Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки 2 страница




Ставки платежей за загрязнение непосредственно для предприятий, организаций устанавливаются представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием территориальных органов Ростехнадзора, госсанэпиднадзора и предприятия­загрязнителя. Органы представительной и исполнительной власти вправе повышать коэффициенты экологической значимости и при сверхлимитных загрязнениях среды устанавливать плату для предприятий­загрязнителей в увеличенных размерах (до 20% — в крупных городах и промышленных центрах; в два раза — в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, в особо охраняемых заповедных зонах, эколого­курортных регионах).

Законодательством предусмотрены два вида платы за загрязнение: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов
и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Платежи за выбросы вредных веществ и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а сверхлимитные загрязнения — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия­загрязнителя. Сроки поступления платежей согласовы­
ваются с местными органами охраны окружающей природной среды.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают, в том числе проведение мероприятий и выполнение программ по охране окружающей среды. С другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать объем выбросов, сбросов и образования отходов и предотвращать тем самым вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.

 

 

§ 13.6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

В ранее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружаю­
щей природной среды» данный элемент экономического механизма раскрывался в отдельной статье, в которой перечислялись составляющие экономического стимулирования. В ст. 14Федерального закона «Об охране окружающей среды» упоминается лишь о возможности предоставления налоговых и иных льгот при внедрении существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

• понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

• применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Статья 54 Федерального закона «О животном мире» допускает такие формы экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира, как:

• установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;

• предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;

• премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Очевидно, что большинство субъектов хозяйственной деятельности сегодня обеспокоены несколько иными проблемами, нежели введение современных прогрессивных технологий. Основная проблема состоит в том, что, прежде чем получить соответствующие льготы, необходимо вложить немалые средства на модернизацию производства и внедрение передовых технологий. То есть даже при наличии регулирующей данный вопрос необходимой нормативной базы, которая пока не создана в полном объеме, широкомасштабная реализация столь необходимых для охраны окружающей среды мероприятий в целом по стране возможна лишь в перспективе.

В то же время экономическое стимулирование в сфере природопользования имеет вполне определенные контуры, прежде всего за счет гибкой системы соотношения лимитов и платы за природопользование.

 

 

§ 13.7. Предпринимательская деятельность в сфере
охраны окружающей среды

 

В ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей среды. При этом залогом развития такой деятельности хозяйствующих субъектов должны выступать налоговые и иные льготы.

В качестве наиболее динамично развивающихся и востребованных на рынке услуг в сфере охраны окружающей среды можно выделить экологическое страхование и экологический аудит.

Экологическое страхование представляет собой способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий (экологических рисков) за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Статьей 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматриваются две формы экологического страхования — д обровольное и обязательное юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического
и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Правовой основой страхования, в том числе и экологического, является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российс­
кой Федерации» [23], согласно которому добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем
и страховщиком, а обязательное страхование осуществляется в силу закона.

В частности, ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. В развитие этой законодательной нормы постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения[64].

Аналогичные положения содержатся в ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [37], определяющей обязательность страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, а также в ст. 56 Федерального закона
«Об использовании атомной энергии» [29], которая предусматривает финансовое обеспечение гражданско­правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Иными словами, в отличие от той же экологической экспертизы, предшествующей реализации (строительству, реконструкции и т. п.) того или иного объекта, могущего оказать негативное воздействие на окружающую среду, назначение экологического аудита состоит в проверке уровня экологической безопасности уже функционирующего объекта.

Экологическое аудирование хозяйствующего субъекта может проводиться как по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, так и по предложениям специально уполномоченных государственных органов. Так, ст. 27 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» наделяет государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха, правом вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

 

 

§ 13.8. Возмещение вреда в экологической сфере

 

Экологическая сфера, охватывая достаточно широкую область общественных отношений, обусловливает наличие определенного разнообразия объектов таких отношений при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций, связанных с причинением вреда.

Наряду с разнообразием объектов экологических отношений, которым может быть причинен вред, следует выделить и источники причинения вреда таким объектам.

Так, согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. То есть Основной закон, во­первых, выделяет в качестве объекта, которому может быть причинен вред, здоровье человека, а также его имущественные интересы, а во­вторых, проводит прямую зависимость наступления такого вреда именно от совершения тем или иным субъектом экологического правонарушения.

Вместе с тем причинение вреда здоровью и имуществу человека может явиться следствием правомерных действий, что в предусмотренных законами случаях также должно служить основанием для возмещения такого вреда.

Наконец, вред здоровью и имуществу человека может быть причинен источником повышенной опасности.

В свою очередь, ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве объекта опять­таки незаконного
(с нарушением действующего экологического законодательства) посягательства, повлекшего за собой причинение вреда, выделяет в первую очередь окружающую среду. При этом, безусловно,
окружающая среда выступает в качестве некоего обобщенного объекта, поскольку в результате совершения тех или иных противоправных деяний негативному воздействию подвергаются не все ее компоненты, а какой­то один либо несколько взаимосвязанных между собой объектов окружающей среды.

Подводя краткий итог, следует дать определение вреда в экологической сфере, под которым можно понимать причинение вследствие, как правило, экологического правонарушения, а также воздействия источника повышенной опасности и даже правомерных действий длительной или постоянной утраты здоровья человека, полной или частичной порчи (разрушения) его имущества, негативного изменения качества окружающей среды, носящего стойкий или временный характер.

