КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка и измерение качества 13 страница
1. При решении проблем, связанных с получением прибыли потребителями, особое внимание уделять вопросам улучшения функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей клиентов и росту доверия с их стороны к товаропроизводителю. 2. При. решении проблем, связанных с получением прибыли товаропроизводителями, уделять особое внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка. 3. При решении проблем, связанных с затратами потребителя, уделять внимание как его затратам на приобретение продукции, так и всем видам затрат на использование данной продукции по назначению. 4. При решении проблем, связанных с затратами товаропроизводителей, уделять особое внимание издержкам предприятия вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и отклонений от требований к качеству, включая конструктивные недостатки продукции, требующие дополнительных расходов товаропроизводителей на переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантийное обслуживание и ремонты в процессе использования продукции по назначению., 5. При решении проблем, связанных с рисками потребителей, уделять особое внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия. 6. При решении проблем, связанных с рисками товаропроизводителей, уделять особое внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета и репутации, потере рынка, претензиям потребителей и рискам, юридической ответствен ности. Рассматривая широкий круг задач, решаемых в рамках управления качеством, применительно к специфике экономики управления качеством следует выделить две основные:
• определение наиболее целесообразного, обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества (А); • обеспечение достижения заданного уровня качества (Б). Методология и критерии, которые применяются при решении данных задач, аналогичны общепринятым в классической экономике. Отбор вариантов и принятие решений проводятся путем сравнения достигаемого эффекта с затратами, которые необходимы для его достижения, т.е. оценкой эффективности. Специфика экономики управления качеством связана с особенностями данных оценок при решении вышеназванных задач (А и Б) и применяемых показателей. Рассмотрим основные понятия, которые используются в экономике управления качеством. Особое значение при этом имеет раскрытие социально-экономического содержания понятия «потребительная стоимость». Необходимо прежде всего учитывать двойственный характер этой категории. С одной стороны, потребительная стоимость — это экономическое отношение между субъектами в процессе ее потребления как материально-вещественного образования и воплощение затрат труда, использованного на создание этого образования. Как экономическое отношение между людьми потребительная стоимость выражается, как правило, в экономии затрат труда, выявляемой в процессе ее потребления. С другой стороны, потребительная стоимость — это материально-вещественный полезный результат производства, и как таковая она выступает носителем экономического отношения во взаимосвязи между производителем и потребителем. В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью. Ведь именно полезность объекта делает его потребительной стоимостью. Количественная сторона потребительной стоимости как экономической категории — это степень, мера удовлетворения определенной потребности в данном объекте. Таким образом, полезность объекта — это способность обладать потребительной стоимостью.
Вышесказанное определяет взаимосвязь понятий «качество», «полезность», «потребительная стоимость». При этом качество выражает не просто полезность.объекта, а степень его полезности. То есть получается цепочка (рис. 6.1), в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно реализованной в потребительной стоимости.
Затраты на качество
Уровень качества
i Степень полезности
Потребительная стоимость
Рис. 6.1. Взаимосвязь категорий качества и потребительной стоимости
В то же время ценность, полезность объектов не всегда однозначно определяются их количеством и качеством. Например, удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезнее. Если потребителю ее увеличение в таком размере не требуется, то не может быть и речи о прямо пропорциональном увеличении полезности. есть в общем виде П = VK, (6-1) где: П — полезность объектов; К— количество объектов; К — качество объектов. Следовательно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя. На рис. 6.2 представлен вид функции полезности в зависимости от уровня качества П(К), выведенной американскими экономистами Дж. Эттингером и Дж. Ситтигом, подтверждающий экспоненциальную зависимость полезности от уровня качества.
Рис. 6.2. Зависимость полезности объекта (П) от уровня качества (К)
Применяя понятие потребительной стоимости по отношению к конкретному объекту, можно говорить об обшей экономической основе потребительной стоимости и качества, так как обе эти категории связаны с удовлетворением определенных потребностей. В связи с этим изменение потребительной стоимости (степени полезности) является одним из видов экономических эффектов от изменения качества. Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.
Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество не соответствует проектному, а также тому качеству, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспектах, рекламах, контрактах и т.д. Рис. 6.3. Виды эффектов в экономике качества
Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток». Предотвращенный убыток — это невозникщий, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат. Предотвращенные убытки бывают двух родов (рис. 6.3): 1. Положительный ущерб, определяемый уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака. 2. Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм. Эффективное управление качеством позволяет реально повысить производительность предприятия, в первую очередь за счет уменьшения затрат материалов и труда на тот же объем производства. Более высокое качество продукции приводит к повышению потребительского спроса на нее, увеличению оборота и, следовательно, доходов фирмы, снижению отходов производства и его стоимости, совершенствованию логистики и экономии, связанной со значительно меньшими требованиями к объему необходимых запасов. Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повышения качества, следует понимать, что в конечном итоге они материализуются в виде реальной прибыли предприятия. Схемы, приведенные на рис. 6.4 и 6.5, наглядно иллюстрируют взаимосвязь категорий «качество» и «производительность», «качество» и «прибыльность». Рассмотрим методологию расчета и регулирования затрат на управление качеством.
6.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Проблемы затрат на качество привлекают внимание ученых и специалистов ведущих фирм, занимающихся вопросами управления качеством. Так, например, Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе отдельный комитет по затратам на обеспечение качества товаров. Это объясняется тем, что расходы на управление качеством играют важную роль в конкурентных позициях фирм, определяя их возможности в ведении конкурентной борьбы. В Международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникшие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями,, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, связанные с потерей престижа фирмы). Эффективная система качества (СК) может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции. В международных стандартах на системы качества отмечается большое значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Они дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества. Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат на «ПОД» (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодным капиталовложением, тогда как затраты, вызванные дефектами, считаются убытками. К составляющим данных затрат относятся следующие: а) затраты на профилактику — деятельность по предотвраще- б) затраты на оценивание: испытания, контроль и обследова- в) внутренние затраты (В.), являющиеся следствием дефектов, г) внешние затраты (Вш), являющиеся следствием дефектов, т.е. Примером таких затрат могут быть следующие виды затрат: • затраты на техническое обслуживание и ремонт продукции; • затраты на гарантии и возвраты; • затраты на прямые затраты и скидки; • затраты, связанные с изъятием продукции; • издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции. Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 денежным единицам (П = 0= Д = Вш= 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 д.е.: 40 д.е. из них считаются полезными, а 40 д.е. — убытками и в их числе 20 д.е. — за гарантийный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 д.е. Метод калькуляции затрат, связаны ых с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из данных стоимостей может быть источником экономии средств. При этом стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса, а стоимость несоответствия — это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери — результат снижения произ- • расходы изготовителя; • расходы поставщиков и потребителей; • совместные расходы изготовителей и поставщиков. При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат. Первый вид — предупредительные расходы (Зп), рассчитываемые по формуле: = 3 (6-2) где: Зп — затраты на планирование качества; Зпк— затраты на подготовку контроля процессов создания объектов; затраты на оборудование, используемое для управления качеством; Зк — затраты на работу с кадрами; Зм — затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы. Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества: • получением и анализом маркетинговой информации; • подготовкой программ по обеспечению качества; • организацией и внедрением систем управления качеством; • разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов; • подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества; • анализом качества на допроизводственной стадии. Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее: • расходы на подготовку нормоконтроля проектов; • расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта; • расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков; • расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе. Затраты 30 определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы. Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококачественному труду, возможные затраты на оценку качества персонала, его тестирование, разработку всевозможных программ повышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы. В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения качества производимых ею объектов. Они включают в себя организационные расходы и расходы времени работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п. Второй вид прямых расходов изготовителя — оценочные расходы (30Ц). Формула для их расчетов включает десять компонентов: 30ц Зип+Зкп+Зпи+Зтк+Зи+Зс"КЗпн+Зсср''КЗр0+Зиз. (6-3) В формуле (6-3) учитываются следующие виды затрат: Зип — на испытания и приемочный контроль; Зкп — на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья; Зпи — на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание; Зтк — на технический контроль; Зи — на испытания, проводимые на фирме-изготовителе; Зс — на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса); Зпн — на плановый надзор за качеством продукции и системой качества; Зсер — на сертификацию; Зр,, — на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку; Зиэ — на испытание объектов на стадии их использования по назначению. Третий вид прямых расходов изготовителя — затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами (Звнуг).Они определяются выражением: 3,шуг=Пм+Пк+ЕП6, (6-4) где: Пн — потери материалов из-за их неудовлетворительного качества; Пк — потери компонентов из-за их неудовлетворительного качества; суммарные потери на Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат: • на переделку брака; • на утилизацию брака;
• время работников, связанное с производством утилизированного брака; • на материалы и компоненты, использованные вутилизиро-ванном браке; • на энергию и прочие накладные расходы, связанные с производством утилизированного брака и его хранением. Четвертый вид рассматриваемых затрат — затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов Звнеш. Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие — разные ориентиры при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Традиционный подход ориентируется на определенное наиболее экономически выгодное предприятию количество таких отклонений. Специалисты, поддерживающие идею оптимальной дефектности, исходят из того, что слишком малый или слишком большой уровень дефектности приводит к повышенным дополнительным затратам фирмы, что иллюстрируется на рис. 6.7.
Затраты на качество
Оптимальное Количестводефектов количестводефектов
Рис. 6.7. Экономические зависимости, характеризующие подход к регулированию затрат на основе оптимизации дефектов Другой, позже появившийся и нашедший широкое распространение на ведущих, особенно японских, фирмах подход ориентирует на использование концепции «ноль дефектов», как самой экономически выгодной (рис. 6.8). Специалисты таких фирм считают, что противоречия в подходах к затратам между потребителем и производителем — это заблуждение. Производителю экономически выгодно встать на позицию потребителя и ориентироваться на принцип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управления затратами на качество, в том числе структурирование затрат. Из табл. 6.1 видно, что японские фирмы, ориентирующиеся на «ноль дефектов» и, следовательно, вынужденные в среднем в пять раз больше американских фирм тратить на профилактику дефектов, имеют существенно лучшие показатели расходов на проверку отклонений от качества и затрат на профилактику качества; Сравнение стратегий в области затрат на качество
В итоге они имеют почти в два раза более эффективную экономическую стратегию затрат на качество. Это позволяет товаропроизводителям, применяющим такой подход, снижать себестоимость производства своей продукции и получать серьезные преимущества в конкуренции. Таким образом, современная стратегия предприятия в области затрат на качество может быть проиллюстрирована графиками, приведенными на рис. 6.9. В связи с приведенными на этом рисунке зависимостями можно так охарактеризовать направленность стратегии в области затрат на качество ведущих фирм. Увеличивая затраты на предупреждение отклонений (профилактику дефектов), постепенно снижая затраты на инспектирование и оценку (проверку) качества, необходимо добиваться снижения затрат из-за внутренних и внешних отказов так, чтобы общие затраты фирмы, связанные с качеством продукции, уменьшались. 6.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Мы рассмотрели эффекты и структуру затрат, связанные с управлением качеством. Экономическая эффективность управления качеством по аналогии с классическим подходом — характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения данных экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее. Каким должен быть уровень качества продукта, с которым фирме наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться? Современные специалисты в области качества не понимают, почему нужно было стремиться к высшему качеству и проводить соответствующую аттестацию. Сам термин «высшее качество» является неопределенным и поэтому не может быть критерием «настройки системы управления качеством». При работе фирм в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта. Принято называть такое качество «нужным качеством». Раскроем понятие «нужное качество». Возможны два подхода к его определению: • когда первичными являются экономические интересы фирмы; • когда за основу берутся экономические интересы клиента. Первый подход свойственен фирмам, стоящим на сбытовых концепциях. Второй подход применяют фирмы, исповедующие маркетинговые концепции производственно-коммерческой деятельности. На рис. 6.10 прослеживается характер зависимости прибыльности от таких показателей, как уровень качества и цена продукта. Как видим, эта функция представляет собой объемную куполообразную двухпараметрическую зависимость.
