Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что Вы знаете о природоохранной деятельности правоохранительных органов?




1. Что Вы знаете о природоохранной деятельности правоохранительных органов?

2. Чем занимаются органы прокуратуры в сфере экологии?

3. Какова роль органов внутренних дел в решении экологических вопросов?

4. Какие задачи решают пограничные органы ФСБ России
в экологической сфере?

5. В чем выражается природоохранная деятельность таможенных органов?

 

Глава 17

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

 

 

§ 17.1. Причины, способствующие совершению
экологических правонарушений

Причинами, способствующими совершению экологических пра­
вонарушений, являются разнообразные социальные, экономические, политические, идеологические, психологические, организационно­управленческие, воспитательные, личностные и иные факторы, которые собственно и порождают названные противоправные деяния.

Так, основным социальным фактором на протяжении проводимых в последние более чем десять лет реформ в стране является резкое снижение жизненного уровня населения, что порождает стремление многих аутсайдеров поддерживать свою жизнеспособность путем несанкционированного посягательства на природные ресурсы (браконьерство, незаконная порубка деревьев)
с целью последующей их реализации или обращения в собственное пользование.

Вместе с тем те же браконьерство (в отношении водных биологических ресурсов) и незаконная порубка деревьев превратились в доходный источник бизнеса, породив создание целых преступных сообществ, поставивших в полном смысле слова на промышленную основу противоправную добычу и реализацию названных природных богатств. Экономическую основу существования такого незаконного бизнеса составляет устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый достаточно низкой ценой предложения по сравнению с легальным сектором экономики.

К политическим факторам можно отнести отсутствие четко выраженной позиции высшего руководства страны в отношении проблемы экологических правонарушений, и прежде всего экологической преступности. Безусловно, важными сегодня являются проблемы терроризма, экстремизма, наркотизма, торговли людьми, убийств народных избранников, однако не вполне прослеживается последовательная государственная воля в разработке и реализации действенных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение экологических преступлений. Так, например, в Плане Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 308[81], места вопросам, посвященным борьбе
с экологическими преступлениями, не нашлось.

В идеологическом смысле питательной средой дальнейшего развития экологической правонарушаемости, в том числе преступности, как представляется, служит вольно или невольно пропаганда средствами массовой информации (телевидение, журналы) образа преуспевающего человека. В целом направленность на успех в рыночных условиях сама по себе похвальна, но смущает один весомый факт — в списках наиболее богатых людей мира, ежегодно публикуемых солидными западными изданиями, Россию с гордостью представляют только те, кто имеет доступ
к природным кладовым. То есть доморощенных «биллов гейтсов», сделавших капитал и имя на создании и продвижении высокоинтеллектуального продукта, в обозримом будущем мы вряд ли будем иметь честь лицезреть.

Отсюда следует и психологический фактор, который подстегивает потенциального правонарушителя на подвиги под девизом: «А чем я хуже других?» Вся проблема в том и состоит, что «другие», занимаясь незаконным промыслом природных ресурсов в больших, если не сказать — гигантских, масштабах, нередко избегают ответственности, а статистику экологической деликтности и преступности формируют простые обыватели, которых и преступниками­то можно назвать с большой натяжкой.

К числу организационно­управленческих факторов необходимо отнести прежде всего отсутствие четкой специализации правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция сокращения числа природоохранных прокуратур, достаточно эффективно проявляющих себя на фронте борьбы с экологическими преступлениями. Кроме того, у субъектов Российской Федерации фактически отсутствует стимул для образования подразделений экологической милиции, поскольку согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 Структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, регионы лишены возможности создавать за свой счет органы дознания. А ведь именно органы дознания в рамках установленной Уголовно­процессуальным кодексом РФ подведомственности и подследственности призваны играть ключевую роль в расследовании преступных проявлений
в экологической сфере.

Не соответствует складывающейся обстановке и уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего органов прокуратуры, с природоохранными органами, которые являются основными поставщиками информации о противоправных деяниях в экологической сфере. Более того, в последние годы наблюдается определенная полоса отчуждения между прокурорами и руководителями природоохранных органов, когда препятствием для плодотворного сотрудничества у первых является избыточное понимание своей надзорной функции, а у вторых — проявляющееся все больше и больше присущее в целом системе органов исполнительной власти нежелание контактировать с органами прокуратуры.

