Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар № 17. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства




1. Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда.

 

 

Нормативные акты и литература:

1. Трудовой кодекс РФ.2008г. Раздел XIII. Ст. 352—380.

2. Комментарий ТК РФ. М.: Проспект, 2008. Ст. 352—380.

 


 

Учебно – методические материалы по дисциплине "Трудовое право"

Основная литература:

1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-496 с.

2. Смирнов О.В., Снигирева О.В. Трудовое право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 598 с.

3. Трудовое право России: Учебник/ Отв. редакторы: заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Ю.П.Отловский и доктор юридических наук А.Ф.Нуртдинов.-М.: Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2003 г. – VI, 402 с.

4. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО ТК Велби", 2002 г. - 320 с.

5. Трудовое право. Под редакцией О.В.Смирнова. – М.: "Проспект", 2003 г. 488 с.

 

Дополнительная литература:

1. Власов В. Н. Соглашения и коллективные договора // Госу­дарство и право. 1995. № 8.

2. Гаврилина А. К. Судебная практика по трудовым спорам ра­ботников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины // Комментарий судебной практики. Вып. 2. М.: Юридическая ли­тература, 1995.

3. Гаврилина А. К. Практика применения законодательства о заня­тости населения // Человек и труд. 1995. № 2.

4. Гусов К. Н., Курилин М. Н. Международно-правовое регули­рование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992.

5. Зингер А. Права человека и контроль за их осуществлением в Международной организации труда // Советское государство и право, 1991, № 10.

6. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода. Проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право, 1995, №3.

7. Киселев И. Я. Международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда). Учебное пособие. М., 1995.

8. Кокин Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. 1995. № 7.

9. Комментарий к законодательству о коллективных договорах и соглашениях. М.: Республика, 1993;

10. Комментарий к законода­тельству о коллективных договорах и соглашениях / Под ред. проф. И. О. Снигиревой М., 1996.

11. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова М., 2008.

12. Медведев О. М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 1994.

13. Никитинский В. Н., Коршунова Т. Ю. Правовое регулирова­ние трудовых отношений работающих собственников // Государ­ство и право. 1992. № 6.

14. Силин А. Содержание коллективных договоров и соглашений //Профсоюзы и экономика. 1996. № 3.

15. Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

16. Скобелкин В Н. Дисциплинарная и материальная ответствен­ность рабочих и служащих. Воронеж, 1990.

17. Снигирева И. О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993. Российское трудовое право. В 3-х томах. Том I. / Под ред. Е.Б. Хохлова СПб., 1996.

18. Сыроватская Л. А. О правовом регулировании рабочего вре­мени. М, 1981.

19. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

20. Толкунова В. Н. Право рабочих и служащих на участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и самоуправление трудового коллектива. М., 1989.

21. Толкунова В. Н. Конституционные принципы правового регу­лирования труда // Советское государство и право. 1980. № 1.

22. Хохрякова О. С. Комментарий законодательства об отпусках. М, 1994

23. Шебанова А. И. Соглашения и коллективные договоры // Го­сударство и право. 1993. № 3.

 

 

График организации самостоятельной работы студентов

дневного отделения по дисциплине «Трудовое право»

  № недели         Тема   Виды самостоятельной работы    
Изучение теоретического материала     Решение практических задач Провед Правов   анализа     Сост.практзадач и тест   Подготовка реферата/доклада по теме Сост.общ. харак НПА
  Понятие, предмет, метод и система трудового права            
  Источники трудового права России            
  Основные принципы трудового права            
  Субъекты трудового права            
  Трудовой коллектив            
  Правовое положение профсоюзов в сфере труда            
  Правоотношения в сфере трудового права            
8,9, 10 Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения            
11, 12, 13 Основы правового регулирования рынка труда            
14, 15, 16, 17 Трудовой договор            
18, 19 Рабочее время и время отдыха            
20, 21 Заработная плата. Нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты            
22, 23 Трудовой распорядок. Дисциплина труда            
  Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.            
25, 26, 27 Охрана труда            
28, 29 Материальная ответственность сторон трудового правоотношения            
  Защита трудовых прав работников            
31, 32 Трудовые споры и порядок их разрешения            
  Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства            
  Итого            

 

График организации самостоятельной работы студентов

заочного отделения по дисциплине «Трудовое право»

  № недели         Тема   Виды самостоятельной работы  
Изучение теоретического материала     Решение практических задач Провед Правов   анализа     Сост.практзадач и тест   Подготовка реферата/доклада по теме Сост.общ. харак НПА
  Понятие, предмет, метод и система трудового права            
  Источники трудового права России            
  Основные принципы трудового права            
  Субъекты трудового права            
  Трудовой коллектив            
  Правовое положение профсоюзов в сфере труда            
  Правоотношения в сфере трудового права            
8,9, 10 Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения            
11, 12, 13 Основы правового регулирования рынка труда            
14, 15, 16, 17 Трудовой договор            
18, 19 Рабочее время и время отдыха            
20, 21 Заработная плата. Нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты            
22, 23 Трудовой распорядок. Дисциплина труда            
  Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.            
25, 26, 27 Охрана труда            
28, 29 Материальная ответственность сторон трудового правоотношения            
  Защита трудовых прав работников            
31, 32 Трудовые споры и порядок их разрешения            
  Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства            
  Итого            

