Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполняющих уголовные наказания




 

§ 1. Понятие, цели и назначение общественного контроля за

деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Участие общественных объединений в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ. Вовлечение общественных организаций в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа гуманизма, позволяющих использовать дополнительные средства защиты законных прав и интересов осужденных.

Термины "контроль", "социальный контроль" широко используются в философии, экономической, юридической и других общественных науках. Они стали широко применяться для обозначения одной из функций управления обществом <124>.

--------------------------------

<124> См.: Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. О.В. Филимонова. М., 2004. С. 71.

 

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, служит средством выявления и устранения причин нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а поэтому имеет большое социально-правовое значение.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение действующих законов.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания, системы исполнения наказаний материальные и технические средства.

Таким образом, под контролем за деятельностью по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему правомочных действий уполномоченных органов государства и общества по наблюдению и проверке соответствия деятельности персонала системы исполнения уголовных наказаний требованиям уголовно-исполнительного законодательства в целях выявления и устранения имеющихся нарушений и предупреждения их в будущем.

Объектом контроля является система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Предмет контроля - правовое состояние и деятельность объекта контроля, то есть соответствие этой деятельности нормативным требованиям Конституции РФ, предписаниям и рекомендациям международных правовых актов и вопросам неукоснительного соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Законодательному закреплению перечня субъектов контроля за исполнением уголовных наказаний посвящена ст. 24 УИК РФ. В соответствии с законом при исполнении служебных обязанностей они наделяются правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Правом осуществления контроля наделены:

1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, а также президенты и главы администраций субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

3) должностные лица вышестоящих органов;

4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правом контроля этих учреждений наделены представители международных организаций, уполномоченные осуществлять контроль соблюдения прав человека.

Контроль за исполнением уголовных наказаний имеет важное социально-правовое значение. Он является необходимым условием обеспечения законности, направлен на защиту субъективных прав и законных интересов осужденных, повышение эффективности деятельности учреждений, исполняющих наказания.

По объему и содержанию контроля оценивается уровень демократизации общества. В зависимости от субъектов контроль различается на международный, государственный и общественный, которые, в свою очередь, подразделяются на дополнительные, предметные виды.

Организация и порядок осуществления различных видов государственного контроля, а также его формы определены в ст. 19 - 22 УИК РФ.

 

§ 2. Международный контроль за деятельностью учреждений

и органов, исполняющих наказания

 

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Такое положение сложилось в силу того, что в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Кроме того, международный контроль предусмотрен Пактами о правах человека, принятыми в рамках ООН и Совета Европы. В частности: Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) <125> и рядом других важных документов международно-правового характера.

--------------------------------

<125> См.: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 465.

 

Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются: Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток и другие.

Существуют четыре формы международного контроля:

1) периодическое представление Российской Федерацией докладов в комитет ООН о соблюдении прав человека, в том числе и при исполнении наказания;

2) сообщения и заявления иностранных государств о нарушениях в РФ прав человека, в том числе и осужденных;

3) индивидуальные жалобы осужденных в международные органы в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 УИК РФ;

4) посещение представителями международных организаций (членами Европейского комитета по предупреждению пыток в места отбывания наказания) учреждений и органов, исполняющих наказания.

Представители Европейского комитета имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы, беседовать с ними наедине, а также вступать в контакт с любым лицом, которое может представить соответствующую информацию, доводить до сведения компетентных органов посещаемого государства свои замечания и предложения. По итогам посещения Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц. В случае если эта страна отказывается исправить ситуацию, контролирующий орган может представить соответствующие факты в письменной форме Комитету министров Совета Европы.

 

§ 3. Контроль органов государственной власти

и органов местного самоуправления

 

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть и контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.

Контрольные функции Президента России вытекают из его правового положения как главы государства. Президент вправе издавать указы и распоряжения по вопросам исполнения наказаний, утверждает соответствующие законы, принятые Федеральным Собранием РФ.

На основании ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен правом помилования. В соответствии с актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания либо его наказание может быть заменено более мягким. Президент РФ также осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ, в том числе и в вопросах исполнения уголовных наказаний.

