Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Плешаков. Начну, пожалуй, свое повествование со следующих слов: «Не прожив, да не узнаешь, не узнав — не проживешь»




 

КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, ИСПЫТЫВАЮЩЕМУ КРИЗИС СОРОКА ЛЕТ

 

Начну, пожалуй, свое повествование со следующих слов: «Не прожив, да не узнаешь, не узнав — не проживешь».

В этом абсурдном на первый взгляд утверждении-изречении есть доля правды. Действительно, очень сложно думать и анализировать тот возраст, до которого еще не дожил. Однако задумываться необходимо, кроме того, можно постараться предположить будущее и построить позитивную программу жизни в этом далеком возрасте.

Что это за кризис в сорок лет?

По-моему, это нечто большее, чем просто кризис производительности против застоя, даже больше, чем кризис ценностей, это — кризис смысла жизни! Это время, когда проверяется на прочность и универсальность смысл жизни, существовавший до этой поры.

Как велик будет и как глубок, насколько болезненно будет пережит подобный кризис (как и любой другой кризис, в частности, основа которого — тема ценностей и смысла жизни), зависит от устойчивости и оправданности, практичности и универсальности смысла жизни на этот срок — сорок лет. Крепка ли жизненная позиция и непоколебимы ли принятые ранее ценности — вот что служит основой для крепкой позиции и относительной безболезненности прохождения кризиса сорока лет.

Но если все-таки под влиянием каких-то обстоятельств, условий, явлений, факторов и т.п. кризис наступил и тяготит человека — как быть? Если все прошедшее кажется никому не нужным, а будущее тусклым — как быть? Если опускаются руки и нет желания продолжать бороться с трудностями и прокладывать дорогу вперед — как быть? Кто знает, сколько этих «если»...

Но независимо от множества и полисложности этих «если» и «как быть» ответ остается один, решающий эти «если»: найти себя во времени, т..е. себя-прошлого, себя-настоящего и себя-будущего; найти себя в пространстве, т.е. себя-здесь, себя-там, себя-везде; найти себя в себе, в друзьях, в родных, в окружающем пространстве, в мире, наконец.

Необходимы осмысление своей жизни заново: прошлой, настоящей и будущей, выбор самого прочного и перспективного, личностно-значимого и ориентация на настоящую и будущую жизнь с этим багажом социального опыта. Соответственно чем больше багаж, тем легче путь разрешения кризиса, чем меньше багаж, тем больше требуется усилий для прохождения стадии кризиса сорока лет.

Главное — не забывать слова бессмертного барона Мюнхгаузена: «Безвыходных положений не бывает» — и с этой мыслью, с багажом знаний под мышкой, с любовью в сердце, с силой в руках и с мудростью в голове смело идти вперед — к новым испытаниям, новым трудностям, горестям и новым радостям, слезам и смеху, усталости и могуществу.

Помогут ли эти слова человеку, переживающему кризис сорока лет? Ведь здесь нет никаких четких рекомендаций и алгоритма действий! В связи с этим вспоминается фраза: «Готовых решений не бывает», и это действительно так. Все, что написано в этой творческой работе, — лишь общие слова, но эти слова приносят реальный результат, позитивный результат. Стоит лишь задуматься, и горести кризиса отходят на второй план, а первое место занимает мысль о жизни, которая приносит пользу себе, окружающим, да и вообще всем.

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

С глубочайшим смыслом завершить свою жизнь может лишь тот, кто до конца не перестал совершенствоваться и развиваться.

К. Дюркхайм




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.