Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет затрат на малом предприятии




Факт

План

Показатель

Форма 12.3. Смета накладных расходов предприятия на__ квартал

Форма 12.2. Смета прямых затрат производствен­ ного участка на__ квартал

 

 

Статьи затрат На квартал 1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц
План Факт План Факт План Факт План Факт
Материалы                
Топливо                
Запчасти                
МПБ                
Зарплата рабочих                
Прочие расходы                
Амортизация                
основных средств                
(рабочих машин)                
И т о ]• о:                

 

 

Статьи затрат План Факт
1-й м-ц 2-й м-ц 3-й м-ц 1-й м-ц 2-й м-ц 3-й м-ц
Административно-управленческие            
расходы            
Зарплата АУП            
Начисления на зарплату АУП            
Командировочные расходы            
Мочтово-телеграфные расходы,            
расходы на телефон            
Канцтовары            
Подписка на периодические            
издания            
Содержание служебного авто-            
транспорта            
Оплата информационных, ауди-            
торских, консультационных услуг            
Общехозяйственные расходы            
Расходы на управление            
Содержание общехозяйственных            
зданий и сооружений (затраты на            
отопление, освещение, охрану и пр.)            
Аренда общехозяйственных            
помещений            
Ремонт общехозяйственных            
помещений            
Сбытовые расходы (затрать! на            
рекламу и пр.)            
Оплата услуг, оказанных внешни-            
ми организациями            
Набор, подготовка, обучение и            
повышение квалификации менед-            
жеров и специалистов            
Обязательные сборы, налоги, пла-            
тежи и пр.            
Прочие расходы            

 

Форма 12.4. План образования и распределения
прибыли на______ год (квартал)


 





1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

2. Затраты на производство и реализацию продукции

В том числе:.

материальные затраты заработная плата рабочих начисления на заработную плату отчисления на социальные нужды амортизация прочие расходы

3. Коммерческие расходы

4. Управленческие расходы

5. Прибыль (убыток) от реализации

6. Проценты к получению (к уплате)

7. Доходы от участия в других организациях

8. Прочие операционные доходы (расходы)

9. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
деятельности

 

10. Прочие внереализационные доходы (расходы)

11. Прибыль планируемого периода

12. Налог на прибыль__________________________

Расчеты выполняют с разной периодичностью (месяц, квартал, год, по мере необходимости) по прямым и пол­ным затратам (прямые затраты исчисляют чаще полных).

При планировании затрат на предстоящий период необ­ходимо учесть изменение условий производства: номенкла­туры и ассортимента продукции, состава оборудования, тех­нологии и организации производства.

Планировать прямые затраты можно и на основе тех­нических норм.

Сметы затрат, как прямых, так и косвенных, допусти­мо разрабатывать на основе анализа фактических затрат за прошлый период. При этом фактические показатели прошлого периода «очищают» от разных потерь.

Затраты и прибыли от производства и реализации про­дукции нередко планируют по сокращенной номенклатуре показателей. Исчисление себестоимости только по прямым переменным затратам позволяет сократить трудоемкость расчетов и сроки их выполнения, что очень важно для ма­лого предприятия. В то же время результаты такого расчета служат обоснованием цены продукции и обеспечивают вы­бор наиболее эффективных работ.

Классификация затрат на малых предприятиях.

Затраты малого предприятия, как и любого другого, можно разделить на две большие группы:

• производственные затраты, непосредственно связан­ные с изготовлением той или иной продукции (работ, услуг) и зависящие от загрузки производственных мощностей;

• затраты на организацию и подготовку производства.
Как уже говорилось, общепринятыми рекомендациями по планированию и учету себестоимости продукции в про­мышленности предусмотрены разнообразные группиров­ки затрат. Из них малыми предприятиями в основном ис­пользуются следующие:

•по характеру затрат — производственные и внепроизводственные;

•по видам — элементы расходов и статьи калькуляции;

•по назначению — основные и накладные;

•по отношению к объему производства — постоянные и переменные;

•по способу отнесения на себестоимость отдельных изделий — прямые и косвенные.

На малых предприятиях при планировании и учете об­щепроизводственные расходы, как правило, не разделяют на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы.

