Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика научного стиля




НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Сфера функционирования научного стиля – наука. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

Научный стиль реализуется в письменной и устной формах речи. Этот стиль обладает большим разнообразием речевых жанров (письменная форма): научная монография, научная статья, диссертации, учебно-научная литература (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари и др.), аннотации, рефераты, научные доклады и др. Устная форма реализуется на конференциях, научных семинарах, симпозиумах и т.п.

Для данного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики (экспонента, переменная, топология, функция и др.), абстрактной лексики (познание, развитие, изучение, обоснование; разработка, проверка и др.). Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные слова употребляются только в одном значении. Например, глагол считать, имеющий несколько значений, в научном стиле используется со значением ‘делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или о чем-нибудь; признавать, полагать’.

В научном стиле широко представлены терминированные слова, например: воздушный бассейн, сила ускорения. Употребление в одном, становящемся терминологическим значением, характерно и для существительных, и для прилагательных, например: тело, сила, движение, кислый, тяжелый, благородный и т.п.

Синтаксис научного стиля включает сложные предложения различного типа, предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. В научном тексте часто употребляются такие стереотипные конструкции, как в статье рассматривается/излагается точка) зрения, автор уделяет/акцентирует внимание, изучается / анализируется вопрос / проблема и др.

В научном стиле наблюдается «отстраненность» автора, поэтому используются местоимение мы (нам, нами) вместо местоимения я. Широко употребляются глаголы настоящего времени единственного и множественного числа с постфиксом -ся, например: анализируется, описывается, исследуется, утверждается, отмечается, излагаются, подводятся и др.

Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. В текстах научного стиля приводятся строгие определения понятий и явлений, каждое предложение логически соединено с предшествующей и последующей информацией по смыслу и различными языковыми средствами: в начале, в основной части, далее, затем, поэтому, так, следовательно, в итоге; во-первых, во-вторых, в-третьих, одни/другие считают, итак, таким образом.

В синтаксических структурах в научном стиле речи выдерживается объективность изложения при помощи «скрытости» автора. Информация дается в обобщенно-личных, безличных конструкциях (предложениях) или от имени 3-его лица множественного числа (мы): как нам кажется, нами выдвигается, нами делается попытка, нами проведенный эксперимент и др. Этим же объясняется и функционирование большого количества пассивных конструкций – в роли подлежащего выступает не субъект (производитель действия), а объект (предмет, на который направлено действие), например: Морское дно было изучено в начале XX века. Результаты анализы проверены.

Активные и пассивные конструкции выражают направленность действия на объект. Пассивные обороты речи характерны для научного стиля. Ср.: Геофизики, геологи (И.п.) тщательно исследуют зоны залежей полезных ископаемых. – Зоны залежей полезных ископаемых тщательно исследуются геофизиками, геологами (Т.п.).

Логичность научной речи обусловила употребительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в большинстве случаев главные части информативно не являются главными, так как основное содержание передается придаточной частью (например: известно, можно сказать, необходимо рассмотреть, следует обратить внимание, особо подчеркивается и т.п.). Известно, что проведение эксперимента является обязательным этапом в процессе научного познания.

Упражнение 34. Прочитайте текст « О логике ». Расскажите, какую речь мы называем логичной? Как вы думаете, почему логика должна присутствовать в научно-технических текстах?

 

«Речь должна отвечать законам логики», – изрёк в своё время Аристотель. Что же представляют собой эти законы и почему речь, игнорирующая их, не может считаться вполне хорошей? Один из них принято называть законом тождества. В соответствии с его требованиями предмет нашей мысли в пределах одного рассуждения не должен меняться, то есть не следует хаотично перескакивать с одной темы на другую в рамках одного высказывания. Несколько слов следует сказать и о законе непротиворечия, согласно которому высказывание не имеет права включать два противоречащих друг другу суждения. Серьёзного внимания заслуживает закон достаточного основания: утверждая определённую мысль, нужно суметь доказать её истинность. И в доказательстве должно хватать аргументов.

