Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим международных рек




Основными принципами, которыми руководствуются государства при установлении режима международных рек (протекающих по территории более одного государства), являются:

· государства, через территории которых протекает международная река, обладая суверенитетом на свой участок, регулируют вопросы навигации по взаимному согласию, руководствуясь общностью их интересов и равными правами на использование вод такой реки;

· торговое судоходство на международных реках, если нет возражений со стороны всех прибрежных государств, может быть открыто для судов всех других государств (подчеркнем лишь, что это их право, а не обязанность);

· прибрежное государство не должно наносить ущерба природной среде другого прибрежного государства в результате хозяйственной или иной деятельности на своем участке реки.

Военное судоходство по международным рекам регулируется только прибрежными государствами с учетом их безопасности.

В настоящее время на некоторых международных реках установлен правовой режим в соответствии с нормами международного права (например, в Европе такой режим установлен для Дуная, Рейна).

Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., участниками которой являются Россия, Украина (как правопреемники СССР), Чехия и Словакия (право-преемники Чехословакии), Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия, государства-правопреемники Югославии.

Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства на своих участках, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечивающие нормальное судоходство.

Согласно ст.1 навигация по Дунаю является “свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства”.

Согласно ст.30 плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, а военных кораблей прибрежных государств за пределами их участков реки может осуществляться по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции 1948 г. учреждена Дунайская комиссия (г. Будапешт), которая состоит из представителей всех придунайских государств-членов Конвенции. Она устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки; составляет и издает навигационные карты; решает вопросы плавания, речного надзора; принимает рекомендации по унификации таможенного, санитарного надзора. Дунайская комиссия, являясь международной организацией, поддерживает связи с третьими государствами и с международными организациями, например, с Европейской экономической комиссией ООН и др.

В связи с распадом СССР, Югославии и Чехословакии создалась новая ситуация вокруг правового режима реки Дунай.

Правовой режим которой Рейна устанавливается Праижским мирным договором 1814 г. и Маннгеймской конвенцией 1868 г., согласно которой плавание по Рейну открыто для торговых судов всех государств от Базеля до открытого моря. В 1963 г. было подписано Соглашение о Международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения. В настоящее время Центральная комиссия по Рейну и режим судоходства по Рейну в цело – часть правопорядка Европейского Союза.

Правовой режим Амура установлен Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г., в соответствии с которым суда различного типа, включая военные, могут беспрепятственно осуществлять плавание из реки Уссури (Усулицзян) в реку Амур (Хэйлунцзян) мимо города Хабаровска и обратно.

Среди многочисленных рек Африки правовой режим установлен для рек Конго, Нигер, Сенегал.

 

 

Вопрос 48 Правовой режим открытого моря и режим военного мореплавания

Под открытым морем понимаются все водные части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и которые находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст.86 Конвенции ООН по морскому праву). С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т.е. оно не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст.89).

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет право внутриконтинентальных стран на доступ к морю. Государства, не имеющие выхода к морю, “имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества” (ст.125); их суда имеют право на транзит через водные пространства соседних стран (ст.127); на равенство флага (ст.131). Так, внутриконтинентальные государства имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительной экономической зоне прибрежных государств (ст.69), а также право на прокладку кабелей и трубопроводов (ст.79). Условия и порядок такого участия устанавливается заинтересованными государствами.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст.87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст.87).

Свобода судоходства включает в себя как судоходство торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др.

В открытом море все суда (в том числе и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага. Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага; она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст.95).

Под военным кораблем, согласно Конвенции, понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее специальные внешние знаки, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст.29).

Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т.е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение военных кораблей во время пребывания в иностранных водах от таможенного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.

Конвенция допускает возможность вмешательства военных кораблей в плавание иностранных невоенных судов, если это вмешательство основано на международных соглашениях. Так, военный корабль может подвергнуть осмотру торговое судно, если есть основания подозревать, что это судно занимается пиратством, под которым понимается любое из следующих действий: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем частновладельческого судна и направленный против другого судна или против лиц и имущества, находящихся на нем; б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием того факта, что судно является пиратским; в) любое подстрекательство или сознательное содействие совершению действий, указанных в пп. “а” и “б” (ст.101). Военный корабль или воздушное судно вправе захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на них лиц и захватить имущество, наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст.105).

Следующим изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст.99 Конвенции каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.

Изъятие из принципа юрисдикции государства допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрения в том, что судно занимается несанкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажутся обоснованными, может предпринять действия по пресечению такой деятельности (ст.109).

