Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обратите внимание: Конструкции для выражения сравнения, сопоставления




однако, но, а, же

как…, так и…; так же, как и…

по сравнению с чем

сравнить (сопоставить) что и что/что с чем

в отличие от чего

такой же, как (и)

с одной стороны, с другой стороны

если …, то …

Упражнение 60. Прочитайте текст и найдите в нём конструкции, предназначенные для выражения сравнения и сопоставления, запишите.

 

Использование водяного газа

 

Перспективное направление углехимии – газификация угля. Здесь нужно ясно различать технические возможности и рентабельность процессов. В первую очередь речь идёт о получении из угля водяного газа, то есть произвольной смеси водорода и окиси углерода. За последние годы техника газификации сделала большие успехи благодаря появлению генераторов нового поколения. В исследовательских центрах и промышленных компаниях изучаются самые разные конструкции, до газогенераторов на ядерной или солнечной энергии. Но во всех случаях основная задача учёных сводится к снижению себестоимости производства и к расширению типов углей, пригодных для переработки.

Водяной газ может использоваться как топливо либо в своём исходном виде, либо после простого преобразования в метиловый спирт, или метанол. Промышленность пока не проявляет большого интереса к газификации угля с последующим сжижением газа. В действительности же переход на газ или спирт как топливо имеет целый ряд преимуществ. Прежде всего эти виды топлива гораздо меньше загрязняют окружающую среду, чем уголь. С другой стороны, использование жидкого горючего гораздо удобнее, чем твёрдого. Уже существуют автомобили, которые работают на газе или спирте, но пока нет «угольных» автомобилей. Наконец, это может быть удачным способом получить ценное горючее из наименее интересных видов угля.

Конкурентоспособность водяного газа по сравнению с нефтью можно повысить, если не сжигать его, а использовать в химической промышленности. Действительно, смесь водорода с окисью углерода является исходным сырьём для многочисленных химических производств, завершающихся синтезом аммиака и спиртов. Обычно, когда синтез начинают с природного газа, то прежде всего разрушают молекулярную структуру метана и в качестве промежуточного продукта получают аналог водяного газа. Было бы рациональнее начинать процесс непосредственно с получения водяного газа, который получается при газификации угля. Однако рентабельности этого процесса можно добиться только с переходом на новые установки. В настоящее время уже имеются установки, на которых проверяются основные идеи метода.

В крупных угледобывающих странах, таких, как Индия и Китай, уже получают аммиак из угля, но это лишь начальный этап развития углехимии.

Газы, получаемые из угля, представляют несомненный интерес для различных отраслей промышленности. Один из путей развития углехимии – получение жидкого топлива. Этот процесс не является новым. Один из способов его реализации заключается в производстве газа, который на втором этапе превращается в жидкое топливо. Существует очень перспективное направление получения моторного топлива и химических продуктов из угля гидрогенным способом. Сравнительно недавно американские исследователи нашли новый путь к получению синтетического горючего. Из водяного газа они получают метанол, а затем включают каталитическую стадию с использованием цеолитов – очень эффективных катализаторов. В результате технологическая цепь приводит к образованию жидкого топлива. С химической точки зрения речь идёт о реакции, противоположной газификации. Если при газификации происходит разрушение молекулярной структуры угля, то здесь её пытаются сохранить и даже обогатить водородом. Однако этот процесс очень длительный и сложный. Прежде всего необходимо размельчить уголь, а затем долго его перерабатывать.

В конце концов получается сырьё очень низкого качества, которое надо долго очищать, чтобы получить качественное горючее. Тем не менее конечная цель вполне достижима, хотя экономически процесс не очень выгоден. В США большинство исследователей пришло к выводу, что синтетическое горючее пока не рентабельно, поэтому оно не может выдержать экономического соревнования с нефтью (По материалам учебников).

Упражнение 61. Прочитайте текст. На основе данных сведений составьте предложения с конструкциями, выражающими сравнение, сопоставление.