Примерное представление о структуре общепроизвод­ственных накладных (цеховых) расходов малого предпри­ятия дает следующий перечень статей, принятый в ЗАО «Нева-кабель»:

•оплата труда администраций цеха;

•отчисления в Пенсионный фонд;

•отчисления в Фонд социального страхования;

•отчисления в Фонд медицинского страхования;

•отчисления в Фонд занятости

•материалы прочие;

•техобслуживание и ремонт оборудования;

•электроэнергия;

•вода;

•газ;

•тепло;

•связь; *

•прочие услуги;

•аренда помещений;

•содержание помещений;

•необязательное страхование;

•амортизация малоценных и быстроизнашивающихся
предметов;

•содержание зданий и сооружений;

•содержание и эксплуатация цеховых машин и оборудования;

•содержание и эксплуатация инструмента и хозяйственного инвентаря;

•содержание и эксплуатация вычислительной техники;

•содержание мебели;

• содержание прочих основных средств.
Действующая номенклатура статей общехозяйственных

расходов группирует затраты на осуществление функций подготовки производства, организационных функций и непосредственно функций управления:

• оплата труда администрации предприятия;

• отчисления в Пенсионный фонд;

• отчисления в Фонд социального страхования;

• отчисления в Фонд медицинского страхования;

• отчисления в Фонд занятости;

• электроэнергия;

• вода;

• тепло;

• запчасти;

• материалы прочие;

• представительские расходы;

• обучение сотрудников;

• подписка;

•юридические консультации;

•аренда помещении;

•содержание автотранспорта;

•связь;

•содержание охраны;

•проценты к уплате;

•банковские услуги;

•прочие расходы;

•здания и сооружения;

•транспортные средства и ГСМ;

•офисное оборудование;

•вычислительная техника;

•офисная мебель;

•прочие основные средства;

•лицензии, ноу-хау;

•программное обеспечение.

Размеры предприятия и решения руководства влияют не только на организацию системы управления затратами но и на классификацию видов затрат.

Международные стандарты по производственному учету и практика его организации в странах с развитой рыноч­ной экономикой предусматривают разные классификации затрат в зависимости от целевой установки их учета.

Если исходить из посылки, что в системе управления затратами на малом предприятии на первом месте стоит причинно-следственная связь, то и виды затрат предпри­ятия должны группироваться таким образом, чтобы чет­ко была видна зависимость уровня расходов от принятия определенных решений.

На малых предприятиях целесообразно выделять мес­та возникновения затрат и центры ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент пред­приятия, за работу которого менеджер (управляющий) несет персональную ответственность. Учет по центрам от­ветственности позволяет отнести ^отклонения от сметы на ответственное лицо.

Организация учета затрат и формирование себестои­мости продукции на малом предприятии. Действующими нормативными документами для отечественных предприя­тий предусмотрено два варианта учета затрат.

Традиционный для российской практики так называе­мый калькуляционный учет предполагает, что с кредита счетов учета израсходованных ресурсов собирают затра­ты отчетного периода с подразделением на прямые, отно­симые в дебет счетов 20 и 23, т.е. непосредственно связан­ные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распредели­тельных счетов 25 и 26, не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловлен­ные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет (счета 20 «Основное про­изводство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Об­щепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), пропорционально той или иной базе. Сче­та 25 и 26 закрывают и калькулируют производственную фактическую себестоимость готовой продукции.

При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) их относят в дебет счета 46 «Реализация» с отражением в графе 16 «Реализовано».

При определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляют фактическую их се­бестоимость, которую списывают с кредита счета 20 «Ос­новное производство» в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) — на склад (счет 41 «Товары»), реализацию (счет 46 «Реализа­ция») и др. Затраты, приходящиеся на незаконченную про­дукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Другой принципиально новый для отечественной тео­рии и практики вариант предусматривает разделение всех затрат за отчетный период на производственные (иногда их называют периодическими), обусловленные протеканием производственного процесса, и непроизводственные, более связанные с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собирают по дебету счетов 20 и 23, косвенные затраты — по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдель­ных видов продукции (работ, услуг) помимо прямых про­изводственных затрат включают и косвенные производ­ственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические же затраты, со­бираемые на счете 26, при этом варианте не включают в себестоимость объектов калькулирования, а списывают в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции в дебет счета 46 «Реа­лизация продукции (работ, услуг)», кредит счета 26 (см. пояснения к счету 26 «Общехозяйственные расходы» Ин­струкции Минфина от 26.12.94 №173 по применению Пла­на счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий).

Изучение опыта работы малых предприятий, литературы и инструктивных материалов показывают, что в сфере мало­го бизнеса бухгалтерский учет следует вести в соответствии с общими методологическими основами, устанавливаемы­ми Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия и Инструкцией по его применению. Вместе с тем применение всех счетов малы­ми предприятиями, учитывая их относительно простую организационную структуру производства и управления, не­целесообразно. Достаточно ограничиться ведением учета по счетам 20 «Основное производство» (предназначен для отра­жения затрат, связанных с выпуском продукции, выполне­нием работ и оказанием услуг) и 26 «Общехозяйственные расходы» (на нем объединяют общехозяйственные затраты и расходы по сбыту продукции).