Парламентский контроль осуществляется Федеральным Собранием РФ. Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, который выражается в следующих формах:

- подготовка и принятие законов;

- проведение парламентских расследований;

- проверка расходования средств федерального бюджета на содержание ФСИН России и т.д.

Согласно ст. 19 УИК РФ федеральные органы государственной власти осуществляют административный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, руководители администраций, законодательные собрания, думы, депутаты и т.д.) осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и иных граждан, проверки расходования выделяемых из региональных бюджетов финансовых средств, отчетов руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Контроль органов местного самоуправления за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, может проводиться в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в числе других к предметам ведения местного самоуправления отнесено обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, обеспечение социальной поддержки и занятости населения.

В этих вопросах органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за деятельностью всех организаций, расположенных на территории муниципального образования.

 

§ 4. Контрольные функции Уполномоченного по правам

человека в Российской Федерации

 

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исправительной системы, а именно осужденных, их родственников и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", УИК РФ и другими нормативными актами уголовно-исполнительного законодательства РФ. В соответствии с указанными нормативными предписаниями Уполномоченный по правам человека (далее - Уполномоченный) принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах лишения свободы, цензуре со стороны администрации не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания наказания Уполномоченный по правам человека вправе без специального на то разрешения беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

В случае необходимости Уполномоченный по правам человека получает объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный по правам человека может знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу.

Важной формой контроля Уполномоченного по правам человека является посещение им исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере контроля за персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, дополняют уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, которые избираются на основе конституций (уставов) субъектов РФ.

 

§ 5. Судебный контроль за деятельностью персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Вопросы судебного контроля регулируются ст. 20 УИК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" уточнены полномочия суда при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с новой редакцией ст. 20 УИК РФ суд контролирует:

1) исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания;

2) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

3) об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного;

4) об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

5) об изменении вида исправительного учреждения.

Указанным нормативным актом ст. 20 УИК РФ приведена в полное соответствие с требованиями ст. 397 УПК РФ "Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора" и ст. 398 УПК РФ "Отсрочка исполнения приговора". Согласно новой редакции ст. 20 УИК РФ суд обязан контролировать исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и ст. 398 УПК РФ.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав самих осужденных.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о нарушении законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других участвующих в процессе исполнения наказания субъектов.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 24 УИК РФ судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении своих служебных обязанностей вправе посещать указанные органы без специального на то разрешения.

Нормы УИК РФ устанавливают возможность суда осуществлять контроль за тем, чтобы назначенное уголовное наказание было исполнено в соответствии с действующим законодательством. Поэтому в ч. 3 ст. 20 УИК РФ содержится положение о том, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

Контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, то есть судебный контроль за деятельностью персонала не исчерпывается сферой исполнения уголовного наказания. Он осуществляется при рассмотрении судом имущественных, хозяйственных, земельных споров, одной стороной из которых является учреждение или орган, исполняющий наказания. Например, при рассмотрении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 1 ст. 98 УИК РФ). Либо наоборот, согласно ст. 102 УИК РФ при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания.

 

§ 6. Ведомственный контроль

 

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ). Так, согласно действующему положению, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН России обеспечивают законность деятельности подчиненных им подразделений, в том числе и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Кроме того, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН возлагается обязанность осуществлять ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных центров, а также судебных приставов-исполнителей.

Одной из форм ведомственного контроля является посещение и инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. "в" ч. 1 ст. 24 УИК РФ осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности персонала, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания.

Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос работников персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами.

Рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб на действия персонала также является действенной формой ведомственного контроля.

Инспектирование учреждений и органов ФСИН России осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, для чего в составе указанных органов создаются специализированные комиссии. В ходе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежат оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, гауптвахт контроль осуществляет командование воинских подразделений Министерства обороны РФ. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвахта.

В основном же на практике сложились две формы ведомственного контроля:

- отчетность нижестоящих учреждений и органов;

- инспектирование (плановое и внеплановое).

