Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и измерение качества 15 страница




Сертификация — форма осуществляемого органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов или условиям до­говоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обес­печивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому норматив­ному документу.

Система — объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодей­ствующих элементов.

Система аккредитации лабораторий — система, располагающая соб­ственными правилами процедуры и управления для осуществ­ления аккредитации лабораторий.

Система менеджмента качества — система для установления поли­тики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система обеспечения качества (система качества) — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, про­цессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все ста­дии и все уровни формирования качества, обеспечивает реали­зацию определенной политики фирмы в области качества.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации мо­гут действовать на национальном, региональном и международ­ном уровнях. Центральный орган, который управляет системой сертификации и осуществляет надзор за данной системой, мо­жет передавать свои полномочия в отношении деятельности по сертификации и право на сертификацию соответствия.

Система управления — система для установления политики и це­лей и для достижения этих целей.

Системный подход ку правлению—управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.

Соглашение по признанию — соглашение, основанное на принятии одной стороной результатов, представленных другой стороной, которые получены от применения одного или нескольких ус­тановленных функциональных элементов системы сертифика­ции. Типичными примерами соглашений по признанию явля­ются «соглашения по испытаниям», «соглашения по контролю» и «соглашения по сертификации». Соглашения по признанию могут быть приняты, например, на национальном, региональ­ном или международном уровне.

Соискатель свидетельства в области сертификации (заявитель) — лицо или орган, добивающиеся получения соответствующего свидетельства от органа по сертификации.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики про­дукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символи­ке, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нане­сения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных ре­зультатах науки, техники и практического опыта и направле­ны на достижение оптимальной пользы для общества.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и харак­теристик в целях их добровольного многократного использо­вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурен­тоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта де­ятельность проявляется при разработке, опубликовании и при­менении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначе­нию, устранение барьеров в торговле и содействие научно-тех­ническому сотрудничеству.

Технический регламент — документ, который принят международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации, или федеральным законом, или указом Президента Рос­сийской Федерации, или постановлением Правительства Рос­сийской Федерации, и устанавливает обязательные для приме­нения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, эксп­луатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эк­сплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулиро­вание отношений в области оценки соответствия.

Тотальный менеджмент (управление) качества — менеджмент каче -ства организации, охватывающий всю организацию.

Требование — установленная или типично предполагаемая потреб­ность или ожидание.

Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Улучшение качества — часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на увеличение его эффективности и продуктивности.

Управление качеством — часть менеджмента качества, сфокусиро­ванная на выполнение требований качества. Рекомендуется до­бавлять определительное слово при ссылке на понятие «управ­ление качеством» (более узкое, чем «обеспечение качества»), например, «управление качеством в процессе разработки».

Уровень качества — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения.

Услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удов­летворению потребностей потребителей.

Участник системы сертификации — орган по сертификации, дей­ствующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой.

Форма подтверждения соответствия — определенный порядок до­кументального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Член системы сертификации — орган по сертификации, действу­ющий согласно правилам данной системы и имеющий возмож­ность участвовать в управлении системой.


Эксперт (лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нор­мативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.

Эксперт по аттестации лаборатории — лицо, которое осуществля­ет все или некоторые функции, относящиеся к аттестации ла­бораторий.

Эффективность — степень, с какой запланированные деятельнос­ти реализуются и запланированные результаты достигаются.


ЛИТЕРАТУРА

1. «О техническом регулировании». Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

2. ИСО 9000: 2000 Системы менеджмента качества. Основные по­ложения и словарь.

3. ИСО 9001: 2000 Системы менеджмента качества. Требования.

4. ИСО 9004: 2000 Системы менеджмента качества. Рекоменда­ции по улучшению деятельности.

5. Андрианов Ю.М., Субетто А.И. Квалиметрия в приборострое­нии и машиностроении. — Л.: Машиностроение. Лен. отд-ние,1990.

6. Аристов О.В. Управление качеством. — М.: Финстатинформ, 1999.

7. Аристов О.В. Экономика управления качеством. — М.: МНЭПУ, 2001.

8. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: Финстатинформ, 1999.

9. Аристов О.В. Управление качеством: Сборник задач. — М.: МНЭПУ, 1999.

 

10. Аристов О.В., Дежкина И.П., Высоцкая Н.И., Берсенева В.Н., Богданова В.Б. Методические указания к практическим заня­тиям по дисциплине «Управление качеством». — М.: ГАУ, 1996.

11. Будищева ИА, Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспече­ние качества продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1989.

12. Гличев А.В. Основы управления качеством М.: РИА Стандарты и качество, 2001.

13. Глудкин О.П., Горбунов КМ * Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеоб­щее управление качеством. Total Quality Management (TQM). — M.: Радио и связь, 1999.

14. Круглое М.Г., Сергеев С.К., Такташев В.А., Фирстов В.Г., Шиш­ков Г.М. Менеджмент систем качества. — М.: Изд-во стандар­тов, 1997.


15. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 1992.

16. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1990.

17. Аристов О.В., Богданов В.М., Зекунов А.Г. Контроль и управ­ление в радиоэлектронике и электротехнике. — М.: Изд-во стандартов, 1987.

18. Рахутин Г.С., Голод С.Ц. Управление на угольных предприяти­ях качеством труда, процессов и продукции.— М.: Недра, 1883.

19. Bergman В.О. Quality: from customer needs to customer satisfaction.— Lund: MCGRAW — HILL BOOK COMPANY, 1994.

20. T. Building Total Quality: a Guide for Management. —
London: Chapman & Hall, 1993.

21. Juran J.M. Managerial Break Through. — New York: McGraw-Hill, 1964.

22. Deming W.E. The New Economics for Industry, Government and Education. — Massachusetts: MJT Center for Advanced Engineering Study, 1993.



СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

Аристов Олег Валентинович, профессор кафедры Управление технология­ми Государственного университета управления (ГУУ), заведующий кафедрой «Маркетинг» Международного независимого эколого-политологического уни­верситета, академик Академии проблем качества. До перехода в ГУУ работал ректором, заведующим кафедрой «Управление качеством и маркетинг» Все­союзного института повышения квалификации руководящих работников и спе­циалистов в области качества продукции, стандартизации и метрологии (ВИСМ) Госстандарта.

Под его руководством и при его непосредственном участии были органи­зованы и методически обеспечены первые в стране учебные специализации для ИПК «Контроль и управление качеством», «Поверка измерительных при­боров» и «Качество продукции». Он руководил разработкой «Системы управ­ления качеством продукции» и программы «Качество» Волгоградского района г. Москвы, которые были отмечены медалями ВДНХ.

Аристов О.В. являлся председателем Совета по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, качества продукции и метрологии Госстандарта, членом Научно-технической комиссии Госстандарта, членом Президиума Научно-методического Совета по проблемам повышения квалификации руководящих работников и специалис­тов Минвуза СССР, председателем Волгоградской районной (г. Москвы) сек­ции качества.

Он многократно выезжал за рубеж для чтения лекций по проблемам уп­равления качеством руководителям предприятий, преподавателям, специали­стам в области качества в Болгарию, ЧССР, Индию, ВНР, ГДР, Китай.

Им опубликовано более 100 научных трудов в области управления каче­ством и обеспечения конкурентоспособности, в том числе 18 учебных посо­бий. Он руководил разработкой стандартов «Единая система подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации», «Отраслевая система управления качеством работ Госстандарта. Повышение квалификации кадров», «Порядок подготовки, повышения квалификации и аттестации госу­дарственных и ведомственных поверителей».

За успешную научную и педагогическую деятельность он награжден Почет­ным знаком «За заслуги в стандартизации», почетными наградами Госстандарта СССР, Центрального Совета Научно-технического союза Болгарии.


Аристов Олег Валентинович

 

 

Управление качеством

 

Учебник

 

Редактор А. О. Нащекина Корректор Е.А. Морозова Верстка Л, О. Муравенко

Художественное оформление «Ин-Арт»

 

 

ЛР№ 070824 от 21.01,93

Сдано в набор 18.07.2003. Подписано в печать 25.09.2003. Формат 60x90/1 в. Печать офсетная. Бумага типофафская № 2. Гарнитура «Newlon». Усл. печ. л. 15.0. Уч. изд. л. 15,48. Тираж 100 000 экз. (8001 - 11 000 экз.). Цена свободная. Заказ № 9582.,

 

Издательский Дом «ИНФРА-М» 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31 в Тел.: (095) 380-05-40, 380-05-43 Факс:(095)363-92-12 E-mail: [email protected] http://www. infra-m. ш

Отдел «Книга — почтой»: (095) 363-42-60 (доб. 246, 247)

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография". 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.