Исключение из юрисдикции государства флага предусмотрено Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. Военные корабли государств-участников могут останавливать невоенные суда, если есть подозрение в повреждении ими кабеля.

Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при преследовании судна в открытом море. Порядок преследования регламентируется ст.111, согласно которой судно, совершившее правонарушение в отношении внутренних вод, территориального моря, прилежащей или экономической зоны, континентального шельфа прибрежного государства, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции “преследования по горячим следам”, т.е. оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего государства (ст.111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе о государственной границе РФ 1993 г. предусматривается, что пограничные войска, включая военные корабли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах РФ.

Во всех перечисленных выше случаях изъятия из под юрисдикции государства флага судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

От преследования необходимо отличать слежение (наблюдение). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный корабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же всегда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение. Однако некоторые вопросы слежения могут являться предметом двусторонних соглашений. Так, в 1972 г. СССР и США заключили Соглашение “О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним”, в 1986 г. подобное соглашение было заключено между СССР и Англией, а в 1988 г. — между СССР и ФРГ. В этих соглашениях устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение; военные корабли должны находиться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения. Военные корабли сторон не должны предпринимать имитации атак путем разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и имитации применения других видов оружия в направлении кораблей или воздушных судов другой стороны, не выбрасывать какие-либо предметы в направлении движения кораблей другой стороны, не использовать прожекторы для освещения ходовых мостиков кораблей другой стороны; такие же действия военные корабли не должны предпринимать и в отношении невоенных судов другой стороны.

Командиры воздушных судов должны проявлять “величайшую осторожность и благоразумие при приближении к воздушным судам” другой стороны (ст.4 Соглашения СССР и ФРГ).

 

За пределами 200 морских миль континентального шельфа (а если континентальный шельф распространяется за этот предел, т. е. до 350 миль, то за ним) находится морское дно (далее для краткости – морское дно), являющееся общим наследием человечества. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа, а также деятельность на нем определяются частью XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Соглашением 1994 г.

В соответствии со ст. 137 Конвенции 1982 г. ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части морского дна или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не могут присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества (ст. 136 Конвенции 1982 г.). Это, в частности, означает, что пространства морского дна и его минеральные ресурсы принадлежат всему человечеству. Развивающиеся страны вправе претендовать на часть прибыли, получаемой другими странами от эксплуатации минеральных ресурсов морского дна. Ни одно государство, его компании Не вправе без разрешения Международного органа по морскому дну (условно – МОД) добывать ресурсы морского дна. Следовательно, не являются легитимными притязания на полезные ископаемые, их приобретение или добыча вопреки порядку и правилам, установленным частью XI Конвенции 1982 г. и Соглашением 1994 г. об осуществлении положений этой Конвенции.

Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении деятельности на морском дне, осуществляемой этими организациями.

Государства-участники, которые являются членами международных организаций, принимают надлежащие меры для обеспечения применения соответствующих положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.

Любая деятельность на морском дне осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления.

Правовой статус морского дна складывается из следующих элементов.

1. Морское дно открыто для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации и без ущерба для других положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.

2. Морские научные исследования на морском дне осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества. Государства – участники Конвенции 1982 г. могут осуществлять морские научные исследования и обязаны содействовать международному сотрудничеству путем участия в международных программах и поощрения сотрудничества в проведении исследований специалистами разных стран и МОД.

3. Учитываются права и интересы прибрежных государств при разработке месторождений ресурсов, которые находятся также в пределах национальной юрисдикции. В тех случаях, когда деятельность на морском дне может привести к разработке ресурсов, находящихся в пределах национальной юрисдикции, требуется предварительное согласие заинтересованного прибрежного государства.

4. Любая деятельность на морском дне не должна приводить к загрязнению среды. С этой целью МОД принимает соответствующие нормы, правила и процедуры в целях защиты и сохранения природных ресурсов и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне морской среды.

5. Деятельность на морском дне осуществляется с разумным учетом другой деятельности (например, рыболовства).

6. Сотрудничество государств с МОД по вопросам передачи технологии и научных знаний, относящихся к деятельности на морском дне. Государства поощряют осуществление программ передачи предприятиям МОД и развивающимся государствам технологии, а также способствуют предоставлению персоналу предприятия и специалистам из развивающихся государств возможностей для прохождения подготовки в области морской науки и технологии и для их полного участия в деятельности на морском дне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.