По результатам ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной и иной деятельности составляются аналитические справки и формулируются конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.

 

§ 7. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений

и органов, исполняющих наказания

 

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержится в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:

- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;

- в местах предварительного заключения под стражу;

- надзор при исполнении наказания;

- надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

1) законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказания;

2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Не менее важным является вопрос об определении полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В частности, в соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор:

1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;

2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;

3) знакомится с документами осужденных, с оперативными материалами, проводить личный прием осужденных;

4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;

5) устанавливает соответствие законодательству приказов, постановлений, распоряжений; отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.

Мерой, направленной на предупреждение нарушений законности, является санкционирование прокурором некоторых документов, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:

1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);

3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ);

4) о содержании осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ);

5) об оставлении осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и т.д.

Другой формой реагирования прокурора на нарушения законности служит представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица, в адрес которых было внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении, и принять меры к немедленному исполнению соответствующих нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Дополнительной гарантией устранения незаконных действий является то, что должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.

 

§ 8. Общественный контроль за деятельностью учреждений

и органов, исполняющих наказания

 

Общественный контроль - это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являющийся ярким свидетельством уровня демократизации общества.

На основании порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, общественные объединения не только принимают участие в процессе исправления осужденных, но и осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 23 УИК РФ).

Таким образом, деятельность администрации находится под контролем международных организаций, государственных структур, а также под контролем общественности.

Кроме того, в воспитательных колониях, в отличие от других исправительных учреждений, законом предусмотрено создание и функционирование попечительских советов, состоящих из представителей государственных организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ), а также родительских комитетов, создаваемых из числа родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Их основная цель состоит в оказании помощи администрации воспитательных колоний в исправлении осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Это не исключает и их участия в осуществлении контроля за соблюдением законов администрации колоний.

Представляется целесообразным принятие некоторых новых федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее расширение возможностей участия общественных объединений в контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания. В настоящее время система эффективного контроля находится на этапе становления. Формы участия общественности в контроле за соблюдением законности довольно разнообразны.

Контрольные функции могут также осуществлять в ходе реализации своих прав по оказанию помощи исправительным учреждениям в материально-бытовом обеспечении и воспитательном воздействии на осужденных, общем и профессиональном обучении осужденных, поддержании контактов с родственниками и другими лицами: органы местного самоуправления; общественные наблюдательные комиссии; отдельные граждане; общественные объединения; религиозные объединения; средства массовой информации; правозащитные неправительственные организации.

Контроль общественных формирований осуществляется при реализации и иных форм деятельности. Наиболее распространенной является деятельность представителей адвокатуры по защите прав и законных интересов осужденных. Адвокаты, представляющие интересы своих подзащитных, могут сообщать о ставших известными им случаях нарушений законов в прокуратуру и иные органы государственной власти.

Из текста закона (ч. 3 ст. 24 УИК РФ) вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации. Речь идет о праве на посещение учреждений и органов, исполняющих наказание. При этом требуется специальное разрешение администрации этих учреждений.

В последние годы возросла активность различных правозащитных общественных объединений в осуществлении контроля за деятельностью исправительных учреждений. Законом предусмотрены отдельные разумные ограничения в получении сведений, вызываемые необходимостью обеспечения прав и законных интересов как осужденных, так и персонала. В частности, кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

Для обеспечения безопасности в соответствии с Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений и органов, исполняющих наказания.

Все большее участие в работе с осужденными принимают различные религиозные организации, конфессии, получившие доступ в учреждения ФСИН России. В исправительных колониях, следственных изоляторах производятся обряды крещения, исповеди, венчания, отпевания умерших, групповые молитвы. Религиозные обряды и процедуры могут совершаться только с согласия самих осужденных.

Целью деятельности общественных объединений является расширение гласности исполнения наказаний, привлечение внимания широкой общественности к фактам нарушений законности, привлечение специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов совершенствования уголовно-исполнительного законодательства РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.