 

Например: По запасам нефти и газа первое место принадлежит странам Ближнего и Среднего Востока – в их недрах находится более половины углеводородов (56%), 10% – в странах Африки, менее 5% – в Западной Европе, около 17% –в Северной Америке, в том числе 7% – в Соединённых Штатах. // По запасам нефти и газа страны Ближнего и Среднего Востока превосходят страны Африки, Западной Европы, Северной Америки и США.

Запасы и добыча нефти и газа

 

По запасам нефти и газа первое место принадлежит странам Ближнего и Среднего Востока – в их недрах находится более половины углеводородов (56%): 10% в странах Африки, менее 5% в Западной Европе, около 17% в Северной Америке, в том числе 7% в Соединённых Штатах; в Японии их практически нет.

Известные на сегодня запасы нефти оцениваются специалистами в 90-100 миллиардов тонн. Наибольшее количество «чёрного золота», как уже указывалось, сконцентрировано в недрах Аравийского полуострова на Ближнем Востоке. Здесь уже обнаружено почти 50 миллиардов тонн нефти, что составляет 50-55% от её общемировых запасов. Наиболее богата нефтью Саудовская Аравия, на её долю приходится более 45% запасов всего Аравийского полуострова. Далее идут Кувейт, Иран, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты.

В недрах Северной Америки, по подсчётам ученых, ещё осталось 10,42 млрд. тонн нефти. Почти 60% этой нефти принадлежит Мексике 6,03 млрд. тонн; США имеют 3,6 млрд. тонн, Канада – 0,97 млрд. тонн. Специалисты очень высоко оценивают потенциальные возможности мексиканских недр.

В Южной Америке и в районе Карибского моря обнаружено 3,9 млрд. тонн нефти, из которых почти 73% (2,86 млрд. тонн) принадлежит Венесуэле.

На долю африканского континента приходится 7,34 млрд. тонн нефти. Здесь на первом месте по запасам стоит Ливия, далее – Нигерия и Алжир.

Запасы Западной Европы составляют 2,22 млрд. тонн, из них более 50% приходится на долю Великобритании и свыше 32% на долю Норвегии.

Страны Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Австралия имеют 3,39 млрд. тонн нефти. Здесь первое место занимает Индонезия.

Как мы видим, запасы нефти по странам мира распределены крайне неравномерно. Большая часть принадлежит странам Ближнего и Среднего Востока.

Приблизительно такое же положение и с запасами горючего газа. В странах Среднего и Ближнего Востока выявлено 19,8 триллионов кубометров газа. Первое место по запасам газа занимает Иран, затем Саудовская Аравия.

Северная Америка имеет 10,4 триллиона кубометров газа, из которых 5,4 триллиона находятся в США.

В Южной Америке выявлено 2,7 триллиона кубометров газа, из них почти половина – в недрах Венесуэлы.

У стран африканского континента – 5,1 триллиона кубометров газа. Основная часть запасов у Алжира, Нигерии и Ливии.

В Западной Европе сконцентрировано 4,9 триллиона кубометров газа, главным образом в Нидерландах, в Норвегии и в Великобритании. Эти три страны обладают почти 80% западноевропейского газа.

Запасы газа в странах Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Австралии составляют 3,98 триллиона кубометров, в том числе в Австралии – 0,85, в Малайзии – 0,76, в Индонезии – 0,67, в Пакистане – 0,45 триллиона кубометров.

Всего же в недрах Земли на сегодня выявлено более 46 триллионов кубических метров газа (Наука и жизнь, 1983, №2).

Упражнение 62. Прочитайте текст. Преобразуйте выделенные курсивом предложения в предложения со сравнительно-сопоставительными конструкциями, характерными для научного стиля речи.

 

Стремительное увеличение потребности в энергетическом сырье привело к столь же стремительному увеличению добычи нефти и газа. Этот рост добычи начался в 50-60 гг. прошлого столетия. Если в 1920 году во всём мире добывалось 95 миллионов тонн нефти, то к началу второй мировой войны – уже около 300 миллионов тонн, а в 1950 году – 623 миллиона тонн. С этого момента происходит своеобразный «взрыв» нефтедобычи. В 1960 году в мире добывали уже 1052 миллиона тонн нефти, в 1970 – 2326 миллионов тонн, к концу XX столетия темпы добычи нефти замедлились, а в начале XXI века наблюдается спад. Многие страны к этому моменту уже пережили свой максимум в нефтедобыче. Для США, например, это были 60-70 гг.