Логическая связь между словами нарушается по разным причинам. Часто она бывает вызвана неправильным употреблением однородных членов предложения. Ср.: Жильцы требовали устранения неполадок в квартирах и ремонта. В гостиной стояли диваны, кресла, зеркала. Логическое сочетание слов требует в первом необходимо однородные члены поменять местами, а в последнем предложении постановки глагола висели перед существительным зеркала. Логической связи слов в предложении не уступает в своём значении логика между высказываниями в пределах определённого текста. Как предмет изучения лингвистики текст представляет собой группу предложений, объединённых темой и языковыми средствами, способствующими созданию логико-смыслового синтаксического целого. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на основе предыдущего, вбирая в себя определённую его часть и дополняя её новой информацией. Средства связи между предложениями весьма разнообразны. Ими могут быть повторяющиеся слова из предшествующей фразы, личные и указательные местоимения, наречия (затем, потом, тогда, там, так и др.), союзы в начале предложения, слова со значением части и целого, вводные слова (итак, следовательно, во-первых, во-вторых и т.д.), видо-временные формы глаголов-сказуемых, порядок слов и многое другое. Вот небольшой пример синтаксического целого:

Как сейчас установлено по архивным данным, братья Дубинины были крепостными крестьянами вначале одного из фаворитов Екатерины II графа В.Г.Орлова, затем после его смерти в 1831 году вместе с землями поместья Ландех перешли по наследству его дочери С.В.Паниной, а после смерти последней в 1843 году – к её дочери С.А.Щербатовой. Первый период своей жизни Дубинины прожили в селе Нижний Ландех Гороховецкого уезда Владимирской губернии, где занимались земледелием и местными промыслами. Далее в период 1815-1820 гг., отпущенные в оброк, они переехали на Северный Кавказ, где сначала жили в Моздоке, а затем – в Пятигорске. На Кавказе Дубинины занимались ремёслами и мелкой торговлей…. Познакомившись с нефтью, издавна известной в долинах предгорных рек, Дубинины – пытливые и энергичные умельцы – изобретают способ «превращения чёрной нефти в белую», создают первую промышленную установку для её перегонки, получают первые тысячи пудов нового хозяйственно важного продукта – керосина.

Сумев правильно оценить важность сделанного ими открытия, Дубинины энергично пропагандируют свой способ перегонки нефти, стараются заинтересовать помещицу Панину, военную администрацию на Кавказе и добиться помощи в развитии новой отрасли промышленности. О крепостных умельцах стало известно наместникам Кавказа, министрам и даже царю. Но среди царских сановников призывы Дубининых не нашли отклика, в Российской империи, не захотели оказать помощи изобретателям в широком развитии промышленности перегонки нефти.

Дело, начатое Дубиниными, не заглохло. Сама жизнь заставила по образцу первого куба братьев Дубининых построить кубы в других местах, в том числе в крепости Грозной, в Баку, на Украине. Через несколько десятилетий куб Дубининых нашёл уже широкое применение. Однако в это время имена изобретателей – братьев Дубининых нигде не упоминаются и лишь благодаря исследованиям и публикациям С.И. Гулишамбарова начала восстанавливаться истина (Дорогочинский А.З., Суманов В.Т. Изобретение крепостных крестьян братьев Дубининых. – Грозный, 1973. С.4-5).

Упражнение 35. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Обратите внимание на смысл диалога в конце текста, сделайте свои выводы.

 

В Российском государстве нефть была известна давно. Пожалуй, один из первых письменных документов, подтверждающих это, «Памятники дипломатических отношений Московского государства с Польско-Литовским государством». До наших времён дошла такая запись, датированная 1543 годом: «Отец наш Кузьма шёл из Царьграда через твои земли, вёз с собою нефть и иной товар».

Слово нефть в те времена произносилось без мягкого знака и писалось НЕФТ Ъ.

После присоединения в 1783 году Крымского полуострова учёный Габлиц преподнёс Г.А.Потёмкину книжку о новой части России – «Физическое описание Таврической области». Григорий Александрович сказал своему помощнику Рубену:

- Габлиц нефть обнаружил. Куда девать её?

Рубен заложил перо за ухо, ковырнул в носу.

- А кто её знает! В иных местах на Руси мужики колёса у телег сливочным маслом мажут, чтобы не шибко скрипели. Может, из нефти тоже смазка получится? Или лучше того – нефть эту выжигать в лампадах божьих, а?