Очевидно, что содержательная сторона воспитательно­образовательного процесса также отражается на состоянии экологической преступности. Отрадно, что в развитие утратившего силу
в 2002 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» с 1992 г. в школах введен курс общей экологии, однако хромает правовой аспект, который необходимо учитывать, поскольку подростки достигают возраста административной и уголовной ответственности, в том числе за экологические проступки, еще находясь в школе, а значит, фундамент будущего правомерного поведения, в том числе и по отношению к объектам природы, закладывается именно здесь.

Конечно же, нужно учитывать и личностный фактор. В целом всех индивидуумов можно с достаточной долей условности разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто ни
при каких обстоятельствах не нарушает запреты и выполняет все предписания в строгом соответствии и последовательности. Это так называемые законопослушные граждане, число которых, к сожалению, не становится больше.

Вторую группу составляют те, кто допускает, что можно совершать противоправные деяния, в том числе экологического характера, если об этом никто не узнает или за это ничего не будет. Те же залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, совершаемые под покровом ночи, наиболее ярко характеризуют эту группу.

Наконец, последнюю прослойку составляют маргиналы, для которых пренебрежительное отношение к установленным правилам поведения является обыденной нормой.

 

 

§ 17.2. Условия, способствующие совершению
экологических правонарушений

 

Под условиями, способствующими совершению экологических правонарушений,нами понимаются явления, которые сами по себе не порождают правонарушения, но способствуют, облегчают, интенсифицируют их совершение.

В этом смысле основное бремя ответственности за порождение таких условий, как представляется, ложится на государство и создаваемые им структуры, призванные претворять в жизнь политику в области охраны окружающей среды и природопользования.

На протяжении 1990­х — начала 2000­х годов система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования, неоднократно подвергалась разнообразным преобразованиям,
в том числе объединению органов, разъединению их, поглощению одними функций других и последующим обратным шагам. Такие реструктуризации вместо предполагаемых позитивных последствий несли за собой, как правило, неразбериху, связанную
с разделом министерских портфелей среди руководства и неуверенностью в завтрашнем дне у тех работников, кто непосредственно стоял на рубеже борьбы с экологическими правонарушениями.

Так, проведенная в мае 2000 г. реструктуризация системы органов экологического контроля привела к исчезновению главного природоохранного ведомства — Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды (Госком­
экологии России), с передачей его функции искусственно созданному монстру — Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Это, вне всякого сомнения, парализовало целенаправленную работу органов управления в природоохранной и при­
родоресурсной сферах, и не случайно на итоговой коллегии Ми­
нистерства природных ресурсов РФ, состоявшейся весной 2003 г., было отмечено, что становление системы территориальных органов этого федерального органа исполнительной власти фактически завершилось лишь в 2002 г., то есть потребовалось более двух лет, чтобы механизм заработал в более или менее нормальном режиме. А если принять во внимание очередные проведенные в 2004 и 2008 гг. реструктурирования, то остается гадать, когда же система наконец заработает эффективно.

Существенным условием совершения экологических преступлений являются допускаемые контролирующими органами факты наложения на нарушителей административных взысканий,
в то время как характер деяния требует направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В существенной мере мягкость или пассивность инспекторов к правонарушителям объясняется их слабой защищенностью, поскольку нередко им приходится в одиночку иметь дело с организованными и вооруженными группировками, а значит, речь в подобных случаях может идти ни много ни мало
о жизни и смерти.

Безусловным бичом, парализующим эффективную борьбу с экологическими правонарушениями и преступлениями, являются коррупционные проявления в среде чиновников от экологии. В последние годы много говорят о застройке особняками водоохранных зон, санитарно­защитных зон источников питьевого водоснабжения
и участков лесного фонда. Но ведь такие факты становятся возможными только в силу прямого нарушения уполномоченными на то должностными лицами своих обязанностей, когда вопреки установленным законодательством запретам застройщикам выдаются заключения и согласования, легализующие беззаконие последних
и ставящие под удар авторитет государства. Если же речь идет о несанкционированном строительстве, которое во всяком случае осуществляется в достаточно длительные сроки, то здесь тем более нельзя оправдывать пассивность природоохранных органов, обязанных резко и своевременно ставить вопрос о наказании подобных правонарушителей и ликвидации незаконных капитальных построек.