Динамика добычи газа почти такая же, как и добычи нефти. «Взрыв» газодобычи произошёл в 60-70-е гг. В 1960 году во всём мире было добыто 464 миллиарда кубических метров газа, а уже в 1970 – 1074, в 1980 – 1660 миллиардов кубометров. В экономически развитых странах мира высшая точка газодобычи приходится на 60-70-е гг. XX века.

 

Упражнение 63. Переведите следующие слова на казахский язык. В случае затруднения пользуйтесь русско-казахскими словарями.

 

Условие, причина, следствие, результат, отношение, соотношение, связь, анализ, сравнение, изучение, определение, признак, качество, сторона, название, знак, рисунок, схема, график, символ, задача, проблема, вопрос; сравнить, сопоставить, зависеть, соответствовать, рассматривать, исследовать, доказать, отметить, характеризовать, предположить, исходить, обосновать, утверждать, считать, резюмировать; подобный, сходный, аналогичный, противоположный, следующий, вышеуказанный; напротив, обыкновенно, преимущественно, всегда, иногда, редко, относительно, исключительно, возможно, необходимо, вероятно, очевидно.

 

Упражнение 64. Найдите в каждом из рядов сочетание слов, употреблённых в общеязыковом значении.

1) Замочная скважина, пьезометрическая скважина;

2) плавательный бассейн, нефтегазоносный бассейн;

3) порода кошек, горная порода;

4) дружеская атмосфера, атмосфера Земли, давление 10 атмосфер;

5) звёзды на погонах, нефтяные погоны;

6) военная разведка, эксплуатационная разведка;

7) железнодорожная станция, каротажная станция;

8) давление авторитета, пластовое аномальное давление;

9) сливочное масло, изоляционное масло;

10) истощение газовой залежи, нервное истощение;

11) уровень знаний, динамический уровень скважины;

12) охотничьи ловушки для птиц, ловушки нефти и газа;

13) очистка картофеля от кожуры, адсорбционная очистка.

 

Упражнение 65. Прочитайте текст. Объясните происхождение выделенных курсивом слов. В случае затруднения пользуйтесь словарём технических терминов. Подготовьте вопросы к содержанию текста, затем перескажите.

 

Альтернативные источники углеводородов

 

Какими бы перспективами ни обладали недра континентов и океанов, запасы нефти и газа невосполнимы, поэтому рано или поздно их ресурсы иссякнут. Потребность же в углеводородах не уменьшится. В связи с этим уже сейчас учёные ищут возможности получения нефти и газа искусственным путём.

Русский химик Е.М. Орлов ещё в 1908 году доказал возможность синтеза углерода и водорода (эта окись получила название водяного газа). В годы первой мировой войны, когда Германия оказалась отрезанной от источников нефти, немецкие учёные Фишер и Тропш создали технологию получения синтетической нефти. Исходным веществом служил бурый уголь, из которого они получали водяной газ. Были построены целые заводы по производству искусственного топлива, но после окончания войны производство было закрыто, потому что появилась возможность использовать более дешёвые естественные источники нефти.

В наши дни производство искусственной нефти снова приобрело актуальность, тем более что на современном уровне науки и техники исходные компоненты (окись углерода и водород) можно получать прямо из атмосферы. При этом, как считают учёные, из атмосферы будет удаляться избыточное количество углекислоты, которая поступает туда при сжигании топлива и вносит нежелательную диспропорцию в состав воздушной оболочки Земли.

Другой путь получения искусственной нефти – это переработка угля. Сама эта идея не нова: ещё в начале XIX века из угля получали углеводородный газ, применяемый для освещения улиц городов. Сейчас эта идея получения нефти из каменного угля снова привлекает внимание учёных и промышленников. Технологическая схема сравнительно проста и доступна: уголь распыляют, обрабатывают растворителем и в полученную смесь добавляют водород. Из тонны угля получают почти 650 литров похожей на нефть жидкости, из которой можно вырабатывать бензин. А запасы каменного угля намного превышают запасы всех других видов энергетического сырья. Если всё количество мировых ресурсов приравнять к 100%, то на долю каменного угля приходится 70%, нефти – 18%, газа – 7%, гидроэнергии – 5%. Естественно, что многие промышленно развитые страны мира планируют более активное использование каменного угля.