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА

«ТРУДОВОЕ ПРАВО»

Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, семинарских занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение 2-х семестров.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных и самостоятельных работ на занятиях (тестирование, контроль знания студентами основных терминов и понятий курса), внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

· Подготовка к семинарским занятиям;

· Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий;

· Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса;

· Подготовка и защита рефератов по отдельным темам курса (1 семестр);

· Подготовка и защита курсовых работ по теории трудового права (2 семестр);

· Решение правовых задач (казусов).

Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ТРУДОВОЕ ПРАВО»

Подготовка и защита реферата по трудовому праву РФ осуществляется студентами в течение первого семестра и является необходимым условием допуска студентов к зачету. Устная защита реферата осуществляется либо на семинарских занятиях (по согласованию с преподавателем), либо по графику консультаций преподавателя.

Реферат пишется по отдельным, наиболее значимым вопросам курса (см. примерный перечень тем рефератов). Написание реферата преследует цель более глубокого самостоятельного изучения отдельных тем курса дисциплины.

Студенческий реферат – это творческая работа студентов, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы курса конституционного (государственного) права РФ.

Рациональная организация реферирования предполагает следующие этапы: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом. В ВУЗе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на неё у исследователей.

Устная защита курсовой работы и реферата заслушивается в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить всё лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения её содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме. Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов. Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.

При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат; наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др; преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь; искажение слова, его смысла или неверное ударение.

Основаниями для оценки могут служить: актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач; способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; уровень общетеоретической подготовки, проявленный при ответе на вопросы; культура оформления письменной работы. Оценивается реферат и его защита по системе «зачтено», «незачтено».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Написание курсовых работ по указанной дисциплине является одной из важных форм самостоятельной работы студента юридического факультета. Оно способствует углублению и закреплению знаний по трудовому праву, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, разумеется, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он совещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоятельно рекомендуется тщательное изучение не только основной учебной, а также дополнительной литературы, нормативных актов, классических трудов, научной юридической периодической печати по соответствующей тематике.

Курсовая работа по трудовому праву может стать основой для написания последующих исследований студента, в том числе и для написания дипломной работы.

Основные цели курсовой работы:

- развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

- выработать умение отбирать необходимую нормативно-правовую базу по различным аспектам исследования проблемы, систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать, обосновывать собственные выводы и позиции;

- формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических государственно-правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения положений конституционного (государственного) права;

- развивать у студента умение применять теоретические положения для анализа юридической действительности, осмысления природы и специфики юридической практики, пользоваться теми или иными методами исследования.

Курсовая работа призвана прививать студенту навыки самостоятельной исследовательской работы. Эта творческая деятельность студента, непременно завершающаяся подведением итогов в форме защиты курсовой работы, в процессе которой, обучаемый, кроме всего прочего, овладевает азами необходимого для будущего юриста ораторского искусства, способами аргументации, доказательства научных положений. Следует помнить, что преподаватель, как правило, не допускает к защите и возвращает студентам для последующей переделки работы, полностью или в значительной степени выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. Студент должен научиться анализировать дополнительную литературу по избранной теме: стати в специальных журналах, монографии, сборники материалов, хрестоматии, практикумы, нормативно-правовые акты и пр.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

- написана от руки или напечатана последовательно, грамотно, разборчиво;

- иметь нумерацию страниц и поля для возможных замечаний проверяющего;

- основные вопросы плана следует указать в начале работы и выделить их в тексте;

- при цитировании надо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. Сноски могут делаться на каждой странице или в конце работы, перед списком использованной литературы. Цитаты в тексте работы следует брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25% общего объема работы;

- в конце работы следует привести список фактически использованной литературы и источников. Общая схема оформления библиографии: Ф.И.О. авторов (авторов), основное заглавие, сведения об издании (место издания (город, издательство), год издания, объем) Единообразное оформление ссылок соответственно ГОСТ 7.1. – 84. имеются в соответствующих методических указаниях на каждой кафедре ЮФ на электронном и бумажном носителях. Оформление ссылок едино как в курсовой, так и в дипломной работе;

- объем курсовой работы, по общему правилу, не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста формата А-4. Возможно незначительное увеличение объема – на 5-6 страниц, если это предполагается особенностями темы и характером изложенного материала;

- на титульном листе, по общему правилу, должны быть указаны следующие данные: министерство (агентство), к которому относится данное учебное заведение, полное название последнего, название соответствующей кафедры и предмета, по которому выполнено курсовое сочинение (в данном случае - кафедра конституционного и административного права, курсовая работа по конституционному (государственному) праву), тема, фамилия, имя, отчество (инициалы) студента, выполнившего работу, группа (курс факультет), а также фамилия, имя, отчество (инициалы) преподавателя, его ученая степень и звание, если таковые имеются и должность, город и год выполнения работы;

- работа должны быть скреплена соответствующим образом - сшита, либо закреплена в специальной папке (работы на скрепке не принимаются в архив).

Подбор нормативного и практического материала, окончательное составление плана работы должны осуществляться студентом самостоятельно, так как являются составной частью курсового исследования. Все планы, предложенные в данных методических рекомендациях, а также перечни рекомендуемой литературы являются примерными и могут быть взяты за основу студентом. Научный руководитель (преподаватель) осуществляет текущий контроль за ходом исследовательской деятельности студента, дает необходимые консультации и разъяснения по содержанию и оформлению работы.

Структура курсовой работы включает введение, изложение 3-4- вопросов, заключение, список использованной литературы и источников, приложения (если таковые имеются).

Требования, предъявляемые к содержанию курсовой работы:

1. Во введении необходимо указать актуальность темы курсовой работы, ее теоретическое и практическое значение, сформулировать цели и задачи предполагаемого исследования, показать изученность этой проблемы учеными-правоведами и юристами-практиками, дать обзор литературы, нормативных документов. Как правило, высокой оценки заслуживает работа, в которой представлена и доказана практическая значимость и новизна проблемы.

2. В основной части емко и обстоятельно изложить, как данная проблема представлена в литературе. Названия глав и параграфов должны быть четко и ясно сформулированы и, естественно, соответствовать конкретному аспекту той темы, которой посвящена работа.

3. В работе должны быть отмечены положительные моменты и недостатки различных подходов к исследуемому вопросу.

4. В заключении студент должен подвести итоги своего исследования, обозначить степень решенности поставленных задач, изложить основные выводы.

Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка выставляется после устной защиты курсовой работы во время зачетной недели (для дневного отделения) и экзаменационной сессии (для заочного отделения). Выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, последовательности и аргументированности исследования, глубины понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности выводов и суждений автора, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме. Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых на основе первоисточников правильно и достаточно полно освещаются основные вопросы темы; оценку «хорошо» - работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещающие работы темы, отличающиеся глубиной изложения материала; «отлично» - работы, в которых на основе глубоких знаний первоисточников дается самостоятельный анализ фактического материала, творческое исследование темы, делаются самостоятельные правильные выводы и интересные предложения. Кроме того, оценка выставляется с учетом грамотности и качества оформления работы, а также уровня устной защиты.

Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант курсовой работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме. Защита курсовых работ проходит в установленный учебным планом и расписанием срок.

К типичным, наиболее часто встречающимся в курсовых работах студентов ошибкам можно отнести следующие:

- явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;

- нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторение аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

- отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора;

- использование правовых актов, утративших силу.

При выборе темы курсовой работы порядковый номер темы должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается тема №3, если номер «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают тему №10 и т.п.

Если студент желает написать курсовую работу на тему, которая не нашла отражение в предложенном списке, то он вправе после согласования с преподавателем названия темы и содержания работы приступить к ее подготовке. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

Лучшие курсовые работы могут участвовать в конкурсах научных студенческих работ по общественным наукам, служить основой для докладов научных студенческих конференций.

Положительно оцененная и защищенная курсовая работа сдается в архив.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Преподаватель ВУЗа должен содействовать усвоению студентами новых знаний, глубоко и доступно излагая программный материал, обеспечивая его всеми необходимыми методическими рекомендациями по организации самостоятельной деятельности и т.п.

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста-юриста, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к теории государства и права.

Преподавателю, читающему курс трудового права, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-правовой практики.

Курс «Трудовое право Российской Федерации» изучается в течение двух семестров. В целях усвоения студентами материала настоящей учебной дисциплины проводятся лекции, семинары, контроль за самоподготовкой студентов, письменные (курсовые) работы, консультации, зачеты и экзамены.

Курс «Трудовое право Российской Федерации» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных и юридических наук. Трудовое право Российской Федерации неразрывно связано с другими общепрофессиональными дисциплинами. От преподавателя в этой связи требуется обращение к передовым достижениям в других отраслях права. Преподавателю данного курса также надлежит в ходе занятий (особенно семинарских) обращаться к злободневным политико-правовым проблемам, возникающим в стране и показывать связь с регулированием трудовых отношений соответствующей области общественных отношений. Совместно со студентами анализировать причины возникновения трудовых споров и предлагать возможные пути их преодоления.

Весьма значимым является умение преподавателя формировать у студентов навыки предстоящей профессиональной деятельности: владеть ораторским искусством, правильно понимать значение юридических терминов и определений, умело их использовать, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью пропагандировать правовые знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.