Вполне конкретный упрек можно высказать и в адрес депутатского корпуса, выдававшего в конце 1990­х годов на протяжении нескольких лет с завидным постоянством «на гора» акты амнистии, под которые, учитывая низкий размер санкций за совершение большинства экологических преступлений, подпадали и привлекаемые к ответственности нарушители экологического законодательства.

Естественно, и несовершенство норм ст. главы 26 Уголовного кодекса РФ, с одной стороны, влекущее за собой трудности в расследовании по ряду составов (ст. 246–254, 257, 259 и 262 УК РФ), с другой — обусловливающее наступление уголовной ответственности наличием материальных последствий (ст. 246, 248–251,
254 УК РФ), также не способствуют снижению уровня экологической преступности.

Конечно же, перечисленные выше причины и условия совершения экологических преступлений не являются исчерпывающими. Они лишь отражают наиболее очевидные болевые точки, на которые необходимо обратить внимание в рамках организации
и проведения мероприятий, направленных на предупреждение экологических правонарушений.

 

 

§ 17.3. Меры, направленные на предупреждение
экологических правонарушений

Давно подмечено, что правонарушаемость как явление, отражающее динамику совершения тех или иных противоправных деяний в обществе, является неотъемлемой спутницей любого государства, и в целом это явление неискоренимо даже в странах, где уровень правосознания гражданского общества несколько выше, чем в Российской Федерации. Вместе с тем задачу снижения
до разумного минимума негативных поведенческих проявлений,
в том числе в экологической сфере, следует признать одной из актуальнейших как для государства, так и для все больше заявляющего о себе у нас в стране гражданского общества

С точки зрения мер, реализацию которых должно взять на себя государство, необходимо выделить следующие:

• совершенствование экологического законодательства с тем, чтобы исключить возможное неоднозначное толкование его правоприменителями;

• исключение в экологическом законодательстве любой возможности воспроизводства новоявленных олигархов путем установления дифференцированных в зависимости от условий и характера хозяйствования ставок налоговых платежей и сборов за использование природных ресурсов;

• четкое разграничение предметов ведения в экологической сфере между разными уровнями публичной власти во избежание, во­первых, дублирования полномочий, а во­вторых, пробелов в управлении охраной окружающей среды и природопользованием;

• определение наиболее оптимальной системы федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования,
и обеспечение надлежащего финансирования осуществления ими управленческих функций в экологической сфере, прежде всего направленных на выявление и пресечение экологических правонарушений;

• расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

• предоставление субъектам Российской Федерации права за счет собственных бюджетов создавать и финансировать органы дознания, в том числе по делам об экологических преступлениях;

• реальная, а не виртуальная борьба с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности и принадлежности к той или иной «семье»;

• воплощение в законодательстве об административных правонарушениях принципа усиления ответственности за совершение одними и теми же лицами повторных и последующих правонарушений;

• правовая ревизия формулировок диспозиций статей главы 26 Уголовного кодекса РФ с целью, во­первых, исключения «неиспользуемых» в правоохранительной практике составов как заведомо мертворожденных, во­вторых, усиления механизма уголовного преследования, в том числе путем расширения рамок уголовных наказаний и введения презумпции опасности совершения преступных деяний для экологических интересов (возможность причинения вреда здоровью человека, возможность нанесения вреда окружающей среде и т. п.).

В свою очередь, в сферу интересов гражданского общества должны быть включены вопросы:

• воспитания населения путем создания обстановки нетерпимости к всякого рода негативным и тем более противоправным проявлениям отдельных личностей;

• формирования правильного мировоззрения, основанного не на поклонении сиюминутным идолам, а на приверженности общечеловеческим ценностям;

• своевременного уведомления уполномоченных на то органов о фактах противоправного поведения со стороны физических, должностных и юридических лиц;

• безусловного выражения недоверия власти, которая оказывается не в состоянии обеспечить соблюдение экологических прав человека и гражданина, с использованием допускаемых федеральным законодательством форм демократии.

Приведенный перечень мер не является исчерпывающим и может быть расширен.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.