Пока одни учёные ищут наиболее эффективные пути получения синтетических углеводородов, другие решают задачу, как увеличить коэффициент нефтеотдачи пластов, а третьи пришли к выводу, что огромную часть потребности в топливе надо удовлетворять дровами. Например, специалисты Стенфордского университета США доказывают, что, используя древесину быстрорастущих сортов деревьев, можно вообще отказаться от нефти или газа в качестве топлива. Так, участок деревьев в 125 квадратных километров может обеспечить энергией город с населением 80 тысяч человек. На вырубленных участках уже через 2-4 года из побегов вырастут деревья, пригодные для переработки в топливо. Подсчитано, что если 3% территории США отвести под «энергетические плантации», то страна может обеспечить свои энергопотребности за счёт дров.

Другая группа американских учёных обратила внимание на быстрорастущие бурые водоросли. Предлагается перерабатывать их в метан с помощью бактерий или в нефтеподобные вещества путём нагревания. По расчётам специалистов, океаническая ферма площадью в 40 тысяч гектаров сможет обеспечить энергией город с населением 50 тысяч человек.

Проводятся попытки изготовить горючее для автомобилей путём смешивания растительного (кокосового) масла с дизельным топливом. Разработаны технологии получения углеводородов из кукурузы, камыша. В Бразилии, например, успешно развивается проект перевода автотранспорта с бензина и дизельного топлива на этанол (этиловый спирт). Сырьём для получения спирта служит кукуруза, из одной тонны которой получают до 180 литров этанола.

Разработкой технологии «камышового» топлива активно занимается Академия наук Швеции. В этой стране 100 тысяч гектаров составляют заросли камыша. С каждого гектара можно собирать 10 тонн сухого камыша в год. Затраты на обработку камыша в топливо приблизительно соответствуют стоимости нефти на сегодняшний день.

Изучается и уже реализуется идея получения нефти из городского мусора. Такие установки с успехом работают в США и Великобритании. В Японии и Германии в топках сжигают изношенные покрышки автомобилей. Готовится к этому и Франция. По подсчётам экономистов, только это позволит стране ежегодно экономить до 300 тысяч тонн нефти.

Наконец, не следует забывать и ещё один очень важный способ получить дополнительное топливо – экономное отношение к нему, к использованию энергии.

Итак, человечество располагает немалыми запасами энергетического сырья. Имеются вполне реальные перспективы увеличения их запасов в дальнейшем. Тем не менее залежи углеводородов рано или поздно иссякнут. Это неизбежный процесс, но не следует пугаться такого прогноза. Возможно получение синтетических углеводородов, и поиск рациональных способов их получения уже идёт. Кроме того, представляется очень важным, чтобы в сознании каждого человека укрепилась мысль о необходимости строгой экономии и рационального использования энергетического сырья. Люди в ближайшем будущем должны заменить нефть и газ другими источниками энергии (Наука и жизнь, 1983, №2).

 

Вопросы к тексту:

 

1. Ответьте на вопросы:

1) Почему учёные ищут возможности получения искусственной нефти и газа?

2) Кто и когда стал говорить о возможности синтеза углерода и водорода? Какое название приобрела полученная окись?

3) Кто является создателем технологии получения синтетической нефти?

4) Что служит исходным веществом для получения водяного газа?

5) Почему после окончания войны производство искусственного топлива было закрыто?

6) Является ли переработка угля способом получения искусственной нефти?

7) Какова технологическая схема переработки угля в искусственную нефть?

8) Каким образом предлагается использовать быстрорастущие бурые водоросли для получения топлива? Кто предложил этот способ?

9) В какой стране впервые начали развивать проект перевода автотранспорта с бензина и дизельного топлива на этанол (этиловый спирт)?

