Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст и его типы




Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По способу изложения информации выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях. Отличительная особенность повествования – его динамичность.

Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др. В научных текстах повествование обычно встречается: а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны и др.

Описание – это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета/явления/события. Отличительная особенность описания – его статичность. Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным. Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др.

Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах событий, свойств или явлений. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргументы), затем в виде примеров; 3) вывод. Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как, ибо; 3) вводные слова: таким образом, итак, следовательно и др.

 

 

Упражнение 9. Прочитайте варианты мини-текстов по типам: повествование, описание, рассуждение, определить их соответствие. Приведите доказательства.

1. Альберта Эйнштейна по праву можно назвать ученым с большой буквы. Будучи студентом он начал увлекаться наукой всерьез, и это стало его жизненным кредо. Он внес большой вклад в изучение молекулярной и квантовой физики, математики и др. Но самой выдающейся его работой стала теория относительности, которую используют и по сей день. Исследования ученого внесли большую лепту в дальнейшее изучение науки, дали толчок для новых открытий. Нам повезло, что на нашей планете существовали такие гении, как Альберт Эйнштейн и др.

2. Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в городке Ульме (Германия), вскоре его семья переехала в Мюнхен.

В Мюнхене Альберт поступил в начальную школу, затем в гимназию. Закончив шесть классов, он переехал в Милан, где жил и учился самостоятельно. Осенью 1895 года А.Эйнштейн поехал в Щвейцарию, чтобы поступить в Высшее техническое училище в Цюрихе. В октябре 1896 года Аль­берт был принят в политехникум. Летом 1900 года он получил диплом учителя физики и математики.

В июле 1902 года Эйнштейну удалось устроиться на должность эксперта третьего класса в федеральное бюро патентов в Берне, где он проработал по октябрь 1909 года. Именно в эти годы идет становление его как крупнейшего физика-теоретика. Опубликованы статьи, посвященные изучению вопросов статистической механики и молекулярной теории теплоты.

Весной 1909 года А. Эйнштейна назначили экстраординарным профессором теоретической физики Цюрихского университета, а в начале 1911 года пригласили открыть самостоятельную кафедру в немецком университете в Праге. Летом следующего года Эйнштейн возвратился в Цюрих и занял место профессора в политехникуме. В 1914 году А.Эйнштейна пригласили в Германию на должность профессора Берлинского университета.

С 1933 по 1955 год ученый работал в институте фундаментальных физических исследований в Принстоне (США).

3. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике за 1921 год, хорошо известен всему миру.

Эйнштейн – первый ученый, внесший объяснение и математическое описание явлению фотоэффекта.

Он описал броуновское движение молекул и вывел формулу для определения массы и плотности заполнения объема молекулами, вызывающими это движение, по их воздействию на пробную частицу (формула Эйнштей­на – Смолуховского).

Не каждый человек способен, приняв уже доказанное постоянство скорости света как всеобщий закон ограничения скорости, создать специальную (частную) теорию относительности. Альберт Эйнштейн действительно был гением своего дела (По материалам СРС Умбетовой М.)

 

Упражнение 10. Прочитайте мини-тексты, определите типы текстов, ответ аргументируйте.

 

1. Вершиной научного творчества Ньютона являются «начала», в которых Ньютон обобщил результаты, полученные его предшественниками. Здесь он сформулировал свои три знаменитые «аксиомы, или законы движения»: закон инерции, закон пропорциональности количества движения силе и закон равенства действия и противодействия. Он выводит закон сохранения количества движения для замкнутой системы.

Ньютон рассмотрел движение тел под действием центральных сил и доказал, что траекториями таких движений являются конические сечения. Он изложил свое учение о всемирном тяготении, сделал заключение, что все планеты и кометы притягиваются к Солнцу, а спутники – к планетам с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния, и разработал теорию движения небесных тел. Ньютон показал, что из закона всемирного тяготения вытекают законы Кеплера и важнейшие отступления от них. Так, он объяснил особенности движения Луны, явление процессии и сжатие Юпитера, рассмотрел задачи притяжения сплошных масс, теории приливов и отливов, предложил теорию фигуры Земли.

2. Гравитационное взаимодействие между телами осуществляется по-средством создаваемого ими гравитационного поля, называемого также полем тяготения. Отличительная особенность гравитационного поля состоит в том, что на помещенную в него материальную точку действует сила, пропорциональная массе этой точки.

