наказанию.

К концу века положение несколько изменилось: "...некоторую регламентацию получил труд заключенных. Законодательно обязательность труда в местах заключения была установлена в январе 1886 г. (Закон 6 января 1886 г. - М.Л.). Специальный закон допускал эксплуатацию труда заключенных администрацией тюрьмы и местными подрядчиками. Заключенные занимались малоквалифицированными видами труда - плетением из ниток, веревок, соломы, изготовлением щеточных изделий, проволочных корзинок, отделкой пуговиц, щипанием перьев. Только с 1902 г. в тюрьмах стали вводиться более сложные виды труда с применением ткацких машин фабрично-заводского типа" <73>. Нужно добавить, что именно царское правительство первым начало применять труд заключенных при строительстве железнодорожных магистралей - Транссибирской в 1891 - 1897 гг. и Амурской колесной дороги в 1912 - 1914 гг. <74>.

--------------------------------

<73> См.: Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964. С. 27.

<74> См.: Арестантские работы при сооружении Амурской железной дороги. СПб., 1912.

 

Применение труда не было регламентировано по порядку вознаграждения и оценки того, как работал тот или иной заключенный. Закон 6 января 1886 г. был призван положить конец такому порядку. "Он делит работы на обязательные и необязательные, сообразно с местом заключения; в местах заключения более тяжелые работы обязательны; но и в последних должны быть доставлены работы арестантам, если они того пожелают. Выбор обязательных работ предоставляется или арестантам, или тюремной администрации. Второе начало имеет место по отношению к каторжным и отбывающим наказание в арестантских отделениях. Первое - для тюрьмы, или которое не тюремному режиму, тогда он должен работать по назначению тюремного начальства. Вознаграждение выдается по Урочному положению в следующей постепенности: 0,6, 0,4, 0,3, 0,1 от сделанного. Чем тяжелее наказание, тем меньше размер вознаграждения" <75>.

--------------------------------

<75> См.: Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 373.

 

Революционеры, часто получавшие длительные сроки заключения и каторжных работ, получали вознаграждение в виде 10 копеек с каждого заработанного рубля. Часть заработка у них отбиралась в виде различных штрафных санкций. А так как из данного заработка выделялись деньги на питание, то они часто вели полуголодный образ жизни. Больным и неспособным к работе устанавливался дневной минимум - 11 копеек на трехразовое питание. Этой суммы не хватало на самое необходимое. Арестанты влачили полуголодное существование, часть их содержались на пожертвования благотворительных тюремных комитетов. Политическим заключенным лишь в начале XX в. разрешили получать посылки от Международного Красного Креста.

Тюрьмоведение как наука, конечно, находилось под патронажем царских властей, и в частности Главного тюремного управления, и старалось приукрасить положение дел. Вместе с тем нельзя было скрывать того, что положение заключенных в тюрьмах Российской империи было ужасающим. Очевидно, что одной из причин гибели царской России было то, что противники самодержавия становились не только героями, но и мучениками борьбы против царизма, пройдя каторгу и ссылку.

 

§ 3. Первые законодательные акты советского

уголовно-исполнительного права (1917 - 1924 гг.)

 

После победы Октябрьской революции в 1917 г. руководители Советского государства столкнулись с наследством царского прошлого - тюремными учреждениями. До революции пенитенциарной системой Российской империи занималось специальное ведомство - Главное тюремное управление, созданное в 1879 г. и проделавшее большую работу по созданию разветвленной системы тюрем, каторжных и арестантских рот, ссылки.

Количество заключенных сразу после революции резко сократилось. Временное правительство объявило амнистию политическим и отчасти уголовным заключенным, чем немало повысило количество уголовных преступлений в стране. Объявленная первая амнистия в определенной мере способствовала развалу системы тюремных учреждений в России, часть тюрем была уничтожена, некоторые перепрофилированы в другие учреждения. "Первым шагом в реализации принципа революционного гуманизма стала именно объявленная Временным правительством 17 марта 1917 г. амнистия, в процессе исполнения которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных, в их числе 5737 политических, 67 824 уголовных и 1536 заключенных без соответствующего "распоряжения надлежащих начальств". К 1 апреля 1917 г. численность заключенных в местах лишения свободы составляла 41 509 человек" <76>.

--------------------------------

<76> См.: Смирнов М.Б., Сигачев С.П., Шкапов Д.В. Система мест заключения в СССР. 1929 - 1960 // Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923 - 1960: Справочник. М., 1998. С. 89; Уголовно-исправительная система. 125 лет. М., 2004. С. 54 - 55.

 

Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление мест заключения. В то же время по ведомству мест заключения в расходной части Министерства юстиции сохранился прежний порядок выделения Главным казначейством денежных ассигнований. Согласно смете расходов на содержание мест заключения на 1917 г. выделялось:

1) содержание центральных учреждений - 182 295 руб.;

2) содержание местных учреждений - 54 145 руб.;

3) разные расходы администрации - 107 625 руб.;

4) управление местами заключения и тюремная стража - 1 591 221 руб.;

5) военная стража - 3 943 639 руб.;

6) содержание арестантов - 6 868 058 руб.;

7) наем и содержание тюремных помещений - 2 770 347 руб.;

8) перевозка арестантов и конвоя по железным дорогам - 500 000 руб.;

9) перевозка арестантов и конвоя по грунтовым дорогам и водным путем и перевозка грузов - 229 000 руб.;

10) содержание и пересылка арестантов в губерниях Привисленских и Холмской - 25 000 руб.;

11) содержание и ремонт зданий - 1 615 070 руб.;

12) пособия по разным случаям - 1 196 357 руб. Общая сумма расходов на содержание тюремного ведомства равнялась 19 082 782 руб. <77>.

--------------------------------

<77> См.: Уголовно-исправительная система. 125 лет. М., 2004. С. 55.

 

Первым руководителем ГУМЗ стал известный профессор уголовного права Санкт-Петербургского университета А.А. Жижиленко. Впервые до руководства столь специфическим ведомством был допущен крупный научный деятель, который сразу предпринял некоторые меры к реформированию пенитенциарной системы России и приведению ее в порядок после столь радикальных революционных событий.

А.А. Жижиленко предполагал полностью изменить смысл понятия наказания, а именно внести не возмездный, а исправительный фактор в наказании преступника. Для этого начальник ГУМЗ предпринял некоторые шаги в направлении повышения уровня образования и квалификации работников пенитенциарной системы в духе революционных преобразований. Нормативной основой преобразований в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы стали приказы по Главному тюремному управлению (Главному управлению местами заключения). В Приказе от 8 марта 1917 г. N 1 было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным. Приказ требовал, чтобы личное достоинство человека, ставшего гражданином, признавалось и в отношении лиц, лишенных свободы. Чинам тюремной администрации предлагалось впредь до разработки новых нормативных актов воздерживаться от применения телесных наказаний, наложения кандалов на арестантов <78>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.