Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пророчество




 

Цель установления символического порядка на Синае в конечном счете не историческая, но пророческая. Оформленная уже после покорения Израиля Вавилоном, кн. Левит представляет ритуальный корпус, который никогда полностью не соблюдался, и чей материальный и духовный центр, Иерусалимский Храм, теперь был разрушен до основания. Устремляясь к будущему, книга заканчивается пророчеством. Глава 26, первоначально являясь заключением Кодекса Святости, теперь служит заключением книги в целом, если не считать приложения разнородного материала в главе 27. В описании благ, которые последуют за соблюдением Закона, и бедствий, которые будет следовать за его нарушением, глава 26 отражает современное состояние Вавилонского Пленения:

Опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней.

And I will bring the land into desolation: and your enemies which dwell therein shall be astonished at it. And I will scatter you among the heathen, and will draw out a sword after you: and your land shall be desolate, and your cities waste. Then shall the land enjoy her sabbaths... As long as it lieth desolate it shall rest; because it did not rest in your sabbaths, when ye dwelt upon it. (26:32-35)

Как с глубокой пророческой иронией замечено, опустошение земли Израиля, даст ей возможность соблюсти паровые (субботние) периоды, которые требовались Законом, но не выполнялись землепашцами.

Глава изобилует образами путешествия, и обещает, что, если народ будет ходить по Закону, Б-г будет ходить с ними (как он ходил с Адамом в Раю):

Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их... Я буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.

If ye walk in my statutes, and keep [literally, 'hear'] my commandments... I will walk among you, and will be your God, and ye shall be my people" (26:3, 12)

По контрасту с этим правильным хождением и послушанием еще ужаснее будет новое наказание и изгнание грешников:

Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует,

And upon them that are left alive of you I will send a faintness into their hearts in the lands of their enemies; and the sound of a shaken leaf shall chase them; and they shall flee, as fleeing from a sword; and they shall fall when none pursueth. (v. 36)

 

Тем не менее, даже в новом изгнании, Б-г будет готов вспомнить свой Завет, если народ раскается, как подчеркивают заключительные стихи главы (vv. 40-45). С верой и деятельным раскаянием народ сможет найти новый Синай даже в Вавилоне.

Пустыня и Земля Обетованная сливаются в кн. Левит. Законы вставлены в историю Синая не только для того, чтобы придать им полномочия, но более потому, что Пустыня является самым полным выражением возможности жизни в изгнании: т.о. место, где все было утрачено, может оказыться, местом, где все будет обретено. Пейзаж Пустыни, который представляется народу символом полного отсутствия надежды, можно сказать смертельным тупиком:

и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?

and they said to Moses, Was it because Egypt lacked graves that you have brought us out to die in the wilder­ness?" (Exod. 14:11 [at]).

Левит же видит Пустыню как необходимый пробел между культурами, между прошлой и будущей историей, в которой народ сможет получить искупительный символический порядок Закона:

И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: Я Господь, Бог ваш. По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш.

And the Lord spake unto Moses, saying, Speak unto the children of Israel, and say unto them, I am the Lord your God. After the doings of the land of Egypt, wherein ye dwelt, shall ye not do: and after the doings of the land of Canaan, whither I bring you, shall ye not do: neither shall ye walk in their ordinances. Ye shall do my judgments, and keep mine ordinances, to walk therein: I am the Lord your God. (18:1-4)

 

Такое видение Закона в свете искупительного потенциала изгнания делает кн. Левит самым сердцем Пятикнижия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Gerhard von Rad, "The Form-Critical Problem of the Hexateuch," в The Problem of the Hexateuch and Other Essays, trans. E. Dicken (New York, 1966), сс. 1-78.

2. Harold Bloom, "'Before Moses Was, I Am': The Original and the Belated Testaments," in Notebooks in Cultural Analysis, I (Durham, N.C., 1984), 3—14.

3. См. Roland Gradwohl, "Das 'fremde Feuer' von Nadab und Abihu," Zeitschrift fur die alttestamentliche Wissenschaft, 75 (1963), 288-296.

4. См. Paul Ricoeur, The Symbolism of Evil, trans. Emerson Buchanan (Boston, 1969);

Mary Douglas, Purity and Danger (London, 1969); Julia Kristeva, Powers of Honor, trans. Leon Roudiez (New York, 1982). Rene Girard исследует литературно-социальную функцию системы жертвоприношений в Violence and the Sacred, trans. Patrick Gregory (Baltimore, 1977), и далее в Des chases cachees depuis la fondation du monde (Paris, 1978) и The Scapegoat (Baltimore, 1986). Историки религии и библеисты демонстрируют растущий интерес, см. Напр., Jacob Neusner, The Idea of Purity in Ancient Judaism (Leiden, 1973).

5. Douglas, Purity and Danger, pp. 2-3.

6. См. Peter Ackroyd, Exile and Restoration: A Study of Hebrew Thought of the Sixth Century B.C. (Philadelphia, 1968).

7. См. Herbert N. Schneidau, Sacred Discontent: The Bible and Western Tra­dition (Baton Rouge, 1976), особенно гл. i, "In Praise of Alienation."

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Peter Ackroyd, Exile and Restoration: A Study of Hebrew Thought of the Sixth Century

B.C. (Philadelphia, 1968).

Mary Douglas, Purity and Danger (London, 1969).

Rene Girard, Violence and the Sacred, trans. Patrick Gregory (Baltimore, 1977).

Julia Kristeva, Powers of Horror, trans. Leon Roudiez (New York, 1982).

Jacob Neusner, The Idea of Purity in Ancient Judaism (Leiden, 1973).

Paul Ricoeur, The Symbolism of Evil, trans. Emerson Buchanan (Boston, 1969).

Herbert N. Schneidau, Sacred Discontent: The Bible and Western Tradition (Baton Rouge, 1976).

 

Columbia University

Leviticus

Дэвид Дамрош Колумбийский Университет




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.