Силовой характеристикой гравитационного поля служит его напряжен-ность – векторная величина G, равная отношению силы F, действующей со стороны поля на помещенную в него материальную точку, к массе т этой точки. Напряженность гравитационного поля не зависит от массы материальной точки. Она является функцией координат точек рассматри-ваемого поля.

З. Без эксперимента невозможно развитие физики как науки. Никому не приходит в голову отрицать, что физика есть опытная наука, и ее законы находятся с помощью эксперимента. Тому подтверждение то, что любые физические понятия самым тесным образом связаны с опытом, и их логико-математическая достоверность устанавливается экспериментом. Кроме того, возможность использования физических явлений и закономерностей для практических нужд человечества проверяется опытным путем. Следовательно, физика не могла бы существовать и развиваться без эксперимента (По материалам СРС Нурсеитова М.)

 

Упражнение 11. По словарю посмотрите значения следующих ключевых слов и словосочетаний, выпишите в тетради и запомните их. Переведите их на казахский язык. Составьте возможные варианты предложений, дайте им характеристику.

Нефть, газ, скважина, недра, порода, углеводород, циклопарафины, перегонка, фракции, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая фракция, газойль, газолин, бензин, лигроин, керосин, мазут, гудрон, соляровые масла, парафин, крекинг, каталитический крекинг, термический крекинг, антиокислители, ценное сырье.

 

Упражнение 12. Прочитайте тексты, ответьте: какова главная мысль каждого текста. Определите тип текстов, для доказательства приведите аргументы.

 

Текст 1. Что такое нефть?

 

Нефть – тяжёлая, маслянистая, обычно красно-коричневого, коричневого, почти чёрного цвета жидкость. Встречаются нефти, слабо окрашенные в жёлтый цвет и даже бесцветные, подвижные, как вода.

Окраска их зависит от состава. Нефть – это сложная смесь нескольких тысяч разнообразных органических соединений, в основном углеводородов, то есть соединений углерода и водорода. В неё входит также кислород, сера и азот.

Органическими они названы потому, что, как животные и растения, состоят из различных соединений углерода, водорода, кислорода, серы и азота.

Нефть легко воспламеняется и сгорает практически без остатка. Этим она обязана органическим веществам. С этого свойства началось давнее знакомство человека с нефтью. Ещё в древнем Египте её использовали для освещения, о чём свидетельствуют находки светильников с остатками нефти (битума). Горящую нефть выливали на головы врагов, осаждавших древние города-крепости. Применяли её и в гуманитарных целях – лечили людей от чесотки и ожогов. В XV веке на Руси нефтью смазывали втулки у колёс и телег.

До недавнего времени для нас нефть означала бензин, лигроин, керосин, масло, парафин, мазут, битум. И лишь сравнительно недавно стали раскрываться её удивительные свойства. Оказалось, что нефть – это неистощимая кладовая самых разнообразных химических веществ. Вот почему её называли чёрным золотом.

В настоящее время нефть является не только сырьём для получения моторных топлив, смазочных масел, материалов для покрытия дорог и других продуктов «старого» ассортимента, она стала ценнейшим сырьём до получения до тысячи новых различных веществ. Каучук и резина, пластмассы, мыло и моющие вещества, искусственные волокна, химические средства для борьбы с сорными травами, лекарственные продукты, белок… Список чудесных перевоплощений нефти можно продолжить. Вот что такое нефть.

 

Текст 2. Нефть

 

Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть заполняет свободное пространство между породами. Если она находится под давлением газов, то поднимается по скважине на поверхность Земли.

Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется. Так как нефть – это смесь различных углеводородов, то у нее нет определенной температуры кипения.

В зависимости от месторождения нефть имеет различный качественный и количественный состав. Так, например, бакинская нефть богата циклопарафинами и сравнительно бедна предельными углеводородами. Значительно больше предельных углеводородов в грозненской и ферганской нефти. Пермская нефть содержит ароматические углеводороды.

Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение. Вначале из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды. После отгонки летучих углеводородов нефть нагревают. С повышением температуры из смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Чаще всего при такой перегонке получают три основные фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению. Основные фракции нефти: газолиновая, лигроиновая, керосиновая, газойль. При дальнейшей перегонке выделенной фракции получают газолин, бензин, лигроин, керосин, мазут, гудрон, соляровые масла, парафин и другие вещества, которые широко используются в авиационной и автомобильной технике, медицине, парфюмерии, строительстве и др.