- Все храмы завоняем, - возразил Потёмкин. Бог с ней. А вот соль крымская – это и селу, и городу всегда подарок (По материалам печати).

Упражнение 36. Прочитайте микротексты. К какому стилю принадлежит каждый из них? Ответ аргументируйте.

 

1. Знаете ли вы, что существует нефть с запахом, напоминающим аромат свежего сена, которая излечивает суставной ревматизм и кожные заболевания, а также служит основой при изготовлении мази для лечения ожогов?

Это нафталанская нефть. Месторождение её находится между городами Баку и Тбилиси, недалеко от железнодорожной станции с названием цветка – Герань.

Легенда о том, что волшебница Медея подарила аргонавту Язону (герою древнегреческого эпоса) мазь, сделавшую его неопалимым, не лишена основания. Её подтверждают целебные свойства нафталанской нефти.

Ещё во время русско-японской войны 1904 года в ранцах японских солдат находили баночки с мазью для лечения ран. Мазь приготовлялась из нафталанской нефти. Эта нефть до сих пор широко применяется в лечебных целях.

 

2. Жидкими (сжиженными) нефтяными газами называются газы с тремя-четырьмя атомами углерода, которые при обычных условиях находятся в газообразном состоянии и при небольшом увеличении давления и охлаждении превращаются в жидкость и, наоборот, при снижении давления легко испаряются. К таким газам относятся пропан, бутан, пропилен, бутилен и их смеси.

3. Как-то в Алжире был такой случай. Асфальтовое шоссе, которое сдали в эксплуатацию меньше года назад, потребовалось срочно ремонтировать.

При расследовании причины установили, что асфальт разъедали грибковые микроорганизмы (плесень). Так был открыт новый вид микробов, для которых углеводороды нефти – лучшая питательная среда (По материалам печати).

Упражнение 37. Прочитайте текст, озаглавьте. Определите его стилистическую принадлежность, ответ аргументируйте.

Под месторождением нефти и газа, по определению И.О. Брода, следует понимать совокупность залежей в недрах одной и той же площади, образование которой контролируется единым структурным элементом, что определяет общность в системе их поисков, разведки и разработки. Довольно близко к этому определение Н.Ю. Успенской. По Успенской, под месторождением следует понимать совокупность залежей, заключенных в недрах одной и той же площади и контролируемых общим гидрологическим элементом структурного, стратиграфического характера, обеспечивающим образование ловушки.

Из вышесказанного ясно, что группа или тип месторождений предопределяет и тип встречающихся в нем залежей, а геологический комплекс предопределяет условия формирования самих залежей. Правильнее залежи рассматривать как один из элементов месторождения. Определение месторождения может быть предложено в следующей форме: под месторождением нефти и газа следует понимать участок земной коры определенного геологического строения, содержащий в себе залежи нефти и газа.

Тектонический фактор имеет решающее значение для формирования месторождения. Поэтому он, прежде всего, учитывается при создании классификационных сем месторождений нефти и газа. Исходя из сделанного выше определения месторождения, следует считать их главными элементами структуры и характера залежей.

Нефтяные и газовые месторождения широко распространены в предгорных, межгорных впадинах и областях погружения складчатых систем. Выделяя два основных класса нефтяных месторождений, связанных с платформенными и геосинклинальными областями, надо иметь в виду, что под последними в данном случае понимаются не собственно геосинклинальные области, а примыкающие к ним районы с относительно интенсивной складчатостью. Именно в таком понимании в описываемой ниже классификации выделяются два основных класса нефтяных месторождений:

I класс – лист, сформировавшийся в складчатых областях;

II класс – лист, сформировавшийся в платформенных областях.

Каждая выделенная группа месторождений включает в себя набор типов месторождений.

Таким образом, классификация учитывает не только структурный признак основного элемента, определяющего формирование месторождения, но и регионально тектоническое положение этого элемента относительно таких структурных единиц земной коры, как платформы и геосинклинали.

Существенным недостатком рассмотренной классификации является то обстоятельство, что в ней не отражается качество и количество нефти и газа в залежах и в месторождениях в целом. В этом отношении представляет интерес классификационная схема, предложенная В.Г. Васильевым, Н.С. Ерофеевым и др. (По материалам учебников).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.