Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступительное слово учителя о Конвенции (слайд 2)




Разыгрывание сценки.

Ведущий: Однажды мне повстречался пятиклассник, самый обычный мальчик по имени Максим, который, как и вы, ходил в школу, делал уроки, занимался спортом, но беда была у него в том, что он не любил читать. И однажды приключилась с ним совершенно невероятная история. О ней-то я и хочу вам рассказать.

Принесла как-то мама Максиму небольшую книжку –«Конвенция о правах ребенка».

Мама: Максим, я принесла тебе очень интересную книгу, прочти ее, она очень пригодится тебе в жизни.

Максим: Да ну, мам, книжка-то неинтересная. Посмотри, и обложка не глянцевая, и иллюстраций нет!

Мама: Смотри, Максим, не пожалей.

Ведущий: Послушала Конвенция их разговор и обидно ей стало.

Конвенция: Ну и что, что я с виду неказистая, зато я людям жить помогаю в счастье и справедливости. Вот увидите, скоро Максим будет меня читать очень внимательно.

Ведущий: Взмахнула тогда Конвенция страничками, и поднялся тут сильный ветер, подхватил Максима и унёс. Очнулся Максим, глядит по сторонам – никого вокруг него нет, а рядом только книжка Конвенция.

Максим: Ой, где это я?

Конвенция: В долине бесправия. Здесь оказываются все, кто не хочет знать своих прав и обязанностей.

Максим: А я тут навсегда останусь?

Конвенция: Навсегда!

Максим: Конвенция, милая, помоги! Я домой к маме хочу!

Конвенция: Эх, Максим! Говорила тебе мама: «Почитай, сынок, Конвенцию, она тебе в жизни очень пригодится!» А ты…

Ну да ладно, помогу. Для того чтобы тебе вернуться домой, нужно запомнить всё, о чём будем говорить сегодня, и тогда ты вернёшься домой целым и невредимым.


Конвенция о правах ребенка

была принята

20 ноября 1989 годаГенеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.

Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».

В Конвенции о правах ребенка записано: «…Ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается право на семью.

3. Из истории принятия «Конвенции о правах ребенка»

(демонстрация 3 слайда)

· Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.

· Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60%сирот, достигших трех лет, попадают в приюты.

· 350 тыс. семей в России состоят на учете в ПДН.

Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

(демонстрация 4 слайда)

1924 год – Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка.

1959 год – ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

(демонстрация 5 слайда)

В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1990 г. она была ратифицирована Россией.

(Ратификация - процесс придания юридической силы документу путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон).

(демонстрация 6 слайда)

«Декларация»- с латинского «провозглашение».

· Присоединение к декларации — лишь намерение государства следовать её положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.

«Конвенция» - с латинского «соглашение».

· Государство, подписавшее конвенцию, берёт на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно предоставляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.

Учитель: Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция о правах ребенка.

(демонстрация 7 слайда)

Учитель: По сравнению с Декларацией, где было 10 принципов, Конвенцияимеет54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

(демонстрация 8 слайда)

Учитель: Конвенция включает в себя группы:

1) основные права – на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка –обязывает родителей заботиться о детях;

3) свободное развитие личности ребенка –свобода мысли, совести, религии;

4) здоровье детей –право на медицинское обслуживание;

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

(демонстрация 9 слайда)

Учитель: Права и свободы человека:

на жизнь,на свободу слова, мысли и религии,на медицинскую помощь,на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,жить со своими родителями и воспитываться в семье,на воспитание,на уважение человеческого достоинства,на защиту от жесткого обращения,на Ф.И.О. при рождении,на защиту от вовлечения в преступную деятельность,на образование,на защиту от насилия в семье,иметь гражданство своей страны,на защиту от продажи в рабство,на помощь со стороны государства по защите моих прав.

Учитель: Но, тем не менее, всё чаще права ребёнка нарушаются.

- Аслучалось ли вам встречаться с нарушением своих прав?

- Я предлагаю проанализировать ситуации, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка? Какие? Оцените действия.

(Карточки с ситуациями.)