Главный недостаток перегонки нефти – малый выход бензина. Его выход можно увеличить (до 65%) путем расщепления углеводородов с длинной цепью, содержащихся, например, в мазуте, на углеводороды с меньшей относительной молекулярной массой. Такой процесс называется крекингом. Различают два вида крекинга: каталитический и термический. Бензин каталитического крекинга обладает более высоким качеством. Процесс его получения протекает значительно быстрее, с меньшим расходом энергии. Бензин, полученный путем термического крекинга, менее устойчив при хранении. При его сгорании могут засориться различные части двигателя. Для устранения этого вредного действия к такому бензину добавляют антиокислители. Этот бензин обладает большой детонационной стойкостью, чем бензин прямой перегонки.

Общеизвестна крылатая фраза Д.И.Менделеева о нефти, что топить можно и ассигнациями. Он считал, что нефть является ценным сырьем для производства многих органических продуктов.

 

Упражнение 13. Подберите материалы о жизни и деятельности ученых прошлых веков по профилю специальности, изучите их. Аналогично образцу (упр. 9-10) составьте три типа текста: повествование, описание, рассуждение. Подготовьтесь к выступлению.

Упражнение 14. Подберите материалы о жизни и деятельности ученых современности по профилю специальности, изучите их. Аналогично образцу (упр. 9-10) составьте три типа текста: повествование, описание, рассуждение. Подготовьтесь к выступлению.

Упражнение 15. Подберите материалы о жизни и деятельности ученых КБТУ по профилю специальности, изучите их. Аналогично образцу (упр. 9-10) составьте три типа текста: повествование, описание, рассуждение. На основе продуманных материалов выступлений (упр. 13-15) подготовьтесь к Ролевой игре «Ученые прошлого и современности и их вклад в науку» (командная работа; форма выступления определяется командой).

Упражнение 16. Прочитайте слова, объясните их значения, при затруднении обращайтесь к словарю. Затем составьте с ними словосочетания, предложения, запишите их.

1. Профессия, специалист, инженер, техника, технология, труд, сооружение, механизмы,

 

инструменты, революция, промышленность, деятельность; проектировать, строить, монтировать, эксплуатировать.

2. Нефтяник, бюджет, компания, сфера, прибыль, инвестиции, бизнес, производство, инфраструктура, специализация, менеджмент; «ап-стрим», «даун-стрим», геолог, мастер, оператор, менеджер, администратор, служащий, профессионал.

Упражнение 17. Прочитайте текст. Расскажите о том, кто вам помог в выборе профессии, Объясните, почему вы решили связать свое будущее с технической специальностью.

Профессия – инженер

Инженер... Откуда взялось это слово? Это слово произошло от латинского «ingenium», что означает «способность, изобретательность». Русское слово «догадка» и его синонимы «сметливость», «сообразительность» означают почти то же самое. Главное в инженере – это умение взяться за дело и провести его.

Действительно, настоящим инженером может быть лишь человек, склонный к изобретательской деятельности. Инженерная деятельность имеет творческий характер, она связана с созданием новой техники, совершенствованием технологии и организации труда, принятием оперативных решений.

Инженерное образование предполагает подготовку специалистов, которые обладают умением создавать материальные ценности, будут проектировать, строить, монтировать, эксплуатировать оборудование, сооружения, организовывать и вести технологические процессы.

Инженерная деятельность оставила глубокий след в истории человеческой культуры. В Древнем Египте с помощью инженерной мысли были созданы дороги и мосты, дворцы и храмы, грандиозные пирамиды и величественные статуи, выстоявшие тысячелетия, которые до сих пор поражают людей своими размерами и красотой. Древние греки также строили прекрасные мореходные корабли, возводили оборонительные и гражданские сооружения, создавали хитроумные механизмы и инструменты.

В развитии инженерной революции XVIII-XX вв. паровые двигатели принесли первую промышленную революцию. Именно тогда создается крупная промышленность, основанная на машинной технике. Она превращает инженерный труд в массовую профессию, так как ведущей силой в развитии материального производства становится инженерное искусство.

Применение в промышленности электрической энергии и двигателей внутреннего сгорания ускорило темпы развития техники и привело к новому качественному скачку.