Учет затрат на производство на малых предприятиях независимо от отраслевой принадлежности ведется на од­ном счете 20 с выделением на нем затрат на управление и общехозяйственное обслуживание (табл. 12.6).

Указанный порядок приемлем в силу следующих со­ображений:

Таблица 12.6. Расшифровка балансового счета 20 «Основное производство» ЗАО «Нева-кабель»

 

Период Зарплата основная, руб. Начисления на зарплату, руб. Материалы, руб. Накладные расходы, руб.
На начало года        
Январь 1175^8   1 406 302,73 411462,87
Февраль   39 112 1 539415,17 772515,27
Март     1 698 397,96 5770918,17
За I квартал     4644115,86 6954896,31
На 01. 04.99 г.        

•для малых предприятий характерны простая техноло­гия производства, специализация на выпуске однородной продукции (работ, услуг) и, как следствие, отсутствие соб­ственных вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств;

•расходы на ремонт основных средств и другие единовременные (разовые) затраты незначительны, в связи с чем малые предприятия не формируют ремонтного фонда и раз­личных резервов средств, а также не используют счет 31;

•затраты на производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях всех отраслей народного хозяйства учитываются только на счете 20, а расходы на содержание управленческого персонала в основном относят непосред­ственно на объекты учета по мере их возникновения; в случае необходимости эти расходы легко подсчитать на основе данных из соответствующих регистров: заработная плата и отчисления на социальное страхование (ведомость В-8), амортизация (В-1) и др.

Малое предприятие может отдельно учитывать (по утвержденной смете расходов) затраты на содержание управленческого персонала, а затем распределять их об­щую сумму по видам производств (продукции, услуг) в соответствии с принятой на предприятии методикой бух­галтерского учета.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтер­ского учета предусмотрена возможность разделения об­щего (финансового) и управленческого (производственно­го) учета

Группировку затрат по местам возникновения, цент­рам ответственности и другим признакам, а также кальку­ляционный учет допустимо осуществлять в рамках отдель­ной системы счетов, состав и методика использования которой устанавливается руководителем малого предприя­тия исходя из особенностей производственной деятельно­сти, структуры, организации управления.

Для малых предприятий целесообразно применение еди­ной системы счетов и организация аналитического уче­та затрат по местам возникновения, центрам ответст­венности.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтер­ского учета по разделу «Затраты на производство» предус­матриваются различные варианты организации учета за­трат и формирования себестоимости продукции. При этом предлагаются два подхода. Первый, традиционный пред­полагает отражение полной производственной себестои­мости выпущенной продукции, выполненных работ и ока­занных услуг. Второй сводится к учету сокращенной себестоимости, определяемой по прямым затратам, и пре­дусматривает применение на практике основной идеи си­стемы «директ-костинг» — разделение общих издержек производства и реализации по признаку их взаимосвязи с производством на производственные и непроизводствен­ные. На этой основе и калькулируется неполная себестои­мость по носителям затрат.

Впервые в истории отечественного учета официально с 1992 по 1994 г. был разрешен нетрадиционный подход к формированию себестоимости продукции (работ, услуг). Правда, применение его временно приостановлено начиная с 1995 г. из-за отсутствия соответствующих нормативных актов (см. пояснения к счету 26 Инструкции в редакции приказа Минфина России от 28 декабря 1994 г. № 173).

Несмотря на то что в литературе принято говорить о двух вариантах учета затрат на производство, применение второго варианта практически не вносило принципиаль­ных изменений в систему учета. Между тем он мог бы кардинально преобразовать отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного — прибыли от реализации продук­ции (работ, услуг).

Другим важным с точки зрения обозначенного выше критерия элементом при принятии учетной политики на малом предприятии является возможность использования в учете для отражения выпуска готовой продукции (работ, услуг) счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (см. «Инструкцию о годовой отчетности», п.3.2, приказ Мин­фина № 97 от 12.11.96г.).

Применять счет 37 имеет смысл ни тех малых пред­приятиях, где организуется текущий учет готовой про­дукции (работ, услуг) по плановой или нормативной себе­стоимости.

В течение отчетного периода в учете делают записи по кредиту счета 37 и дебету счета 40 «Готовая продукция», если выпускается продукция, или по дебету счета 46 «Реа­лизация продукции (работ, услуг)», если выполняются ра­боты или оказываются услуги, — по нормативной либо плановой себестоимости.

В конце отчетного периода после определения объема и оценки незавершенного производства исчисляют факти­ческую себестоимость сданной на склад готовой продук­ции или выполненных работ, оказанных услуг, которые отражают по дебету счета 37 и кредиту счетов 20 или 23.

Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 37 фик­сируют один и тот же объем продукции (работ, услуг), но в разной оценке: на дебете — по фактической себестоимо­сти, на кредите — по нормативной (плановой) себестоимо­сти. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов на счете 37 выявляют отклонения фактической себестои­мости от нормативной (плановой), которые списывают со счета 37 в дебет счета 46 дополнительной либо сторниро­вочной записью в зависимости от характера отклонений.

Счет 37 можно применять при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (по полной и неполной себестоимости).

Как элемент нормативного учета, аналогичного западной системе «стандарт-костс», ведение счета 37 в комбинации с раздельным учетом производственных и периодических затрат могло бы уже сегодня открыть реальные возможно­сти интеграции в отечественном учете нормативного ме­тода, разработанного нашими учеными и практиками, и элементов системы «директ-костинг».

Главная особенность счета 37 заключается не столько в выявлении отклонений фактической себестоимости го­товой продукции от ее нормативной себестоимости (эти отклонения и ранее выделяли, не выводя их на уровень синтетического учета), а в том, что отклонения списывают сразу на счет учета и исчисления производственного ре­зультата, и, как следствие, готовую продукцию на складе (счет 40) и товары отгруженные (счет 45) оценивают в ба­лансе по нормативной (плановой) себестоимости.

Следует отметить, что в конце 1998 г. вышел приказ Мин­фина № 64 «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Данные Указа­ния вступили в силу с 01.01.1999 г. Они разработаны в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственной под­держке малого предпринимательства в РФ» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства. Указания устанавливают различные формы бухгалтерского учета и отчетности, порядок применения планов счетов.

Малым предприятиям, имеющим на балансе собствен­ные основные средства, определенные запасы материалов, ведущим расчеты с покупателями и поставщиками с пред­варительной или последующей оплатой счетов, рекомен­дуется применять для учета финансово-хозяйственных опе­раций следующие регистры бухгалтерского учета:

•ведомость учета основных средств, начисленных амор­тизационных отчислений (износа) — форма В-1;

•ведомость учета производственных запасов и готовой продукции, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма В-2;

•ведомость учета затрат на производство — форма В-3;

•ведомость учета денежных средств и фондов — форма В-4;

•ведомость учета расчетов и прочих операций — фор­ма В-5;

•ведомость учета реализации — форма В-б;

•ведомость учета расчетов с поставщиками — форма В-7;

•ведомость учета оплаты труда — форма В-8;

•сводная ведомость (шахматная) — форма В-9.

Ведомость В-3 применяют для аналитического и синте­тического учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и капитальных вложений, отражаемых соответствен­но на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Капиталь­ные вложения» (для учета капитальных вложений открыва­ют отдельную ведомость по форме В-3). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по про­изводствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, ус­луг). Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» собирают с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и т.д.), и непосредственно из отдельных первичных документов.

Остатки незавершенного производства на начало ме­сяца показывают в ведомости согласно соответствующим данным ведомости В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяют по актам инвентаризации неза­вершенного производства или учетным данным. К неза­вершенному производству относят продукцию (работы, услуги), не прошедшую всех стадий (фаз, переделов), ко­торые предусмотрены технологическим процессом, а так­же изделия, не укомплектованные, не прошедшие испыта­ний и технической приемки. Незавершенное производство при массовом и серийном выпуске; можно отражать в ба­лансе по нормативной (плановой; производственной себе­стоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов. При еди­ничном выпуске продукции незавершенное производство отражают в учете и балансе по фактически производствен­ным затратам.

В одной ведомости допустимо вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расхо­ды). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по гра­фе 11) итоговую сумму затрат на управление распределя­ют по видам произведенной продукции или полностью списывают на затраты по реализации продукции (работ, услуг). В первом случае делают записи в графе И — стор­но по строке «Всего затрат на управление (накладные рас­ходы)» и черным по строкам (объектам) учета затрат про­изведенной продукции (работ, услуг).

При использовании малым предприятием простой фор­мы учета затраты на производство и их списание на реа­лизованную продукцию отражают в Книге учета хозяй­ственных операций (форма 12.5).

Книгу открывают записями сумм остатков на начало года (начало деятельности малого предприятия) по каждому виду средств и источников. Записи за месяц производят на основании первичных или сводных документов (отче­тов, группировок) в хронологическом порядке, с соблю­дением двойной записи — по дебету одного и кредиту другого счета.

По окончании месяца по каждому счету подсчитывают итоги оборотов, выводят сальдо на конец месяца. По свод­ным данным учета хозяйственных операций составляют оборотную ведомость по счетам синтетического учета, ко­торая является основанием для составления баланса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.