4. Проигрывание ситуаций о нарушении прав ребенка

Ситуация 1. В лютый мороз ребёнка не пустили в школу из-за того, что он был одет не по форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него не было. Вечером он всё рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.

Вопрос. Нарушаются ли права ребёнка? Какие?

Ситуация 2. Учитель заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала,что они будут переделывать работу на перемене. Ученики возразили: так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, на что учитель ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребёнка? Кто прав?

Ситуация 3. Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала всё участковому полицейскому. На все вопросы родители Васи отвечали, что так они воспитывают у сына чувство долга и готовят его ко взрослой трудной жизни, и вообще, это ребёнок их, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Ситуация 4. Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что мама с папой ничего не покупают, всё тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

5. Измерение «температуры» прав человека в школе.

Учитель: Как вы себя чувствуете? Как температура? А сейчас предлагаю измерить «температуру» прав человека в нашей школе. Вам выдали листочки, на них вы должны считать только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прочитайте каждое из высказываний и укажите,насколькоточноони применимы к коллективу нашей школы.

(Шкала оценки записана заранее на доске: 1 - никогда 2 - редко 3 - часто 4 – всегда)

Вопросы для измерения «температуры» прав человека.

1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.

2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении вины и наказания.

6. Никто не посягает на моё персональное имущество или место.

7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

(Максимально возможная температура — 36 градусов)

Учитель: У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36 градусам.

- Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся, учителей, их сотрудничество).

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа».

6. Проведение викторины по статьям Конвенции.

Учитель: А сейчас попробуйте продолжить статьи Конвенции о правах ребенка самостоятельно.

(проведение викторины) (демонстрация 10, 11 слайдов)

ВИКТОРИНА (с помощью конвенции о правах ребёнка).

1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его… (Талантов)

2. Ст.31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и … (Досуг)

3. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители)

4. Право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? (Образование)

5. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? (Жизнь)

6. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны)

7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Обязательным)

8. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и (какого?) насилия? (Психологического)

9. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН)

7. Конкурс «Солнце» (рефлексия)

Учитель: Я думаю, что вы запомнили свои права, предлагаю написать на лучахсолнца запомнившиеся права ребенка.

(дети выходят и записывают по одному праву на луч)

8. Подведение итогов занятия.

Учитель: Древний мудрый Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Подводя итоги, можно отметить, что в начале XXI века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.

(демонстрация 12 слайда)

Максим: Спасибо, Конвенция! Выручила меня из беды, теперь я обязательно всю тебя изучу, потому что каждый человек, если он не хочет жить один в долине бесправия, должен знать свои права и обязанности.

Список литературы:

1. Права ребенка // Права человека. Книга для чтения. Ч. 2. 5-9 классы. М., 1999. С. 322-354. Права ребенка. Ролевые игры // Преподавание прав человека в 5-9-х кл. средней школы. М., 1997.

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М.Лопухов. Издательство: Москва, «АЙРИС-пресс», 2009г.;

4. Чанцев А. Право ребенка, право на будущее // Семья и школа. 1998. №1. Шабельник Е. Права ребенка. М., 1997.

5. Сайт http://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

6. Сайт http://ant-m.ucoz.ru «Виртуальный кабинет истории и обществознания»

7. Сайт http://ombudsman.donland.ru/ «Уполномоченный по правам человека»

Список электронных приложений: презентация «Конвенция о правах ребенка», вопросы для измерения «температуры» прав человека, ситуации, солнце для рефлексии.


КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА…

(Классный час для учащихся 8 классов)

Авторы: Костюк Юлия Олеговна, учитель английского языка, Малиенко Оксана Юрьевна, учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Братска.

Цели:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка;

2. Сформировать активную жизненную позициюличности;

3.Повысить социально-правовую компетентность учащихся;

4. Воспитать уважение к высказываниям одноклассников;

5. Акцентировать внимание подростков на необходимости знать свои права и обязанности.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия «права», «конвенция», «устав».

2. Побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

3. Создать устав своего класса.

Перечень оборудования и материалов: листы бумаги, конвенция, карточки с вопросами, карточки устава класса, толковые словари.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.