Современная цивилизация использует атомную и другие виды энергии, внедряет вычислительную технику и электронику, создает замкнутые технологические циклы и безотходные технологии. Итак, значение инженерной деятельности неизмеримо возрастает, инженер становится все более значимой фигурой производства (По И.Н. Орлову).

 

Задания к тексту:

 

1. Ответьте на вопросы:

1) Что означает слово«инженер»?

2) Кто может стать настоящим инженером?

3) Что представляет собой инженерная деятельность?

4) С чьей помощью были созданы прекрасные дворцы, статуи, пирамиды, мосты и др.?

5) Когда произошла первая промышленная революция?

6) Что ускорило темпы развития техники?

2. Ответьте, что вы понимаете под словами «Инженер становится все более значимой фигурой производства»

3. Определите тип текста, приведите доказательства.

4. Подготовьте пересказ.

 

Упражнение 18. Прочитайте текст, разделите его на смысловые части, определите тип текста; приведите аргументы для доказательства.

 

Специальность – инженер-нефтяник

 

Нефть и газ – это наше богатство. Важность нефтегазового сектора для казахстанскон экономики несомненна. Средства массовой информации постоянно напоминают, кто главным образом пополняет бюджет страны, названия казахстанских нефтяных и газовых компаний у всех на устах. Как стать профессионалом международного уровня в этой сфере? Где этому учат?

Нефтяник – профессия, которая неизменно присутствует во всех перечнях самых перспективных профессий XXI века. В нефтегазовой отрасли существует несколько сотен специальностей, как основного технологического цикла, так и сферы обслуживания производства – от геолога и бурового мастера вплоть до оператора бензоколонки. Всем этим надо управлять, планировать и организовывать финансовые потоки, торговаться, получать прибыль и инвестировать ее.... К примеру, нефтегазовая промышленность Великобритании обеспечивает около 400 тысяч рабочих мест, из которых более 30 тысяч – это непосредственно работники компаний и объектов, около 220 тысяч – сотрудники различных сервисных и снабжающих компаний, выполняющих подрядные и субподрядные работы, и около 150-ти тысяч рабочих мест – это сопутствующая инфраструктура. Если говорить о специализации внутри нефтегазового бизнеса той же Великобритании, то, в целом, число менеджеров, администраторов и служащих равно числу операторов на производстве и рабочих разных специальностей. Квалифицированные инженеры и строители составляют 13%, а специалисты по продажам – 9% от общего числа работников.

В нашей стране все пока не совсем так. Но ситуация начинает меняться. Прошло то время, когда ощущение безграничности природных кладовых родины убаюкивало не только обывателя, но и профессионалов. Можно было не изощряться технологически – мол, нефти много, на всех и навсегда хватит.

В современных условиях, когда значительная доля нефтегазовой отрасли перешла в частную собственность, когда активно развивается добыча на морском шельфе, понятие профессионала в нефтегазовой отрасли наполняется новым содержанием. Производственная цепочка добычи и потребления углеводородного сырья по международной терминологии условно делится на две части: «ап-стрим» (up-stream) и «даун-стрим» (down-stream). Первая часть начинается изыскательными работами и заканчивается при выходе нефти на поверхность, а вторая часть – «от скважины до бензоколонки» – включает транспортировку, хранение, нефтепереработку, маркетинг и многое другое. Почти во всех казахстанских компаниях существует острая нужда в специалистах сектора «down-stream». Актуальнейшим для казахстанских компаний является также вопрос повышения качества менеджмента (По материалам печати).

Задания к тексту:

 

1. Ответьте на вопросы:

1) О чем постоянно напоминают СМИ?

2) Как обеспечивается специалистами нефтегазовая промышленность Великобритании?

3) Что включается в понятие профессионала в нефтегазовой отрасли в настоящее время?

4) В специалистах какого сектора ощущается нужда в казахстанских компаниях?

2. Законспектируйте основную информацию, запомните. Подготовьте пересказ.

 

Упражнение 19. Прочитайте текст, определите тип изложения, ответ аргументируйте.

Из истории научных исследований в Казахстане

Полвека прошло с того, когда 1 июня 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук, ставшей координатором научно-исследовательских работ в Казахстане. В первые же годы после ее создания Академия развернула широкие научные изыскания по освоению богатейших природных ресурсов; установила связи с производством; вносила свой весомый вклад в развитие производительных сил страны.

Научное изучение истории и этнографии казахского народа и региона имеет историческую традицию. Начало ей было положено еще в XVII в. трудами видных российских и европейских ученых И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера и др.

С середины XIX в. важную роль в развитии исторических исследований на территории региона начинают играть высокообразованные представители казахского населения. Одним из первых исследователей-казахов был Ч.Валиханов. Его исследования – весомый вклад в разработку многих актуальных проблем этнической истории, материальной и духовной культуры казахского народа.

На рубеже XIX-XX вв. казахстанская тематика стала занимать видное место в исследованиях российских историков, экономистов, этнографов того времени. Благодаря трудам А.Е. Алекторова, А.Х. Диваева, Г.Н.Потанина, А.Н. Букейханова и других ученых, стали широко освещаться на страницах местной и центральной периодики, в российских энциклопедических изданиях. Так, 1 том энциклопедии «Россия. Полное географическое описание» (1903 г.) был посвящен Киргизскому (Казахскому) краю. Том содержал характеристику строения земной коры; растительного и животного мира; населения, этнографического состава, быта и культуры; промыслов и занятий населения; путей сообщения.

Действительное становление науки Казахстана произошло в ХХ в., когда сформировался многочисленный отряд национальной научной интеллигенции, организационно структурно выросли три ветви науки – академическая, отраслевая, вузовская. В 1919-1920 гг. в Казахстане начались исследования Эмбенского нефтеносного района, Карагандинского угольного бассейна, Голодной степи, Муюнкумов. Здесь работали маршрутные экспедиции, одну из которых возглавлял ученый-геолог И.М.Губкин. В крае проводились важные исследования быта, расселения и истории народов и племен, издавна населявших территорию республики. Одним из организаторов науки в Казахстане был просветитель-ученый, видный общественный деятель А. Байтурсынов, который в 1921 г. был первым председателем Академцентра, в 1922-1925 гг. – наркомом просвещения Казахстана.

Южные районы Казахстана исследовали ученые Туркестанского университета в Ташкенте. Их работа главным образом была связана с сельским хозяйством. Это плодово-ягодная станция в Семиречье, Краевая станция защиты растений и др.

По решению правительства и Министерства просвещения Республики Казахстан в 1934 году был открыт первый технический вуз – горно-металлургический институт, целью которого была подготовка кадров для промышленности, для поиска, разработки, добычи и переработки полезных ископаемых.

Большое научное и народнохозяйственное значение имели исследования геологов по выявлению запасов угля, нефти и цветных металлов, раскрытию закономерностей и особенностей геологической структуры Казахстана, созданию научной базы для дальнейшего прогнозирования месторождений полезных ископаемых. Геологами выявлены месторождения высококачественных фосфоритов Каратау; интенсивно изучают гидроресурсы региона. Большой вклад в развитие науки Казахстана в этом направлении внес К.И. Сатпаев.

В 1941 г. учеными республики было внесено около сорока практических предложений оборонного и народнохозяйственного значения. В тяжелых условиях военного времени ученые отдавали все свои силы обеспечению фронта.

В настоящее время ученые трудятся над проблемами добычи и переработки цветных и черных металлов, производства стройматериалов, химической технологии, энергетики, водоснабжения и очистки вод, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, экологии и здоровья (По материалам печати).

 

Задания к тексту:

1. Ответьте на вопросы:

1) В каком году была открыта Академия наук РК?

2) Какие основные этапы развития науки в Казахстане вы можете назвать?

3) Какие выдающиеся ученые занимались изучением истории и этнографии Казахстана?

4) Каких известных ученых Казахстана в области геологии вы знаете?

2. Выделите основные смысловые части текста, составьте развернутый план. Проанализируйте, какие важные этапы развития науки не отражены в тексте.

3. Подготовьте выступление на тему «Основные этапы развития науки в Казахстане».

Упражнение 20. Прочитайте, обратите внимание на особенности типа текста-рассуждение, запишите основные мысли и запомните.

 

Учимся рассуждать... Зачем? О чём? Как?

Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Сначала решите, какова будет цель рассуждения. Кому оно адресовано? Что вы хотите доказать? Сформулируйте эту мысль и запишите её – это и будет тезис. Например: Я считаю, что чтение – полезное и увлекательное занятие. Или: Из всех изучаемых дисциплин мне больше всего нравится математика. Или: Мой любимый день недели – пятница.

Теперь подумаем, какие доказательства этой мысли можно привести. Это называется подбором аргументов. Тезис и аргументы обычно связываются союзами потому что, так как. Аргументы могут вводиться при помощи особых слов: во-первых, во-вторых, в третьих…. Иногда удобно использовать риторические вопросы. Риторические вопросы не требуют ответа от собеседника. Зачем же они тогда? Чтобы привлечь внимание и оживить собственную речь. Например: Для чего необходимо чтение? По-моему, читать полезно, потому что человек, который много читает, много знает.

Или: Во-первых, на уроках математики мне всегда интересно и никогда не бывает скучно. Во-вторых, как говорит мой папа, «математика – гимнастика для ума». А кто же не хочет быть умным? Или: Почему я люблю пятницу? Во-первых, я чувствую, что занятия заканчиваются, и с ними заканчивается учебная неделя. А завтра меня ждёт отдых!

Если вы сможете привести факты из собственной жизни, из художественных произведений, из исторических источников, статистические данные, это сделает рассуждение более убедительным. Например: Некоторые мои подруги считают, что девочкам математика не может нравиться. Тогда я привожу им в пример Софью Ковалевскую, которая была талантливым математиком, а в школе очень любила этот предмет.

Теперь перечитайте рассуждение и подумайте: доказали ли вы свою мысль? Если да, можно смело писать: Итак, я доказал, почему пятница – мой любимый день недели. Или: Словом, теперь вы поняли, почему математика мне нравится больше других предметов. Это будет вывод. Если же вы чувствуете, что мысль ещё не доказана, подберите новые аргументы и факты. Или (если это удобно) посоветуйтесь с друзьями. Узнайте их мнение. Можно просто отложить на время рассуждение и позаниматься чем-нибудь другим, а потом вернуться к работе. Вывод чаще всего присоединяется словами итак, таким образом, следовательно, поэтому.

 

Упражнение 21. Подберите из материалов СМИ тексты-рассуждения по тематике занятий, выделите в них основные структурные части и характерные средства. Подготовьтесь к выступлению.

 

Упражнение 22. Самостоятельно составьте 3 типа текста на следующие темы: «Профессия - инженер», «КБТУ», «Мой выбор специальности», «Моя профессия на рынке труда» и др. (по выбору).

 

Упражнение 23. Подберите материалы научно-публицистического, собственно научного стиля в соответствии с основными типами текста: описание, повествование, рассуждение; законспектируйте информацию (см. газеты, журналы). Ответьте, какой из типов конспекта вы использовали.

Упражнение 24. Подберите материалы учебно-научного, собственно научного стиля по специальности, определите тип изложения (см. учебники и учебные пособия, научные журналы, Интернет); законспектируйте информацию. Вспомните из школьной практики, какие виды конспекта существуют. Ответьте, какой из видов конспекта лучше использовать к тому или иному типу текста; объясните почему.

Упражнение 25. 1) Посмотрите и прослушайтепо теле- и радиовещанию выступления известных людей современности (и казахстанцев в том числе)на актуальные темы. Обратите на структурные части выступления, на способы привлечения внимания слушателей, на интонирование речи. 2) На основематериалов по данному разделу и собранных текстов самостоятельно подготовьте монолог по тематике занятий. См. структуру устного выступления:

1. Вступительная часть:

приветствие, знакомство с аудиторией, представление темы, цели и задач выступления;

2. Основная часть:

раскрытие содержания темы, использование выразительных средств языка, цитат, фактических данных для доказательства своего мнения; связь с аудиторией: использование обращений, риторических вопросов и т.п.;

3. Заключительная часть:

подведение итогов, выводы; благодарность за внимание, ответы на вопросы.

Вопросы по контролю:

  1. Что такое текст? Дайте определение и приведите пример для иллюстрации.
  2. Какие типы текста различают?
  3. Каковы особенности текста-повествования? Приведите пример для иллюстрации.
  4. Каковы особенности текста-описания? Приведите пример для иллюстрации.
  5. Каковы особенности текста-рассуждения? Приведите пример для иллюстрации.
  6. Что вы узнали о нефти? Опишите подробно свойства нефти.
  7. Что вы узнали о профессии инженер? Какие качества необходимы для настоящего

инженера?

  1. Что вы узнали о специальности нефтяник?
  2. Каковы основные этапы развития науки в Казахстане?
  3. Каких ученых в области вашей специальности вы знаете? Расскажите.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.