Ниже будут рассмотрены вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного в каждом из названных случаев.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями. В числе экологических правонарушений, которые могут повлечь причинение вреда здоровью человека, безусловно, следует выделить некоторые экологические преступления, которые изложены в Уголовном кодек­
се РФ.

Так, в качестве одного из оснований наступления уголовной ответственности по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) выступает причинение вреда здоровью человека. Аналогичного рода квалифицирующие признаки прямо изложены также в ч. 2 ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных отходов), ч. 1 ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами),
ч. 2 ст. 250 (загрязнение вод), ч. 2 ст. 251 (загрязнение атмосферы), ч. 2 ст. 252 (загрязнение морской среды), ч. 1 и 2 ст. 254 (порча земли) Уголовного кодекса РФ.

Помимо собственно уголовной ответственности за совершение экологического преступления виновное лицо обязано возместить
и вред, причиненный его незаконными действиями в рассматри­
ваемом случае здоровью человека. Так, согласно ч. 2 ст. 44 Уголов­
но­процессуального кодекса РФ [13] гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания
судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции

Вместе с тем на практике могут иметь место случаи, когда причинение вреда здоровью вследствие совершения экологического преступления не будет отнесено к экологическому. Например, при осуществлении незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) в гражданина по ошибке (неосторожности) был произведен выстрел из ружья, вследствие чего он на длительный период утратил здоровье. Поскольку в качестве квалифицирующих признаков в рассматриваемой статье таковой не указан, то последствия деяния необходимо рассматривать через призму другой статьи Кодекса — 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).

Экологическими преступлениями может наноситься вред имуществу человека. Так, ч. 1 ст. 250 УК РФ (загрязнение вод) в качестве квалифицирующего признака преступности деяния выделяет причинение существенного вреда сельскому хозяйству. Речь в данном случае может идти, например, о причинении имущественного вреда крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуально ведущемуся физическим лицом.

Что касается административных правонарушений, то в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает в качестве квалифицирующих признаков причинение вреда здоровью человека. В то же время ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ устанавливает, что споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование
о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки.

В свою очередь, п. 1 ст. 1085 ГК РФ определяет, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно­курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу правомерными действиями. Согласно п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В качестве примера можно привести достаточно тяжкие, прежде всего для здоровья населения, последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (бывшая Казахская ССР, ныне суверенное государство — Республика Казахстан). В самом деле, едва ли можно признать неправомерными действия, направленные на укрепление обороноспособности страны, тем более осуществляемые уполномоченными на то от имени государства лицами.

Поскольку такие действия оказали серьезное воздействие на здоровье непосредственных участников испытаний, а также жителей прилегающего к Казахстану Алтайского края, государство взяло на себя обязательства по оказанию таким лицам соответствующей помощи, объемы и порядок предоставления которой регламентируются Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне» [52] и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства РФ.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу источниками повышенной опасности. Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Не случайно в ряде законодательных актов прямо предусмотрено обязательное страхование риска, который может возникнуть в процессе деятельности таких источников. Здесь следует назвать упомянутые в предыдущем параграфе федеральные законы «Об использовании атомной энергии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений».

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст. 18 закрепляет право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Если чрезвычайные ситуации техногенного характера как следствие, например, аварии на том или ином объекте можно отнести к числу вызванных источниками повышенной опасности, то в случаях причинения вреда здоровью или имуществу человека какими­то природными силами (селевые потоки, наводнение, засуха, пожары и т.п.) имеют место стихийные явления, материальная компенсация последствий которых лежит не в гражданско­правовой плоскости, а в сфере обязанности государства защищать своих граждан и их имущество, являющейся неотъемлемой частью договора между государством и гражданским обществом.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде. В ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом уточняется, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается такс, то они разрабатываются для таких объектов окружающей среды, которые можно оценить «поштучно». Это относится к лесным ресурсам, объектам животного мира. Так,
Правительство РФ постановлением от 25.05.1994 № 515 [76] утвердило таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, а постановлением от 08.05.2007
№ 273 [139] — таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям и не относящимся к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 № 399 утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Методика подсчета ущерба применяется, как правило, там, где вред противоправными деяниями причиняется одновременно нескольким объектам окружающей среды либо невозможно применение таксового исчисления. Методики могут разрабатываться и утверждаться уполномоченными на то органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Например, приказом Госкомэкологии России от 06.09.1999 утверждены Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, а распоряжением Мэра Москвы от 17.06.1999 № 624­РМ утверждена Методика исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного мира на территории Москвы.

Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред, причиненный окружающей среде нарушением экологического законодательства, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Наиболее характерным выражением предусмотренной законом альтернативы для ответчика являются восстановление плодородного слоя и компенсационные посадки деревьев и иной растительности.

Положения об ответственности за ущерб, причиняемый окружающей среде и природным объектам, закреплены также в других законодательных актах, например в ст. 69 Водного кодекса РФ,
ст. 100 Лесного кодекса РФ, ст. 56Федерального закона «О животном мире».

Следует отметить также, что срок исковой давности по искам о компенсации вреда, причиненного окружающей среде нарушениями экологического законодательства, составляет двадцать лет.

Статья 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении и о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, рассматриваются судом или арбитражным судом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.