10) В чём суть идеи получения нефти из городского мусора? В каких странах применяется эта технология?

 

Упражнение 66. Прочитайте текст. Пользуясь списком слов после текста, обозначенных курсивом, воспроизведите его содержание. Задайте к тексту вопросы.

Возраст нефти может быть определён исходя из того обстоятельства, что нефти приурочены к осадочным породам, возраст которых в настоящее время определён достаточно точно различными методами. Общая продолжительность осадконакопления насчитывает около 520 млн. лет.

Так как органическая жизнь должна была пройти значительные этапы, чтобы достигнуть даже того незначительного количества видов, известных по кембрийскому периоду, можно предполагать, что жизнь зародилась гораздо раньше, может быть на 500 млн. лет ранее. Однако эта жизнь, очевидно, характеризовалась немногими видами организмов, не дошедшими до нашего времени даже в виде различных окаменелостей. Во всяком случае объём жизни 500 млн. лет тому назад не мог быть таким значительным, как в наше время, главным образом, за счёт растительности, появившейся в обильных формах только в девонский период. Если нефть, как сейчас принимается почти всеми исследователями, имеет

 

органическое происхождение, то, очевидно, невозможно рассчитывать на большие запасы нефти в такие отдалённые периоды, как кембрийский и силурийский.

Распределение нефти по геологическим периодам устанавливается из количества добытой нефти из пород различного возраста плюс разведанные запасы. Таким образом, за последние 50 млн. лет образовалось нефти почти столько же, сколько за предыдущие 450 млн. лет, если, конечно, допустить, что современная добыча нефти находится в прямом отношении к её запасам. Такая «вспышка» нефтеобразования в ближайшие к нам 50 млн. лет малопонятна, если допустить, что равновесие между живой и мёртвой природой наступило уже гораздо раньше. С другой стороны, древние нефтяные месторождения частично ещё могут быть не открыты или уже разрушены различными процессами.

Намёк на эти соображения дают разведанные запасы природного газа, количество которого гораздо больше в нефтяных горизонтах древнего возраста. Предполагается, что превращение нефти в конце концов переводит её в газ (метан) и графит, действительно распространённых в древних отложениях.

Слова для справок: Возраст нефти, осадочные породы, различные методы, продолжительность осадконакопления, органическая жизнь, кембрийский период, виды организмов, окаменелости, растительность, девонский период, органическое происхождение нефти, силурийский период, распределение нефти по геологическим периодам, «вспышка» нефтеобразования, нефтяные горизонты древнего возраста, метан, графит.

 

Упражнение 67. Прочитайте текст. Запишите в тетради правильные варианты написания названий физических величин в научно-технических текстах.

 

Написание наименований физических величин в научно-технических текстах

В основу правил наименования, обозначения и применения единиц физических величин положены стандарты Международной системы СИ (Система Интернациональная). Обозначениями единиц предусмотрены русские буквенные обозначения, международные буквенные обозначения с применением букв латинского и греческого алфавитов и специальных знаков типа ", ', %, ‰, °С и др.

В одном и том же документе допускается применять лишь один вариант обозначения — русский или международный. Все меры длины, площади и т. п. обязательно обозначаются цифрами; единицы счета и физических величин приводятся сокращенно. При этом в конце сокращенного обозначения единиц измерения точка как знак сокращения не ставится: 10 Т; 15 м2; 50 см3.

Единицы измерения, которые не являются самостоятельными, но которые входят в наименование сложной единицы, имеют в обозначении точку как знак сокращения: 755 мм рт. ст.

Если в тексте перечисляется (или упоминается) несколько значений одной и той же величины, то обозначение единицы следует приводить один раз после последнего числового значения без применения скобок: 12, 24 и 36 В; 50, 60 и 70 %; 60 х 30 х 40 м.

Перед числами, обозначающими меру, не ставят предлога или тире.

Для указания знака деления предпочтительно применять косую черту.

 

Упражнение 68. Прочитайте текст. Запишите в тетради верные варианты написания числительных в научно-технических текстах.