Рис. 6.10. Прибыльность как функция уровня качества и цены
Прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот. Соответственно, прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты фирмы (рис. 6.11). Прибыль падает также при слишком низких ценах, так как даже возрастающая при этом доля фирмы на рынке не в состоянии привести к адекватному росту оборота в денежном выражении. Слишком же высокие цены также ведут к снижению данного обо- Таким образом, для определенного уровня качества существует оптимальная с точки зрения прибыльности конкретного бизнеса цена купли-продажи. Чтобы уяснить смысл этого понятия, рассмотрим метод оптимизации цены с учетом расходов в сфере реализации. Этот метод основан на использовании функции эластичности спроса и оценке затрат. Суть его в том, что оптимальной цене купли-продажи в торговле (Цопт) соответствует следующая зависимость:
(6-9) Дело в том, что каждый предприниматель стремится максимизировать свою прибыль (П -> шах). Прибыль можно записать как функцию от цены П(Ц). Максимальная прибыль будет достигаться при оптимальной цене. Условие, выраженное в формуле 6-9, и позволяет найти оптимальную цену. Прибыль также можно записать как разность между объемом производства (если все производимые товары поступают на рынок) или оборотом торговли и суммарными затратами: П = М-Е3. (6-10) Кроме эффекта, связанного с улучшением условий реализации продукта на рынке, существует целый ряд основных источников получения предприятиями прямого экономического эффекта от управления качеством. Рассмотрим, как применительно к данным составляющим можно рассчитать годовые эффекты от управления качеством. При этом прогресс в области качества будем связывать с внедрением новой (впервые или более совершенной) системы управления качеством. Улучшение качества приводит к следующим данным эффектам. 1. Годовой эффект от сокращения внутрифирменный отклонений: (6-11) ор ш. где: V— объем производства продукта в оцениваемом периоде; б,, 52 —удельный вес потерь от внутрифирменных дефектов в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения системы качества и с ней). 2. Годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций: (6-12)
где: X1, Х2 — удельный вес потерь в базовом и оцениваемом периоде. 3. Годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь,
(6-13)
где: АС у = ACyl ~ACjj2—снижениеу-х непроизводительных потерь /го вида продукта в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения системы качества; п — число видов продукта, по которым были допущены непроизводительные потери; т — число видов непроизводительных потерь. 4. Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и ос-
(6-14)
где: Оьсп2 ~~ плановые расходы на подготовку и освоение производства /-го продукта в оцениваемом периоде (с системой качества С К); С/ос»ф2 — фактические расходы на подготовку и освоение производства /-го продукта, в оцениваемом периоде; С у. = ю™*1— коэффициент; фактические расходы на подготовку и освоение производства /-го продукта в базовом периоде (до системы качества); Qocni — плановые расходы на подготовку и освоение производства /-го продукта в базовом периоде. 5. Годовой эффект от снижения материальных затрат на про- Э = ДС*., (6-15)
где: ACjq = ДС;?1 - ACiq2— снижение затрат q-ro материала (топлива, материала, комплектующих) на производство годового объема продукта /-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом; 0?н Qt/2 — соответственно затраты <7-го материала на производство годового объема продукта /-го вида в базовом и оцениваемом периодах; п — количество видов продукта, производимого в оцениваемом периоде; Q— число видов материалов (ресурсов), использованных на производство продукта в оцениваемом периоде; показатель С,,, = М^,Ц„; М;<7, -фактические затраты д-х материалов на производство годового объема продукта /-го вида в натуральном выражении;
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |