Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия диалога и монолога




Прокомментируйте.

Её механизмы

Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи,

Формирование у дошкольников связной речи

Основные направления речевого развития дошкольников

Задание:1. Прочитайте внимательно. 2. Пронумеруйте главные мысли.

& Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяжённостью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

 

&?

Свя́зность, по мнению С.Л. Рубинштейна, – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с т.з. её понятности для слушателя или читателя» [103.С.7]. Свя́зной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания.

Связная речь, по мнению Н.П.Ерастова, характеризуется наличием основных групп связей:

логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

функционаьно-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения;

–грамматических – отнесённость речи к структуре языка[42.–С. 4].

. Таблица 2

 

Диалог Монолог
Состоит из реплик или цепи речевых реакций Это логически последовательное высказывание, протекающее относи-тельно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
Собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто
Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; Характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание  
Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника). Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для неё характерны:

содержательност ь (хорошее знание предмета, о котором говорится);

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности (табл.2)[66;75]

Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развёрнутое высказывание.

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло своё отражение в исследованиях, в которых подчёркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Запас слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, полно, образно (Е.М. Струнина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Л.А. Колунова и др.). Формирование грамматического строя направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа (А.Г. Тамбовцева-Арушанова, М.С. Лаврик, Э.А. Федеравичене и др.). При воспитании звуковой культуры речь становится чёткой., внятной, выразительной (А.И. Максаков, М.М. Алексеева и др.).

Форма связной речи на разных этапах бывает различной, она развивается с общим развитием сознания и личности ребёнка. Если у ребёнка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои ещё недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя, то уже в старшем дошкольном возрасте связная речь настолько развивается, что приобретает вполне дифференцированный характер.

Как развивается связная речь, раскрывают в своих исследованиях С.Л. Рубинштейн [103] и А.М. Леушина [70].

Они считают, что развитие речи ребёнка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребёнка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной реч ью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтёт ситуацию, условия, в которых рассказывает ребёнок, его жесты, движения, мимику и интонацию.

Маленький ребёнок овладевает прежде всего разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативна. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Её содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятной для слушателя. Это более совершенная форма связной речи развивается у ребёнка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает всё большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребёнка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят, переживают. Например, дома ребёнок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребёнок, она задаёт ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребёнка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребёнка связной речи.

Обогащая свой словарь, ребёнок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает всё более сложным построением речи, что позволяет ему всё более связно излагать свои мысли.

Ситуативная речь не исчезает с появлением контекстной, а продолжает существовать не только у детей, но и у взрослых. В сознании ребёнка эти формы речи постепенно дифференцируются. Они используются в зависимости от предметного содержания рассказа, характера самого общения, обстановки. Обе формы связной речи имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированн а.

Несмотря на то что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога, по мнению Д.Б.Эльконина, неверно отождествлять ситуативную речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической, так как последняя может иметь ситуативный характер.

Исследователями установлено, что х а р а к т е р с в я з н о й р е ч и де т е й з а в и с и т о т р я д а у с л о в и й и прежде всего от то го, общается ребёнок со взрослыми или сверстниками. Доказано (А.Д. Рузская, А.Э. Рейнстейн и др.), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в три раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнёром, в общении с которым дети как бы апробируют всё присвоенное ими в общении со взрослыми [98].

Способность изменять свою речь зависит также от того, к какому ребёнку она обращена. Например, четырёхлетний ребёнок при разговоре с двухлетним пользуется более короткими и менее сложными предложениями, чем при разговоре с ребёнком, который старше его.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С.Выготский) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к заданиям, которые предлагает педагог, а также при наличии слушателей, т.к. говорить в пространство, «в никуда» дошкольники не хотят.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребёнок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, пожелание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.

è Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика».

В частности, в работе В. В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, её развёрнутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании. Так, на занятии «Магазин игрушек» ребятам объясняли, что, для того чтобы приобрести игрушку, они должны рассказать о ней. Платой за эту вещь бу - дет подробный интересный рассказ. На занятии «Срочно необходим ваш совет» детей просили посоветовать, какие чашки приобрести малышам, и др.[29].

В исследовании М.С. Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребёнок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику [65]. Интересные примеры есть Л.В.Ворошниной [18], Э.П..Коротковой[59] и др.

Характер связной речи зависит также от характера темы и её содержания[70]. Рассказ детей на тему о ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Как только дети отрываются от личного опыта, исчезает излишняя детализация, утяжеляющая рассказ. Нередко появляется прямая речь. Рассказ на свободную тему весьма ситуативен и зачастую состоит из ряда звеньев, связанных между собой лишь внешними ассоциациями.

Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребёнка.

Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.

 

 

Задание:1.Составьте вопросы к данному параграфу




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 11236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.