 

Оформление написания чисел и знаков в научных текстах

 

В научно-технических текстах часто встречаются многозначные целые числа, простые и десятичные дробные числа, буквенно-цифровые и словесно-цифровые сочетания, используются порядковые числительные, приводятся обозначения диапазона величин и др.

При написании многозначных целых чисел производится группировка их справа налево по три цифры: 14 287 624; 12 841. Точку в пробелах между группами цифр многозначного числа ставить не допускается.

Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т.п., рекомендуется писать: при массе до 10 кг, и не рекомендуется при массе до десяти кг. Если же однозначные числа стоят в косвенных падежах, то рекомендуется писать: офис укомплектован тремя (а не 3!) персональными компьютерами.

Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд: 10 млрд, 12 млн. Это правило распространяется и на сочетание крупных круглых чисел с обозначениями единиц физических величин, денежных единиц: 20 млн км; 200 млрд кВт-ч.

Денежные выражения, обозначающие суммы более одной тысячи, в тексте рекомендуется писать цифрами и словами: 5 тыс. рублей, 1 млн рублей. Денежные выражения в рублях и копейках следует писать: 105 руб. 55 коп.

Простые дроби пишутся через косую черту: 1/2; 3/4 или цифрами, устанавливаемыми на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3/4. Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Например: 51/2.

В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1,094 03; 5,530 021; 3,141 592 65. После простых дробных чисел слова часть, доля, как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади; 1/2 квадрата. Не следует писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата.

Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи.

Для обозначения диапазона значений ставят: многоточие, тире, знак ч, предлог «от» перед первым числом и «до» перед вторым. Например: длиной 5... 10 м; длиной 5—10 м; длиной 5ч10 м, длиной от 5 до 10 м. Порядковые числительные в тексте могут иметь следующую форму написания:

- буквенную (сто пятый),

- буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного окончания, присоединенного через дефис: 35-й);

- цифровую — римскими цифрами без наращивания падежного окончания (XI конгресс, XXI век).

Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:

- однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой;

- двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми.

Если одно за другим идут более двух порядковых числительных, разделенных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы. Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:

- только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50-60-е годы;

- у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х-90-е годы.

Падежное окончание не наращивается при использовании порядковых числительных в виде арабских цифр, обозначающих:

- номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6. Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице.

- даты (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует за числом. Напр.: В 1997 году; 12 декабря 1997 года. Неправильно: в 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года. Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Например: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е.

Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом: 150-летие, 3-месячный срок, 1-, 2-, 3-секционный шкаф.

Сложные слова с числительным и прилагательным «процентный»:

- в изданиях деловой и научной литературы принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. Например: 10 %-ный раствор, 20 %-ный сбор. Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Например: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору и т. д.

Знаки №, %, §, ° в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах, записанных прописью, их принято заменять словами. Между знаками №, % и § и цифрами ставится пробел. Знаки градуса, минуты и секунды пишутся без пробела.

Знаки более (>), менее (<), не более, не менее, знаки математических действий и соотношений (+, -, х,:, /, =, ~) отделяют от смежных символов и чисел пробелом, а знаки положительности или отрицательности значения величины пишут слитно с последующим числом.

Упражнение 69. Прочитайте. Запишите в тетради сокращения, которые вам часто встречались в научно-технических текстах.

 

Правила использования сокращений в научных текстах

К стандартным аспектам научно-технического языка относится унификация сокращений. Как правило, сокращаются словосочетания, характеризующиеся высокой частотностью употребления. Сокращаются термины, названия организаций, номенклатурные знаки самого различного свойства, текстовые обозначения и т.д. Чтобы не ошибиться в выборе написания, нужно пользоваться словарем сокращений.

Приведем некоторые частные правила использования сокращений и сложносокращенных слов: названия географических понятий, промежутков времени, количественных определений и т.п. сокращают следующим образом: а) перед словом, к которому они относятся, например: оз. (озеро) Глубокое, г. (город) Орел; б) после числительных, например, 8 тыс. (тысяч) станков, 10 млн (миллионов) рублей.

