Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная миссия прав человека




В правах человека, как моральных нормах, отражается нечто более глубокое и менее очевидное, что объясняет смысл и прав человека, и иных подобных феноменов человеческой и нечеловеческой жизни. В правах человека проявляет себя некий универсальный закон, управляющий социальной жизнью не только человека, но и многих других живых существ, по крайней мере, высших млекопитающих.

Если вид, популяция "выбирает" своим способом существования [11] социальность [12], то вместе с социальностью [13] выбирает и иерархию как единственно приемлемый для коллективного "производства благ" способ структурирования группы. Иерархия абсолютно эффективна только в коллективном производстве, в совместном обеспечении особями своих потребностей. Но отпущенная на волю, неконтролируемая иерархия разрушительна для группы. Доминантные особи безнадежно агрессивны. Не сдерживаемая агрессивность вожаков в тенденции беспредельна и без сдержек обречена разворачиваться в геноцид. Кроме того, чрезмерное подавление вожаками активности рецессивных членов группы контрпродуктивно для группы, так как снижает ее возможности в "производстве общественных благ" (у "переподавленных" членов группы снижается "производительность труда"). Соответственно любая социальность существует только в рамках системы сдержек и противовесов, смысл которой в нейтрализации негативных эффектов иерархического устройства группы.

С одной стороны, эффективные, с точки зрения производства общественных благ, но конфликтные [14] и разрушительные для группы иерархические отношения уравновешиваются сшивающими группу горизонтальными, сетевыми связями ее членов [15]. С другой стороны, наличие "норм поведения" (условных и безусловных рефлексов), обеспечивающих иерархию (признание доминантов и подчинение им), уравновешивается "нормами поведения", сдерживающими чрезмерное (вредное для популяции) доминирование и агрессию вожаков.

Примерно так же все обстоит и среди людей. В каждом человеческом сообществе, глубоко иерархичном в своей структуре, высокопроизводительные, но напряженные и конфликтные вертикальные отношения, смягчаются и уравновешиваются горизонтальными сетевыми связями [16]. В каждом человеческом сообществе наряду с ценностями и нормами, обеспечивающими и оправдывающими социальные иерархии, господство одних людей над другими, всегда существуют ценности и нормы, ограничивающие злоупотребление господством и основанные на идее равенства, равенства в человеческом достоинстве.

Необузданная иерархия, неограниченная свобода иерархов (лидеров и властных институтов) приводит к депопуляционному повышению "иерархической смертности" [17] в сообществе и, соответственно, к гипертрофии "социальных центробежных тенденций" и к дестимулированию производства общественных благ. В конечном счете, сообщество гибнет или перерождается через распад или через мощные социальные конфликты.

Права человека на своем, моральном, уровне предохраняют сообщество от крайних проявлений иерархического способа существования. Права человека (как реальные общественные конвенции), защищая "человеческое достоинство" [18] членов сообщества и сдерживая произвол и эгоизм властей, на моральном уровне стабилизируют сообщество, предотвращают его распад. Не говоря уже о прямой выгоде прав человека для членов сообщества в виде моральных ограничений на "иерархическую смертность" и "иерархические увечья" [19].

Права человека не дают "доминантным человеческим особям" (лидерам, вождям, управляющим, элитам, правящему классу, государственным институтам) эгоистически разрушать человеческие сообщества, слепо следуя миссии управления и инстинкту господства (ведь известно, что в ограниченный период времени грамотно выстроенная диктатура эффективнее грамотно выстроенной демократии). Общественные конвенции в защиту человеческого достоинства, вводя моральные запреты на соответствующие деструктивные действия властей, защищают человеческое достоинство конкретных личностей от произвола власти и тем самым обеспечивают социальную стабильность сообщества, проявляющуюся как воспроизводство общественных благ. При этом права человека не посягают на сами иерархии, что и обеспечивает формирование "правочеловечных" общественных конвенций и присоединение к ним людей власти. Права человека не унижают людей власти - они их ограничивают, но с их согласия, хоть и относительного, обеспеченного моральным принуждением.

Все человеческие сообщества вырабатывают механизмы, сдерживающие деструктивность иерархий. Эти механизмы основаны на горизонтальных сетевых взаимодействиях (1), представлениях о равенстве в достоинстве членов сообщества (2) и специфических моральных нормах (правах человека) защищающих члена сообщества от произвола и безразличия власти (3).

Великая социальная миссия прав человека - через моральные запреты защищать человеческие сообщества от деструктивных эффектов человеческих иерархий. Права человека, не отрицая власть, существенно смягчают ее разрушительное воздействие на личность. "Правочеловечные" моральные нормы не побеждают социальные законы, но делают их приемлемыми для большинства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.