Сложносокращенные названия, образованные из начальных букв, пишут прописными буквами (МГУ). В названиях, образованных по смешанному принципу, буквенные сокращения пишутся прописными буквами, слоговые сокращения – строчными (НИИСтройдормаш – Научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения). С прописной буквы пишутся сложносокращенные слова, обозначающие названия учреждений и организаций, например: Госплан, Горсовет. Одними прописными буквами пишутся все аббревиатуры, читаемые пo названиям букв, например: РК (Республика Казахстан), МВД (Министерство внутренних дел) и т.п.

При стечении двух одинаковых согласных сокращение следует делать после первой согласной, например: стен. календарь, грам. ошибка (а не «стенн.», «грамм.»). При стечении двух различных или нескольких согласных сокращение следует делать после последней согласной, например: народн. творчество (а не «народ.»), русск. язык (а не «рус.»), искусств. шелк (а не «искус.», или «искусс.», или «искусст.»).

Сокращенное слово должно иметь запас прочности, чтобы при расшифровке оно понималось однозначно. Например, правильное сокращение слова обязательство: обяз-во (а не обяз. или об-о).

Сокращение должно быть понятно всем, читающим документ. Поэтому при первом употреблении сокращения в тексте оно должно быть расшифровано в скобках, а затем быть представлено в сокращенном виде. Например: Российская академия государственной службы (РАГС), затем можно использовать только РАГС.

Точка как знак сокращения ставится, когда слово с отсеченной конечной частью при чтении вслух произносится в полной, а не сокращенной форме. Напр.: г. — при чтении произносят год, а не гэ. Исключение — обозначения единиц физ. величин: они сокращены отсечением конечной части слова и при чтении произносятся в полной форме, но пишутся без точки на конце.

Не ставится точка:

1) в конце сокращения, если сокращенное словосочетание при чтении вслух произносится в сокращенной форме: это означает, что в тексте употреблена инициальная аббревиатура или сложносокращенное слово, в которых сокращение графически не обозначается; напр.: КПД, а не к.п.д., т. к. читается «капэдэ», но: а.е. (читается «астрономическая единица»);

2) в конце сокращения, если выброшена срединная часть слова, замененная дефисом, и сокращение заканчивается на последней букве полного слова; напр.: г-н, изд-во, ин-т, ин-тов;

3) при графическом обозначении сокращения косой чертой (чтобы не показывать графически сокращение дважды); напр.: п/п, н/Д;

4) в середине удвоенного однобуквенного графического сокращения (сокращение пишется слитно, и точку ставят только в конце); напр.: вв., гг., пп.;

Стандартизированы следующие виды сокращений:

почтовые сведения (г., обл., р-н, п.я., ст., отд. и т. п.);

наименование должностей и званий (проф., член-корр., канд. техн. наук, зав., зам., и.о., пом. и т.п.);

Примеры стандартизированных сокращений:

т.е. – то есть (после перечисления),

и т.д. – и так далее (после перечисления),

и т.п. – и тому подобное (после перечисления),

и др. – и другие (после перечисления),

и пр. – и прочие (после перечисления),

см. – смотри (при ссылке, например, на другую часть документа),

ср. – сравни (при ссылке, например, на другую часть документа),

напр. – например,

в. – век (при обозначении цифрами века),

вв. – века (при обозначении цифрами веков),

г. – год (при обозначении цифрами года), гг. – годы (при обозначении цифрами (годов).

Вопросы для контроля:

  1. Каковы особенности морфологии научного стиля речи?
  2. Какие существительные частотно используются в научном стиле? Приведите примеры.
  3. Какие существительные являются абстрактными? Приведите примеры.
  4. Какие существительные являются отглагольными? Приведите примеры.
  5. Какие глаголы используются в научном стиле? Приведите примеры.
  6. Какие глагольные формы частотно используются в научном стиле? Приведите примеры.
  7. Какое местоимение не характерно для научного стиля? Приведите примеры.
  8. Как используются в научном стиле числительные? Приведите примеры.
  9. Как используются в научном стиле прилагательные, наречия? Приведите примеры.
  10. Какие способы словообразования наиболее частотно представлены в научном стиле речи? Приведите примеры.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.